Подготовка отстающих студентов к завершающей аттестации
учебно-методическое пособие по физике по теме

Кузнецова Алина Валентиновна

Материал содержит систематизированные задания по всем разделам учебной дисциплины "Физика", преподаваемой в учреждении среднего профессионального образования. Целью работы является подготовка отстающих студентов к завершающей аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_podgotovki_k_ekzamenam.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Задания для  подготовки отстающих студентов к завершающей аттестации

по дисциплине

«Физика»

                                                                                                     Подготовила:

преподаватель II категории

Кузнецова А.В.

Первоуральск, 2010


Пояснительная записка.

Цель: Дифференцирование учебного процесса: создание комфортных условий для адаптации отстающих студентов в учебном процессе, подготовке к завершающей аттестации.

Темы раздела рабочей программы: 1) «Механика»; 2) «Молекулярная физика»; 3) «Электродинамика»; 3) «Квантовая физика».

Характеристика содержания заданий: Система содержит задания по темам раздела в порядке следования, определённом рабочей программой. Предварительно студентам предлагается ознакомиться (повторить) основное содержание темы по учебнику. Затем студентам предстоит ответить на ряд теоретических вопросов в форме учебной задачи с использованием прочитанной информации. Затем студентам предлагаются качественные задачи. После освоения этой части материала студенты выполняют экспериментальные задания. Для закрепления данной темы предлагается прочитать текст по соответствующей теме и ответить на вопросы к тексту. Форма заданий соответствует вопросам на завершающей аттестации.

Планируемый результат: Формирование ключевых компетенций, что позволит  отстающим студентам освоить базовый уровень ГОС к этапу завершающей аттестации.

Задание по теме «Механика».

Прочитать параграфы: 9,10,11,13,14,15, 20,21,22,23,24,25,26 28, 29,30,31,33,34, 35 (Касьянов В.А.Физика 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений- М: Дрофа, 2003).

Теоретические вопросы:

  1.  Перечислите научные методы познания окружающего мира. Раскройте роль эксперимента и теории в процессе познания. Дайте определение понятий: научная гипотеза, физический  закон, физическая теория.
  2. Дайте определение механического движения и его видов. Приведите примеры относительности движения. Дайте определение системы отсчёта, скорости, ускорения, прямолинейного равноускоренного движения.
  3. Сформулируйте и поясните примерами действие первого закона Ньютона. Дайте определение  инерциальных систем отсчёта. Приведите примеры взаимодействия тел. Дайте определение силы, массы. Сформулируйте и поясните примерами второй и третий законы Ньютона.
  4. Дайте определение импульса тела. Сформулируйте закон сохранения импульса. Приведите примеры реактивного движения в природе и технике.
  5. Сформулируйте и поясните примерами действие закона всемирного тяготения. Дайте определение силы тяжести. Приведите примеры невесомости тел.
  6. Дайте определение силы трения скольжения. Раскройте причину возникновения силы упругости. Сформулируйте и поясните примерами действие закона Гука.
  7. Дайте определение работы, механической энергии, кинетической и потенциальной энергии. Сформулируйте и поясните примерами действие закона сохранения механической энергии.
  8. Дайте определение механических колебаний. Охарактеризуйте свободные и вынужденные колебания, явление резонанса. Поясните процесс превращения энергии при механических колебаниях.

Качественные задачи:

  1. Тело находится у верхнего края наклонной плоскости АВС. Один раз ему дают соскользнуть по наклонной плоскости из точки В в точку А. Другой раз его сдвигают с наклонной плоскости, и оно свободно падает вниз до точки С.Одинаковыми ли будут скорости тела в обоих случаях к концу движения? Трением пренебречь.

                                                                                                  В  

                                            А                                                   С

  1. Почему возможно равномерное движение автомобиля при работающем двигателе?
  2. Две капли одновременно отделились от крыши: первая от ледяной сосульки, вторая - скатившись с конька крыши. В одно ли время капли упадут на землю?

Экспериментальные задачи:

1) Проверка зависимости времени движения шарика по наклонной плоскости от угла наклона:

а) установить наклонную плоскость;

б) скатывая шарик без начальной скорости, измерить время его движения по плоскости;

в) повторить опыт, увеличивая угол наклона;

г) сделать вывод о зависимости времени движения шарика от угла наклона.

2) Построение графика зависимости силы упругости от удлинения:

а) подвесить тело весом 1 Н к динамометру и измерить  удлинение тела;

б) повторить опыт с двумя и тремя телами;

в) учитывая, что сила упругости растянутой пружины численно равна весу тела, построить график зависимости силы упругости от удлинения пружины.

г) сделать вывод о характере этой зависимости.

3) Проверка зависимости периода колебания маятника от длины нити:

 а) установить маятник:

б) определить период колебаний, разделив время колебаний на их число:

в) уменьшить длину нити, снова определить период колебаний;

г) сделать вывод о зависимости периода колебаний от длины нити.

Работа с учебным текстом:

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы к тексту.

                                                               Звуки.

Задумайтесь о происхождении звуков — вот стукнула дверь, ударили кулаком по столу, проехала машина, стучат каблучки по полу. Звук всегда вызывается каким-либо механическим движением. Доски, стол, стены, большинство других предметов от толчков не приходят в видимое движение, если только они не очень сильны. Но они способны несколько прогибаться, и в результате возникает их легкое движение вперед-назад (вибрация). Хорошо иллюстрирует природу колебаний туго натянутая струна или резиновый шнур. Предположим, что мы оттянули середину струны гитары из нормального положения. Струна натягивается, и, когда мы ее отпустим, она вернется назад, но в момент возвращения в свое нормальное положение она будет двигаться. Продолжая движение, постепенно замедляясь, она остановится, но уже по другую сторону от своего первоначального положения. Теперь струна снова натянута и должна двигаться назад. Со временем, после многих таких колебаний струна вернется в состояние покоя.

Подобным способом происходят колебания твердых упругих предметов, если какой-то участок тела толкнуть и вывести из нормального состояния. Колебания одной части предмета оказывают влияние на остальные части. Колеблющиеся участки тянут и толкают соседние, а те тоже начинают колебаться. В свою очередь, они приводят в движение окружающие их участки и т.д. Таким образом, колебания, созданные в одной точке тела, передаются другим его точкам по всем направлениям, так что через какое-то время колеблются все точки внутри сферы с центром в источнике колебаний. Так распространяется звуковая волна в твердом материале.

Вопросы к тексту:

  1. Одинакова ли скорость распространения звука в различных твёрдых материалах?
  2. Только ли в твёрдых материалах распространяется звук?
  1. Можно ли на Земле услышать гул двигателя космического корабля, пролетающего в открытом космосе?

Шумовое загрязнение среды.

Остановитесь и прислушайтесь: по улице с шумом проносятся многотонные МАЗы и ЗИЛы, хлопают двери парадных на мощных стальных пружинах, со двора несутся крики детворы, до глубокой ночи бренчат гитары, оглушают магнитофоны и телевизоры, заводские цеха встречают нас грохотом станков и других машин... Картина вроде обыденная. Но нормально ли это?

Наш век стал очень шумным. Трудно сейчас назвать область техники, производства и быта, где в звуковом спектре не присутствовал бы шум, т.е. мешающая и раздражающая нас смесь звуков. За определенный комфорт, удобства связи и передвижения, благоустройство быта и совершенствование производства современному человеку приходится слушать не скрип телег, я вой автомобилей, лязг трамваев, рев реактивных самолетов. Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности транспорта, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней.

Шумом является всякий нежелательный для человека звук. При нормальных физических условиях скорость звука в воздухе 344 м/с. Звуковое поле — это область пространства, в которой распространяются звуковые волны. При распространении звуковой волны происходит перенос энергии. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, децибелах (дБ), это давление воспринимается не беспредельно. Шум в 20-30 дБ практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Допустимая граница поднимается примерно до 80 дБ. Шум в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а достигнув 150 дБ, становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол»; колокольный звон убивал человека. На многих оживленных магистралях даже ночью шум не бывает ниже 70 дБ, в то время как по санитарным нормам он не должен превышать 40 дБ.

Шум, даже когда он не велик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости, стойкой бессоннице и атеросклерозу. Под воздействием шума 85-90 дБ снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Недомогание, головокружение, тошнота, чрезмерная раздражительность — все это результат пребывания в шумных условиях. В настоящее время воздействие звука, шума на функции организма изучает наука аудеология. Было установлено, что шумы природного происхождения (шум морского прибоя, листвы, дождя и др.) благотворно влияют на организм, успокаивают его, нормализуют сон. В 1980 г. был принят закон «Об охране атмосферного воздуха», в котором в статье 12 отмечается, что «в целях борьбы с производственными и иными шумами должны, в частности, осуществляться: внедрение малошумных технологических процессов, улучшение планировки и застройки городов и других населенных пунктов, организационные мероприятия по предупреждению и снижению бытовых шумов».

Вопросы к тексту:

  1. Какой уровень шума безвреден для человека?
  2. Какой допустимый уровень шума для человека?
  3. Как называется наука, изучающая воздействие звука и шума на человека?
  4. Как влияют сверхдопустимые уровни шумов на человека?

Задание по теме «Молекулярная физика».

Прочитать параграфы: 1,2,5,6,8, 11, 13,14, 23, 24, 25, 26, 29,30 (Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учебник для 10-ого класса средней школы- М.: Просвещение, 1999). 

Теоретические вопросы:

  1. Расскажите о возникновении атомистической гипотезы строения вещества и приведите примеры её экспериментального доказательства. Дайте определение идеального газа.  Сформулируйте основное уравнение МКТ идеального газа. Охарактеризуйте абсолютную температуру как меру средней кинетической энергии движения молекул.
  2. Объясните давление газа. Сформулируйте уравнение состояния идеального газа. Охарактеризуйте изопроцессы в газах.
  3. Объясните процесс испарения и конденсации. Дайте определение насыщенных и ненасыщенных паров. Дайте определение влажности воздуха и назовите способы её измерения.
  4. Объясните процесс работы в термодинамике. Дайте определение внутренней энергии. Сформулируйте и поясните примерами действие первого закона термодинамики. Дайте определение адиабатного процесса. Сформулируйте и поясните примерами действие второго закона термодинамики.

Качественные задачи:

  1.   Мука из-под жерновов выходит горячей, хлеб из печи вынимают тоже горячим. Какова причина повышения температуры этих тел?
  2.   Почему поднимаясь в высокие слои атмосферы, воздух охлаждается?
  3. Какие из названных процессов можно рассматривать как тепловые явления: а) нагревание тел; б) падение тел; в) трение тел; г) столкновение тел; д) деформация тел; е) испарение жидкостей; ж) излучение света лампой накаливания?
  4. О каких изменениях в состоянии движения частиц, образующих тело, свидетельствуют такие явления: а) охлаждение тел б) диффузия газов; в) отвердевание жидкостей; г) упругое растяжение стержня; д) растворение соли в воде?

Экспериментальные задачи:

1) Наблюдение явления подъёма жидкости в капилляре:

а) Опустить две стеклянные трубки разного сечения в воду, наблюдая подъём воды в капиллярах;

б) Опустить две стеклянные трубки одинакового сечения: одну в воду,  другую – в мыльный раствор.

в) объяснить от чего зависит высота подъёма жидкости в капиллярах.

2) Измерение влажности воздуха:

а) снять показания с сухого и влажного термометров психрометра;

б) определить разность показаний сухого и влажного термометров;

в) определить влажность воздуха по психрометрической таблице.

3) Построение графика зависимости температуры от времени остывания воды:

а) поместить в стакан с горячей водой термометр;

б) снимать показания термометра через 1 минуту;

в) построить график зависимости температуры от времени остывания воды;

г) сделать вывод о характере этой зависимости.

4) Наблюдение изменения давления воздуха при изменении температуры и объёма:

а) сжимая  и расширяя объём воздуха в гофрированном сосуде, наблюдать изменение давления;

б) поместить сосуд с воздухом в горячую воду, наблюдать изменение давления;

в) сделать вывод о зависимости давления воздуха от объёма и температуры.

Работа с учебным текстом:

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы к тексту.

Жидкости.

Молекулы жидкости расположены почти вплотную друг к другу, поэтому молекула жидкости ведет себя иначе, чем молекула газа. Зажатая, как в клетке, другими молекулами, она совершает «бег на месте» (колеблется около положения равновесия, сталкиваясь с соседними молекулами). Лишь время от времени она совершает «прыжок», прорываясь сквозь «прутья клетки», но тут же попадает в новую «клетку», образованную новыми соседями. Время оседлой жизни молекулы воды, т. е. время колебаний около одного определенного положения равновесия при комнатной температуре, равно в среднем 10-11 с. Время же одного колебания значительно меньше (10-12. . .10-13 с). С повышением температуры время оседлой жизни молекул уменьшается. Характер молекулярного движения в жидкостях, впервые установленный советским физиком Я. И. Френкелем, позволяет понять основные свойства жидкостей.

Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке изменить объем жидкости (даже на малую величину) начинается деформация самих молекул. Для этого нужны очень большие силы. Этим и объясняется малая сжимаемость жидкостей.

Как известно, жидкости текучи, т. е. не сохраняют своей формы. Объяснить это можно так. Если жидкость не течет, то перескоки молекул из одного оседлого положения в другое происходят с одинаковой частотой по всем направлениям. Внешняя сила заметно не меняет число перескоков молекул в секунду. Перескоки молекул из одного оседлого положения в другое происходят преимущественно в направлении действия внешней силы. Вот почему жидкость течет и принимает форму сосуда.

Вопросы к тексту:

1) Почему жидкости мало сжимаемы?

2) Каков характер движения молекул жидкости?

3) Как соотносятся расстояния между молекулами жидкости с размерами молекул?

Испарение и конденсация.

Хорошо закрытый флакон с духами может стоять очень долго, и количество духов в нем не изменится. Если же флакон оставить открытым, то, взглянув на него через достаточно продолжительное время, вы увидите, что жидкости в нем нет. Жидкость, в которой растворены ароматические вещества, испарилась. Гораздо быстрее испаряется (высыхает) лужа на асфальте, особенно если высока температура воздуха и дует ветер.

Это явление можно объяснить так.

Молекулы жидкости движутся беспорядочно. Чем выше температура жидкости, тем больше кинетическая энергия молекул. Среднее же значение кинетической энергии молекул при заданной температуре имеет определенную величину. У каждой молекулы кинетическая энергия в данный момент может оказаться как меньше, так и больше средней. В какой-то момент кинетическая энергия отдельных молекул может стать настолько большой, что они окажутся способными вылететь из жидкости, преодолев силы притяжения остальных молекул. В этом и состоит процесс испарения.

Вылетевшая молекула принимает участие в беспорядочном тепловом движении газа. Беспорядочно двигаясь, она может навсегда удалиться от поверхности жидкости, находящейся в открытом сосуде, но может и вернуться снова в жидкость. Такой процесс называют конденсацией.

Если поток воздуха над сосудом уносит с собой образовавшиеся пары жидкости, то жидкость испаряется быстрее, так как у молекулы пара уменьшается возможность вновь вернуться в жидкость. Чем выше температура жидкости, тем большее число молекул имеет достаточную для вылета из жидкости кинетическую энергию, тем быстрее идет испарение.

При испарении жидкость покидают более быстрые молекулы, поэтому средняя кинетическая энергия молекул жидкости уменьшается. Это означает, что происходит понижение температуры жидкости. Смочив руку какой-нибудь быстро испаряющейся жидкостью (бензином или ацетоном), вы тут же почувствуете сильное охлаждение смоченного места. Охлаждение усилится, если на руку подуть.

Вопросы к тексту:

  1. От чего зависит скорость испарения жидкости?
  2. Как меняется температура жидкости при испарении?
  3. Как протекает процесс конденсации?

Задание по теме «Электродинамика».

Прочитать параграфы: 32,34,35,36,38,39,45,46,47, 49,50,52, 54,57, 58, 59, 60, 61, 62,65 (Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учебник для 10-ого класса средней школы- М.: Просвещение, 1999); 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 29, 30, 44, 46, 50, 51(Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учебник для 11-ого класса средней школы- М.: Просвещение, 2000).

Теоретические вопросы:

  1. Объясните взаимодействие заряженных тел. Сформулируйте закон Кулона и закон сохранения электрического заряда. Дайте определение электрического поля.
  2. Объясните устройство конденсаторов. Дайте определение электроёмкости конденсатора. Определите  энергию заряженного  конденсатора. Приведите примеры применения конденсаторов.
  3. Дайте определение электрического тока. Определите работу и мощность в цепи постоянного тока. Сформулируйте закон Ома для полной цепи.
  4. Охарактеризуйте магнитное поле. Объясните действие магнитного поля на электрический ток. Дайте определение магнитной индукции.
  5. Охарактеризуйте полупроводники. Приведите примеры применения полупроводниковых приборов.
  6. Объясните явление электромагнитной индукции. Дайте определение магнитного потока. Сформулируйте и поясните примерами действие закона электромагнитной индукции. Сформулируйте правило Ленца.
  7. Объясните явление самоиндукции. Дайте определение индуктивности. Определите энергию магнитного поля катушки с током.
  8. Дайте определение свободных и вынужденных электромагнитных колебаний, колебательного контура. Опишите процесс  превращения энергии при электромагнитных колебаниях.
  9. Дайте определение электромагнитного поля, электромагнитных волн. Охарактеризуйте волновые свойства света. Охарактеризуйте различные виды электромагнитных излучений и приведите примеры их практического применения.

Качественные задачи:

  1. Как направлен вектор напряжённости электростатического поля, созданного двумя одноимёнными зарядами, в точке, расположенной между зарядами, на прямой, соединяющей заряды? Выполнить эту задачу для разноимённых зарядов.
  2. Почему работающие электрические звонки, пылесосы, швейные машины, лампы дневного света могут быть источниками радиопомех?
  3. Кусок проволоки сложили вдвое. Как изменилось сопротивление проволоки?
  4. Действует ли сила Лоренца: а) на незаряженную частицу в магнитном поле; б) на заряженную частицу, покоящуюся в магнитном поле; в) на заряженную частицу, движущуюся вдоль линий магнитной индукции поля? Почему?
  5. На текстильных фабриках нередко нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создаётся повышенная влажность. Зачем?  
  6. Витки обмоток электрических генераторов или трансформаторов могут трансформироваться или даже разорваться при прохождении по ним очень большого тока (тока короткого замыкания). Объясните явление.
  7. Почему провод в форме петли, по которому протекает ток высокой частоты, электромагнитных волн почти не излучает?

Работа с учебным текстом:

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы к тексту.

                                     Электроизмерительные приборы.

Измерительный прибор магнитоэлектрической системы устроен следующим  образом.   На легкой алюминиевой рамке 2 прямоугольной формы с прикрепленной к ней стрелкой 4 намотана катушка. Рамка укреплена на двух полуосях 00'. В положении  равновесия ее удерживают две тонкие спиральные пружины 3. Силы упругости со стороны  пружин, возвращающие катушку в положение равновесия, пропорциональны углу отклонения стрелки от положения равновесия. Катушку помещают между полюсами постоянного магнита М с наконечниками. Внутри катушки расположен цилиндр из мягкого железа 1. Такая конструкция обеспечивает радиальное направление линий магнитной индукции в той области, где находятся витки катушки.

В результате при любом положении катушки силы, действующие на нее со стороны магнитного поля, максимальны и при неизменной силе тока постоянны. Векторы F и  — F изображают силы, действующие на катушку со стороны магнитного поля и поворачивающие ее. Катушка с током поворачивается до тех пор, пока силы упругости со стороны пружины не уравновесят силы, действующие на рамку со стороны магнитного поля. Увеличивая силу тока в 2 раза, мы обнаружим, что стрелка поворачивается на угол, вдвое больший, и т. д. Это происходит потому, что силы, действующие на катушку со стороны магнитного поля, прямо пропорциональны силе тока: F~I. Благодаря этому можно определить силу тока по углу поворота катушки, если проградуировать прибор. Для этого надо установить, каким углам поворота стрелки соответствуют известные значения силы тока.

Такой же прибор может измерять напряжение. Для этого нужно градуировать прибор так, чтобы угол поворота стрелки соответствовал определенным значениям напряжения. Кроме того, сопротивление вольтметра должно быть много больше сопротивления амперметра.

Вопросы к тексту:

1) Какое направление имеют линии магнитной индукции, пронизывающие катушку? Почему?

2) От чего зависит угол поворота стрелки прибора?

3) Чем амперметр  отличается от вольтметра?


Задание по теме «Квантовая физика».

Прочитать параграфы: 66, 67, 68, 69, 72, 73, 75, 77, 78, 80, 83, 84, 86, 87, 88, 89 (Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учебник для 11-ого класса средней школы- М.: Просвещение, 2000).

Теоретические вопросы:

  1. Опишите опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Охарактеризуйте ядерную модель атома. Сформулируйте квантовые постулаты Бора. Приведите примеры применения лазеров. Объясните процесс испускания и поглощения энергии атомами. Охарактеризуйте различные виды спектров.
  2. . Опишите явление фотоэффекта. Объясните законы фотоэффекта, основываясь на представлении о световых квантах. Приведите примеры применения фотоэффекта в технике.
  3. Опишите состав ядра атома. Охарактеризуйте ядерные силы. Дайте определение дефекта массы и энергии связи ядра атома. Приведите примеры ядерных реакций.
  4. Дайте определение радиоактивности. Охарактеризуйте виды радиоактивных излучений  и опишите методы их регистрации. Объясните влияние ионизирующей радиации на живые организмы.
  5. Опишите состав и структуру Солнечной системы. Дайте характеристику основных типов звёзд, назовите источник  их энергии. Опишите  состав и структуру Галактики.

Качественные задачи:

  1. Металлическая пластина под действием рентгеновского излучения зарядилась. Каков знак заряда? Почему?
  2. Определить нуклонный состав ядра изотопа железа 5626Fе.
  3. Почему нейтроны легче проникают в ядра атомов, чем другие частицы?
  4. В опыте по обнаружению фотоэффекта цинковая пластина крепится на стержне электрометра. Как изменится время разрядки пластины, если а) поставить светофильтр, задерживающий красную часть фильтра; б) поставить светофильтр, задерживающий фиолетовую часть фильтра?
  5. Почему хвост кометы направлен всегда в сторону от Солнца?

Работа с учебным текстом:

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы к тексту.

Метод толстослойных фотоэмульсий.

 Для регистрации частиц наряду с камерами Вильсона и пузырьковыми камерами применяются толстослойные фотоэмульсии. Ионизирующее действие быстрых заряженных частиц на эмульсию фотопластинки позволило французскому физику Л. Беккерелю открыть в 1806 г. радиоактивность. Метод фотоэмульсии был развит советскими физиками Л. В. Мысовским, Л. П. Ждановым и др.

Фотоэмульсия содержит большое количество микроскопических кристалликов бромида серебра. Быстрая заряженная частица, пронизывая кристаллик, отрывает электроны от отдельных атомов брома. Цепочка таких кристалликов образуем скрытое изображение. При проявлении в этих кристалликах восстанавливается металлическое серебро и цепочка зерен серебра образует трек частицы. По длине и толщине трека можно оценить энергию и массу частицы.

Из-за большой плотности фотоэмульсии треки получаются очень короткими (порядка 10-3 см для альфа-частиц, испускаемых радиоактивными элементами), но при фотографировании их можно увеличить.

Преимущество фотоэмульсий состоит в том, что время экспозиции может быть сколь угодно большим. Это позволяет регистрировать редкие явления. Важно и то, что благодаря большой тормозящей способности фотоэмульсий увеличивается число наблюдаемых интересных реакций между частицами и ядрами.

Вопросы к тексту:

  1. Что такое трек частицы?
  2. Как получается изображение трека на фотоэмульсии?
  3. В чём состоит преимущество данного метода перед другими методами наблюдения элементарных частиц?
  4. Какие ёщё вы знаете методы наблюдения элементарных частиц?

Изотопы.

В результате наблюдения огромного числа радиоактивных превращений постепенно выяснилось, что существуют вещества, совершенно тождественные по своим химическим свойствам, но имеющие совершенно различные радиоактивные свойства (т.е. распадающиеся по-разному). Их никак не удавалось разделить всеми известными химическими способами. На этом основании Содди в 1911 г. высказал предположение о возможности существования элементов с одинаковыми химическими свойствами, но различающихся в других отношениях, в частности своей радиоактивностью. Эти элементы нужно помещать в одну и ту же  клетку  периодической  системы Менделеева. Содди назвал их изотопами (т. е. занимающими одинаковые места).

Предположение Содди получило блестящее подтверждение и глубокое толкование год спустя, когда Дж. Дж. Томсон предпринял точные измерения массы ионов неона методом отклонения их в электрических и магнитных полях. Томсон обнаружил, что неон представляет собой смесь двух сортов атомов. Большая часть их имеет относительную массу, равную 20. Но имеется незначительная добавка атомов с относительной атомной массой 22. В результате относительная атомная масса смеси равна 20,2. Атомы, обладающие одними и теми же химическими свойствами, различались массой. Оба сорта неона, естественно, занимают одно и то же место в таблице Менделеева и, следовательно, являются изотопами.

Вопросы к тексту:

  1. Что такое изотопы?
  2. Какие химические элементы имеют изотопы?

    3)  Где и как используются изотопы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...

Программа подготовки выпускников к итоговой государственной аттестации

программа психологического сопровождения при подготовке выпускников в ЕГЭ...

Методика подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе

На что следует обращать внимание при подготовке девятиклассников к экзамену по математике. Основные темы и подборка заданий...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Задания для отстающих студентов

Материал содержит задания по разделу "Молекулярная физика" учебной дисциплины "Физика", преподаваемой в учреждении среднего профессионального образования. Целью работы является создание комфотных усло...

Заочные задания для отстающих студентов

Материл представляет собой матрицу для заочных занятий по дисциплине "Физика" с отстающими студентами с целью ликвидации академической задолженности. Для удобства работа разделена на две час...