Портфолио как форма оценки учащихся основной школы ( из опыта работы)
методическая разработка на тему

Коновалова Галина Анатольевна Ухта

В работе представлен материал для создания портфолио учащимся основной школы. Материал предназначен для широкого круга педагогической общественности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

Портфолио

как форма оценки учащегося основной школы

Коновалова Г.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №19» г. Ухты Республики Коми,

 классный руководитель 5 «Б» класса

                                                                   2012 год

1.Актуальность работы

Стандартная процедура экзамена не позволяет оценить индивидуальные возможности и склонности обучающихся, необходимые им для успешной реализации жизненных и профессиональных целей  после окончания школы, поэтому возникает необходимость разработки новых форм диагностики образовательных результатов, с помощью которых можно оценивать индивидуальный профиль достижений обучающихся, полученных ими в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

В частности, технология портфолио позволяет вплотную  подойти к решению проблемы оценивания сформированности социальных, информационных, коммуникативных компетентностей обучающихся, что необходимо по  Федеральным государственным стандартам..

2.Цель данной модели портфолио- обеспечить отслеживание индивидуальных достижений обучающихся в учебном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

3.Основной смысл портфолио- «показать все, на что ты способен».

Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает, умеет по данной теме, разделу, предмету.

4.Задачи портфолио:  

  • поддерживать высокую мотивацию обучающихся;
  • поощрять их активность , самостоятельность в освоении образовательных программ разного уровня, стимулировать к самообразованию;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
  • формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • отследить формирование ключевых компетентностей обучающихся;
  • определить рейтинг выпускника основной школы и позволить ему вступить в конкурсный отбор на профильное обучение на старшей ступени школы.

 

5. Структура портфолио обучающегося

В наше портфолио обучающегося включены все три основные модели, которые рекомендуются Новиковой Татьяной Геннадьевной, заведующей кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО Минобрнауки РФ, Прутченковым Александром Сергеевичем,  доктором педагогических наук, профессором кафедры развития образовательных систем АПК и ППРО Минобрнауки РФ):

  • портфолио одокументов;
  • портфолио работ;
  • портфолио отзывов.

Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

6. Содержание портфолио:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание портфолио.
  3. Мой мир.
  4. Моя учеба (лист самопроектирования образовательной деятельности обучающегося).
  5. Моя общественная работа
  6. Мое творчество.
  7. Мои впечатления.
  8. Мои достижения .
  9. Работы, которыми я горжусь.
  10. Образовательный рейтинг обучающегося на основе анализа портфолио.
  11. Отзывы и пожелания. Рекомендации.

3.Рекомендации по заполнению и эффективному использованию портфолио

Наша модель портфолио разрабатывалась еще в ходе работы по эксперименту по модернизации оценки качества образования. Портфолио на бумажных носителях применяется в нашей школе с 2001 года. В этом учебном году уже ведется работа по  введению электронного портфолио обучающегося как основы моделирования индивидуальной образовательной программы.

В начале учебного года обучающиеся  под руководством классного руководителя  знакомятся с моделью портфолио и получают рекомендации по их заполнению. . На родительских собраниях со 2 класса классный руководитель информирует родителей о создании портфолио или о результатах его заполнения.

В течение года ведется работа по максимальному обеспечению официальных документов и творческих материалов, которые будут подтверждать уровень достижений ребенка в различных видах деятельности.

В конце года осуществляется анализ работы обучающихся по созданию портфолио, индивидуальные консультации обучающихся и  родителей по итогам работы. Защита  творческих отчетов в форме презентации проходит внеурочно.

Особо контролируется работа по заполнению портфолио в предпрофильных 8,9 классах,  идет отбор материала, который помогает определить индивидуальный маршрут обучающегося по профильной подготовке и профессиональной ориентации, повысить образовательный рейтинг. Учитывается мнение родителей, классного руководителя и учителей- предметников. Идет подготовка рекомендаций для поступления в профильные классы.

8.Рекомендации по заполнению разделов.

Раздел «Мой мир».

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка:

  • «мое имя»- информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых любях, носивших и носящих это имя. Можно найти информацию о значении фамилии обучающегося;
  • «моя семья»- здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о всей  семье;
  • «мой город»-рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута безопасного движения от школы до дома;
  • «мои друзья»- фотографии друзей, информация об их интересах и увлечениях;
  • «моя школа»- рассказ о школе и педагогах;
  • «мои любимые школьные предметы»- небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенных по принципу «мне нравится, потому что…» При этом обучающийся может высказаться о каждом предмете , обосновав необходимость его изучения.

            Раздел «Моя учеба»

В этом разделе  мы рекомендуем обучающимся каждый год планировать свою работу только по одному школьному предмету, чтобы не было загруженности портфолио материалами. Для этого  учащимся создается лист самопроектирования образовательной деятельности.

Лист самопроектирования индивидуальной образовательной деятельности

Ф.И.О.                          класс                                    дата составления

Как в целом я могу описать свою успеваемость в школе за последнее время?

Какому предмету я план ирую уделять больше времени и внимания. Почему?

Какие предметы я планирую изучать на углубленном уровне. Почему? Зачем мне это нужно?

Какие дополнительные предметы я планирую изучать. Почему?

Какую исследовательскую работу или проект я планирую выполнить. Зачем?

Моя главная цель в новом учебном году

Что я должен сделать для достижения цели?

1.

2.

3..

Индивидульная образовательная программа

Мой план укрепления здоровья

Мои спортивные секции

Спортивные достижения

Планирование дополнительного образования

Элективные курсы

Факультативы

кружки

Оценка результата (в 5-балльной системе)

самооценка

Родители /законные представители

Классный руководитель

С информацией ознакомлены_____________________________Родители/законные представители

           Раздел «Моя общественная работа»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности, можно отнести у общественной работе. Записывается поручение, которое обучающийся выполняет в классе. Он сам формулирует свои обязанности, связанные с данным видом работы. Здесь можно включать фотографии стенгазет, созданных в классе, текстов стихов, прочитанных на школьной линейке. Оформлять этот раздел, конечно, желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Раздел «Мое творчество»

Здесь можно расположить все творческие работы: рисунки, сказки, стихи. При заполнении этого раздела обучающемуся предоставляется полная свобода действий. Но! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, необходимо предоставить информацию об этом мероприятии: полное название, где и когда проводилось.

Раздел «Мои впечатления»

Этот раздел мы просто рекомендуем для создания, он существует не во всех  портфолио обучающихся. В течение учебного года  учащиеся ходят в театр, на выставки, посещают музеи. В завершении классные руководители или учителя- предметники предлагают выполнить творческое домашнее задание, делая которое, обучающийся  не только вспоминает содержание экскурсии, пьесы, но и получает возможность выразить свое впечатление. В конце учебного года  ( по желанию обучающихся ) происходит презентация творческих заданий  с обязательным награждением.

Раздел «Мои достижения»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, благодарственные письма, итоговые аттестационные ведомости. Лучше выбирать расположение не в порядке значимости, а в хронологическом порядке.

 

Раздел «Работы, которыми я горжусь»

Мы считаем целесообразным выделение этого раздела , так как с течением  времени у обучающегося происходит накопление большого количества проектных и исследовательских работ. В начале каждого учебного года учащемуся приходится анализировать собранные творческие работы, оставляя в портфолио только самые значимые. Вот они и составляют основу данного раздела.

Раздел «Образовательный рейтинг обучающегося на основе анализа портфолио».

В 5,6,7 классах мы оставляем для оценивания составления портфолио  четыре уровня ( как и в начальной школе)

1 уровень-наивысший «А»:

  • многогранность;
  • динамика прогресса;
  • творческое отношение;
  • оригинальность.

            2 уровень- высокий «В»:

  • солидные знания предмета;
  • логика собирания материалов;
  • могут оцениваться некоторые элементы оформления.

            3 уровень- средний «С»:

  • достаточный уровень сформированности программных знаний;
  • репродукция , но отсутствие творческого потенциала;
  • логика сбора материала.

 4 уровень-слабый «Д»

  • отрывочные знания;
  • не полностью выполненные работы;
  • критические оценки.

 Начиная с 8 класса, определяется образовательный рейтинг обучающихся по следующим категориям:

позиции

компоненты

результаты

Экзамены, установленные Министерством образования и науки РФ

Русский язык

Математика

До 5 баллов

Экзамены по выбору обучающихся

1

2..

До 5 баллов

Индивидуальная накопительная оценка

1. Учебно- познавательная компетентность ( на основе успеваемости по предметам)

1.

2.

3.

До 5 баллов

2.Информационно- коммуникативная компетентность ( на основе способов освоения программ по предметам, элективным курсам)

1.

2.

3.

4.

5.

0 б- прослушал, ознакомлен («удовлетворительно»

1 б.- знает материал («хорошо, отлично»)

2 б.- применяет ( проекты, рефераты, доклады)

3 б.- ведет исследовательскую деятельность по предмету.

3. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных ( конкурсы, конференции, смотры, предметные олимпиады)

1. Международные

2. Всероссийские

3.Республиканские

4. Муниципальные

5. Школьные

Победитль-9 баллов

Призер, лауреат-8 баллов

Участник-7 баллов

Победитль-6 баллов

Призер, лауреат-5 баллов

Участник-4 балла

Победитль-4 балла

Призер, лауреат-3 балла

Участник-2 балла

Победитль-2 балла

Призер, лауреат-1 балл

4. Компетентность в сфере культурно- досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность

1. Научное общество

2. Спортивные школы

3. Кружки

4. Секции

Внешкольные- по факту наличия документа- 4 балла

Школьные- по итогам посещаемости и продуктивности в течение года за каждый курс – от 0 до 4 баллов

5. Компетентность в сфере здоровьесбережения, участие в спортивно- массовой. Оздоровительной работе, спортивных соревнованиях

1. Международные

2. Всероссийский

3. Республиканские

4.Муниципальные

5.Школьные

Победитль-9 баллов

Призер, лауреат-8 баллов

Участник-7 баллов

Призер, лауреат-5 баллов

Участник-4 балла

Победитль-4 балла

Призер, лауреат-3 балла

Участник-2 балла

Победитль-2 балла

Призер, лауреат-1 балл

6.Компетентность в сфере социально- трудовой деятельности, умение ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений

1. Участие в социальных проектах

2. Участие в работе органов самоуправления

Областных, республиканских-3 балла

Муниципальных- 2 балла

Школьных-1 балл

Общешкольных- от 0 до 4 баллов на основе отзывов обучающихся и учитеей

Классных- от 0 до 3 баллов

7. Компетентность в сфере самопроектирования, самоорганизации, самооценки

1. планирование индивидуальной образовательной деятельности, степень реализации

От 0 до 5 баллов на основе самооценки

От 0 до 5 баллов на основе оценки классного руковолителя.

8. резюме (для выпускников 9 классов)

1. информация об образовательных профессиональных и личностных качествах

Оценку выставляют классный руководитель и курирующий завуч от 0 до 5 баллов

9. Рекомендации выпускнику 9 классов

Даются на основании анализа следующих документов:

«Образовательного рейтинга обучающегося», портфолио работ, планирования  и результатов индивидуальной образовательной деятельности

Итоговый балл образовательного рейтинга обучающихся 8, 9 классов складывается из суммы всех блоков, вносится в сводную итоговую ведомость портфолио (см. выше), заверяется подписью завуча- координатора, школьной печатью.

Раздел «Отзывы и предложения. Рекомендации»

Ничто так не повышает самооценку обучающегося, как одобрение со стороны педагога, родителя. Вместо записей в дневнике типа «Молодец!», учителя дают отзывы в портфолио. Можно заполнять данный раздел по итогам учебного года.

 

   Использование портфолио учащихся основной школы помогает нам в достижении желаемого качества образования, в реальной оценке достижений каждого обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий как инструмент введения новых ФГОС в основной школе (из опыта работы)

В статье отражена система работы, которую можно использовать при введении ФГОС основной школы...

Развитие интереса к изучению иностранного языка у учащихся начальной школы (из опыта работы).

В данной работе  рассказывается о некоторых приемах работы с младшими школьниками для развития у них интереса к изучению иностранного языка....

«РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ». (Из опыта работы).

Родительский патруль позволил нашим учащимся почувствовать себя защищенными, они стали менее восприимчивы к несправедливости окружающего мира, свойственно  детям « группы риска»....

Оценка сформированности навыков работы с текстом у учащихся основной школы.

В работе представлены критерии оценки сформировнности навыков работы с текстом у учащихся основной школы. Эти критерии может использовать каждый участник образовательного процесса. Учитель  сможе...

Некоторые приемы развития речи учащихся средней школы (из опыта работы учителя-словесника)

В работе представлены некоторые приемы работы по развитию речи учащихся средней школы....

«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»

Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»...