тепловые двигатели и защита окружающей среды
учебно-методический материал по физике (11 класс) на тему

урок обобщения знаний в  виде урока - проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maou.rar18.56 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ « СОШ№16 г. Сыктывкара

с углубленным изучением отдельных предметов»

Учитель физики Торопова Ирина Ивановна

Урок  «Тепловые двигатели и защита окружающей среды».

Класс -10

Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде урока - проекта).

Цель: обобщить знания учащихся о современных транспортных средствах, выяснить роль тепловых  и других двигателей в жизни мирового сообщества, раскрыть сущность связанных с ними экологических проблем и убедить учащихся в жизненной важности бережного отношения к окружающей нас природе.

Задачи

Образовательные:

рассмотреть физические принципы работы тепловых двигателей;

выяснить роль тепловых двигателей в жизни мирового сообщества;

 рассмотреть вопросы, связанные с уменьшением вредных воздействий тепловых двигателей на окружающую среду.

Развивающие:

:продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке. содействовать развитию учащихся самостоятельного приобретения знаний; совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся; формировать представление о процессе научного познания;

Воспитательные:

- воспитание уважения к историческим открытиям и изобретениям, чувства гордости к своим соотечественникам;

прививать культуру умственного труда;

раскрыть сущность экологических проблем и убедить учащихся в жизненной важности бережного отношения к окружающей нас природе.

- Оборудование к уроку:        

- модели тепловых двигателей

 Проектор

 сообщения, презентации

Планируемые результаты обучения

Научиться:

 обобщать свои знания по ранее изученной теме;

 применять знания, полученные в процессе изучения предметов биология и химия, физика;

делать выводы;

 создавать проект;

работать в группе, совершенствовать коммуникативные навыки;

получать результат деятельности;

отстаивать свою точку зрения.

Задание учащимся:

За две недели до урока дается проектное задание. Класс  делится на маленькие группы по 5-6 человек, группы поучают задания. Распределяются роли по группам - историки; физики; теоретики;  экологи;  медики; конструкторы. Учащиеся  в группах распределяют роли  - руководитель, поисковик, создатель презентации….

По технологии проектов учащиеся:

1)формулируют  проблему и ставят задачи, вытекающие из этой

Проблем

2)ставят цель и планируют  содержательную  деятельность;

3)проводят  поиск и отбор актуальной информации и усвоение  необходимого знания;

4)выбор, освоение  и использование  подходящей технологии изготовления

продукта проектирования;

5) создание презентации в различных формах,

           6) самоанализ и рефлексия (результативность и успешность решения проблемы

проекта);

7) представляют  результаты  своей деятельности и хода работы;

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

ууд

Организационный момент

Цель этапа: Организация начала урока, формирование внутренней и внешней готовности учеников, позитивный настрой

коммуникативные

планировать свою деятельность

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. (проверка присутствующих по журналу).   Проверяю готовность ребят к уроку: тетрадь, ручка.

Ребята приветствуют учителя, настраиваются на работу

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель этапа: Раскрытие значения тепловых двигателей в экономическом развитии человечества. Привлечение внимания обучающихся к охране окружающей среды, - рассмотреть вопросы, связанные с уменьшением вредных воздействий тепловых двигателей на окружающую среду

Коммуникативные

Строить высказывания

Регулятивные

обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные: наблюдать, делать выводы, анализировать объекты с целью выделения признаков

Личностные

Отстаивать точку зрения

Актуализация знаний

Цель этапа: повторить сведения, полученные на предыдущем уроке

  1. Какое устройство называют тепловым двигателем?
  2. Что необходимо, чтобы двигатель совершал работу?
  3. Что необходимо для непрерывной циклической работы любого теплового двигателя?
  4. Что называют КПД?
  5. Что вы знаете об этой величине?
  6. Какие типы тепловых двигателей вы знаете?

Учащиеся дают ответы-фронтальная беседа

Регулятивные:

Обнаруживать учебную проблему и выдвигать версии

Личностные

Искать свою позицию,

Строить логическую цепочку рассуждений

Коммуникативная

Приводить аргумент

Познавательные:

Применять известные факты для ответов на вопросы

Формирование новых понятий.

На сегодняшнем уроке заслушаем сообщения, связанные с тепловыми двигателями и их влиянием на окружающую среду.

План конференции:

  1. История создания тепловых двигателей
  2. Физики-практики – принцип действия тепловых двигателей
  3. Физики - теоретики- преимущества использования тепловых двигателей
  4. Экологи – проблемы загрязнения окружающей среды
  5. Медики - проблемы здоровья людей, связанные с использованием тепловых двигателей
  6. Конструкторы-альтернативные автомобили

По ходу урока учащиеся делают записи в тетрадях. Докладчик сам решает, что следует записать в тетрадь.

Постепенно составляется краткий конспект выступлений,

просмотр презентаций 1-4,6

Формирование познавательного интереса учеников к физике, установление межпредметных связей физики с другими науками, такими как история, так как вопросы для обсуждения касаются исторических моментов, в частности отечественной истории становления науки,

экология, рассматривается вопрос безопасности использования тепловых двигателей для окружающей среды, технологии, так как изучается конструкция тепловых двигателей, а присутствие иллюстративных материалов заинтересовывает слушателей или так называемых «пассивных» участников конференции

Регулятивные:

Уметь слушать, анализировать

Познавательные: наблюдать

Коммуникативные:

Слушать

Личностные

Понимать значение обучения

Систематизация и обобщение

Цель этапа: Проверить усвоение материала, выявить проблемы понимания материала

Открывает часть доски, где написаны вопросы, просит учащихся дать письменно ответы

Учащиеся на листочках дают краткие ответы:

1. Перечислите виды тепловых двигателей.

2.Каковы отрицательные последствия применения тепловых двигателей?

3. Одним из перспективных направлений в поисках экологически чистых видов топлива является переход на широкое использование водорода. Чем это объяснить?

Регулятивные:

Определять степень успешности своей работы, осуществлять итоговый контроль

Личностные

Оценивать усваиваемое содержание

Коммуникативные:

Быть готовым корректировать свою точку зрения

Познавательные:

Отвечать на вопросы

. Рефлексия

Цель этапа: подведение итогов

учитель - ответьте на вопрос: Вы – за или против использования тепловых двигателей?

Благодарит учащихся за работу на уроке, спрашивает, что понравилось и почему. Какую оценку выступающим поставят ученики.

краткий итог подводят учащиеся

Личностные

Оценивать усваиваемое содержание

Коммуникативные:

Выражать свои мысли

Регулятивные:

Определять степень успешности своей работы

Домашнее задание:

Подготовить тест из 5-6 вопросов по теме урока.

Литература

Электронные ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/urok-teplovye-dvigateli-i-okhrana-okruzhayushchei-sredy-noyabrskogo-regiona

http://festival.1september.ru/articles/636807/

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98668220

Учебные пособия:

1.Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс. М.: Просвещение, 2009.

2.Касьянов В. А. Физика. 10 класс. М.: Дрофа, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона"

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».Задачи урока: 1.Образовательные: закрепление, обобщение и систематизация зн...

Урок по физике в 8 классе. Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды »

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».Задачи урока: 1.Об...

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

Без тепловых двигателей современная цивилизация немыслима.  Все они при работе выделяют большое количество теплоты и выбрасывают в атмосферу вредные для растений и животных химические соединения....

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

Презентация для урока при изучении тепловых двигателей, ДВС, таровая турбина....

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды...

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

План - конспект урока " Тепловые двигатели и охрана окружающей среды"...