Использование информационных технологий в преподавании физики
проект по физике на тему

Практико-значимый проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_smykovoy.docx56.47 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования московской области

ГОУ ВПО «Московский государственный областной

Социально-гуманитарный институт»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Практико-значимый проект

«Использование информационных технологий в преподавании физики»

Выполнила: слушатель

Группы АИ 12-13

Учитель физики

МБОУ «Михневская СОШ»

Смыкова Е.В.

Проверила:

Доцент МГОСГИ

Лексина А.В.

Коломна 2013

Оглавление:

  1. Методологическая часть                                                   стр 3 - 4
  2. Теоретическая часть                                                          стр 4 - 8
  3. Практическая часть                                                            стр 8 - 18
  4. Заключение                                                                          стр 18-19
  5. Список литературы                                                             стр 19 -20

  1. Методологическая часть

         Инновация в педагогическом процессе означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых.  Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация на личностно-ориентированный подход;  школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Все это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебный процесс.

      Объектом исследования является процесс обучения физике в средней школе.

      Предмет исследования:  использование информационные технологии в преподавании физике

      Ожидаемый результат: создание условий для развития личности ученика и её самореализации, повышение качества знаний.

       Цель исследования:  анализ, поиск и теоретическое обоснование информацоинных технологий обучения физики, которые на современном этапе развития общества соответствуют принципу инновационности, позволяющему повысить эффективность обучения.
       Задачи исследования:

  • изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования
  • рассмотреть и проанализировать условия применения информационных  технологий  на уроках физики

  • развить  у учеников умения ориентироваться в информационных потоках,  собственные  познавательные  возможностей, приобщить к поисковой деятельности с целью повышения качества знаний.

      Методы исследования :  Для решения поставленных задач применялся анализ педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Методы экспериментального исследования включали в себя: устный и письменный опросы

     Теоретическая значимость проекта:   Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование универсальных учебных действий (УУД).

     Практическая значимость может быть обусловлена тем, что работа может быть рекомендована  широкому кругу педагогической общественности и  данные проекта могут быть использованы в практической деятельности учителей физики с применения разработанных   материалов. 

      Актуальность проекта «Использование информационных технологий на уроках физики» обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности ученика, поощрение его творческих способностей, повышению  эффективности  самостоятельной работы учеников и учебного процесса в целом.

  1. Теоретическая часть

        Школьникам, начинающим изучать физику в средней школе, очень важно первое представление об этой науке, полученное на начальных этапах изучения предмета. Мало кто из подростков может точно определить в возрасте 13-14 лет, насколько важно знание физики в дальнейшей жизни и понадобится ли оно при продолжении образования. Именно поэтому так важно первое впечатление ребёнка от уроков физики и поэтому на первый план в этот период выходит создание условий, при которых всё, что происходит на уроке, интересно, посильно и легко запоминается. В дальнейшем, когда многие начинают осознавать, что физика очень многогранна и достаточно сложна, интерес, приобретённый к науке на этом этапе, будет помогать учащимся  преодолевать сложности, возникающие у них при изучении предмета.

     Одним из средств, помогающих в этом нелёгком деле, являются современные информационные технологии. Большинство современных школьников интересуются компьютером, легко усваивают средства Microsoft Office, в том числе и программу Power Point.

       Инновации в образовании понимаются как средство или способ развития образования. Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых образовательных технологий, организационных форм обучения и управления.

Инновационных педагогических систем ныне существует много, и все они имеют общий знаменатель:

  • вовлечение субъектов в целеобразование;
  • исследовательская или проектная деятельность преподавателей или учащихся;
  • индивидуализация функций и субъектов совместной деятельности;
  • появление новых диалоговых форм и педагогических практик;

Отношения между субъектами в инновационной педагогической системе развиваются по горизонтали и осуществляются как партнерство. У новых технологий высокая эффективность учебного процесса появляется на основе субъект - субъектных отношений.

Физика - единая дисциплина, изучающая систему графических методов и в конструирования, моделирования, обоснования решений и представления информации об объектах. С помощью общетехнического  языка формирует у учащихся навыки по восприятию, анализу, синтезу полученной информации, высокую научную культуру.

Использование программы Power Point возможно как для создания мультимедийных уроков, в виде слайдов, поясняющий новый учебный материал учащимся и заменяющий такие, не слишком удобные в применении, средства наглядности, как графопроектор, диапроектор, печатные таблицы и пр., так и для предоставления возможности проведения уроков-экспериментов, уроков-практикумов, фрагментов проверки и контроля знаний учащихся, а также может являться источником дополнительных знаний по истории физики, и по истории развития отдельных вопросов и тем, кроме прочих преимуществ, позволяет учителю на уроке более рационально использовать время, заменяя процесс записи на доске с помощью мела таким же по последовательности и логике процессом вывода формул на экран, с помощью учащихся и без него. Т.е. мультемедийные технологии не заменяют собой процесс общения ученика и учителя, а только помогает последним найти общий язык.

        Новые информационные технологии (ИКТ) достаточно активно внедряются в жизнь нашего общества. Компьютер,  мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и школьников. С каждым годом увеличивается количество школ и классов, оснащенных современными компьютерами, имеющими   выход  в интернет.

    ИКТ – это технология получения, хранения, поиска, обработки, передачи информации. Средства  ИКТ можно разделить на аудио-визуальные, компьютерные, мультимедийные, компьютерно – конструкторские. Эффективность образования, основанного на современных информационных технологиях, часто зависит не столько от типа используемых технологий, сколько от качества педагогической работы по применению этих технологий для решения собственно образовательных задач.

Использование новых технологий в учебном процессе приводит к:

  • развитию новых педагогических методов и приемов;
  • изменению стиля работы преподавателей, решаемых ими задач;
  • структурным изменениям в педагогической системе.

     По мнению российских экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам на 30 %. Использование компьютерных программ на уроках физики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

     В настоящее время существует более двадцати программ для IBM совместимых компьютеров, которые возможно использовать на уроках физики в средней школе. Эти программы можно классифицировать следующим образом:

  1. Обучающие программы.

Эти программы предназначены для ознакомления учащихся с изучаемым материалом, для обработки основных умений и навыков, а также для самоконтроля и контроля знаний. Компьютерные обучающие программы обычно предоставляют возможность обучения в двух режимах - информационно – справочном и контрольно – обучающем.

Первый режим (информационно – справочный) в сочетании с печатным материалом, аудио – и видеозаписями активно используется для расширения и упрощения доступа к учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала, легкости навигации по нему.

Контрольно – обучающий режим широко используется как для самотестирования, так и для предварительного или промежуточного тестирования в ходе дистанционного обучения.

  1. Компьютерные модели.

Модели являются эффективным средством развития познавательной деятельности учащихся, позволяет углублять понимание учащимися учебного материала, демонстрировать его новые стороны. Как показывает практика, наибольший интерес вызывают модели, предполагающие участие самих учащихся в процессе их построение и модификации.

  1. Лабораторные работы.

Такие программы позволяют учащимся воспроизводить на экране компьютера эксперименты, отличающиеся высокой степенью наглядности.

  1. Пакет задач.

Целью данных программ является обучение учащихся решению задач в общем виде. Пакеты могут содержать задачи различного уровня сложности, а также справочные материалы, подсказки и реакции на характерные ошибки.

  1. Контролирующие программы.

                Эти программы позволяют учителю проводить как текущий, так

           и итоговый контроль знаний и умений. Некоторые программы

           позволяют оперативно анализировать и оценивать работу учащихся, а

           также распечатывать результаты их деятельности.

   Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации.  Формирование познавательных  и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без  использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы», создание условий для активизации учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Направления применения информационных технологий на уроках физики можно разделить на несколько блоков:

  • создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;
  • использование компьютерных датчиков для демонстрационных опытов;
  • применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний.
  • применение в качестве иллюстративных вставок во внеурочной деятельности

ИКТ широко используются и во внеурочной деятельности, что позволяет учащимся:

  • заниматься в удобное для себя время, в подходящем темпе и месте;
  • Одновременно обращаться к самым различным источникам информации (библиотекам и базам данных, электронным и обычным пособиям). С помощью Интернета возможно общение, как с преподавателем, так и с другим обучаемыми;
  • применение новейших информационных технологий способствует продвижению и адаптации человека в современном информационном обществе.

Для того чтобы учитель мог руководить учебной работой с использованием домашнего компьютера учащегося, ему нужно:

• Иметь информацию о «рынке» программных средств  для учебных целей и о том, какие программы есть у учащихся;

• Понимать дидактические возможности этих обучающих программ;

 • Разработать систему к технологии их применения. Использование обучающих программ на CD — один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях.

  1. Практическая часть

      Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются  мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.

         В условиях компьютерного обучения это делается на более мощной, совершенной и быстродействующей технике. Перед учителем предметником открываются широкие возможности. Например, информационные технологии позволяют мне сделать объяснение учебного материала более наглядным, познавательным, использовать различную информацию, иллюстрации по изучаемому предмету, используя ресурсы готовых программных продуктов, ресурсы Интернет. Используя компьютер, я создаю свои наглядные пособия диаграммы таблицы презентации. Таким образом, конкретными примерами использования информационных технологий является:

• создание дидактических пособий для уроков;

 • диагностика и обработка результатов педагогического процесса (таблицы учета диагностики качества знаний по итогам контрольных, самостоятельных и лабораторных работ, составление ведомости успеваемости класса и др.)

 • организация контроля за усвоением учебного материала через CD - учебники («Открытая физика», «Живая физика», «Уроки физики Кирилла и Мефодия»). 

• использование  готовых  программных продуктов по своей дисциплине;
• работа с электронными учебниками на уроке;
• поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
• поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке.

• знакомство с новинками в области преподавания физики с применением информационных технологий через Интернет, в том числе и ознакомление с новостями Федерации Интернет Образования;

 • использование электронной почты для обмена сообщениями с коллегами из других районов и городов.

       Все это способствует активизации учебного процесса, изменяет у школьников психологический настрой

           Я хочу более конкретно остановиться на своем опыте применения информационных технологий в практике преподавания физики. На первых этапах я применял информационные технологии для создания дидактического материала. Для этой цели применялись следующие технологии и программы MS Office:

• графические редакторы Word, Paint

• текстовый редактор Microsoft Word и табличные данные Microsoft Excel.

 • технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации;

 • технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint.

   

   Презентации, используемые мной на уроках физики, разработаны в разных направлениях. Одни предназначены для помощи в объяснении нового материала, другие, разработанные в виде исторических вставок рассказывают о жизни наиболее значимых в физике людей, третьи описывают исторические события, связанные с использованием тех или иных открытий, сделанных в физике(Приложение 1),. Четвертые, применяемые для внеклассной работы, рассчитаны на привитие интереса к предмету. С помощью пятых происходит организация контроля  знаний (презентации-опросы), для обобщения материала в виде игр и викторин.

К данной работе прилагаются некоторые разработки к урокам физики: «Плавание судов» 7 класс(презентация 1, выполнена учителем); «Тепловые Машины»10 класс(презентации 2,3,; выполненные учениками)

     Объяснение нового материала, сопровождаемое презентацией, позволяет рассматривать явления и процессы, изучаемые на уроках, с разных сторон. Кроме того, определения и формулы, которые записываются в ходе обсуждения нового материала, хорошо видны всем учащимся, воспринимаются и запоминаются лучше благодаря ассоциациям, возникающим при использовании зрительных образов. Записывание материала - определений и формул - также облегчается, так как отпадает необходимость многократного озвучивания его педагогом.

    Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации.

     В настоящее время в копилке кабинета физики имеется  презентации по различным разделам физики, по биографиям физиков и  по истории открытий и, выполненных как автором этой работы, так и учащимися разных классов.

  В начале изучения темы «Тепловые машины» 10- м классе

на уроке ученики объединяются в группы. Перед группами ставлю цели, определяю задачи. Пути достижения цели ученики выбирают сами. К концу прохождения темы предлагается представить презентацию в PowerPoint по выбранной теме. Работа на компьютере позволяет школьникам быстро найти  и обработать нужную информацию, при этом оптимизируется процесс мышления. При выставлении итоговой оценки учитывается правильность решения задач, занятость ученика при работе в группе по подбору и обработке материала по подготовке презентаций, правильность и достоверность полученной информации.

Разработка  урока  в 10 класс с использованием компьютерных технологий «Тепловые двигатели».

Задачи:

  1. Способствовать формированию у учащихся знаний 1 и 2 законов термодинамики и принципа работы тепловых двигателей, КПД ТД
  2. Способствовать формированию у учащихся умений решать задачи на применение 1 и 2 законов термодинамики, формированию коммуникативных умений, умений ставить цель исследования, планировать и осуществлять его.
  3. Активизировать  учебную  деятельность школьников посредством использования ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности.

  1. Способствовать формированию у учащихся нравственной позиции по отношении к окружающей среде.

  Тип урока: урок обобщения знаний по теме ТД

    Проблемные вопросы:

  1. Какие основные законы применяются для описания работы ТД?
  2. Тепловые двигатели какие они?

Задания группам:

  1. История создания ТД
  2. ТД принцип действия
  3. Составить таблицу КПД ТД и выполнить сравнительную характеристику с помощью диаграммы
  4. Пути повышения КПД ТД (реферат)
  5. ТМ и охрана окружающей среды
  6. Представить теоретические знания в виде буклета и презентации

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

С давних времен человек хотел освободиться от усилий, располагать большей силой, скоростью.

Создавались сказания о коврах самолетах, семимильных сапогах-скороходах, переносящих человека за тридевять земель. Таская тяжести люди изобрели тележки, ведь катить легче, чем нести. Потом они приспособили животных

Так появились повозки, экипажи. В экипажах люди стремились к комфорту, всё более совершенствуя их.

Стремление людей увеличить скорость ускоряло и смену событий в истории развития транспорта. Из греческого «аутос» – «сам» и латинского «мобилис» – «подвижный» в европейских языках сложилось прилагательное «самодвижущийся», буквально «авто – мобильный». Оно относилось к часам, куклам-автоматам, ко всяким механизмам, в общем, ко всему, что служило как бы дополнением «продолжением», «усовершенствованием» человека. В  ХVII - ХVIII веках попробовали заменить живую силу силой пара и применяли к безрельсовым повозкам термин «автомобиль».  Так появились первые тепловые машины или тепловые двигатели предназначены для получения полезной работы за счет выделяемой теплоты.

Как работают тепловые машины?

Нужны ли они?

Больше пользы или вреда они приносят человеку?

  1. ИСТОРИЯ  СОЗДАНИЯ  ТМ  (работа 1-ой группы)

(Приложение 1)

Многие считают, что история паровых машин началась лишь в конце 17 века в Англии. Но это не совсем верно.

История тепловых машин уходит в далекое прошлое говорят, еще две с лишним тысячи лет назад, в III веке до нашей эры, великий греческий механик и математик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара. Один конец ствола сильно нагревали на огне. Затем в нагретую часть ствола наливали воду. Вода мгновенно испарялась и превращалась в пар. Пар, расширяясь, с силой и грохотом выбрасывал ядро. Для нас интересно здесь то, что ствол пушки представлял собой цилиндр, по которому как поршень скользило ядро.

Примерно тремя столетиями позже в Александрии жил и работал выдающийся ученый Герон, которого историки называют Героном Александрийским. В сочинениях Герона есть описание интересного прибора, который сейчас называют Героновым шаром. Он представляет собой полый железный шар, закрепленный так, что может вращаться вокруг горизонтальной оси. Из закрытого котла с кипящей водой пар по трубке поступает в шар, из шара он вырывается наружу через изогнутые трубки, при этом шар приходит во вращение. Внутренняя энергия пара превращается в механическую энергию вращения шара. Геронов шар - это прообраз современных реактивных двигателей.

Первыми тепловыми машинами были паровые двигатели, замкнутый термодинамический цикл которых впервые был описан в 1690 году Дени Папином (1647-1712). Он же предложил очень простой вечный двигатель, не имеющий подвижный частей, а значит, и трения. Вечный двигатель должен был работать за счет давления в большом сосуде, поднимающего жидкость в тонкой трубке вверх. Первые тепловые двигатели предназначались для подъема воды из шахт и были изобретены английскими инженерами в 1698 году Томасом Севери (1650 - 1715) и в 1712 году Томасом Ньюкоменом (1663 - 1715). Если в насосе Севери использовался пар в качестве тела, непосредственно толкающего воду, то машина Ньюкомена была первой поршневой паровой машиной. Отметим, что идея использования поршня принадлежит Папину.

     Широкое применение паровых машин в промышленности началось после изобретения в 1774 году Джеймсом Уаттом (1736 - 1819) паровой машины, в которой работа совершалась без использования атмосферного давления, что значительно сократило расход топлива. Уатт дополнил свои машины важнейшими механическими изобретениями, такими как преобразователь поступательного движения во вращательное, центробежный регулятор, маховое колесо и т.д. В 1784 году Уатт запатентовал универсальную паровую машину двойного действия, в которой пар совершал работу по обе стороны поршня.

  1.   Виды Т.М. (работа 2-ой группы )

.( Приложение 2)

Сейчас разработано большое количество разнообразных тепловых машин, в которых реализованы различные термодинамические циклы. Тепловыми машинами являются двигатели внутреннего сгорания, различные тепловые турбины, реактивные двигатели и т.д

Тепловые машины или тепловые двигатели предназначены для получения полезной работы за счет теплоты, выделяемой вследствие химических реакций (сгорание топлива), ядерных превращений или по другим причинам (например, вследствие нагрева солнечными лучами)

----

  1. Принцип действия  (работа 3-ей группы)

 

   Принцип действия тепловых машин заключается в следующем. Нагреватель передает рабочему телу, (газу или пару), теплоту, вызывая повышение его температуры.  Газ расширяется; при этом расширении сила давления газа и совершает работу, над каким-либо механическим устройством, например, по перемещению поршня .  В тепловой машине происходит преобразование тепловой энергии в механическую . Далее отдает холодильнику теплоту, возвращаясь в исходное состояние. В качестве холодильника выступает окружающая среда.

     Наличие холодильника и передача ему части полученной от нагревателя теплоты, является обязательным, так как иначе работа тепловой машины невозможна. Если же холодильник будет отсутствовать, то рабочее тело неизбежно придет в тепловое равновесие с нагревателем, и поток теплоты прекратится. Все тепловые машины действуют циклически.

Работа за один цикл равна:

        A = Q1 – Q2,

Для оценки эффективности работы Т.М.вводят понятие -  к.п.д. теплового двигателя, который вычисляется по формуле:

                                         ή=(Q1 – Q2)/Q1.

                                                              ή   ≤  1

Вопрос учителя:    Возможно ли, чтобы преобразование тепловой энергии в механическую происходило без потерь, то есть с коэффициентом полезного действия, равным единице?

Ответ:    Казалось бы, что возможно. Например, если тепло от нагревателя подводится так, что температура газа, а значит и его внутренняя энергия, остается постоянной. Тогда, как это видно непосредственно из первого закона термодинамики при условии, что изменение внутренней энергии ΔU равно нулю, работа газа А равна подведенному количеству теплоты Q.

Однако скажем сразу, что так может быть лишь при однократном расширении газа. А любая тепловая машина всегда работает циклически.

Вопрос учителя : Почему же низок КПД?

Ответ: Как уже было отмечено, все тепловые машины действуют циклически. Это значит, что газ после расширения, при котором сила давления газа совершает работу (в этом и состоит назначение машины), должен быть возвращен в исходное состояние, чтобы снова мог начаться процесс расширения. Газ, расширяется на участке графика А-В.

Но, сам газ сжаться не может. Значит, это должна сделать внешняя сила, которая совершит определенную работу (сила давления газа совершит такую же работу, но отрицательную).

Сжатия газа происходит на участке С-D

 Совершенная силой давления газа работа по расширению выражается площадью под этой кривой Ясно, что если сжатие газа для возвращения поршня к исходному положению будет проводиться по той же кривой, но в обратном порядке, то и работа будет такой же. Следовательно, работа, совершенная при расширении газа, будет «потрачена» на его сжатие. Такая «машина», конечно, бесполезна.  

Для того чтобы тепловая машина производила полезную работу, A= P C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Приложение4\karno.files\delta.GIFV нужно, чтобы работа, затрачиваемая на сжатие газа, была меньше работы, полученной при расширении. А для этого сжатие газа надо вести так, чтобы кривая зависимости давления от объема лежала ниже кривой расширения. Например, по линии  С-Д.  

Изменение объёма при расширении и нагревании одинаковое, следовательно,  давление при сжатии д.б. меньше, чем при нагревании, а это возможно при меньшей температуре. Кривая сжатия лежит ниже кривой расширения,  это значит, что газ перед сжатием пришлось охладить. Другими словами, часть количества теплоты, полученного газом от нагревателя, пришлось передать некоторому телу с более низкой, чем у газа, температурой — так называемому холодильнику.

В этом и состоит причина низкого КПД тепловых машин: все количество теплоты, полученное газом от нагревателя, нельзя преобразовать в механическую энергию; часть его непременно нужно передать холодильнику. Холодильник для тепловой машины так же необходим, как и нагреватель.

 (Приложение 4 ) Диаграмма Кпд (работа группы 4)

  1. Практикум по решению задач.

Задачи  предложенные на уроке имеют разный уровень сложности, выполнены в карточках. Ответы решений заносятся в бланк зачетной ведомости.

 (Приложение 4)

Вопрос учителя:   Кто первый из учёных задумался над повышением КПД Т.М.?

 Ответ:  Впервые в 1824 г наиболее  совершенный циклический процесс при котором тепловой двигатель будет иметь максимальный КПД предложил французский инженер Сади Карно.  

Вопрос  учителя: Какие тепловые процессы являются наиболее эффективными для получения максимальной работы в Т.Д. 

Ответ:  Карно предложил использовать цикл, состоящий из двух изотермических и двух адиабатных процессов. В этом цикле исключён контакт тел с разной температурой, следовательно, исключена теплопередача без совершения работы. При изотермическом процессе работа газа совершается за счёт внутренней энергии нагревателя, а при адиабатном процессе за счёт внутренней энергии расширяющегося газа.

А-В  изотермическое расширение, работа совершается за счёт подведённого тепла;

В-С  адиабатное расширение Q= 0         изменение внутренней энергии преобразуется в механическую работу, температура  Т 2   понижается;

С-Д  изотермическое сжатие, холодильнику передаётся тепло Q2;

Д-А  адиабатное сжатии, газ нагревается до Т1.

Кпд идеальной машины Карно (рабочее тело идеальный газ)  

                                  ή  = (Т1 - Т2)/Т1.

  1. Плюсы и минусы Т.М.

Плюсы:

  1. Необходимый атрибут современной цивилизации:
  2. Современный транспорт (все его виды),
  3. Дешёвая электроэнергия (80 % вырабатывается с помощью Т.М)

 Минусы:

  1. Парниковый эффект (повышение температуры атмосферы на 0.05  С может вызвать таяние ледников)
  2. Загрязнение окружающей среды химическими соединениями…
  3. Потребление кислорода при горении

 Пути решения проблемы охраны окружающей среды:

  1. Создание мощных электромобилей не выбрасывающих вредных газов в атмосферу. Разработки подобных машин ведут многие фирмы («Форд», «Дженерал Моторз», «Рено», «Тойота», и др.), но пока созданные топливные элементы слишком громоздки, тяжелы (около 80 кг.) и недостаточно эффективны. В 2004 г. немецкая фирма «Даймлер-Бенц» представила прототип автомобиля на топливных элементах, горючим для которых служит этиловый спирт.
  2.  Для сохранения равновесия в воздушном океане необходимо расширение лесной зоны.
  3. Широко использовать очистные сооружения, препятствующих выбрасыванию в атмосферу вредных веществ.

В ряде зарубежных источников приводятся количественные данные по экологическим преимуществам ВИЗ. Так, одна ветроустановка (малая ГЭС, фотоэлектрическая станция) мощностью 500 кВт (в среднем I млн. кВт • ч в год) предотвращает вредные выбросы при выработке такого же количества электроэнергии на тепловых электростанциях на угле в следующих объемах: углекислого газа — 750— 1250 т, двуокиси серы — 5—8 т, оксидов азота — 3—6 т, золы — 40—70 т, пыли — 250—500 кг.

 

  1. Рефлексия

Что нового узнали?

Чему научились при подготовке к уроку?

Какие трудности возникли?

Есть удовлетворение от полученных результатов?

Актуальна ли данная тема?

  1. Подведение итогов урока.

Поставьте себе итоговую оценку за урок.

     Опыт использования презентаций, выполненных с помощью программы Power Point, убеждает, что время, затраченное на их оформление и изготовление, окупается уже на первых уроках их использования. Кроме того, их улучшение и изменение возможно и в последующие годы, при этом используются замечания учеников по качеству восприятия материала и его оформлению, т.е. осуществляется взаимное творчество учителя и ученика. Материалы, накопленные таким образом, уменьшают время подготовки учителя к уроку, которое можно использовать с большеё пользой. Хранение этих материалов значительно проще, чем хранение таблиц и схем в традиционном варианте. Поиск материалов при подготовке к уроку также облегчается.

    Конечно же, компьютер не может заменить живой рассказ учителя, но он является очень хорошим помощником в организации труда учителя и учеников, в развитии интереса к предмету, в сотрудничестве и проектной деятельности педагога и учащихся.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я убедилась, что использование  ИКТ  на уроках  и во внеурочной деятельности  дает высокие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету, развивает у учащихся логическое мышление.

 Огромным плюсом в использовании ИКТ является занятость учеников всего класса. Как правило, в течение года находятся ученики, желающие осветить какую-либо страницу истории физики, или рассказать доступным языком изучаемое явление, что, конечно же, поощряется оценками.

На основании проведенного теоретического исследования и результатов педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. В ходе исследования доказана актуальность проблемы и объективная целесообразность использования ИКТ в средней школе; выявлены условия для успешной реализации ИКТ, а также их возможности при решении различных дидактических задач урока физики.

2. Использование ИКТ  значительно активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке физики, способствуя повышению качества знаний учащихся по изучаемому материалу и росту их информированности о методах получения в науке этих знаний, за счет резервов внутренней мотивации обучаемых и учета влияния эмоционального поля урока на формирование ориентации на достижение успеха в учебной деятельности.

3. ИКТ обеспечивают реализацию не только обучающей, но и развивающей функции учебного процесса, оказывая положительное влияние на культуру интеллектуальной и коммуникативной деятельности учащихся, что способствует развитию их творческих возможностей и уровня методологических знаний.

4. Найдена взаимосвязь и определено соотношение между традиционными и инновационными технологиями обучения физике.

В программе основного общего образования по физике,  разработанной на основе Стандарта основного общего образования сказано, что одним из умений, которым должны овладеть учащиеся в процессе образования по физике является: проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Использование ИКТ поможет достичь целей, указанных в Стандарте

  1. Литература

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М„ 1994

2. Активные формы обучения. /Методические рекомендации для учителей./ Сост. Заир-Бек Е.С., Сорокина Т.Г. Л., 1991.

3. Гончарова С.В. Повышение эффективности наглядности обучения при использовании динамических компьютерных моделей на уроках физики. Дисс. . канд. пед. наук. С-Пб., 1996.

4. Гулд X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике. М.: Мир, 1990.



5.  Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. , Петров А. Е Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.Академия, 2005
6.  Программа для общеобразовательных учреждений.- М.; Дрофа, 2007. 
7. Государственный образовательный стандарт основного общего образования. //Internet: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp

8. Поисковая система Интернет www.aport.ru. 
9. Поисковая система Интернет www.yandex.ru. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в преподавании регионального компонента.

Об использование информационных технологий в преподавании регионального компонента....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ.

В данной работе рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя истории. Описаны возможности использования  программных прод...

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных те...

Современные информационные технологии в преподавании физики.

Рассмотрены современные технологии в преподавании физики....

Применение информационных технологий в преподавании физики

Из личного опыта. Статья подготовлена для участия в работе VIII школы-конференции «Информатика в образовании» (INED-2017, ВГУ) и посвящена использованию информационных технологий на уро...

Использование информационных технологий в преподавании физики.

Развитие творческих способностей учащихся через использование современных образовательных технологий....