Рабочая программа учебного предмета "Физика" для профессии 280705.01 Пожарный
рабочая программа по физике на тему

Морозова Ольга Александровна

В данной работе представлена прогамма учебного предмета "Физикка" для професии 280705.01 Пожарный. Программа включает профессионально значимый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fizike_pozharnyy.docx75.8 КБ

Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курский автотехнический колледж»

                                                                                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебно-методической и научной работе

_____________(С.В. Великанов)

«___»     августа   2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Физика

по профессии

280705.01    Пожарный

Курск

2013 год

Одобрена цикловой комиссией естественнонаучных дисциплин

Протокол №1

от «29»  августа 2013 г.

Председатель цикловой комиссии

_______________(О.А. Морозова)

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии                          280705.01    Пожарный    

Составитель (автор): О. А. Морозова, преподаватель

Рецензентыты:_______________________________________________________________                              (Ф.И.О., должность, наименование ОУ)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

Рабочая программа по предмету «Физика» разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 280705.01    Пожарный.
  • «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • «Разъяснений по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования».
  •   Примерной программы учебной дисциплины «Физика» предназначенной для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10. 04. 2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16. 04. 2008 г.    

Организация-разработчик: Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Курский автотехнический колледж»

Разработчик: Морозова Ольга Александровна, преподаватель ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА………………………стр. 5
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА…………………………………..9
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА………23
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА……25

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА ФИЗИКА
  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа предмета «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО, которая составлена в соответствие с ФГОС по профессии 280705.01    Пожарный    

Предлагаемая программа профильного курса физики учитывает содержание профессиональной подготовки студентов по профессии «Пожарный».

Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы

Предмет «Физика» входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным общеобразовательным предметам.

«Физика» является предметом, закладывающим базу для последующего изучения специальных предметов. Физика - общая наука о природе, дающая диалектно - материалистическое понимание окружающего мира. Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной физики, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.

  1. Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета

Требования к предметной подготовке студентов подразделяются на требования к основным знаниям и умениям по базовому компоненту и на требования к основным знаниям и умениям по профессионально значимому компоненту.

Требования к основным знаниям и умениям по базовому компоненту курса физики заданы общеобразовательным стандартом РФ и предъявляются по основным пяти содержательно - методическим линиям: движения и силы, поле и вещество, энергия и познание окружающего мира. Все эти линии проходят через данную программу.

В результате освоения предмета «Физика» студент должен знать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

В результате освоения предмета «Физика» студент должен уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Требования к профессионально значимой подготовке студентов

Механика

Студенты должны знать и уметь:

  • основы теоретической механики;
  • кинематика: основные понятия кинематики; кинематика точки и твердого тела;
  • динамика: аксиомы динамики, движение материальной точки;
  • силы инерции: трение механизмов, работа и мощность механизмов;
  • сопротивление материалов: деформации упругие и пластические; силы внешние и внутренние, растяжение и сжатие, расчеты на срез и смятие, кручение, изгиб;
  • детали механизмов и машин: элементы конструкций;
  • характеристика механизмов и машин.

Студенты должны знать и уметь:

техническая термодинамика: основные понятия и определения термодинамики;

  • законы термодинамики; термодинамические процессы и циклы;
  • идеальные газы; газовые смеси; истечение и дросселирование газов
  • теплопередача: основные понятия и определения теории теплообмена
  • теплопроводность при стационарном режиме; конвективный теплообмен; лучистый теплообмен; сложный теплообмен при стационарном режиме;
  • нестационарная теплопроводность; теплообменные аппараты;
  • примеры и задачи по специальности
  • материальный и тепловой баланс процесса горения;
  • распространение горения по газам, жидкостям, пылевоздушным смесям и твердым веществам и материалам;

Электродинамика

Студенты должны знать и уметь:

  • электротехника: электрическое поле; электрические цепи постоянного и переменного тока;
  • электромагнетизм; электрические измерения;
  • электрические машины переменного и постоянного тока; трансформаторы; основы электропривода;
  •  передача и распределение электрической энергии;
  • электронные приборы; электронные выпрямители и стабилизаторы; электронные усилители;
  •  электронные генераторы и измерительные приборы;
  • электронные устройства автоматики и вычислительной техники;
  • микропроцессоры и микро-ЭВМ.

 

Электромагнитные колебания и волны

Студенты должны знать и уметь:

  • классификация радиоволн;
  • информационные основы связи;
  • телефонная связь и ее основные элементы;
  • автоматическая телефонная связь;
  • диспетчерская оперативная связь;
  • основные элементы радиосвязи;
  • виды радиосвязи и их работа;
  • общие принципы организации автоматизированных систем связи;
  • эксплуатация систем связи, приемы использования средств связи в условиях пожаров, стихийных бедствий, катастроф и аварий.

Квантовая физика и элементы астрофизики

Студенты должны знать и уметь:

  • виды ионизирующего излучения;
  • естественные и искусственные источники радиации;
  • методы обнаружения ионизирующих излучений;
  • влияние ионизирующего излучения на живые организмы  и защита от него.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
  1.  Объем предмета и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка

258

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

172

в том числе:

    лабораторные работы

24

    практические занятия

12

    контрольные работы

7

Самостоятельная работа студентов (всего)

86

 в том числе:

  • оформление лабораторных работ
  • оформление практических работ
  • реферат по заданной тематике
  • выполнение индивидуальных работ
  • систематическая проработка конспектов занятий,    учебной литературы, пособий, составленных преподавателем)

12

6

12

18

38

Итоговая аттестация в форме экзамена


  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение

3

Содержание учебного материала

2

Физика  и методы научного познания.     Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение индивидуальных заданий:

Физика в твоей профессии

Роль ученых в развитии техники и автомобиля

1

Раздел 2. Механика

60

Тема 2.1. Кинематика

Содержание учебного материала

12

1. 2

     Основы кинематики. Механическое движение. Путь, траектория, перемещение. Относительность движения. Равномерное прямолинейное движение. Равнопеременное движение. Скорость,  ускорение и перемещение при прямолинейном равномерном и равнопеременном движениях. Графики движения. Движение по окружности. Кинематика точки и твердого тела.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Виды механического движения

2

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений.

Оформление отчета по практическому занятию

6

Тема 2.2. Динамика

Содержание учебного материала

10

1. 2

Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона, их проявление, учет и использование в технике.    Силы в природе. Сложение сил. Закон Всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила трения, упругости, вес, невесомость.  Трение механизмов.

Лабораторные работы

Изучение силы трения

2

3

Практические занятия

Гравитационные силы

2

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений.

Оформление отчета по практическим и лабораторным занятиям

Написание рефератов:

  • Жизнь и творчество И. Ньютона
  • Жизнь и творчество Галилея
  • От физики Аристотеля до физики Ньютона

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Предсказательная сила законов классической механики. Законы механики и движения небесных тел. Развитие космических исследований. Границы применимости классической механики.

7

Тема 2.3. Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

11

2

  Импульс. Закон сохранения импульса. Механическая работа и мощность.  Работа и мощность механизмов.   Энергия. Закон сохранения энергии в механических процессах. КПД механизмов. Детали механизмов и машин: элементы конструкций; характеристика механизмов и машин.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

Контрольная работа по разделу «Механика»

1

3

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений.

Написание реферата:

  • Открытия Циолковского К. Э.

7

Раздел 3. Молекулярная физика. Термодинамика.

45

Раздел 3.1. Основы МКТ

Содержание учебного материала

         Атомистическая гипотеза строения вещества и её экспериментальные доказательства. Основные положения МКТ, их опытное обоснование. Броуновское движение. Диффузия. Размеры и масса молекул.

2

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений, кроссвордов

Написание рефератов:  

  • Различные гипотезы строения вещества
  • Российские ученые и Нобелевская премия в области молекулярной физики

1

Тема 3.2. Газы

Содержание учебного материала

Молекулярное строение газов. Модель идеального газа. Основное уравнение МКТ идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Приборы для измерения температуры.  Неподвижные соединения, в основе которых лежат молекулярные связи.

Давление газа. Уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клайперона. Газовые законы. Насыщенный и ненасыщенный пары. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Влажность воздуха. Границы применимости модели идеального газа. Газовые смеси; истечение и дросселирование газов.

10

1. 2

Лабораторные работы

  1. Наблюдение зависимости объёма данной массы газа от температуры.
  2. Определение влажности воздуха

4

3

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Написание рефератов:  Нанотехнологии в России

  1. Составление опорных конспектов по темам:
  • Приборы для измерения температуры

Оформление отчета по лабораторным работам

7

Тема 3.3. Жидкости

Содержание учебного материала

Молекулярное строение жидкостей. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Роль смачивания и капиллярных явлений в природе и технике.

2

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Роль смачивания в природе и технике

1

Тема 3.4. Твердые тела

Содержание учебного материала

  Молекулярное строение твёрдых тел. Аморфные и кристаллические тела. Механические свойства твердых тел и материалов. Деформация. Деформации: упругие и пластические; силы внешние и внутренние, растяжение и сжатие, расчеты на срез и смятие, кручение, изгиб.

 Закон Гука. Пластмассы, их применение. Композиционные материалы.

2

1. 2

Лабораторные работы

Определение жесткости пружины

2

3

Практические занятия

Молекулярное строение жидкостей, газов, твердых тел.

2

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Составление опорных конспектов по темам:

  • Виды деформаций на примерах деформирования деталей

Подготовка отчетов по лабораторным и практическим занятиям

2

Тема 3.5. Термодинамика

Содержание учебного материала

 Внутренняя энергия и способы её изменения. Работа в термодинамике. Теплообмен. Количество теплоты. Теплоёмкость. Удельная теплота. Уравнение теплового баланса. Основные понятия и определения теории теплообмена. Теплопроводность при стационарном режиме; конвективный теплообмен; лучистый теплообмен; сложный теплообмен при стационарном режиме; нестационарная теплопроводность; теплообменные аппараты. Материальный и тепловой баланс процесса горения. Распространение горения по газам, жидкостям, пылевоздушным смесям и твердым веществам и материалам.

 Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. КПД теплового двигателя.  Термодинамические процессы и циклы. Второй закон термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана природы.

5

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

Контрольная работа по теме: «Молекулярная физика и термодинамика»

1

3

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций.

Подготовка сообщений по темам:

  • Тепловой баланс
  • Принцип работы системы охлаждения
  • Способы передачи теплоты металлам (конвекция, излучение, теплопередача)
  • Отвод теплоты при резании металлов и неметаллов
  • Тепловые двигатели и охрана природы.

4

Раздел 4. Электродинамика

109

Раздел 4.1. Электрическое поле

Содержание учебного материала

Электризация тел. Защитные меры при транспортировке нефтепродуктов и заправки техники топливом. Элементарный электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Работа электрического поля по перемещению заряда. Разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряженностью однородного электрического поля. Проводники и диэлектрики в однородном электрическом поле. Электроёмкость конденсатора. Энергия электрического поля конденсатора. Применение конденсаторов.

8

1. 2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

  1. Электрическое поле

2

2, 3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.                

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Составление опорных конспектов по темам:

- Применение конденсаторов

Подготовка отчетов по  практическим занятиям

5

Раздел 4.2. Законы постоянного тока

Содержание учебного материала

Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Измерение силы тока и напряжения. Сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Электрические цепи и их виды. Электродвижущая сила. Энергетические преобразования в источнике тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение источников тока в батарею. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание, плавкие предохранители.  Действие электрического тока на организм человека. Электрозащитные средства.

8

2

Лабораторные работы:

  1. Соединение проводников
  2. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
  3. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

6

2, 3

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.                

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Составление опорных конспектов по темам:

  • Соединение источников тока в батарею.
  • Биметаллические предохранители многократного действия

Подготовка отчетов по  лабораторным работам

6

Раздел 4.3. Электрический ток в различных средах

Содержание учебного материала

        Электрический ток в металлах. Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в электролитах. Закон электролиза.. Применение электролиза в технике. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды в газах. Виды разрядов и их использование в технике. Молния, правила поведения человека во время грозы. Понятие о плазме. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

6

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.                

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Составление опорных конспектов по темам:

  • Полупроводниковый диод
  • Транзистор
  • Применение электролиза в технике
  • Молния, правила поведения человека во время грозы
  • Понятие о плазме
  • Электронно-лучевая трубка

Написание рефератов по темам:

  • Что такое плазма?
  • Шаровая молния
  • Сверхпроводники

4

Раздел 4.4. Магнитное поле

Содержание учебного материала         

       Взаимодействие токов. Магнитное поле и его свойства. Магнитная индукция. Магнитный поток. Электромагниты, их применение. Сила Ампера. Сила Лоренца, её применение. Магнитные свойства вещества. Пара -, диа-, ферромагнетики.

6

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Характеристики магнитного поля

2

2,3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.                

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Составление опорных конспектов по темам:

  • Электромагниты и их применение
  • Магнитные свойства вещества
  • Пара-, диа-, ферромагнетики

Подготовка отчета по практическому занятию

3

Раздел 4. 5. Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала

      Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Применение электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

4

2

Лабораторные работы:

Изучение зависимости ЭДС индукции от различных параметров

2

2, 3

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.                

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Написание реферата на тему

  • Никола Тесла

Подготовка отчета по лабораторной работе

3

Раздел 4. 6.  Электромагнитные колебания

Содержание учебного материала

Колебательные движения. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Примеры механических и электромагнитных колебательных систем. Превращение энергии в колебательных системах.

     Вынужденные колебания. Период, частота, фаза вынужденных колебаний. Резонанс. Автоколебательные системы.

     Переменный ток как вынужденные колебания. Действующее значение тока и напряжения. Активное, емкостное, индуктивное сопротивления в цепи переменного тока. Трансформатор. Основы электропривода.

 Передача и использование электроэнергии. Электронные выпрямители и стабилизаторы; электронные усилители; электронные генераторы и измерительные приборы; электронные устройства автоматики и вычислительной техники.

     Передача и использование электроэнергии. Перспективы развития электроэнергетики в стране.

7

2

Лабораторные работы:

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника

2

2,3

Практические занятия

-

Контрольные работы:

Электрическое поле. Электрический ток.

1

3

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.                

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Составление опорного конспекта:

  • Перспективы развития электроэнергетики в стране

Подготовка отчета по лабораторной работе

6

Раздел  4. 7. Электромагнитные волны

Содержание учебного материала

     Волна. Длина, скорость волны. Звук, эхо, ультразвук. Звуковая частота механических колебаний.     Электромагнитные волны и их свойства. Изобретение радио А. С. Поповым.

Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприёмник.   Информационные основы связи; телефонная связь и ее основные элементы; автоматическая телефонная связь; диспетчерская оперативная связь; основные элементы радиосвязи; виды радиосвязи и их работа. Помехи радиоприёму, экранирование. Радиолокация. Развитие средств связи. Понятие о телевидении.  Эксплуатация систем связи, приемы использования средств связи в условиях пожаров, стихийных бедствий, катастроф и аварий.

       Электромагнитная природа света. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Световоды. Сила света. Единицы измерения силы света. Изображения в выпуклом сферическом зеркале. Когерентность волн. Интерференция и её применение в технике. Дифракция света.  Дифракционная решетка.  Дисперсия света.  Поляризация света.

         Электромагнитные излучения различных диапазонов длин волн: инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Их свойства, применения. Рассеяние и поглощение. Экологические проблемы. 

13

2

Лабораторные работы:

Определение показателя преломления стекла.

Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

4

2, 3

Практические занятия

-

Контрольные работы

Электромагнитные волны

1

3

Самостоятельная работа студентов:        

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.                

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Подготовка отчета по лабораторным работам.

Составление опорного конспекта по темам:

  • Звуковая частота механических колебаний
  • Изобретение радио Поповым А. С.
  • Развитие средств связи
  • Понятие о телевидении
  • Способы определения скорости света
  • Сила света
  • Экологические проблемы электромагнитных излучений

Написание реферата по теме:

  • Биофизика на уроках физики
  • Радиосмог
  • Глаз как оптический прибор. Аккомодация. Дефекты зрения
  • Теория цвета. Психология восприятия цвета. Физикохимия цвета. Инновационные технологии получения изображения

10

Раздел 5. Строение атома и кантовая физика

33

Раздел 5.1. Световые кванты

Содержание учебного материала        

Гипотезе М. Планка о квантах. Кванты. Фотоэффект и его законы. Уравнение фотоэффекта Эйнштейна. Применение фотоэффекта в технике. Гипотезе де Бройля о волновых свойствах света. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Химическое действие света.

4

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Характеристики фотоэффекта

2

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.                

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Подготовка отчета по практической работе.

Написание реферата по теме:

  • Изображение 3D
  • Внешний фотоэффект
  • Внутренний фотоэффект

2

Раздел 5. 2. Атом и атомное ядро

Содержание учебного материала

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ и его применение. Лазер. Роль ученых в создании квантовых генераторов. Модели строения атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада и его статистический характер.  α-,   β-, γ-излучения.  Методы обнаружения ионизирующих излучений.  Виды ионизирующего излучения. Влияние ионизирующего излучения на живые организмы  и защита от него.

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующего излучения на живые организмы  и защита от него.

        Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.        

13

2

Лабораторные работы:

Изучение треков заряженных частиц по фотографиям

2

3

Практические занятия

-

Контрольные работы:

Квантовая физика и строение атома

1

3

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.                

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Подготовка отчета по лабораторной  работе.

Написание реферата по теме:

  • Проблема термоядерной энергетики
  • Ядра звезд как естественный термоядерный реактор
  • История открытия элементарных частиц
  • Получение радиоактивных изотопов и их применение
  • Цепные ядерные реакции
  • Лазерные технологии и их использование
  • История открытия основных элементарных частиц
  • Мир элементарных частиц

9

Раздел 6. Эволюция Вселенной

8

Содержание учебного материала        

           Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

4

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

Итоговая контрольная работа

2

3

Самостоятельная работа студентов:

Выполнение домашних заданий.  Решение задач.                

Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций, сообщений

Составление опорных конспектов по темам:

  • Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира
  • Определение расстояния до небесных тел и их массы
  • Модели Земли и планет        
  • Физические условия на планетах и их атмосферы

Написание рефератов по теме:

  • Последние открытия в области астрономии

2

Всего:

258                                                                                                

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.  – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


  1. условия реализации рабочей программы предмета
  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета физики:

-рабочие места по количеству студентов  

-рабочее место преподавателя  

-комплект учебно-методической документации;  

-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;  

-видеотека по курсу;  

-учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины;  

Технические средства обучения: 

 -компьютер,

- мультимедиа комплекс,

- стенды для выполнения лабораторных работ.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

  1. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика 10 класс. М.: «Просвещение»,2005.
  2.  Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика 11 класс. М.: «Просвещение»,2005.
  3. Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. М.: «Просвещение»,2002.

Дополнительная литература

  1. Кабардин О. Ф. Физика, Справочные материалы. М.,1992.
  2. Касьянов В. А. Физика 10 класс, 2001.
  3.  Касьянов В. А. физика 11 класс, 2001.
  4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования . – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 448с.
  5. Физика. Решение задач: учеб.пособие для ссузов/ Трофимова Т.И., Фирсов А.В. _ М.: Издательство «Дрофа», 2008 -398с. :ил.

  1. Каменецкий С. Е. Методика решения задач по физике. Пособие для учителя. 1981.
  2. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. Справочное руководство по физике для поступающих в ВУЗы и самообразования, 1979.
  3. Кабардин О. Ф., Кабардина С. И. Физика. Тесты для поступающих в ВУЗы и школьников, 2004.
  4. Фадеева Алевтина. Физика. Тесты 7-11 классы, 2004.
  5. Кимбар Б. А. Сборник самостоятельных и контрольных работ по физике 7-11 классы, 1990.
  6. Кабардин О. Ф. Орлов В. А. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике, 9-11 классы. М.: «Астрель», 2005.
  7.  Марон А. Е., Марон Е. А. Физика. Дидактические материалы 10-11 классы. М.: «Дрофа», 2006.
  8.  Волков В. А. Универсальные поурочные разработки по физике 10-11 классы, М.: «Вако», 2006.
  9. Газета «Физика» (приложение к журналу «Первое сентября»).
  10. Вершигора В. А., Игнатов А. П. Автомобиль ВАЗ -2105. М.: ДОСААФ, 1982.

Интернет – ресурсы

  1. http:// physics03.nагоd.гu/index.htm  Новости, статьи, доклады, факты. Ответы на многие «почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе.
  2. http:// physics /nаd.гu/ physics/htm Десять анимаций по основным разделам физики.
  3. http:// physics-regelman.com/ Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана.
  4. http://demonstrator. nагоd..гu/cont/html Описание интересных простых опытов по физике.
  5. http://www.scientific.ru/ index.html  Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах.
  6. http://www.регерlet. ru/nauka/ Новости из мира науки и техники.
  7. http://www.ufn.ru/ru/news/  Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук.
  8. http://еlеmenty.ru/index.html Сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов.  Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей.
  9. http://n-t.ru/ Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг.
  10. http://inauka.гu/ Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование.
  11. http://inopressa.ru/rubrics/science Обзор публикаций о достижениях науки и технологий в иностранной прессе.
  12. http://kvanr.info/ Научно-популярный   физико-математический   журнал для школьников «Квант».
  13. http://www.potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome email:kasset@sgutv.ru; www.sgutv.ru
  14. Журнал  по физике,  математике и информатике для старшеклассников и учителей.
  15. http://www.krugosvet.ru/ science.htm Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий.
  16. http://dic.academic.ru/searchall.php Самые различные словари и энциклопедии.
  17. http://www.nkj.ru/Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию статей.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

проводить наблюдения

лабораторные работы, практические занятия, домашние работы

планировать и выполнять эксперименты

лабораторные работы, практические занятия, домашние работы, исследовательская работа

выдвигать гипотезы и строить модели

лабораторные работы, практические занятия, домашние работы, исследовательская работа

применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний

практические работы, исследовательская работа

оценивать достоверность естественнонаучной информации;

практические занятия, лабораторные работы  

использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды

лабораторные работы, практические занятия, домашние работы

Знания/ понимание:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная

контрольная работа, домашняя работа, практические занятия

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд

тестирование, контрольная работа, лабораторная работа, практические занятия

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения

тестирование, контрольная работа, лабораторные работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» технического профиля на базе основного общего образования с получением сред

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Английский язык» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССОВ «Физика в профессиях» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

  Учебный  курс «Физика в профессиях» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют себе и будущую профессию и то, какую роль в ней б...

Рабочая программа учебного предмета УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии по профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива.

Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении региональног...