Совершенствование системы олимпиадной подготовки обучающихся и работы с одаренными детьми
статья на тему

Андронова Наталья Николаевна

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится все более актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sokr_variant_-_kopiya.doc61 КБ
Office presentation icon avg_2015.ppt719 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование системы олимпиадной подготовки обучающихся и работы с одаренными детьми

Н. Н. Андронова ,  

учитель высшей квалификационной категории,

МБОУ "Лицей №1" Чистопольского муниципального района

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится все более актуальным.

Республика Татарстан славится высоким уровнем образования. По многим показателям, в том числе по качеству образования, Татарстан опережает другие регионы. Работа по выявлению и развитию талантливых детей и молодежи является приоритетным направлением региональной образовательной политики. Реализуются такие республиканские целевые программы, направленные на поддержку одаренных детей, как программа правительственных грантов «Алгарыш», Стратегия развития образования РТ на 2010-2015 годы «Килэчэк» - «Будущее». Разработана концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива». Открыт  республиканский Центр олимпиадной подготовки школьников. В декабре 2014г., в г. Бугульма, прошел республиканский форум учителей математики и физики. В марте и июне  2015г. прошли первый и второй этапы Республиканского обучающего семинара для педагогических работников, реализующих программы основного и среднего общего образования по отдельным учебным предметам «Организационно – педагогические условия подготовки учащихся к олимпиадам». На семинар были приглашены учителя русского языка и литературы, математики, физики и химии. Третий, заключительный этап семинара планируется провести в ноябре.

Несмотря на то, что современная школа накопила богатый опыт работы с одаренными детьми, в этом направлении имеются свои проблемы, которые волнуют педагогическую общественность страны. Олимпиада одна из общепринятых форм работы с одаренными детьми. В последние годы проводится много различных математических олимпиад. Наибольшей популярностью среди них пользуются олимпиады: традиционные Всероссийские,  олимпиады по лигам, дистанционные, устные, заочные, нестандартные, олимпиады - конкурсы, проводятся также олимпиады среди будущих абитуриентов вузов и другие. Математические олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени математической подготовленности учащихся и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в области математики, но и стимулируют углубленное изучение предмета. Сегодня по результатам, показанными учащимися на различных этапах Всероссийской олимпиады оценивают работу учителей, учебных заведений, районов, регионов.

Основными целями проведения  математических олимпиад являются:

  • повышение интереса к изучению математики;
  • выявление наиболее интеллектуально одаренных   учащихся по математике;
  • содействие целенаправленному выбору профессии;
  • воспитание организованности, дисциплинированности, воли;
  • привитие навыков к систематическим занятием внеклассной и внешкольной работой;
  • пробуждение желания учащихся самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Победы учащихся на олимпиадах международного и всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в вуз на льготных условиях.

Как добиться успешного участия школьника в математической олимпиаде? А как добиться хороших результатов в спорте? Тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. Для успеха в конкурсной математике, конечно, нужно решать задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться. Подготовка к выступлению на олимпиаде начинается на уроках, на занятиях школьного компонента, в рамках факультатива и в рамках профильного элективного курса.

Остановимся подробнее на основных моментах, имеющих непосредственное отношение к основным формам подготовки учащихся к олимпиадам.

I. Работа учителя математики на уроке:

Глубоко неправы те учителя, которые при проведении уроков не уделяют внимания подготовке учащихся к олимпиадам. На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика.

Основные направления работы учителя на уроках по подготовке к олимпиадам:

- Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

- Развитие качеств ума и приемов умственной деятельности.

Для развития гибкости ума на уроке:

- применяю упражнения, в которых встречаются взаимно обратные операции;

- предлагаю решать задачи несколькими способами, доказывать теоремы различными методами;

- прошу переформулировать условия задач;

- учу переключению с прямого хода мыслей на обратный;

- учу тому, какие знания, умения, навыки и в каком порядке применять в конкретной задаче и т. д.

   Для развития глубины ума на уроке учу:

- выделять главное в задаче;

- выделять существенные признаки понятия;

- вычленять ведущие закономерные отношения явлений;

- отделять главное от второстепенного, уметь извлекать из текста не только то, что там сказано прямо, но и то, что содержится «между строк»;

- видеть главные причины происходящего, объяснять их сущность.

Для работы с наиболее сильными учащимися не надо предлагать как слишком простых, так и слишком сложных задач. Их решение не оказывает существенного влияния на интеллектуальное развитие учащихся.
Все же работа с сильными учащимися по математике – работа штучная,  как на уроке, так и вне его. Статистика утверждает, что только около 4% детей являются одаренными. Ни один талантливый ребенок не должен потеряться. После выявления самых "звездных" школьников необходимо работать с ними уже индивидуально. Подготовка учащегося к участию в олимпиаде - труд не одного года. Ясно, что не каждого учащегося, имеющего по предмету отличную оценку, имеет смысл отправлять на олимпиаду. Умение решать олимпиадные задачи, всегда являлось одним из показателей математической одаренности ученика.

II. Внеклассная работа по математике

Под внеклассной работой понимают необязательные систематические занятия с преподавателем во внеурочное время. В теории и методике обучения математике различают два типа внеклассной работы.
К
первому типу относится внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков).

Вторым типом внеклассной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и соответствующие способности. Как раз этот тип работы и используется как для подготовки, так и для проведения математических олимпиад.

 Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития школы являются следующие:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;

- расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

- развитие математических способностей и мышления у учащихся;

- развитие умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

- создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике;

- расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике;

- расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;

- осуществление индивидуализации и дифференциации;

- разностороннее развитие личности.

В содержание внеклассной работы необходимо включать вопросы, выходящие за рамки школьной программы по математике, но примыкающие к ней. Также необходимо включать и вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логику, теорию вероятностей, комбинаторику и т.п. При этом рассмотрение того или иного вопроса будет зависеть от вида и формы внеклассной работы. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах.

 Условно можно выделить следующие три основных вида внеклассной работы.

1.  Индивидуальная работа  –  работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых ребят к участию в олимпиадах.

2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с
достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы.

 3.  Массовая работа  –  эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно-практические конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.

На практике эти три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом. На сегодня наиболее распространенными формами внеклассной работы по-прежнему остаются факультативы, кружки, олимпиады, недели (декады) математики. Появились спецкурсы и элективные курсы как разновидность факультативов. Для подготовки к олимпиадам можно использовать все эти формы.

III. Внешкольная работа по математике

В отличие от внеклассной работы, которая проводится с учащимися одной школы учителями математики этой же школы, внешкольная работа по математике организуется с учащимися нескольких школ какого-то города, района или региона. При этом внешкольные занятия могут организовываться как на базе школ, так и на базе вузов, центров дополнительного образования, Домов творчества и т.п. Внешкольная работа прежде всего предназначена для учащихся, уже увлеченных математикой.

Основными целями организации внешкольной работы являются:

- развитие мышления и математических способностей учащихся;

-  углубление знаний учащихся по математике.

Основными формами внешкольной работы по математике на сегодня являются:

- математические кружки и факультативы при вузах, Домах творчества, центрах дополнительного образования;

- летние математические школы;

- математические соревнования между школами, городами;

- районные и городские научные конференции школьников.

Проводят внешкольную работу, как правило, преподаватели и студенты вузов, работники Центров дополнительного образования, Домов творчества, а также учителя некоторых школ.
В последние годы наряду с терминами
внеклассная и внешкольная работа по математике часто употребляется и термин дополнительное математическое образование.

Дополнительное математическое образование школьников понимается как образовательный процесс, имеющий свои педагогические технологии и средства их реализации, по программам, дополняющим государственный стандарт средней школы. Дополнительное математическое образование школьников тесно связано с внеклассной работой по математике, вместе они входят в состав непрерывного математического образования.

К формам современного дополнительного математического образования относятся:

- центры дополнительного образования;

- очно - заочные школы и летние физико-математические школы;

- системы спецкурсов, факультативов, кружков, которые ведут вузовские преподаватели;

- научно-исследовательская работа школьников;

- олимпиады;

- подготовительные курсы (в вузах и школах);

- репетиторское образование и т.п.

Задача учителя математики и будет определяться тем, чтобы учащиеся тех классов, в которых он ведет математику, смогли использовать те из перечисленных форм, которые им нужны. Главное — владеть информацией обо всех формах внешкольной работы, которые могут посещать его ученики. Только совместная работа учителя математики и педагогов дополнительного образования (многие из которых — работники вузов) может принести успех.

IV. Заочная работа

Одним из направлений для подготовки к олимпиадам является и заочная работа в различных школах при вузах. Среди таких известных всероссийских школ есть школа «Авангард». Уровень предлагаемых там задач очень высок, большинство идей в предлагаемых заданиях встречается в различного уровня олимпиадах. И выполнение такого рода заданий будет способствовать, конечно же, подготовке учащихся к олимпиадам. Сегодня получила значительное развитие заочная олимпиада, которая обладает неоспоримыми достоинствами: доступностью, дешевизной, простотой организации, протяженностью во времени. Заочные олимпиады  очень популярны, ведь в первую очередь это отличный шанс проявить свои творческие способности, открыть в себе новые таланты, научиться логически мыслить, грамотно оформлять свои доводы. В каких заочных олимпиадах принимать участие это наш выбор, просто необходимо найти время разобраться в большом ассортименте предложений и уделять внимание этим интересным конкурсам.

Основные формы подготовки учащихся к олимпиадам:

 I. Работа учителя математики на уроке:

II. Внеклассная работа по математике

III. Внешкольная работа по математике

IV. Заочная работа

Только задействовав все эти четыре направления в подготовке учащихся к олимпиадам (хотя это для жизни не главное, куда важнее интеллектуальное развитие ученика, подготовка его к современной жизни, где без острой конкуренции уже не обойтись), можно ожидать успеха.

В заключение хочу сформулировать рекомендации учителям, работающим над подготовкой к олимпиадам одаренных детей (при условии предварительной психологической диагностики по выявлению одаренности по данному предмету):

- Необходимо усиливать теоретическую подготовку одаренных детей;

- При подготовке уделять особое внимание геометрическим нестандартным задачам, способу доказательства от противного и смешанным задачам;

- Усилить изучение  внепрограммного материала: теория чисел и логические задачи;

- Обращать внимание на специфику решения задач с параметрами и на интеграцию геометрии и комбинаторики;

- Создавать индивидуальные траектории подготовки к олимпиадам;

- Готовить задачи с измененным условием;

- Развивать  мышление одаренных детей в направлении культуры алгоритмизации и пространственного мышления, т.к. такой тип мышления довольно часто  не характерен для одаренных детей;

- Формировать навыки исследования;

- Использовать склонность одаренных детей к самообучению.

Достижения учащихся – не только прекрасное доказательство одаренности наших детей и молодежи, но и показатель высокого интеллектуального уровня и профессионализма педагогов, отдающих все свои знания на развитие талантов своих учеников. Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Научить детей трудиться. преодолевать трудности, не бояться неудач, настойчиво идти к поставленной цели, при этом создавая условия психологического комфорта, - это по силам лишь настоящим профессионалам, людям, бесконечно преданным своей профессии. И напоследок, хочу привести высказывание Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми

      Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.  Смысл утверждения в том, что нужн...

Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам

Статья о подготовке к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе содержит подходы, условия, основные формы работы и виды деятельности, методические приемы, рекомендации участникам олимпиады....

«Система работы с одаренными детьми по математике. Методы решения олимпиадных задач»

Настоящая статья посвящена рассмотрению системы работы с одаренными детьми, ее конструктивных особенностей и принципов деятельности, а также характеристике основных проблем данной системы и способов и...

Профессиональная подготовка учителя к работе с одаренными детьми

В работе рассматривается проблема одаренности детей. Развивать, совершенствовать их талант способен не каждый учитель. Необходимо подготовить педагога к использованию технологии поддержания и развития...