Профессиональная подготовка учителя к работе с одаренными детьми
учебно-методический материал

Насакова Бальжин Жамсарановна

В работе рассматривается проблема одаренности детей. Развивать, совершенствовать их талант способен не каждый учитель. Необходимо подготовить педагога к использованию технологии поддержания и развития творчески активных учащихся. Овладение психотехнической системой помогает использовать в обучении конкретные методы, приемы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasakova_balzhin_zhamsaranovna_2.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Насакова Бальжин Жамсарановна,

учитель русского языка и литературы,

зам.директора по НМР

           Забайкальский край

Агинский Бурятский округ

Дульдургинская СОШ

         

Профессиональная подготовка учителя к работе с одаренными детьми

В работе рассматривается проблема одаренности детей. Развивать, совершенствовать их талант способен не каждый учитель. Необходимо подготовить педагога к использованию технологии поддержания и развития творчески активных учащихся. Овладение психотехнической системой помогает использовать в обучении конкретные методы, приемы взаимодействия и формирования личностного мировоззрения учащихся.

The question of gifted children is considered in this paper. Not any teacher can develop and perfect talents of gifted children. It is necessary to prepare a teacher for usage of talent development technology with creative children. Mastering of vocational psychology system helps to use in education process the concrete methods of interaction and forming of student’s personal world outlook.  

В последние годы в отечественной педагогической и психологической науке резко возрос интерес к проблематике одаренности. С одной стороны, это объясняется  логикой развития образования, накопившего достаточный для изучения столь сложного явления потенциал, с другой - возникновением в связи с преобразованиями в обществе социального заказа на разработку данной проблемы.

В настоящее время изучению вопросов природы, структуры, типов одаренности посвящены исследования Д.Б. Богоявленской, Ю.З. Гильбуха, Н. С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева и др. Исследуются особенности развития одаренных детей и школьников (Е.С. Белова, Е.Н. Задорина, И.И Ищенко), диагностика одарённости (И.А. Аверина, Е.И. Щелбанова и др.), проблема подготовки учителя с одаренными детьми (Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин и др.).Проблемам обучения и воспитания одаренных детей посвятили свои исследования  Ю. Б. Бабаева, В.И. Панов, Е.Л Яковлева.

В середине 80-х г. исследователи одаренности обратились к ведущей фигуре образовательного процесса – учителю, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Л.В. Попова, В.С. Юркевич обосновали положение о том, что возникла необходимость подготовки педагога к работе с одарёнными учениками.

  Зарубежные исследования уделяют особое внимание личности обучающего, а в качестве примера рассмотрим общеизвестную работу D. Sisk и W. Bishop, где учитель одаренных должен обладать знаниями: природы одарённости и потребности одарённых детей; современных исследований в области одарённости, новых разработок по проблемам обучения; умениями использовать тесты и интерпретировать их данные, разрабатывать уроки по развитию творческого мышления, применять технику конструирования, моделирования, устанавливать связь познавательных и эффективных процессов, давать мастер- классы для одаренных, проводить исследования.

Под одаренностью исследователи понимают талант, гениальность, творческие, интеллектуальные, эмоциональные способности в той или иной области человеческой деятельности.

Раскрыть сущность одаренности - это значит сформулировать определение одаренности, проанализировать условия, факторы её развития. В нашем исследовании сущность одаренности рассматривается с позиции концепции ”Творческая одарённость”, разработанная А.М. Матюшкиным.

В концепции А.М. Матюшкина одарённость определяется как творческий тип развития, источником которого является высокий творческий потенциал, движущей силой – собственная творческая активность ребенка. К.К. Платонов утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающихся в соответствующей деятельности или деградирующих при её отсутствии. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития.

“Одарённые дети” – исключительность, возможность существования особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников. Одарённые дети – дети, опережающие своих сверстников в развитии.

Н.С. Лейтес классифицирует разные педагогические подходы к проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято называть одарёнными:

  • Дети с высоким “IQ”
  • Дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;
  • Дети с высокой креативностью (способностью к творчеству)

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают трудности на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Известный русский педагог А.Н.Острогорский в своей статье “Учитель и даровитые ученики”, опубликованной в 1887 году, отмечал, что даровитость- это творческие возможности личности, заложенные от рождения. Развиваясь, талант проходит периоды пробуждения и совершенствования. Крупному таланту учитель может быть полезен лишь на этапе совершенствования, давая “средства образовать себя” и привлекая “к работе, которая может способствовать росту и развитию таланта”. Таланты меньшей силы педагог может пробудить  в процессе обучения. К тому же не всякий учитель способен увидеть талант и оказать ему помощь. В  этой связи самым ценным качеством учителя А.Н.Острогорский называет “философскую складку”, под которой подразумевается не только широкий кругозор, но и умение “тормошить мысль», «пробудить потребность добывать знания”.

  Так, крупнейшему русскому педагогу принадлежит идея выявления нового для психологии одарённости объекта исследований – учителя одаренных детей. Реанимация творческой активности зависит от психологических условий принятия или не принятия её проявлений окружающими (А. М. Матюшкин, Н. Роджерс и др.), от наличия или отсутствия необходимых материально-информационных условий (Е.С. Белова, И.П. Ищенко, В.С. Юркевич). Анализ сущности одарённости позволяет установить специфические для недифференцированного обучения одарённых, типы деятельности и общения учителя. Данное обстоятельство позволило определить специфику подготовки учителя, обосновать её необходимость, раскрыть критерий эффективности.

Специфика подготовки учителя к работе с одарёнными детьми заключается в обучении технологиям,  обеспечивающим развитие творчества учащихся: технологии общения как принятие проявлений творческой активности учащихся, технологиям проблемно-диалогической обучающей и внеклассной деятельности.

Исследователи Л.Б. Ермолаева-Томина, К. Коларик, Н.Б. Шумакова отмечают несоответствие реального общения педагогов,их обучающей и внеклассной деятельности технологиям поддержания и развития творческой активности учащихся. Кроме того, развитие способностей учащихся осуществляется на уровне интуиций, а не сознательно, что влечет проявление неуверенности у учителя в выборе педагогических целей.

Исследования (Б.М. Ломов, А.М. Маркова) позволяют определить личностную структуру учителя как условие специфических типов деятельности и общения учителя. Основным направлением его работы становится использование технологии поддержания и развития творческой активности учащихся, компонентами которой являются ценностные ориентации на эти технологии и мотивы  применения новых технологий на практике.

С опорой на эти исследования была поставлена цель подготовки учителей к работе с одарёнными учащимися. Основной задачей такой деятельности должно стать формирование направленности учителя на технологии поддержания развития творческой активности учащихся.

Подготовка учителя к работе с одарёнными учащимися осуществлялась в процессе реализации учебного курса по 2 модулям (48 часов).

I модуль подготовки учителя осуществляется через следующее содержание:

  • Научные представления о творческой активности школьников;
  • Технологии общения;
  • Проблемно - диалогическое обучение.

II модуль:

  • Общение как проявление творческой активности школьников (атмосфера, самоценность, социальный опыт, психотехническая система)
  • Проблемно-диалогическая обучающая деятельность
  • Проектная и исследовательская деятельность учащихся
  • Внеклассная деятельность (создание материально-информационных условий развития творческой активности школьников).

Эксперимент позволяет отметить, что первый модуль учебного курса ”запускает” механизмы подготовки, а второй модуль позволяет формировать направленность учителя на овладение технологиями поддержания и развития творческой активности школьников.

В эксперименте участвовало 36 учителей, прошедших учебу. После обучения в течение года педагоги осуществляли образовательный процесс с одарёнными учащимися. Через год учителя представляли письменные отчеты на тему “Что изменилось во мне после обучения?” Также интервьюировались учителя на тему “Что изменилось в моей работе после обучения”. Обрабатывались объективные данные – методами наблюдения уроков и решения специально подобранных педагогических задач в процессе развивающего обучения. Сравнительный анализ ответов учащихся на уроках, отчёты учителей, интервью с родителями, изучение продуктов учителей и учащихся в виде проектов и мини- исследований позволяют отметить следующие эффекты данной системы подготовки учителя к работе с одарёнными детьми.

Результаты опытно-экспериментальной работы с одаренными детьми в данном направлении позволяют сделать следующие выводы:

  1. Результаты деятельности учащихся возникают в ходе самого процесса обучения. Например, приобретаются конкретные умения и навыки, позволяющие выполнить задачу, поставленную педагогом: решить сложную математическую задачу, создать творческий продукт, освоить программирование;
  2. Ученик в процессе выполнения учебной задачи открывает в ней свой интерес, личностный смысл;

     3.   Интерес и направленность деятельности простираются за пределы поставленной педагогом задачи. Это эффект творчества, рождение новых замыслов.

  1. Решение проектных и исследовательских задач наиболее  эффективно у тех учащихся, учителя которых прошли подготовку.
  2. Творческое отношение учителя к организации деятельности учащихся, ориентированной на развитие личности каждого, создает благоприятные условия для успешной учебы, для самореализации учащихся.

Педагоги отмечали, что овладение психотехнической системой помогает использовать в обучении конкретные методы, приемы взаимодействия и формирования личностного мировоззрения.

Таким образом, образование направлено на развитие механизмов социализации и основывается  на структурной диалектике как логике возможностей. В образовательном процессе, который проектируется учениками и учителями, системно применяется метод конструирования возможностей развития.

Литература:

  1. Sisk D. Teachers The Gifted and Talented Teachers: A Training Model// Gifted Child Quarterly, v. 19, № 1 Spring, 1975, p. 81-88
  2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы       психологии, 1989 № 6, с. 29-33
  3. А.Н.Острогорский “Учитель и даровитые ученики” // Педагогический сборник, 1889. – СПб., №1-3. С. 1-28, 197-219


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль учителя в работе с одаренными детьми."

В   настоящее   время   наблюдается   повышенный   интерес   к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и  развития  ...

Инновационная деятельность учителей географии, направленная на работу с одаренными детьми. Обзор интернет-конкурсов для учащихся и учителей"

В данной презентации описаны основные виды деятельности учителя по работе с детьми по повышению интереса к предмету, а также дан краткий обзор интернет- конкурсов для учителей географии, учащихся с ук...

Поэтапное профессиональное самосовершенствование педагога в работе с одаренными детьми.

Схема поэтапного  профессионального самосовершенствования педагога в работе с одаренными детьми...

Совершенствование системы олимпиадной подготовки обучающихся и работы с одаренными детьми

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать сов...

Деятельность профессиональных объединений педагогов по подготовке к работе с одаренными детьми

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть...

Требования к профессиональной компетентности педагога при работе с одаренными детьми.

В профессиональном стандарте «Педагог» к необходимым умениям отнесена следующая функция: «Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательн...

Совершенствование различных аспектов профессиональной подготовки учителя при работе в Московской электронной школе

Все большую популярность в школе среди педагогов завоевывает работа на платформе МЭШ, которая обеспечивает современное информационно-методическое обеспечение, как условие интенсификации педагогическог...