урок для 7 класса на тему: :"Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Сизова Елена Анатольевна

Урок проблемный, исследовательский , репродуктивный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_treniya.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по физике в 7 классе по теме "Сила трения»

Цели урока:

Образовательные:

 углубить представление учащихся о силах существующих в природе, раскрыть  природу силы трения; с помощью эксперимента установить от чего зависит сила трения, привить культуру физической речи, умение работать с приборами , снимать показания с прибора, анализировать ,сравнивать и делать вывод.

Развивающие: 

развитие речи, логического мышления, трудоспособности, умение применять полученные знания в нестандартной ситуации, творческих способностей, интереса к истории физики.


Воспитательные: 

умение работать в группе, умение добиваться поставленной цели.

 Методы: 

проблемный, исследовательский, репродуктивный.

Формы:

индивидуальная, работа в группах, фронтальная.


Тип урока: 

формирование новых знаний.

Задачи:

показать зависимость силы трения от величин.


Межпредметные связи:

математика, литература, физика 7 класса.

Приборы:

брусок  деревянный,  деревянная  линейка, динамометр,  набор грузов, стекло, резина, проектор,  ноутбук,  калькулятор,  информационный  и  иллюстративный материал на бумажных  и  электронных  носителях,  плакат,  карточки  для исследований на бумажном носителе.

Структура урока:

  1. Постановка проблемы.
  2.  Изучение нового материала.
  3. Физический эксперимент.
  4.  Обсуждение итогов заданий.
  5. Решение  качественных задач.
  6. Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание.

    Ход урока

    1. Постановка проблемы.

    Учитель: Ребята! Как Вы думаете почему зимой дорожки посыпают песком? Зачем спортсмены надевают обувь с шипами? Зачем зимой меняют резину автомобилей на шипованные?
    Идёт обсуждение о действии силы трения.
  1. Изучение нового материала.

Учитель: Тема нашего урока “Сила трения”. 


О силе трения

Существует на свете сила трения.
Она имеет большое значение!
Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны
И в этом мире, конечно нужны. (В. Саяпин)


 Фронтальная беседа.
Трение встречается буквально на каждом шагу, без него и шага не сделаешь; держим ручку, в руке - трение, пишем вот эту самую фразу- трение; стоят на столе всякие предметы, не соскальзывают - трение; гвозди держат полку с книжками, не вылезают из стены - трение и т.д. и т.п.

Когда возникает трение? Куда направлена сила трения? (При соприкосновении поверхностей тел. Сила трения всегда направлена в сторону противоположную скорости). Причины возникновения силы трения: неровности на поверхности тел, цепляющих друг друга; взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
При зачистке поверхностей трение уменьшается.
Виды трения:
Сила трения покоя, сила трения качения, сила трения скольжения.


Формула расчета силы трения: F = µN, где N = mg (если поверхность горизонтальная).
Экспериментальная работа. “Измерение силы трения”

Если положить на горизонтальную поверхность брусок и подействовать на него с достаточной силой в горизонтальном направлении, то брусок начнет двигаться. Чтобы брусок двигался равномерно и прямолинейно, нужно,
чтобы модуль силы тяги был равен модулю силы трения.

На этом основан метод измерения силы трения.

3. Физический эксперимент.

Ученики выполняют задания по группам и оформляют вывод.

Первой группе: Задание « Определить зависимость силы трения от массы тела» 


Приборы и материалы: трибометр, состоящий из деревянного бруска с тремя отверстиями и деревянной линейки, школьный динамометр, набор грузов по механике.

Порядок выполнения:

  1. Определите массу бруска с грузами  из набора.
  2. Зацепив крючок динамометра за крючок бруска, приведите их в равномерное движение по линейке (или поверхности стола), и  измерьте силу трения.
  3. Результат измерения занесите в таблицу.
  4. Нагружая брусок одним, двумя и тремя грузами, измерьте в каждом случае силу трения. Данные занесите в таблицу.


Испытуемое тело


Масса m, г


Сила трения F, Н


Брусок с одним грузом




Брусок с двумя грузами




Брусок с тремя грузами


 


 

  1. Запишите вывод:

Сила трения ( зависит, не зависит) от массы грузов.

Второй группе: Задание «Определить зависимость силы трения от поверхности,  по которой движется тело»
Приборы и материалы: трибометр, состоящий из деревянного бруска с тремя отверстиями и деревянной линейки, школьный динамометр, набор грузов по механике, шершавая поверхность, стекло, резина.


Показание динамометра при движении бруска с одним грузом по дереву __________Н.

Показание динамометра при движении бруска с одним грузом по шершавой поверхности ______Н.

Показание динамометра при движении бруска с одним грузом по стеклу _____________Н.

Показание динамометра при движении бруска с одним грузом по резине _____________Н.

Сделайте вывод :Сила трения ( зависит, не зависит) от рода поверхности по которой движется тело.

Третьей группе: Задание « Определить зависимость силы трения от площади поверхности»


Приборы и материалы: трибометр, состоящий из деревянного бруска с тремя отверстиями и деревянной линейки, школьный динамометр, набор грузов по механике.          1. Положите брусок основанием на линейку и измерьте силу трения F =____Н

2. Положите брусок боковой гранью на линейку и измерьте силу трения F =____Н

Вывод: Сила трения ( зависит, не зависит) от площади поверхности движения.

4.Обсуждение итогов заданий.
ВЫВОД: (что вы узнали о силе трения): Сила трения зависит от рода поверхности движения, от массы грузов и не зависит от площади поверхности.

5. Качественные задачи. Объясните поговорки: ( по группам)

  • Не подмажешь – не поедешь!

  • Пошло дело, как по маслу.

  • Угря в руках не удержишь!

  • Лыжи скользят по погоде.

  • Из навощенной нити сеть не сделаешь.

  • Ржавый плуг только по пахоте очищается.

6. Подведение итога урока и домашнее задание.

-Ребята! Мы сегодня, о чём говорили?

-Сила трения нам мешает или помогает в жизни?

- По какой формуле вычисляется?

 -От чего зависит?

Домашнее задание: Подготовить  мини-сочинение на тему “Что было бы, если бы не было силы трения”.

1 группа:

Выберите силы трения скольжения и подчеркните:

Стол и колесо; груз и тележка; оси колес и корпус тележки; кирпич и стол; карандаш и стол; лестница и стена; колесо и дорога; ящик с грузом и транспортёр; брусок и стол; человек и дорога; коньки и лёд; санки и снег; лыжи и снег; колеса вагона; перекатывание брёвен; бочка по земле; тело на наклонной поверхности; на полу шкаф; гвоздь, вбитый в доску; бант на ленте; нитка, которой сшиты два куска ткани.

2 группа:

Выберите силы трения качения и подчеркните:

Стол и колесо; груз и тележка; оси колес и корпус тележки; кирпич и стол; карандаш и стол; лестница и стена; колесо и дорога; ящик с грузом и транспортёр; брусок и стол; человек и дорога; коньки и лёд; санки и снег; лыжи и снег; колеса вагона; перекатывание брёвен; бочка по земле; тело на наклонной поверхности; на полу шкаф; гвоздь, вбитый в доску; бант на ленте; нитка, которой сшиты два куска ткани.

3 группа:

Выберите силы трения покоя и подчеркните:

Стол и колесо; груз и тележка; оси колес и корпус тележки; кирпич и стол; карандаш и стол; лестница и стена; колесо и дорога; ящик с грузом и транспортёр; брусок и стол; человек и дорога; коньки и лёд; санки и снег; лыжи и снег; колеса вагона; перекатывание брёвен; бочка по земле; тело на наклонной поверхности; на полу шкаф; гвоздь, вбитый в доску; бант на ленте; нитка, которой сшиты два куска ткани.

Третьей группе: Задание « Определить зависимость силы трения от площади поверхности»


Приборы и материалы: трибометр, состоящий из деревянного бруска с тремя отверстиями и деревянной линейки, школьный динамометр.


 1. Положите брусок основанием на линейку и измерьте силу трения F =____Н

2. Положите брусок боковой гранью на линейку и измерьте силу трения F =____Н


Вывод: Сила трения ( зависит, не зависит) от площади поверхности движения.

1   2   3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе по теме "Сила трения"(Учебник Громова)

В данном материале дан краткий план урока и презентация для проведения урока с применением ИКТ....

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Урок физики в 7 классе по теме : " Сила трения"

Этот урок  в 7 классе проводится с целью изучения сущности силы трения. Он позволяет продолжать формирование научного мировоззрения учащихся, практических умений – умения работать с приборами, на...

урок - исследование по физике в 7 классе по теме: "Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»

При разработке урока я использовала технологию проблемно-диалогического  обучения. Постановка учебной проблемы - от пройденного материала, подводящий к теме диалог. Поиск решения - подводящие к з...

Разработка урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения"

Разработка урока составлена для изучения физики по учебнику А.В. Пёрышкина. Урок изучения новых знаний. В урок включены элементы исследовательской деятельности учащихся, использованы приёмы груп...

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...