технологическая карта урока Сила трения
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Нечаева Галина Васильевна

Технологическая карта урока "Сила трения" составлена в соответствии с требованиями новых ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhn._karta_uroka_sila_treniya.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

Предмет, класс

физика, 7 класс

Тема учебного занятия

Сила трения.

Форма учебного занятия

Урок-исследование.

Урок открытия новых знаний.

Цели занятия

личностные

метапредметные

предметные

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к эксперименту;

• воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование мышления;
• развитие интереса к предмету «Физика».

• формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся;

• развитие представлений о физике как форме описания и методе познания действительности;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики и являющихся основой познавательной культуры.

•познакомить учащихся с силой трения, её видами и значением в жизни человека и природы;

• формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

• развить коммуникативное умение докладывать о результатах своего исследования.

Задачи занятия

личностные

метапредметные

предметные

1.Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении силы трения

2.Провести рефлексию деятельности после экспериментального исследования и решения качественных задач.

1.Организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач

2.Выслушать устные ответы учащихся о причине появления силы трения, о том от чего зависит сила трения.

1.Приобретение учащимися знаний по теме сила трения. Формировать у учащихся умения наблюдать действие силы трения и выполнять  экспериментальные исследования  силы трения.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Самоопределение:

  • рефлексивная самооценка учебной деятельности

Смыслообразование:

  • мотивация образовательной деятельности на основе демонстраций и экспериментов;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Нравственно-этическое оценивание:

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

Коммуникативные:

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы

Познавательные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • развитие мышления учащихся на основе использования формальной логики при изучении выталкивающей силы;
  • развитие внимания в ходе демонстрации эксперимента и при устном ответе одноклассника.

Регулятивные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

Факты:

  • при движении и попытке движения на тела действует сила трения;
  • сила трения зависит от материала поверхностей, прижимающей силы, качества обработки поверхностей;
  • причины силы трения шероховатость поверхностей и молекулярное взаимодействие;
  • сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей;
  • существует три вида сил трения;
  • сила трения может быть полезной и вредной.

Эмпирические понятия:

сила трения

Умения:

  • экспериментальные умения (умение планировать эксперимент по зависимости силы трения от различных величин, выявлению причин трения и сравнению различных видов трения);
  • умение решать качественные задачи на основе использования полученных в эксперименте данных.

Технологические особенности (технические условия, используемое оборудование, используемые функции программного обеспечения и (или) интерактивной доски, используемые ресурсы сети Интернет).

Мультимедиа-проектор; компьютерная презентация; листы с полученными выводами по силе трения;

Штативы, трибометры, деревянные бруски, наждачная бумага, стеклянные пластинки, линзы, динамометры, наборы грузов, мет. Катки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный момент. Этап определения темы урока и постановки целей и  задач урока

Цель

Подготовка учащихся к работе на уроке. Мотивация. Определение и принятие учащимися темы и целей.

Длительность этапа

5 минут

Формирование УУД

Познавательные:

выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные:

самостоятельно формулировать познавательную задачу, планировать этапы решения задачи, прогнозировать результаты

Коммуникативные:

выражать свои мысли в речи, позитивно относиться к процессу общения.

Основной вид деятельности

Проблемная беседа.

Форма организации деятельности учащихся

Через наводящие вопросы учителя.

Функции преподавателя на данном этапе

 Подведение методом наводящих вопросов к правильному формированию темы и целей. Отслеживание ответов учащихся.

Основные виды деятельности преподавателя

Организация беседы. Контроль за полной готовностью класса и оборудованием, за быстрым включением в деловой ритм.

Промежуточный контроль

Отследить через готовность к составлению плана урока степень мотивации ученика

ЭТАП 2

Актуализация имеющихся ранее знаний, формулировка определения силы трения и этапов ее изучения

Цель

Совместно с учащимися дать определение силы трения  и составить проект по формированию понятия о силе трения

Длительность этапа

5 минут

Формирование УУД

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные:

учиться эффективно сотрудничать в группе: распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями

Основной вид деятельности

Обсуждение поставленных учителем вопросов. 

Форма организации деятельности учащихся

Проблемная беседа учителя и учащихся. Обсуждение

Функции преподавателя на данном этапе

Организация самостоятельной умственной  работы учащихся. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Основные виды деятельности преподавателя

С помощью учащихся формулирует проблему, координирует способы ее решения, подводит учащихся к формулировке правильных выводов.

Промежуточный контроль

Правильные выводы.

                   ЭТАП 3

Первая часть исследовательской работы учащихся

Цель

Установить, что является причиной появления силы трения

Длительность этапа

7 минут

Формирование УУД

Познавательные:

самостоятельно создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера

Регулятивные:

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации 

Коммуникативные:

Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия

Основной вид деятельности

Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. Обсуждение.

Форма организации деятельности учащихся

Физический эксперимент.  Обсуждение

Функции преподавателя на данном этапе

Организация самостоятельной исследовательской  работы учащихся. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладений способами действий.

Основные виды деятельности преподавателя

С помощью учащихся формулирует проблему, координирует выполнение эксперимента, подводит учащихся к формулировке правильных выводов.

Промежуточный контроль

Правильные выводы.

ЭТАП 4

Мотивация. Вторая часть исследовательской работы учащихся

Цель

Установить от каких факторов зависит, не зависит сила трения

Длительность этапа

7 минут

Формирование УУД

Познавательные:

самостоятельно создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера

Регулятивные:

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации 

Коммуникативные:

Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия

Основной вид деятельности

Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. Обсуждение.

Форма организации деятельности учащихся

Физический эксперимент.  Обсуждение

Функции преподавателя на данном этапе

Организация самостоятельной исследовательской  работы учащихся. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладений способами действий.

Основные виды деятельности преподавателя

С помощью учащихся формулирует проблему, координирует выполнение эксперимента, подводит учащихся к формулировке правильных выводов.

Промежуточный контроль

Правильные выводы.

ЭТАП 5

Этап обобщения исследовательской деятельности

Цель

Четко сформулировать от чего зависит и не зависит сила трения

Длительность этапа

3 минут

Формирование УУД

Познавательные:

структурировать знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Регулятивные:

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Коммуникативные:

уметь представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

Основной вид деятельности

Обобщение.

Форма организации деятельности учащихся

Заполнение обобщающей таблиц.

Функции преподавателя на данном этапе

Координировать правильность работы.

Основные виды деятельности преподавателя

Контроль за правильностью выводов.

Промежуточный контроль

Рефлексия деятельности.

ЭТАП 6

Мотивация. Третья часть исследовательской работы учащихся

Цель

Установить какие бывают виды силы трения

Длительность этапа

7 минут

Формирование УУД

Познавательные:

самостоятельно создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера

Регулятивные:

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации 

Коммуникативные:

Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия

Основной вид деятельности

Проблемное изложение учебного материала учителем. Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. Обсуждение.

Форма организации деятельности учащихся

Проблемная беседа. Физический эксперимент.  Обсуждение

Функции преподавателя на данном этапе

Организация самостоятельной исследовательской  работы учащихся. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладений способами действий.

Основные виды деятельности преподавателя

С помощью учащихся формулирует проблему, подводит учащихся к решению данной проблемы, координирует выполнение эксперимента, подводит учащихся к формулировке правильных выводов.

Промежуточный контроль

Правильные выводы.

ЭТАП 7

Обобщение полученных знаний.

Цель

Совместно с учащимися сделать выводы о пользе и вреде трения

Длительность этапа

5 минут

Формирование УУД

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные:

учиться эффективно сотрудничать в группе: распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями

Основной вид деятельности

Обсуждение поставленных учителем вопросов. 

Форма организации деятельности учащихся

Проблемная беседа учителя и учащихся. Обсуждение

Функции преподавателя на данном этапе

Организация самостоятельной умственной  работы учащихся. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Основные виды деятельности преподавателя

С помощью учащихся формулирует проблему, координирует способы ее решения, подводит учащихся к формулировке правильных выводов.

Промежуточный контроль

Правильные выводы.

ЭТАП 8

Применение результатов исследования на практике (5 мин.).

Цель

Получение достоверной информации достижения всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Длительность этапа

3 минут

Формирование УУД

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий

Регулятивные:

осознавать  уровень и качество усвоения учебного материала

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Основной вид деятельности

Качественные задачи. Тестовые задачи.

Форма организации деятельности учащихся

Решение качественных и тестовых задач.

Функции преподавателя на данном этапе

Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Основные виды деятельности преподавателя

Организует первичное закрепление, через тестовые задания.

Промежуточный контроль

Правильность выполнения теста.

Итоговый контроль,

подведение итогов

ЭТАП 9

Этап рефлексии. Подведение итогов работы

Цель

Проанализировать урок по значимости для ученика.

Длительность этапа

3 минут

Формирование УУД

Познавательные:

оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные:

оценивать значимость для себя проделанной работы

Коммуникативные:

владение монологической формой речи

Основной вид деятельности

Беседа.

Форма организации деятельности учащихся

Ответы на вопросы.

Функции преподавателя на данном этапе

Анализ ответов учащихся.

Основные виды деятельности преподавателя

Организация работы на этапе рефлексии и подведении итогов.

Промежуточный контроль

Контроль адекватности самооценки.

Итоговый контроль,

подведение итогов

  1. Развернутый план-конспект урока.

Слайд презентации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Этап определения темы урока, постановки целей  задач урока и определение плана урока   (5 мин.)

 

 (слайд 1)

(слайд 2)

(слайд 3)

(слайд 4)

(слайд 5)

( слайд 6)

Вводная беседа по составлению плана урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы как всегда будем открывать для себя что-то новое, изучая науку о природе, физику. Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! А сколько еще непознанного вокруг. Мы познакомимся с таинственной силой! Нам сегодня предстоит открыть для себя еще одну тайну природы.

Но вначале необходимо повторить полученные знания по теме.

Задает вопросы.

Мотивация.

Сегодня мы будем изучать интересное явление.

Проводит опыт с бруском, лежащим на наклонной плоскости.

Задает вопрос о причине этого.

Просит учащихся сдвинуть с места тяжелый шкаф.

Почему не получается?

Задает учащимся небольшую экспериментальную работу.

Задает вопросы о причине данных явлений.

Итак, тема нашего урока?

Определим цель урока.  

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя

Анализируют вопросы учителя.

Выполняют эксперимент. Догадываются о действии силы трения.

Утверждаются в действии силы трения.

Сила трения.

Формулируют цель урока.

Актуализация имеющихся ранее знаний, формулировка определения силы трения и этапов ее изучения (5 минут)

(слайд 7) 

(слайд 8)

Предлагает вместе составить определение силы трения по частям.

Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение?

Составляем проект изучения силы трения.

Задает наводящие вопросы.

Варианты ответа: сопротивление движению,  механическое сопротивление движению.

Формулируют определение.

Ученики заполняют необходимые части проекта.

Первая часть исследовательской работы учащихся   (7 мин.)

(слайд 9)

(слайд 10)

Установим причины появления силы трения.

Сформулируем причины появления силы трения.

Выполняют исследовательскую работу и делают выводы.

Формулируют причины.

Мотивация. Вторая часть исследовательской работы учащихся (7 мин.)

 (слайд 11)

(слайд 12)

(слайд 14)

От чего зависит сила трения.

Подтвердим наши гипотезы.

Организует дифференцированное проведение исследования, направляет деятельность учащихся

- Следующим этапом нашего исследования является проверка выдвинутых гипотез. Работа проводится в четырех группах (задания выдаются на столы, оговаривается время выполнения). Учитель контролирует, чтобы все виды заданий были распределены (желание учеников выполнять задания учитывается).

Выдвигают гипотезы

Проводят исследование

Этап обобщения исследовательской деятельности (3 мин.)

(15 - 20 слайд)

(слайд 21)

- Обобщим полученные результаты в виде таблицы

Сворачивает таблицу . 

- Обобщим полученные результаты в виде схемы и запишем ее в тетрадь.

Оформление слайда с использованием анимации.

Один из группы записывает на слайд полученные результаты.

Участвуют в беседе.

Чертят схему в тетради.

Участвуют в беседе.

Мотивация. Третья часть исследовательской работы учащихся (7 минут)

(слайды 22-25)

(слайды 26-29)

(слайд 30)

Какие бывают виды сил трения?

Определим это на следующем опыте.

Сравним силу трения скольжения с  максимальной силой трения покоя и силу трения скольжения с силой трения качения.

Делаем общие выводы по проекту.

Проводят анализ ситуации и с помощью учителя называют виды сил трения.

Проводят исследование и  делают выводы.

Ученики делают выводы

Применение результатов исследования на практике (5 мин.).

 (Слайды с 35-40)

(Слайды с 41-45)

Организует первичное закрепление через решение качественных задач.

Организует первичное закрепление, через тестовые задания.

Решают задачи.

Находят правильное решение.

Решают задачи.

Находят правильное решение.

Рефлексия. Подведение итогов работы (3 мин.).

(Слайд 46)

- В заключении ответим на вопросы Слушает ответы, делает выводы. 

Отвечают на вопросы.

(Слайд 47)

Задает дифференцированное домашнее задание

Домашнее задание размещено в электронном дневнике.

 

Благодарит за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики в 7 классе на тему "Сила трения"

Технологическая карта, конспект и презентация  открытого урока физики в 7 классе на тему "Сила трения" с использованием игровых и ИКТ технологий. Урок был дан в рамках конкурса "Учитель года 2013...

Технологическая карта урока физики на тему "Сила трения"

Технологическая карта урока позволит учителям физики грамотно распределить задачи урока, время этапов урока и грамотно применять УУД на разных этапах урока для получения качественного результата....

технологическая карта урока "Сила трения"

Урок получения нового знания с элементами исследовательской деятельности. На уроке прослеживаются обширные метапредметные связи с другими естественно-научными дисциплинами, а также литературой, истори...

Технологическая карта урока на тему "Сила трения"

Технологическая карта урока на тему "Сила трения"...

Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме "Сила трения"

Данный материал предназначен для учителей физики, преподащих по ФГОС, и предствляет собой технологическую карту по теме "Сила трения" урока № 29....

Технологическая карта урока физики «Сила трения», 7 класс

Методическая разработка «Технологическая карта урока физики «Сила трения» - это попытка осмыслить свой опыт работы в действующем стандарте и наметить переходные моменты к реализации нового стандарта, ...

физика 7 класс. Технологическая карта урока "Сила Архимеда"

физика 7 класс. Технологическая карта урока "Сила Архимеда"...