Деятельностный подход в развитии личности и его реализация на уроках
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

 Исходя из функций учебной деятельности в социокультурном мире и развитие психики человека, можно сделать вывод о том, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. Именно они осваивают культурные ценности общества – предметные, надпредметные и метапредметные ЗУН, и формируют свои способности к самоизменению и рефлексии. Функция учителя в ее изначальном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности. Делает он это, выбирая адекватные способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и т.д. Поэтому в образовательном процессе у учителя две роли: роль руководителя и роль помощника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_podkhod.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деятельностный подход  в развитии личности 

и его реализация на уроках»

           

   

 Технология деятельностного метода как средство реализации современных    целей образования

Образование как система передачи молодому поколению накопленных культурных ценностей общества существуют с момента появления школы как социального института.

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей нужно учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает- за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него проблем и задач, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Научить учиться не просто. Если раньше приоритетной целью являлось «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включен в самостоятельную учебную деятельность.

  1. Учебная деятельность и ее структура.

Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества, а с другой - с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Таким образом, уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлексировать деятельность учения, или учебную деятельность.

Что же мы имеем сегодня? Каждый учитель подготовлен к работе в «знаниевой» парадигме: у него есть четкое представление о структуре деятельности по передаче знаний (сообщение темы и цели, актуализация, объяснение, закрепление, контроль), соответствующая система дидактических принципов (наглядности, доступности, научности и т.д.), которая обеспечивает сознательное усвоение сообщенных знаний, соответствующая система контроля и оценки и собственный опыт активизации деятельности детей, описанный в том или ином психолого-педагогическом исследовании. А вот согласованного в науке ответа на вопрос о том, как обучать детей в деятельностной парадигме образования, как проверить эффективность урока с точки зрения новых образовательных целей - у учителя нет.

Нынешнюю ситуацию в образовании можно представить в виде схемы

Система наглядного обучения

Система развивающего обучения

  1. Принцип наглядности
  2. Принцип доступности
  3. Принцип научности
  4. Принцип приемственности
  5. Принцип системности
  6. Принцип сознательного усвоения знаний.

и т.д.

  1. Принцип деятельности
  2. Принцип непрерывности
  3. Принцип целостного представления о мире
  4. Принцип минимакса
  5. Принцип психологической комфортности
  6. Принцип вариативности
  7. Принцип творчества

  • Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
  • Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями содержания и методики.
  • Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
  • Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума (государственного стандарта знаний)
  • Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
  • Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
  • Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении современных образовательных целей. Они задают систему необходимых и достаточных условий

функционирования системы образования в деятельностной парадигме, а значить они, подобно аксиомам, составляют теоретическую базу в педагогике развивающего обучения.

  1. Структура учебной деятельности.

Для того, чтобы начать изменение себя, научится чему-либо, учащийся должен этого захотеть и дать себе соответствующую установку - поставить цель. В

связи с чем это может произойти? Если он чего-то не знает или не умеет. Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал сам. В его действиях возникло затруднение – иначе он все сделал бы до конца и не надо было бы ставить перед собой никакую новую цель.

Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями.

                                                                                                      Ж.-Ж. Руссо

Таким образом выстраивается цепочка в действиях по самоизменению:

Самоопределение – Проблемное действие – Затруднение –Цель

Технология деятельностного метода

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной  деятельности.
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения
  4. Реализация построенного проекта.
  5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия учебной деятельности.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

  • Самоопределение к деятельности (орг. момент)

  1. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  2. выделяется содержательная область («могу»)
  • Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

     Данный этап предполагает:

  1. актуализацию ЗУН, достаточных для построения нового способа действий;
  2. тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
  • Постановка учебной задачи.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.

  • Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

 На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.

  • Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий на применение нового способа действий, самопроверка (сравнение с образцом), самооценка.

  • Включение в систему знаний и повторение.

     Новое знание включается в систему знаний.

  • Рефлексия деятельности (итог урока)

     Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

3. Место учащегося и педагога в учебной деятельности.

    Исходя из функций учебной деятельности в социокультурном мире и развитие психики человека, можно сделать вывод о том, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. Именно они осваивают культурные ценности общества – предметные, надпредметные и метапредметные ЗУН, и формируют свои способности к самоизменению и рефлексии. Функция учителя в ее изначальном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности. Делает он это, выбирая адекватные способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и т.д. Поэтому в образовательном процессе у учителя две роли: роль руководителя и роль помощника.

Заключение

В своей работе я применяю технологию деятельностного метода.

Мною в феврале месяце  2010 года был дан открытый урок в 7 классе.

У этого метода есть свои достоинства:

- повышает мотивацию учащихся;

- формирует способность ставить цель, самостоятельно добывать информацию, преодолевать трудности, проводить самоанализ и самооценку;

- способствует развитию творческих способностей;

- формирует аналитическое и критическое мышление;

- вырабатывает навык работы в группах;

- вовлекает учащихся в самостоятельную, познавательную деятельность.

(Приложение – методическая разработка урока)

Физика – 7 класс.

Урок изучения нового материала

Тема: «Сила упругости. Закон Гука»

Цель урока.

Образовательная: объяснить происхождение силы упругости (как следствие деформации тела); установить зависимость силы упругости от удлинения тела.

Воспитательная: совершенствование навыка парной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Развивающая: развивать эмоционально-познавательную сферу учащихся через наглядно-практическое изучение  нового материала. Развивать навык исследовательской деятельности.

Этапы урока.

1.Организационный этап.

- постановка цели и задач урока

2. Проверка домашнего задания.

     - опрос учащихся

  1. Изучение нового материала

    - рассказ, беседа, демонстрация опытов, выполнение учащимися исследовательской работы.

  1. Закрепление материала
  2. Подведение итогов урока
  3. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

      На прошлом уроке мы ввели понятие «Сила» и познакомились с первой силой и ее частным проявлением.

    1. Вопросы для беседы:

     - что является причиной изменения скорости движения тела;

     - что такое «сила», что под ней подразумевается, чем интересна эта величина?

     - от чего зависит результат действия на тело силы; докажите с помощью примеров

     - всегда ли под действием силы изменяется скорость всего тела (пример)

     - почему сжимается мяч под действием силы, что с ним происходит (деформируется)

     - в чем суть явления всемирного тяготения;

     - что является частным случаем силы всемирного тяготения;

    - от чего зависит сила тяжести (от массы тела) и куда она направлена (вниз).Сделать рисунок на доске.

      Качественные вопросы:

    - на какое тело: алюминиевое или железное действует большая сила тяжести и во сколько раз?

     -почему подниматься по лестнице значительно труднее, чем спускаться?

   2. На все тела на Земле действует сила тяжести. Под ее действием тела падают на Землю: мяч, камень, снежинки и т.д.

      Проблемная ситуация:

     Когда снег лежит на крыше на него тоже действует сила тяжести, но он не падает, а находится в покое. Почему?

Демонстрации: тело подвешено на нити, на пружине. Прогиб доски, на которое кладется тело. Почему они не падают?

(Команда классу): Встаньте, пожалуйста, а теперь сядьте. Почему вы не падаете?

    Объяснение после ответов учащихся.

     Очевидно, на все рассмотренные тала кроме силы тяжести действует еще сила, которая направлена противоположно силе тяжести.

     Откуда возникла эта сила? Посмотрите, что происходит с доской при  ее движении вниз. (Она прогибается, т.е. деформируется)

     В результате  деформации тела  возникает сила упругости, с которой опора или подвес действует на тело. Она направлена вверх. Чем больше прогибается опора, тем больше сила упругости)

     Когда сила тяжести становится равной силе упругости, тогда опора и тело останавливаются)

      (Записать в тетради определение силы упругости, сделать рисунки)

                   Введение понятия упругой и пластичной деформации

     Исследование1. Одинаково ли ведут себя тела после деформации?

     Приборы и материалы: резинка, пластилин.

     Инструкция:

  1. Растяните  и отпустите тела, запишите что наблюдали
  2. Надавите на пластилин и отпустите, запишите что наблюдали.
  3. Сделайте вывод

тело

наблюдение

вывод

резинка

пластилин

      Вывод: деформации бывают упругими, после которых тело восстанавливается и пластичными - не восстанавливаются.

      Демонстрация: прибор, с помощью которого показываются различные деформации.

     

     Закона Гука

     Как зависит сила упругости от величины деформации?

     Исследование 2.

     Приборы и материалы: резина, грузы, карандаш, линейка, штатив.

     Инструкция:

  1. Нанесите на резинке карандашом две метки на расстоянии 5см друг от друга  (x1),   закрепите ее в штативе.
  2. Подвесьте к скрепке один груз, который подействует на резину с силой 1Н. Измерьте расстояние между метками (x 2), вычислите удлинение резины:

     ∆x1= x2-x1 запишите в таблицу.

  1. Подвесьте второй груз, измерьте расстояние между метками (x3 ), вычислите удлинение резины  ∆x2= x3-x1, запишите в таблицу.
  2. Сделайте вывод о зависимости силы упругости от  величины удлинения резины.

тело

Расстояние между метками  x1(см)

резина

1 груз (1Н)

2 груза (2Н)

∆x1 =

∆x2=

 

       

   

  Закон Гука для упругих деформаций: сила упругости пропорциональна удлинению     тела и направлена противоположно его смещению.

                                                                 F= k x

          k– коэффициент жесткости ; он зависит от формы и размеров, а так же от   материала тела.

         Демонстрация пружин различной жесткости

    Закрепление:

  1. Как возникает сила упругости? Куда она направлена?
  2. Какие бывают деформации?
  3. О чем закон Гука?
  4. По времени: решать задачи № 331, 332

Итоги урока: оценка работы учащихся в течение урока

Домашнее задание: § 25 № 328,330

 

Литература:

  1. «Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода» - М.,УМЦ «Школа 2000..»,2005
  2. «Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг» - М., УМЦ «Школа 2000…», 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аксиологический подход к развитию личности на уроках литературы в условиях современной действительности: необходимость применения и способы реализации.

В статье представлены размышления по поводу причин духовного кризиса современного нам общества, изменения приоритетов в иерархической системе ценностных ориентаций. Рассматриваются способы преодоления...

Создание условий для развития личности учащихся средствами реализации компетентностного подхода

1.Понятие"компетентностный подход"2.Характерные признаки компетентности3.Критерии эффективности реализации образовательных программ с т.зр.компетентностного подхода4.Условия эффективности реализации о...

Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования:   общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. ...

Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования.

Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают в...

Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».

Идея опыта.  Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...

«Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии.»

Материал полезен для учителей технологии в школах переходящих на инклюзивное обучение...