Современные педагогические технологии, как средство снятия учебного стресса и повышение степени доступности материала при обучении физике
статья по физике по теме

Благоприятная атмосфера  позволяет раскрыть творческие способности ученика и учителя, сделать более доступным изучение физики, позволяет сохранить психологическое и физическое  здоровье детей и учителей. В настоящее время здоровьесберегающие технологии как никогда актуальны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_tekhnologii_na_uroke_fiziki.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель физики МКОУ «Березовская СОШ»

Современные педагогические технологии, как средство снятия учебного стресса и повышение степени доступности материала при обучении физике

Вопросы, связанные с созданием психологически комфортной обстановки на уроке, интересовали меня с самого начала моей педагогической деятельности. Благоприятная атмосфера  позволяет раскрыть творческие способности ученика и учителя, сделать более доступным изучение физики, позволяет сохранить психологическое и физическое  здоровье детей и учителей. В настоящее время здоровьесберегающие технологии как никогда актуальны.

 Одним из факторов, способствующим снижению здоровья  учащихся является стресс.

Что происходит с  ребенком, когда для него ситуации становится стрессовой?

  1. Мышление трактует ситуацию как неблагоприятную или угрожающую чем-то человеку (сейчас меня унизят, опозорят перед всем классом, будут ругать родители, возникнет ситуация, с которой я не знаю, что делать)  
  2. Включаются эмоции, которые сигналят: тревога, опасность, страх, паника, злость, стыд.  
  3. В ответ на это тело запускает древнейшую программу поведения в опасных ситуациях: нападать, убегать или замереть.

Но воспитанный ученик, а тем более учитель не могут себе позволить вести себя подобным образом. В результате, неизрасходованная энергия продолжает оставаться в теле в виде химических веществ, выделенных  для отражения опасности, и накапливаться в определенных зонах тела, в мышцах. Эти «накопления» стресса мы можем заметить: плечи опущены, голова втянута в плечи, невозможно сосредоточиться, провалы в памяти и др. Поскольку человек — система  взаимосвязанная, то, в результате, через зажатые  мышечные зоны с трудом проходят сигналы от мозга к важным органам и обратно. Ученик очень быстро устает, страдают наиболее ослабленные органы, возникают болезни. Давно доказано учеными, что когда человек сильно эмоционально включается в ситуацию, первое что страдает – мыслительная и творческая деятельность. Следовательно, ни о какой нормальной учебе не может быть речи. Таким образом стрессовая ситуация является препятствием для учебной деятельности, раскрытия творческого потенциала, успешного общения с окружающими.

Чтобы избежать проблем такого рода,  я считаю, что необходимо вести работу по трем основным направлениям:

  • Создание на уроке психологически комфортной обстановки.
  • Организация учебной деятельности таким образом, чтобы получение и осознание новой информации происходило наиболее гармоничным способом.
  • Использование специальных упражнений и методик для снятия стрессовой ситуации у учащихся, создание «включенного» состояния.

Большинство педагогических технологий и методик в той или иной степени отвечают данным задачам. Я рассмотрю те из них, которые считаю наиболее эффективными, и активно использую в своей работе:

1. Технология В.Ф.Шаталова.

2. «Биоадекватная технология»

3. «Образовательная кинестетика»

4. Открытые образовательные технологии

Технология В.Ф.Шаталова

На мой взгляд, авторская модель — технология интенсивного обучения В.Ф.Шаталова удивительно эффективная и талантливая, позволяющая раскрыть потенциал каждого ученика за счет активизации работы психофизиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и  систематизацию информации. Также в процессе обучения создаются благоприятные психологические условия для полноценной самореализации личности.

Основы технологии:

  • Опорные конспекты
  • Обязательный поэтапный контроль
  • Изучение материала крупными блоками
  • Личностно - ориентированный подход
  • Ориентировочная основа действий

Учет и оценка знаний в технологии Шаталова играет не только диагностическую, но и, в огромной мере, психологическую, мотивационную, воспитательную роль. Целью системы контроля и взаимоконтроля являются: знания, успех, поиск, познавательный интерес, взаимная поддержка учащихся. В.Ф.Шаталов считал, что «оценка – это очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности».

Опорные конспекты являются основной формой подачи и осмысления новой информации, позволяющей изучать теоретический материал крупными блоками, дающей целостное восприятие темы. Они выстраиваются из опорных сигналов. Опорные сигналы – это знаки, отражающие средства конкретизации при объяснении абстрактного теоретического  материала, модели (понятия, формулы, графики). Для лучшего закрепления в памяти они должны быть эмоционально яркими, экономными и неожиданными.

Идея В.Ф.Шаталова о том, что «образ – это ткань мыслительных процессов», высказанная почти пятьдесят лет назад, нашла свое подтверждение в работах психологов и нейрофизиологов последнего десятилетия. Автор предлагает использовать зрительные, звуковые и смысловые опоры.

Существуют основные принципы составления опорного конспекта:

  • Лаконичность (300-400печатных  знаков)
  • Структурность(4-5 связок, логических блоков)
  • Смысловые акценты ( отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов)
  • Унификация печатных знаков
  • Автономность (каждый из 4-5 блоков должен быть самостоятельным)
  • Ассоциативность
  • Доступность воспроизведению
  • Цветовая наглядность и образность

Издано достаточно много книг,  которые аннотированы как система опорных конспектов. Некоторые из них действительно интересны, а в большей части дается просто краткое изложение тем или обобщенные таблицы.

«Ноосферное образование»

«Биоадекватная технология» создана в России около 15 лет назад академиком РАЕН Масловой Натальей Владимировной на основе последних открытий и разработок психологов и нейрофизиологов в области восприятия, усвоения и осознания информации.

Целью  «ноосферного образования» является научение динамическому мышлению посредством мыслеобразов.

Задачей ноосферного образования является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное творческое мышление. Его экономичность достигается за счет использования пяти каналов человеческого восприятия, интенсификации творческого мышления и целостного взгляда на изучение явления.

Изучение и осознание новой информации в данной технологии происходит в соответствии с основными этапами восприятия информации.

Образовательная кинестетика

(“kinesis” – телесное ощущение)

 Образовательная кинестетика - простой и эффективный метод, позволяющий справиться с ситуацией стресса и разбалансированности. Кинестетика восстанавливает связь с помощью движения, снимает блоки, появившиеся во время стресса.

  Создателем программ по «образовательной Кинестетике» является доктор психологических наук Пол И. Деннисон. Программы включают в себя несколько взаимосвязанных направлений, одним из которых является «Гимнастика мозга». Методика Ученым давно известна глубокая связь между движением и эмоциями, движением и отношением к ситуации, движением и количеством запоминаемого материала. Гармония между правой и левой, верхней и нижней, передней и задней сторонами тела создает пространственное восприятие, которое необходимо для освоения таких важных навыков, как распределение текста в пространстве листа, восприятие страницы целиком, понимание математической последовательности чисел от большего к меньшему и др. Ребенок, у которого нарушены эти связи находится в разбалансированном состоянии и тратит на простые действия большое количество времени, быстро наступает усталость и эмоциональная подавленность.

Гармония человека базируется на трех началах: тело – мышление – эмоции. Нарушение любой из связей между этими составляющими ведет к эмоциональному напряжению, частому возникновению стрессовой ситуации, быстрой усталости даже при выполнении простых заданий.

«Образовательная кинестетика» разрабатывалась в центре «Долина» для неуспевающих. Более 20 лет Деннисон помогал успешно справляться с трудностями  детям и взрослым.

«Гимнастика мозга» - это специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения, а так же разработки нейропсихологов, которые помогают снять стрессовые телесные зажимы, активизирует определенные зоны мозга, направленные на познавательную деятельность, осуществляют и закрепляют позитивный настрой на эмоциональном уровне. Эти упражнения достаточно просты. Их высокую эффективность подтвердил большой практический опыт американских и российских педагогов и психологов.

Природой заложен механизм снятия напряжения через естественное движение, которое является основой развития мышления, творческого подхода к жизни. Методы «образовательной кинестетики» становятся прекрасным дополнением к существующим  учебным  программам, поскольку снимают стрессовое состояние и мотивируют к обучению.

Подробнее познакомиться с данной методикой можно на занятиях в рамках проекта Центра развития русского языка «Школа без стресса».

Открытые образовательные технологии

Цель открытых образовательных технологий – обучение школьников использованию приобретенных ими знаний и умений в максимально разнообразных ситуациях и формирование умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях, а также развитие готовности к самообразованию.

Главное лицо в данной образовательной системе – не учитель, а ученик.

К таким технологиям относятся:

  • Метод проектов
  • Дебаты
  • Развитие критического мышления через чтение и письмо
  • Творческие мастерские

Основными характеристиками технологий открытого образования являются:

  1. Деятельностный характер обучения
  2. Интерактивная позиция обучающихся
  3. Обязательное наличие рефлексии в процессе обучения и по его окончании
  4. Толерантное отношение ко всем участникам процесса
  5. Наличие выхода на самоопределение.

Открытый урок по теме «Электрическое поле»  был подготовлен и проведен в соответствии с технологией открытого образования «Развитие критического мышления» (РКМЧП).

Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.

Цели РКМЧП: формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Класс, в котором проходил урок, изучает физику на базовом уровне (2ч. в неделю) , в соответствии с этим были подобраны формы работы на уроке.

Модель урока в данной технологии трехчастная: Вызов – Осмысление – Рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение обретенных знаний.

На стадии вызов происходит актуализация и обобщение знаний по теме, мотивация (формирование интереса к изучаемой проблеме), побуждение школьников к активной (творческой) работе на уроке и дома. На этом этапе урока использованы такие формы работы, как фронтальный опрос и коллективное обсуждение.

На стадии осмысления – получение новой информации, осмысление этой информации, соотнесение её с уже имеющимися знаниями, поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний. В этой части данного урока получение новой информации происходит при защите мини-проектов, подготовленных учащимися, объяснении учителя, коллективной беседы.

На этапе урока рефлексия – закрепление полученных знаний, обобщение информации, присвоение учеником нового знания, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу. Основным приемом при обобщении на данном уроке являются также коллективная беседа и составление тезисов. На этапе “присвоения” новой информации был применен прием «Сочинение синквейна».

Синквейн – это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам:

 Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Как правило, это центральное понятие темы, оно представляется существительным.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих это понятие. Они раскрывают тему синквейна.

Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия или объясняющие суть происходящих событий.

Четвертая строка – короткое предложение, обычно их четырех слов, в которых автор высказывает свое отношение к новой информации, полеченной на занятии. Это может быть крылатое выражение, цитата, или составленная учеником фраза в контексте темы.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, с помощью которого ученик выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Желательно, чтобы тема синквейна была эмоциональной.

Прием, как правило, используется на стадии рефлексии.

Синквейн (пятистишье) представляет собой синтез информации в лаконичной форме, а способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи в нескольких словах - очень важный показатель сформированных умений учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса

Презентация и сценарий заседания МО по теме "Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса"...

Презентация "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"

Материал готовился для педсовета.  В нем содержится обзор четырех ведущих технологий....

Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики

В сфере образовательной политики и методологии развития образования  обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к  системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...

современные педагогические технологии как средство мотивации учебной деятельности на уроках химии

Презентация содержит информацию о применении современных педагогических технологий с целью активизации учебной деятельности на уроках химии. как пример  технология развития критического мышления....

Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования

презентация «Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования»....

Современные педагогические технологии, как средство реализации ФГОС на уроках физики. (из опыта работы)

Краткий обзор современных технологий , которыя я и применяю на уроках физики...

Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по обновлённым ФГОС

В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому....