Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Влажность"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Юшкова Екатерина Борисовна

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В данном материале предлагаются возможные пути реализации ФГОС ООО средствами линий УМК по физике А.В. Перышкина по теме «Влажность». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlazhnost.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Влажность

1.    Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы

Тема изучается в 8 классе при изучении раздела «Тепловые явления». На изучение темы отводится 6 часов. В учебнике теме посвящено 4 параграфа (§§ 16-19), приведено описание одной лабораторной работы (№ 3).

К моменту начала изучения данной темы учащиеся знакомы со следующими понятиями: количество теплоты, теплоемкость тела, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.

К изучению данной темы учащиеся вернутся в 10 классе. Разговор об абсолютной и относительной влажности на данном этапе, в отличие от основной школы, будет проводиться в терминах «давление водяного пара», «давление насыщенного водяного пара».

2.    Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы

Цели

Цель

Элементы и понятия темы

Понимание учащимися смысла понятий

 

 Понимание учащимися взаимосвязи между понятиями

Испарение, насыщенный пар, ненасыщенный пар, плотность водяного пара, плотность насыщенного водяного пара, относительная влажность, абсолютная влажность, точка росы

 Относительная влажность - абсолютная влажность, плотность водяного пара – относительная влажность, плотность водяного пара – абсолютная влажность

Задачи

Задача

Элементы и понятия темы

Знакомство учащихся с методами исследования объектов и явлений:

а) теоретические методы

  

б) экспериментальные методы

 

Формирование умений

а) теоретические

 б) экспериментальные

 

 

Зависимость абсолютной и относительной влажности от плотности водяного пара

  

Измерение относительной влажности с помощью волосного гигрометра, психрометра, конденсационного гигрометра

 Решение задач (список из учебника, сборника задач)

 Выполнение лабораторных работ (№ 3 из учебника)

 3.    Материалы темы в свете ФГОС ООО

Тип результатов

Результаты обучения

Примеры из УМК

Личностные

1. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни

Основы безопасности при нахождении в различных климатических зонах, при использовании кондиционера воздуха

Метапредметные

1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

 

2. Смысловое чтение

Решение задач по физике в общем виде, см. ниже пример УУД «Логический анализ и синтез»

 

 

См. ниже пример УУД «Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации объектов», «Логический анализ и синтез»

Предметные

1. Осознание значения физики в жизни человека

 

 2. Формирование первоначальных представлений о сущности агрегатных превращений вещества и влажности воздуха

 

3. Приобретение опыта проведения экспериментов

Роль влажности в жизни организмов, понятие оптимальной влажности, влажность и климатические зоны

 

 Работа с текстами учебника, решение задач по физике, знакомство с принципами работы гигрометров

 

 

Анализ демонстрационного эксперимента, получение навыков определения относительной влажности с помощью гигрометров различных конструкций

 

4.    Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся

УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Задание «Сравнение физических явлений, процессов и т.п.»

Цель: формирование навыка выделять у объектов характеристики, по которым их можно сравнивать.

Форма выполнения: индивидуальная или групповая.

Описание задания: учащиеся читают текст параграфа учебника или слушают доклады о нескольких явлениях, процессах и т.п. На основании полученной информации делаются выводы о том, чем они похожи, чем различаются. Проводится их сравнение. Часто результат удобно оформить в виде таблицы.

Материал: учебник.

Критерии оценивания: точность выбора критерия (критериев) сравнения.

Задания (по параграфам):

К § 18:

  • Чем похожи процессы испарения и кипения?
  • Различаются ли точки жидкости, в которых происходит испарение и кипение?
  • Одинаковы ли скорости испарения и кипения?
  • Верно ли, что испарение и кипение происходят всегда при одинаковой температуре?
  • На основе ответа на предыдущие вопросы сравните процессы испарения и кипения.

К § 19:

  • Чем конденсационный гигрометр отличается от других приборов для измерения влажности воздуха, волосного гигрометра и психрометра?
  • Чем волосной гигрометр отличается от  других приборов для измерения влажности воздуха, конденсационного гигрометра и психрометра?

К § 20:

Сравните процессы парообразования и конденсации.

(Если выполнялось задание 2.1 к параграфу) Сравните условия образования росы, инея, дождя, снега. Чем они похожи? Чем различаются?

УУД: логические анализ и синтез

Задание «Анализ модели и синтез метода решения»

Цель: формирование универсальных логических действий на примере анализа физической модели.

Форма выполнения: индивидуальная или групповая.

Описание задания: учащиеся читают описание физической ситуации и строят ее физическую модель, основанную на использовании двух (или нескольких) более простых. Затем они синтезируют метод расчета сложной модели, объединяя методы расчета более простых.

Материал: учебник или задачник.

Критерии оценивания: корректность модели.

Задания (по параграфам):

К § 18:

  • Ненасыщенный водяной пар начинают охлаждать. Что с ним будет происходить?
  • Некоторое количество жидкости довели до кипения. Как менялась температура жидкости в этом процессе?
  • Некоторое количество жидкости перевели в ненасыщенный пар. Какие процессы происходили в системе? Как менялась ее температура?

К § 20:

  • Какое наименьшее количество теплоты необходимо для перевода 1 кг воды в пар, если изначально вода находится при температуре 100°C? А при начальной температуре 80°C? Нагревание происходит при нормальном атмосферном давлении.
  • Какие процессы происходят при соприкосновении горячего водяного пара с холодной водой?
  • Если 100 г водяного пара при температуре 100°C соприкасается с 1 кг воды при некоторой температуре, то в результате теплообмена получается 1,1 кг воды с температурой 100°C. При какой температуре изначально находилась вода?

5.    Примерное поурочное планирование

Сокращения: ИНМ – изучение нового материала, ФУ – формирование умений, С – систематизация, П – повторение, З – закрепление, К – контроль, КУ – комбинированный урок, РЗ – урок решения задач, ЛР – выполнение лабораторной работы, ОС – основное содержание урока. Задания, записанные черным шрифтом – базового уровня, зеленым – повышенного уровня, красным – сложные.

Урок

Ведущая дидактическая роль

Тип урока

Тема, основное содержание урока

Материалы учебника, сборника задач

1

ИНМ

КУ

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар

ОС. Парообразование. Испарение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар

§ 16

808 810 812 813 814

809 811 815

2

ИНМ

КУ

Поглощение и выделение энергии при испарении и конденсации

ОС. Поглощение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации пара.

§ 17

Упр. 13 816

817 818 820 821

819 822 855 856 857

3

ИНМ

КУ

Кипение. Температура кипения

ОС. Кипение. Температура кипения

 

§ 18

Упр. 14 828 829

830 833 834

831 832 858

4

ИНМ

КУ

Влажность воздуха и способы ее измерения

ОС. Относительная влажность воздуха. Точка росы. Приборы для измерения влажности воздуха.

§ 19

Упр. 15 863

5

ФУ

ЛР

Выполнение лабораторной работы №3 «Измерение относительной влажности воздуха»

Лабораторная работа №3

6

ФУ, К

РЗ

Решение задач по теме «Влажность воздуха»

867 871 872

866 869 870 873

868 874

 

6.    Трудные вопросы темы

Главная трудность изучаемой темы заключается в том, что учащиеся не знакомы с газовыми законами. Поэтому относительная влажность вводится через отношение плотностей водяного пара и насыщенного водяного пара, а не как отношение соответствующих парциальных давлений. Возвращаясь к этой теме в 10 классе имеет смысл доказать тождественность данных выражений.

С одной стороны, тема лишена наглядности и, в большой степени, умозрительна, с другой — насыщена экспериментальной частью: кипение жидкости, постоянство температуры кипения, кипение при охлаждении, кипение нагретой жидкости при откачке воздуха под куполом насоса, тройная точка, виды гигрометров. Этот момент следует использовать при построении уроков.

Умение работать с гигрометрами, с психрометрической таблицей часто эксплуатируется в заданиях ГИА и ЕГЭ.

Проветривание жилого помещения в холодное время года (зимой) приводит к уменьшению абсолютной влажности воздуха в этом помещении.

Использование кондиционера воздуха в помещении также приводит к уменьшению абсолютной влажности. Вода из воздуха при этом конденсируется и выводится из помещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Силы природы"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Законы Ньютона"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Даление твердых тел"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

В данной разработке проанализированы негативные последствия отсутствия воспитания детей в школе, сделан вывод об усилении воспитательной работы, указаны  базовые национальные ценности, а также да...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.

В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...