Урок по теме "Линзы"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Кречко Светлана Анатольевна

Урок по теме "Линзы" в 8 классе с использованием ЭОР. Технологическая карта урока. Видеоматериалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon linzy_krechko_s.a.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
___
ЛИНЗЫ__

Технологическая карта урока

Тема урока: «Линзы»

Число часов, отведенное на её изучение: 1час  (урок №5 в теме «Световые   явления»)

 

Базовый учебник

Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 20010 г.

  Цель освоения учебного содержания: создать условия для формирования у учащихся представления о линзах, видах линз и способах построения изображений в линзах.

 Задачи:

- обучающие:        Сформировать у учащихся понятие о линзе; ввести понятия: фокус, фокусное расстояние, оптическая сила линзы.  Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.

-развивающие:   Продолжить развитие логического мышления,  познавательной активности и творческих способностей учащихся, умения самостоятельно формулировать выводы при решении поставленных проблем и задач.

-воспитательные:   Продолжить воспитание у учащихся умения работать в коллективе,  воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи;  формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию эстетического восприятия мира.

Планируемые результаты:

  • личностные:

- формирует убеждённость в познании природы на примере исследования различных видов линз;

- формирует самостоятельность в приобретении знаний в ходе эксперимента по определению фокуса линзы;

- формирование ценностных отношений к друг другу и природе.

  • предметные:

- объясняет явление преломления света при прохождении световых лучей через собирающую и рассеивающую линзу;

- наблюдает, планирует и выполняет эксперимент по обнаружению фокусного расстояния собирающей линзы;

- применяет полученные знания о   линзах  для построения изображений в собирающей и рассеивающей линзах, для объяснения действия различных явлений и устройств.


метапредметные:

- овладевает навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результата своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимает различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений;

- развивает монологическую и диалогическую речь, умеет выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимает его точку зрения, признаёт право другого человека на иное мнение;

- учится работать в группе.

Основные понятия темы: линзы, фокус линзы, виды линз, правила построения изображений в линзах

Формы организации работы учащихся : (фронтальная, групповая, индивидуальная).

работа с ЭОР,  выполнение исследовательских экспериментальных заданий, решение задач, тестов

Межпредметные связи с черчением, математикой, биологией, экологией и медициной.

Технология изучения  - ИКТ и технология деятельностного метода обучения.

  Тип урока :                урок – введение нового материала с элементами первичного закрепления знаний

   

Необходимое техническое оборудование:       проектор,  компьютеры,  ресурсы Интернет, лабораторное оборудование ( линза собирающая на подставке, экран, источник света, линейка)

Методы и средства, обеспечивающие учебно-познавательную деятельность учащихся, управление учебной деятельностью:

Методы:

  1. Объяснительно – иллюстративный;
  2. проблемного обучения.

  1. Информационно-коммуникационные технологии.

                     При этом компьютер – это средство;

  • Активизация внимания на начальном этапе урока;
  • Рациональное использование времени на уроке;
  • Повышение эстетики и наглядности процесса обучения.
  1. Проблемное обучение.

13. Структура и ход  урока


Этап урока

Название исполь-зуемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

8

1

Оргмомент Введение нового материала

Модуль И-типа 

№1, 2

Мотивация к изучению нового материала. (Демонстрация видеофрагмента – лесной пожар.  Что является причиной этого бедствия?

Ответ : стекло?!)

Постановка  цели, задач урока

Не все тела мы можем детально рассмотреть, приближая их к глазу. Есть предметы, которые мы даже не можем приблизить (например, небесные тела) или они настолько малы, что невозможно их увидеть. В таких случаях используются оптические системы. Основной их частью является линза

Учитель объясняет новый материал, используя материалы ЭОР.

Анализируют видеофрагмент.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=126299671-64-72&n=21 Выдвигают гипотезы.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем по материалам ЭОР, делают краткий конспект в тетрадях.

Познавательные : выдвижение гипотез и их обоснование, извлечение необходимой информации из видеоролика;

смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, фильма, определение основной и второстепенной информации; умение структурировать знания

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

8

2

Формулирование вопросов учащимися

Отвечает на вопросы учащихся

Задают вопросы учителю

Регулятивные : оценка – осознание учащимися того, что уже усвоено, составление плана и последовательности действий; прогнозирование

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

2

3

Ответы учащихся на вопросы учителя

Модуль П-типа,

К-типа

№3

Задает вопросы учащимся

1. Какие линзы являются собирающими?

 2. Какие линзы являются рассеивающими?  

3. Как называется точка О?

4. Как называется прямая ОО1   ?  

5. Что такое фокус?

6. Что такое фокусное расстояние?

Демонстрирует тест по определению оптической силы линзы.

Отвечают на вопросы, вносят дополнения в ответы одноклассников, записывают ответы

1.Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его после преломления в одну точку называют собирающими линзами.

2. Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей после преломления в расходящийся - называются рассеивающими.

3. Оптический центр линзы

4. Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называется главной оптической осью линзы.

5. Точка, в которой после преломления в линзе пересекаются лучи, параллельные главной оптической оси.

6. Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называется фокусным расстоянием линзы ОF

Учащиеся выполняют тест

Познавательные: рассуждение, анализ объектов, установление причинно-следственных связей

Регулятивные : оценка – осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

8

4

Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися

Модуль  И-типа,

П-типа

№4

Учитель задает вопрос.  Как экспериментально можно определить фокусное расстояние собирающей линзы?

Демонстрирует фрагмент видеоролика «Ход лучей в линзе»

Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию. Выдвигают гипотезы по предложенной проблеме.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, извлечение необходимой информации из видеоролика.

Регулятивные : планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении проблем.

3

5

Выполнение заданий учащимися

Модуль  П-типа

К-типа

№4

Модуль  П-типа

К-типа

№5

Организует работу учащихся в группах. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий

Выполняют по группам экспериментальное задание

по определению фокусного расстояния собирающей линзы. При помощи  собирающей линзы ученики получают изображение окна на экране и измеряют расстояние от линзы до изображения. Объясняют опыт и делают вывод.

Ученики используя интерактивную модель :

1) знакомятся с правилами построения изображения в линзах;

2)  выполняют исследование зависимости характера изображения от взаимного расположения предмета и собирающей линзы ; предмета и рассеивающей линзы

Познавательные: логические рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование, установление причинно-следственных связей, извлечение необходимой информации из текста.

Регулятивные: планирование – определение последовательности действий, прогнозирование и контроль

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, осуществление продуктивного взаимодействия со сверстниками, умение выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.

10

6

Формулирование контрольного вопроса или задания

модуль К-типа

№6

Определяет ЭОР К-типа, предъявляет их в виде презентации

Учитель демонстрирует тест по теме «Построение изображений в линзах»

Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию

Регулятивные: планирование – определение последовательности действий

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

1

7

Выполнение учащимися контрольного задания

модуль К-типа

№6

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

Выполняют задание

Тест по теме «Построение изображений в линзах». (Задания 1-3 выполняют все ученики, задания 4-5 для наиболее подготовленных учащихся.) 

Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: контроль и коррекция

10

8

Формулирование выводов урока

Помогает сформулировать выводы

Учитель задает вопросы:

 С какими основными понятиями вы познакомились на уроке? В чем заключаются особенности линз ? Каковы правила построения изображений в различных видах линз?

На следующем уроке мы рассмотрим устройство и ход лучей в различных оптических приборах: фотоаппарате, очках, лупе и других.

Задает домашнее задание и делает пояснение по его выполнению, мотивирует обязательность его выполнения.

§66-67, упражнение 33,34, доклады  

Организует проведение рефлексии в виде таблицы «комплексная рефлексия»

Приложение 3

Оценивает работу класса и отдельных учащихся. Аргументирует выставленные оценки.

Формулируют и фиксируют выводы

Ученики отвечают на вопросы учителя, вносят дополнения в ответы одноклассников..

Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают задание в дневник. Задают вопросы.

Осуществляют рефлексию по предложенной учителем таблице (см. приложение 2)

Заполняют таблицу рефлексии. Оценивают свой уровень усвоения материала и урок.

Познавательные: структурирование знаний Регулятивные: оценка результатов своей деятельности и деятельности учителя; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

3


Приложение №1  к плану-конспекту урока

_______Линзы________________

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Линзы. Оптическая сила линзы.

И-тип

иллюстрация, презентация, видеофрагменты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba081-e921-1

1dc-95ff-0800200c9a66/5_6.swf.  

Оптическая сила линзы.

И-тип

П-тип

интерактивная модель

http://fcior.edu.ru/card/14652/opticheskaya-sila-linzy.html

Тест по теме «Линзы. Оптическая сила линзы»

П-тип

К-тип

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Видеоролик «Ход лучей в линзе»

И-тип

П-тип

видеофрагмент, модель

     http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39d452c7-16af-4c8e-b9c6-6c9e69308b54/9_137.avi 

Построение изображений, даваемых линзами

И-тип

П-тип

иллюстрация, видеофрагменты, интерактивная модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf

Тест по теме «Построение изображений, даваемых линзами»

К-тип

тест, интерактивная модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html 

И-тип -   изучение нового материала

П-тип-  практический модуль

К-тип – контролирующий модуль

Приложение 2  Комплексная рефлексия

На уроке я работал

Активно/пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен/недоволен

Урок для меня показался

Коротким/длинным

За урок я

Не устал/устал

Мое настроение

Стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

Понятен/непонятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...