Программа элективного курса по физике для 9 класса
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Данная программа предназначена для учщихся 9 класса общеобразовательной и основной школ. . Для этого разработан элективный курс «Капиллярные явления в земледелии и растениеводстве», Программа реализуется в рамках предпрофильной подготовки учащихся на основной ступени образования и расчитана на 15 часов. В процессе изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_fizike_dlya_9_klassa.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

 ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

«Капиллярные явления

в земледелии и растениеводстве»

Автор:

Фамилия, И.О. Ковалёв Александр Викторович 

Должность учитель физики

Место работы МБОУ Красновская СОШ Тарасовского района Ростовской области 

2013 год


  1. Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

  1. Общая характеристика учебного курса

        В курсе физики 8 класса учащиеся изучают тему «Капиллярные явления». При изучении данной темы практически не уделяется внимание наблюдению этих явлений в природе и влияние их на урожайность культур в земледелии. Но ребята знают, что кроме традиционного способа обработки почвы отвальной вспашки, существуют и альтернативные – безотвальная обработка почвы. У некоторых ребят в сельском хозяйстве работают родители, в будущем и учащиеся могут связать свою профессиональную деятельность с земледелием.

        Сегодня каждый человек осознаёт роль эффективного земледелия не только в своей жизни, но и жизни всего мира. Экологический кризис не за горами, такие сложные вопросы придётся решать в будущем нашим ученикам и осознавать это они должны уже сегодня. Для этого разработан элективный курс «Капиллярные явления в земледелии и растениеводстве», его можно проводить во втором полугодии в 9 классе или в первом полугодии в 10 классе. Этот курс в своём содержании интегрирует предметы трех образовательных областей : «Физика», «Информатика», «Биология».

        Учитель, реализующий данный курс в своей работе, должен владеть умениями работы с компьютером. При проведении уроков учитель занимает координаторскую позицию, его задача заключается в организации деятельности учащихся по созданию проектов В процессе выполнения работы учащиеся учатся находить информацию в различных источниках, анализировать, синтезировать, выделять главное. Такой опыт работы, независимо от выбранного в дальнейшем профиля обучения и образовательного учреждения, необходим каждому учащемуся.


  1. Личностные, метапредметные и  предметные результаты освоения курса

  1. Личностные результаты освоения курса:
  • Умеет:
  • уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению;
  • находить общий язык в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  • Знает:
  • социальные нормы, правила поведения,
  •  роль и формы социальной  жизни в группах и сообществах;
  1. Метапредметные результаты освоения курса:
  • Умеет:
  •  самостоятельно  определять цели своего обучения;
  • самостоятельно  планировать  пути  достижения  целей,  в  том числе  альтернативные;
  • правильно выполнять  учебную задачу,
  • оценивать собственные возможности решения учебной задачи;
  • определять понятия, создавать обобщения,
  • устанавливать аналогии, классифицировать,
  • самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить  общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • вводить текст с помощью клавиатуры,
  • Знает:
  • знаково-символические средства представления информации;
  • схему решения учебных и практических задач;
  • способы поиска и сбора информации;
  • фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;
  • готовить  свое  выступление  и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • нормы информационной избирательности, этики и этикета;

 

  1. Содержание учебного курса

  1. Капиллярные явления в земледелии – 9 часов

Капиллярное явление. Виды почв. Понятие твердого тела и жидкости. Свойства твердых тел и жидкостей. Понятие водного раствора. Виды обработки почвы.

  1. Капиллярные явления в растениеводстве – 7 часов

Понятие урожайности с/х культур. Обрезка деревьев и кустарников. Питание растений. Поведение жидкости в капилляре. Вспашка и боронование почвы.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Форма занятия и вид деятельности

Количество часов

  1. Капиллярные явления в земледелии – 9 часов

1

Вводное занятие .

Разработка задания к проекту

Диалог.

Работа по группам

1

2

Сравнение свойств твердых тел и жидкостей

Практическая работа

«Исследование капиллярных явлений различных видов почвы»

1

3

Сравнение свойств чистой воды и водного раствора

Практическая работа 

«Зависимость высоты столба жидкости в вакууме от плотности и силы тяжести  ρ и G

1

4

Проведение экскурсий и полевые исследования

Практическая работа «Исследование глубины обработки почвы…

1

5

Анализ преимуществ и недостатков безотвальной обработки почвы

Учащиеся самостоятельно анализируют результаты исследований и делают предполагаемые выводы.

1

6

Зависимость поведения жидкости в капилляре от диаметра капилляра

Практическая работа.

Диалог

1

7

Изготовление компьютерной презентации

Работа  в программе PowerPoint

2

8

Конференция

Защита проектов

1

  1. Капиллярные явления в растениеводстве – 7 часов

9

Сравнительный анализ урожайности зерновых культур различных хозяйств района за последние 10 лет (составление графика)

Учащиеся самостоятельно добывают информацию в Интернете и в подшивках районной газеты «Родная сторона»

1

10

Почему виноградники и деревья обрезают ранней весной?

Дискуссия

1

11

Как вода поднимается по стеблям растений.

Лабораторная работа «Зависимость поведения жидкости в капилляре, опущенном в жидкость от диаметра капилляра»

1

12

Какую роль играет вспахивание и боронование земли для сохранения влаги в почве.

Исследование. Создание презентации в программе PowerPoint

2

13

Анализ преимуществ и недостатков безотвальной обработки почвы

Дискуссия. Работа в группах.

1

15

Итоговый урок.

Защита проектов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по физике 9 класс

Данная примерная программа  по физике для учащихся основной  общеобразовательной школы.  Составлена  на основе  обязательного минимума содержания  физического образования...

Программа элективного курса по физике 9 класс

Элективный курс "Эксперементальная физика" 9 класс...

Программа элективного курса "Экспериментальная физика" 10 класс

Предлагаемый курс «Экспериментальная физика» для учащихся профильного 10-го класса попытается частично отразить все требования учебного эксперимента. Курс рассчитан на 34 часа.Цель курса: развитие и а...

Программа элективного курса по физике 9 классе Механика в задачах

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений, ориентированных на естественно-математический профиль.·  развитие интереса к физике и решению физических...

Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...

Рабочая программа элективного курса по физике 9 класс

Курс "Решение задач повышенной сложности", 34ч....

Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Курс "Практикум по физике ", 68 часов...