Самопрезентация опыта работы для портфолио
материал по физике по теме

Куркова Ольга Николаевна

Презентация опыта работы для электронного портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc57 КБ
Office presentation icon samoanaliz.ppt564.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности

Курковой Ольги Николаевны,

учителя физики

МКОУ «СОШ №16» ИМРСК

Цель и задачи профессиональной деятельности.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,

 что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский

Учитель может учить других до тех пор, пока учится сам.

К.Д.Ушинский

       Не в количестве знаний заключается образование, но в полном

понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

А. Дистервег

Новая образовательная инициатива «Наша новая школа», осуществляемая в настоящее время, предполагает, что главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Как показывает анализ результатов ГИА и ЕГЭ по физике, учащиеся неплохо справляются с заданиями, проверяющими на репродуктивном уровне усвоение основных формул и законов школьного курса физики, умеют применять данные знания в стандартных ситуациях. С другой стороны, вызывают затруднения задания, проверяющие понимание смысла различных понятий, величин и законов, контролирующих умения объяснять физические явления, умение применять их в измененной ситуации. Также много проблем возникает у ребят при работе с физическим текстом и при выполнении эксперимента.  

Данный вывод подтверждается и результатами международных  исследования по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Цель исследования, как отражено в документах проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Исследование PISA не проверяет, как осваивается школьная программа. Оно оценивает способность детей применять полученные знания в жизненных ситуациях. Основными областями для оценки образовательных достижений в 2012 году были «грамотность чтения», «естественнонаучная грамотность» и «математическая грамотность».  Россия по результатам исследования находится на 41  месте в общем  рейтинге PISA. Результаты  проведенного исследования показали, что российские учащиеся имеют низкий уровень сформированности общеучебных умений, основным из которых является умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках, осуществлять распознавание и постановку научных вопросов и исследовательской деятельности.

 Как мне кажется, все вышесказанное доказывает, что результатом образования должны быть не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Лет 20 назад человек, окончивший ВУЗ, мог спокойно много лет работать, полученных знаний хватало надолго. В наш современный инновационный век технологии стремительно развиваются, в любой профессии  знания, пусть и   качественные, быстро устаревают. Поэтому знания, полученные людьми в школе и ВУЗе,  через некоторое время  нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. Чтобы оставаться на плаву, быть отличным специалистом, необходимо постоянно учиться. Поэтому одна из главных задач школы – научить учиться, думать. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность,  обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития, самоопределения  и самореализации детей, формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач.  

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  1. Создание комфортной развивающей образовательной среды  на базе учебного кабинета.
  2. Создание условий развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
  3. Обеспечение учащимся возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения.
  4. Выявление одаренных детей и создание условий для их личностного развития.
  5. Определить  перечень личностных и метапредметных результатов обучения, формируемых на уроках физики.
  6.  Выявление и отбор способов и средств  формирования УУД у обучающихся при изучении физики.
  7. Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа.  
  8. Разработка (корректировка и уточнение авторских) рабочих программ по физике с учетом формирования УУД.
  9. Разработка системы типовых задач  для оценки сформированности УУД.
  10. Профессиональное  самосовершенствование самого учителя.  

Анализ и оценка условий профессиональной деятельности

Как театр начинается с вешалки,  так и в школе первая встреча с предметом «физика» начинается с кабинета. Поэтому моя задача как учителя и заведующего кабинетом создать  комфортную атмосферу в кабинете. Для реализации цели и задач педагогической деятельности в первую очередь необходимо создать материально-техническую базу. В течение нескольких последних лет силами заведующих кабинетом, администрации школы и родительской общественности кабинет физики преобразился.

Основные подходы по оборудованию учебного кабинета:

  • соответствие требованиям стандарта кабинета физики и нормам СанПиН;
  • современный дизайн оформления класса;
  • комплектация  оборудования (приборов, пособий, электронных носителей,  учебной и дополнительной литературы, дидактических материалов);
  • возможность систематического применения современных образовательных технологий: информационных, физического эксперимента, наблюдения, проблемного изучения материала, проектной деятельности;
  • наличие разнообразных видов ресурсного обеспечения образовательного деятельности: физических опытов, тестов, ОК, литературных источников, информационных носителей, видеофрагментов, видеофильмов;
  • экономичность в подборе средств обучения, возможность быстрого выбора необходимого ресурса.

Перечень проделанной работы по модернизации кабинета:

  • Приобретение проектора, интерактивной доски, компьютера, монитора,  колонок, поставленных в ходе реализации национального  проекта.
  • Обеспечение доступа в Интернет.
  • Косметический ремонт учебного кабинета.
  • Пополнение комплекта учебного оборудования.
  • Приобретение современного стенда.
  • Пополнение фонда дидактических материалов
  • Накопление и пополнение раздаточного материала по всем темам курса.
  • Пополнение копилки «Игры на уроках физики».
  • Пополнение копилки «Физические сказки».

                             

Перспективы развития кабинета:

  • Ремонт пола, замена дверей, замена освещения.
  • Косметический ремонт стен и приобретение жалюзи.
  • Капитальный ремонт лаборантской.

Конечно, хороший кабинет еще не показатель качества образования. Большую роль играют учебно-методические материалы, которые учитель использует в своей работе. Это позволяет повысить качество текущего контроля, осуществлять дифференциацию обучения и оценивания. В кабинете огромная подборка дидактических материалов различных авторов,  как в печатном, так  и в электронном виде. Хотелось бы выделить некоторые из них.

Основные используемые учебно-методические материалы

  • Дидактические материалы для 7-11 классов  (автор Марон А.Е.)
  • Дифференцированные контрольные работы для 7-11 классов (автор Марон А.Е.)
  • Дифференцированные контрольные работы для 7-11 классов (автор Куперштейн Ю.С.)
  • Контрольные работы в новом формате ля 7-11 классов (автор Годова И.А.)
  • Самостоятельные и контрольные работы для 7-11 классов (автор Кирик Л.А.)
  • Тесты для 7-9 классов (автор Громцева О.И.)
  • Контрольные и самостоятельные работы для 7-9классов (автор Громцева О.И.)
  • КИМ (автор Зорин Н.И.)
  • Тесты по физике для 7-9 классов (автор Волков В.А.)
  • Электронный генератор тестов (автор Кирик Л.А.)
  • Литература разных авторов для подготовки к ГИА, ЕГЭ

 

Также в течение учебного года  ведется работа с одаренными детьми, проводятся занятия для подготовки к олимпиадам. Физика в школе изучается с 7 класса, а серьезное участие в олимпиаде (городской, районный тур) начинается с 9 класса. Следовательно, возникший разрыв необходимо устранить на школьном уровне. Заинтересовать учащегося, вовлечь в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки, это задача учителя. Олимпиадные задания отличаются от «обычных» задач по многим параметрам. Условия олимпиадных задач оригинальны и требуют нестандартного мышления и высокого уровня эрудиции. И ребят необходимо готовить для восприятия таких задач.

С 2013 года мною была начата работа над проектом «Медиатека учителя физики». «Медиатека учителя физики»-это организованный набор информационных объектов.  Медиатека сейчас содержит около 40 авторских презентаций, более 120 презентаций других авторов и моих учеников, видеофрагменты, анимации физических процессов, звуковые эффекты, 25 образцов музыки для использования в качестве фона, 200 портретов ученых, физические рисунки, формулы, анимированные картинки.

Перечень электронных изданий:

  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 кл   Министерство образования и науки РФ. Проект «Информатизация системы образования». «Дрофа», 2007
  2.  Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 кл Приложение к учебнику. «Дрофа», 2012 г.
  3. Пинский А.А. Физика и астрономия 7 класс. Министерство образования и науки РФ. Проект «Информатизация системы образования». «Просвещение-МЕДИА» 2002.
  4. Пинский А.А. Физика и астрономия 7 класс. Министерство образования и науки РФ. Проект «Информатизация системы образования». «Просвещение-МЕДИА» 2003.
  5. Пинский А.А. Физика и астрономия 7 класс. Министерство образования и науки РФ. Проект «Информатизация системы образования». «Просвещение-МЕДИА» 2003.
  6. Чижов Г.А., Ханнанов Н.К Физика 10 класс. Министерство образования и науки РФ. Проект «Информатизация системы образования». М. «Дрофа», 2003 г.
  7. З. В. Александрова и др.  Уроки физики 7-11 классы с применением информационных технологий. «Глобус», 2010 г.
  8. Мякишев Г.Я.,БуховцевБ.Б.,СотскийН.Н. Физика 11 класс. Приложение к учебнику. М. «Просвещение», 2008
  9. Мякишев Г.Я., Физика 10 класс. Приложение к учебнику. М. «Просвещение», 2008
  10. Открытая Физика,   «Физикон»;

Также данный ресурс содержит сценарии наиболее удачных медиауроков с использованием интерактивной доски и компьютерной лаборатории и методические материалы по использованию НИТ в преподавании физики. Все ресурсы медиатеки систематизированы по разделам физики, что облегчает поиск нужной информации.  Пополнение медиатеки идет регулярно.  С медиатекой  учителя физики можно работать, используя готовую коллекцию презентаций. Можно с ее помощью отобрать необходимые ресурсы для создания своего проекта. А если на уроке нет необходимости большую часть времени  работать с проектором, можно очень быстро найти нужный фрагмент для демонстрации его на уроке.   Использование медиатеки позволяет сократить время на поиск нужных медиаобъектов  и позволяет учителю больше времени уделить  творчеству.

Анализ и оценка качества образовательного процесса

Использование современных образовательных технологий

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”. Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.  Современные педагогические технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

В своей работе я использую следующие современные педтехнологии:

  1. Предметно-ориентированная технология
  2. Личностно-ориентированная технология                
  3. Партнерская технология (технология сотрудничества)  
  4. Технологии уровневой дифференциации
  5. Концепция укрупнения дидактических единиц
  6. Новые информационные технологии
  7. Здоровьесберегающие технологии  
  8. Проблемное обучение
  9. Метод проектов
  10. Технология критического мышления.

Использование интерактивной лаборатории

(«Интерактивный курс физики»  и  «Практикум 7-11 классы»):

  1. Для демонстрации, моделирования физических процессов;
  2. Для проведения экспериментов и лабораторных практикумов.

Использование интерактивной доски

  1. Создание серии уроков  с использованием интерактивной лаборатории и интерактивной доски: «Движение по наклонной плоскости, «Термодинамика круговых процессов», «Эффект Доплера» и др.

Использование Интернет-ресурсов

  1. Применение  Электронных Образовательных Ресурсов с сайта Eдиной Коллекции ЦОР;
  2. Проведение Интернет-уроков с использованием Интернет-ресурсов;
  3. Использование различных видов компьютерного тестирования: он-лайн тестирование при тематическом контроле, при подготовке к   ЕГЭ;
  4. Использование Интернет-ресурсов при подготовке  к олимпиадам;
  5. Организация внеурочной деятельной учащихся: участие в Интернет-олимпиадах,  Интернет-конкурсах, телекоммуникационных проектах.

Использование современных педтехнологий позволяет повысить качество образовательного процесса. Эффективность педагогического процесса может быть оценена по его результатам. Любой учитель, работающий в школе, несет две основные функции – учителя-предметника и классного руководителя. Конечно, для учителя является трудоемким осуществить мониторинг учебной деятельности каждого ученика  и класса в целом вручную.  А мониторинг является неотъемлемой частью работы учителя: без него невозможно следить за динамикой своей работы и делать ее анализ, прогнозировать результаты. Проблема учета и контроля знаний учащихся, посещаемости, ведения аналитической диагностики в современной школе является очень важной. Использование возможностей  современных  ИКТ позволяет существенно облегчить ведение школьной документации. Но хотелось бы отметить, что необходимо за цифрами статистики не потерять живое общение с учащимися, их развитие в процессе этого общения.

АРМ  (автоматизированное рабочее место) представлено в виде  АРМ учителя-предметника и АРМ классного руководителя.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без внимания ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентированного образования потребовали и новых методов воспитания, которые формировали бы не просто умения, а компетентности. Приоритетом становится ориентация на личность ребенка – создание благоприятных условий для развития и свободного выбора образовательной среды (образовательного учреждения, программы). Однако ведущую роль в формировании личности ребенка играет воспитательная среда образовательного учреждения. Школа должна выпускать учащегося, обладающего хорошим интеллектом,  коммуникабельностью, здоровьем как физическим, так духовным и социальным,  способным   определять профессиональные и жизненные перспективы, строить проекты желаемого будущего и находить пути их осуществления, знать и уважать законы своей страны, знать символы России, быть патриотом своей Родины. Реформа образования, осуществляемая в настоящее время, предполагает, что цель образования – создание условий для развития и самореализации детей, воспитание способности принимать самостоятельные решения, создание  условий для приобретения учащимися системы компетенций на выходе из школы. Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формирование  у учащихся компетенций,  обеспечивающих им возможность успешной социализации.

Достижения учащихся при независимых внешних экспертизах

Учебный год

Количество учащихся, принимающих участие в ЕГЭ

Средний балл по школе

Средний балл по району

Средний балл по Ставропольскому краю

Самые высокие баллы

2010-11

2011-12

16

50,3

47,3

47,9

69

2012-13

7

56,3

53

55,5

73

Задачи совершенствования педагогической деятельности:

  1. Корректировка рабочих учебных программ с учетом формирования  УУД.
  2. Подбор и разработка УМК, соответствующего новым образовательным стандартам.
  3. Разработка программ внеурочной деятельности учащихся.
  4. Формирование компетентности обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.
  5. Работа с одарёнными обучающимися, организация их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности. Работа ШНОУ «Созвездие»
  6. Разработка системы мониторинга качества формирования УУД.
  7. Использовать возможности информационно-коммуникационных технологий для реализации  дистанционного образования,  сетевого взаимодействия.
  8. Повышение квалификации.

Конечно, физика - предмет, который не все потом будут изучать в ВУЗе. Но это уникальный предмет, который дает возможность учителю развить личностные особенности любого ребенка.  На уроках физики  для каждого ребенка можно найти дело по душе: можно изучать окружающий мир, проводить исследования, решать задачи, изучать историю открытий, знакомиться с великими учеными, изучать технику, составлять кроссворды, писать стихи, сочинения, делать проекты. Именно поэтому я так влюблена в свой предмет. Физика – это огромное поле для творчества. Всем известна притча: если хочешь накормить голодного единожды – дай ему рыбу. Если хочешь, чтобы он всегда был сыт, – дай ему удочку. Так что моя главная  задача как педагога не просто дать ученикам набор знаний по физике, а научить их учиться, подарить им «удочку», которая поможет им в жизни быть успешными, решать жизненные задачи. Ведь успех учителя прежде всего в успехах его учеников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение опыта (Материалы к портфолио)

Раздел №3 "Методическая деятельность"...

«Новые возможности использования «Портфолио гимназиста» при переходе к работе по новым ФГОСТам» (из опыта работы учителя английского языка ГБОУ гимназии №148 имени Сервантеса Санкт-Петербурга Яковлевой Елены Эрландовны)

Наша гимназия, как и все другие школы, готовиться работать в средней школе по новым стандартам. Новые стандарты ставят перед нами задачу развия универсальных учебных действий – умения учиться, т.е. сп...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО из опыта работы "Мобильный телефон ученика - друг или враг?"

Представлен опыт работы по использованию мобильных телефонов учащихся для выполнения домашних заданий и участия в сетевых мероприятиях по географии....

Из опыта работы.Моё портфолио.

Слайд1-2. Учителем математики в Старо-Казеевской средней общеобразо-вательной школе начала работать с 1983 года. В настоящее время – учитель I квалификационной категории.     С чег...

Из опыта работы.Моё портфолио.

Из опыта работы.Моё портфолио...

Портфолио как форма оценки учащихся основной школы ( из опыта работы)

В работе представлен материал для создания портфолио учащимся основной школы. Материал предназначен для широкого круга педагогической общественности...

Самопрезентация опыта работы учителя иностранных языков Кадеркаевой Гулии Равилевны.

Самопрезентация опыта работы учителя иностранных языков Кадеркаевой Гулии Равилевны....