урок по теме "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Чулошникова Алёна Игоревна

 урок по физике в 7 классе по теме "Плотность вещества" с использованием технологии системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Плотность вещества. (Необъявленная тема).

Цели  урока:  

Обучающие: 

Создать условия для усвоения зависимости плотности вещества от массы данного вещества через проведение экспериментальной работы.

Развивающие:

Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать материал, обобщать, делать выводы. Развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к предмету.

Воспитывать потребность в использовании грамотной речи.

Планируемые образовательные результаты:

       Предметные УУД:

        Знать определение плотности вещества; как плотность зависит от рода вещества т.е. массы молекулы.

        Научиться  определять плотность вещества, массу вещества и объем вещества.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Умение  проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

Умение вступать  в учебное сотрудничество с одноклассниками; формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Ход урока.

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

Учитель: В качестве домашнего задания вам было задано сочинить четверостишье про одну из предложенных величин: масса или объем.

Продемонстрируйте ваши четверостишья.

Например:  Знаю с пятого я класса:

                     Главное для тела – масса.

                    Если масса велика,

                   Жизнь для тела нелегка!

С какими трудностями мы столкнемся, если нужно взять тело, которое имеет большую массу?

Ответ: трудно сдвинуть с места, трудно изменить скорость.

 (К каждому четверостишью учитель подбирает вопросы и дает возможность ученикам задать вопросы самостоятельно)

Приём  «Согласен – Не согласен»

За единицу массы в системе СИ принят 1 килограмм. (согласен)

Эталон массы хранится в г. Севре во Франции. (согласен)

Масса в физике обозначается буквой т. (не согласен)

За единицу объема в системе СИ принят 1 метр. (не согласен)

Самый простой способ определения массы – взвешивание (согласен)

Объем это физическая величина, которую можно определить. (согласен)

Масса не зависит от рода взаимодействия. (согласен)

Цель: Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

На весы ставятся два тела разной массы, но одинакового объема.

Учитель: почему весы не уравновесились?

Ученик: тела имеют пустоту

               Тела разной массы

                Тела из разных веществ

Учитель: я предлагаю вам выяснить, чему равна масса в единице объема. И эта физическая величина будет темой нашего урока.

Для эксперимента вам понадобятся: рычажные весы, тела равного объема, разновесы и мензурка с водой.

(учащиеся делятся на две группы)

Учитель: как можно определить массу тела?

Ученик: взвесить на весах.

Учитель: как определить объем тела?

Ученик: объем можно вычислить с помощью мензурки с водой.

Учитель: попробуйте составить план для вычисления объема. Для этого воспользуйтесь таблицей:

Работа с таблицей ЗХУ

Я знаю

Я хочу      узнать

Как узнал

 Объем воды в мензурке

 Объем тела

 Опустил тело в мензурку с водой, разность объемов воды будет объемом тела

Учитель помогает или корректирует план.

Учитель: Как определить массу и объем тела, вы знаете, оборудование стоит у вас на столе. Все значения измеренных величин запишите в таблицу.

Объем V, см3

Масса m, г

m/V

опыт

 Приступайте к работе и найдите массу  и объем тела.

(учащиеся работают самостоятельно, учитель корректирует их действия)

Учитель: сравните результаты, которые вы получили: 1 группа____________

                                                                                              2 группа___________

3 группа_____________

Учитель: Величина, которая показывает, чему равна  масса вещества в единице объема называется плотностью вещества. А значит, вы в результате эксперимента определили плотность. Теперь вы можете назвать тему нашего урока.

Ученик: плотность вещества.

Учитель: Какой вывод можно сделать в результате проведенного эксперимента?

Ученик: разные вещества имеют разную массу молекул.

Учитель: действительно, разные вещества в равных объемах имеют разные массы молекул, поэтому и плотности вы получили различные.

Учитель записывает формулу плотности и единицы измерения на доске. Обращает внимание на то, что существует таблица плотности для некоторых веществ.

Решение задач:

1.        В баке вместимостью 0,2 м3 содержится нефть массой 160 кг. Какова плотность нефти?

А. 32 кг/м3.            Б. 800 кг/м3.                 В. 200 кг/м3.

2.        Колба вмещает 272 г ртути. Определите объем колбы.

А. 40 см3.                 Б. 60 см3.                         В. 20 см3.

3.        Емкость бензобака автомобиля 30 л. Определите массу бензина, входящего в бензобак.

А. 21,3 кг.             Б. 42,6 кг.                    В. 18,6 кг.

4.        Две одинаковые бочки наполнены горючим: одна — керосином, другая — бензином.    Масса какого горючего больше?

Итоги урока.

Домашнее задание: прочитать параграф «Плотность вещества». Ответить на вопросы после параграфа. Домашний эксперимент: опустите сырое яйцо в очень соленую, а затем в пресную воду, что вы наблюдаете? Почему произошли такие изменения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс

Данный урок построен на деятельностной основе....

Разработка интегрированного урока "Вода-удивительное вещество"

Разработка интегрированного урока химии-географии-биологии "Вода-удивительное вещество", есть презентация...

Презентация к интегрированному уроку "Вода-удивительное вещество"

Презентация "Вода - удивительное вещество является дополнением к конспекту урока"...

Урок . Три состояния вещества.

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Изучить физические особенности отдельных агрегатных состояний вещества. 2. Изучить особенности в строении агрегатных состояний веществ. 3. Систематизация полученных...

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире""

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире" с использованием ЭОР....

Урок физики "Плотность вещества"

1.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.2.Способствовать развитию умения сопоставлять факты.3.Развивать исследовательские навыки4.Помочь учащимся осмыслить практическую значи...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....