РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ПРОГРАММЕ «РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»
статья по физике на тему

Кондратова Галина Борисовна

Мотивацией программы «Решение олимпиадных задач по физике» является стратегия обучения одаренных детей. Содержание занятий ориентировано на развитие у школьников интереса к физике, на организацию самостоятельной практической деятельности, развитие одаренности, умений решать нестандартные задачи.

В статье представлены результаты работы по программе дополнительного образования "Решение олимпиадных задач" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ПРОГРАММЕ

«РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»

Кондратова Г.Б., учитель физики

Ум — не что иное, как хорошо
организованная система знаний.
Константин Ушинский

«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

В связи с современными направлениями в образовании, сама жизнь убедительно показала, что малоэффектно учить «всех всему». Решение задач по физике – сложнейший процесс, требующий не только знаний математики и физики, но и специфических умений. Необходимо уметь анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи, составлять план решения, проверять предлагаемые для решения гипотезы, т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи, которые в физике имеют свои особенности.

Неоценимую помощь в понимании проблемы оказала работа Л.Л. Гуровой «Психологический анализ решения задач». В результате анализа поиска решений физических задач в пособиях Фридмана Л.М, Турецкого Е.Н. «Как научиться решать задачи», Шаталова В.Ф. «Точка опоры», Вайзера Г.А. «О методах мыслительной деятельности учащихся при решении физических задач», Абросимова Б.Ф. «Физика. Способы и методы поиска решения задач», материалы лекций А.А.Князева «Олимпиадный материал в повседневной работе преподавателя физики» и других авторов.

Решению проблемы способствует разработанная программа дополнительного образования "Решение олимпиадных задач по физике", которая предоставляет максимально широкое поле для развития обучающихся, ориентированных на высокий уровень образования по физике. Обучение строится с учетом индивидуальных интересов и способностей учащихся.

Мотивацией программы «Решение олимпиадных задач по физике» является стратегия обучения одаренных детей. Содержание занятий ориентировано на развитие у школьников интереса к физике, на организацию самостоятельной практической деятельности, развитие одаренности, умений решать нестандартные задачи.

Научиться решать – это научиться задавать себе вопросы и концентрироваться на поиске ответов к ним. Знание модели поиска решений делает круг вопросов к самому себе более определенным и целенаправленным. Саморегуляция мышления при поиске решений задач и гибкость ума – это проблемы, которым не уделяется в настоящее время должного внимания в рамках урока.

Программа включает в себя  несколько разделов:

  1. Что важнее «Как» или «Почему?». Главное – умение считать. Физическая задача. Классификация задач.
  2. Стандартные ситуации физики и процесс переработки информации.
  3. Поиск решений задач по физике
  4. Механические явления.
  5. Тепловые явления. Энергообмен.
  6. Электрические явления.
  7. Компьютерное моделирование.

В ходе освоения программы школьники овладевают методами конкретных математических расчетов, минимальными сведениями о понятии «задача», получают представление о значении задач в жизни, науке и технике, знакомятся с различными сторонами работы со стандартными и нестандартными задачами. При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговаривания вслух решения, анализу расчетов полученного ответа.

Содержание программы построено на основе практической и теоретической деятельности. В данном курсе углубляются знания по уже изученным темам через решение качественных, расчетных и экспериментальных задач. При отборе содержания каждой конкретной темы курса главное внимание уделяется формированию системы оперативной информации. Она включает в себя: а) систему стандартных ситуаций, их основные понятия, модели, законы; б) систему альтернативного и эквивалентного описания объектов и понятий физики; в) систему «узелков на память», т.е. систему ключевых идей, обобщений, важнейших для понимания физики и воспроизведения информации моментов; г) и их коды.

Содержание каждой темы состоит из трех компонентов. Во-первых, к каждой теме составляются задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи подбираются исходя из конкретных возможностей учащихся, технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные.

Специфика обучения состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и интерпретаций. В основе развития образного мышления лежит использование исследовательских технологий, проблемное обучение, дистанционных образовательных технологий, которые предполагают совершенствование и развитие у учащегося системы оперативной информации.

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение метода решения задач, подготовка к олимпиаде по физике, подбор и составление задач на определенную тему и т. д.

Возможны различные формы занятий: интерактивная беседа, презентация решения, коллективная и индивидуальная постановка экспериментальных задач, конкурс на лучшую задачу, учебный проект, на оригинальное решение задачи, дистанционные проекты, олимпиады, индивидуальные и групповые турниры, знакомство с сайтами по физике и т.д.

Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах по физике, физических боях.

Программа «Решение олимпиадных задач по физике» апробирована в МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования» в 2010-2012 учебных годах в предпрофильной группе 8, 9а класса. Ребята активно принимали участие в муниципальных, Всероссийских конкурсах – олимпиадах по физике.

Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по физике – Яптик Янко (8-11  класс) – победитель и призер (2010, 2011, 2012, 2013г), третье место в рейтинге в региональном этапе Всероссийской  олимпиады по физике (2011г). Кондратова Елена (9, 10 кл.) – призер (2009, 2010), 11 кл – победитель (2011г), Шеляг Вячеслав (8 кл) – победитель (2012).

Учащиеся школы ежегодно принимают участие в дистанционных олимпиадах по физике: Интернет-олимпиада по физике - 29 человек (2010-2013 уч. г.), в том числе Похвальный лист за хорошие результаты имеют 5 учащихся 9-10 –х классов.

По итогам участия в финальном этапе IХ Международной Олимпиады по основам наук 6 учащихся 7-11 классов награждены Дипломами 2,3 степени.

Приобретенные навыки, умения определять стратегию решения задач повлияли на качество обучения, результаты сдачи ЕГЭ по физике. Сравним результаты ЕГЭ выпускников 2012 года, которые прошли обучение по программе «Решение олимпиадных задач» и результаты ЕГЭ учащихся 2012-2013 уч. года, которые не занимались по данной программе.

Уч. год

Ф.И. учащегося

Кол-во баллов

Уч. год

Ф.И. учащегося

Кол-во баллов

2011-2012

Кондратова Елена

87

2012-2013

Ряшин Максим

69

Марамчина Александра

83

Сингур Максим

67

Огородникова  Евгения

85

Стариков Сергей

64

Тарабукина Ольга

78

Пугорчин Вадим

58

Итоги ЕГЭ доказывают, что занятия по программе «Решение олимпиадных задач по физике» способствует формированию умственных операций, управляющих, контролирующих и исполняющих поиск решения задач по физике, создают условия для повышения познавательного интереса к физике, развития навыков решения задач повышенной трудности по физике, способствует дальнейшему профессиональному самоопределению обучающегося, обеспечивает его общее интеллектуальное развитие.

Литература:

  1. Абросимов Б.Ф. Истоки успешного поиска решений задач физики // Физическое образование в вузах, 2004, Т. 10, № 4, с. 17-30.
  2. Абросимов Б.Ф. Мысленные эксперименты как метод поиска решений задач физики. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 1997. - с. 86-87.
  3. Абросимов Б.Ф. Физика. Способы и  методы поиска решения задач: учебно-методическое пособие/ Б.Ф.Абросимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 287.
  4. Вайзер ГА. О методах мыслительной деятельности учащихся при решении физических задач // Вопросы алгоритмизации и программированного обучения; Вып. 2 / Под ред. Л.Н. Ланда - М.: Педагогика, 1973. - с. 201-220.
  5. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976.
  6. Извозчиков В.А., Слуцкий А.М. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 256 с.
  7. Фиргтг Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики. - М.: Высшая школа, 1978.
  8. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. - М.: Педагогика, 1977.
  9. Фридман Л.М. Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 1989.
  10. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987. - 161с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс работы с одаренными детьми "Олимпиадная математика"

Курс занятий по работе с одаренными учащимися «Олимпиадная математика» ориентирован на учащихся 10-11-х классов и направлен на развитие их математических способностей, то есть способностей к логическо...

Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".

С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...

«Система работы с одаренными детьми по математике. Методы решения олимпиадных задач»

Настоящая статья посвящена рассмотрению системы работы с одаренными детьми, ее конструктивных особенностей и принципов деятельности, а также характеристике основных проблем данной системы и способов и...

Совершенствование системы олимпиадной подготовки обучающихся и работы с одаренными детьми

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать сов...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике....