Поэтапное профессиональное самосовершенствование педагога в работе с одаренными детьми.
статья по теме

 Устинова Ирина Викторовна

 

Схема поэтапного  профессионального самосовершенствования педагога в работе с одаренными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема поэтапного  профессионального самосовершенствования педагога в работе с одаренными детьми

  1.  Самоинформирование : изучение педагогико-методической литературы по вопросу «Одаренный ребенок».
  2.  Программирование и планирование  самовоспитательной деятельности.
  3.  Самопобуждение и самоорганизаци .

 Самоинформирование:

-курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки: эпизодичность прохождения курсов; время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы.

-получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты. Недостатки:

нехватка у педагогов свободного времени; дороговизна обучения.

-дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

-индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

-сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

-использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

-самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

 Технология самоорганизации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1-й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" – для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе (приложение 1), а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования (приложение 2).

2-й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

3-й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

4-й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

     Составляющие процесса самообразования педагога:

 - Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

 - Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

 - Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

 - Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

 - Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

 - Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

         Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:

• Систематический просмотр определенных телепередач

 • Чтение конкретных педагогических периодических изданий

 • Чтение методической, педагогической и предметной литературы

 • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

 • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

 • Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

 • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

 • Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

 • Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики

 • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

 • Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

 • Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

 • Изучение информационно-компьютерных технологий

 • Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

 • Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

 • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

        На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми

Данный материал содержит методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми...

Требования к профессиональной компетентности педагога при работе с одаренными детьми.

В профессиональном стандарте «Педагог» к необходимым умениям отнесена следующая функция: «Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательн...

Буклет Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми

Буклет Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми...

Психологическая памятка педагогам по работе с одаренными детьми

Психологическая памятка педагогам по работе с одаренными детьми...