«Электромагнитная индукция» урок по физике в 9 классе.
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Крючкова Татьяна Владимировна

Цели урока:

Образовательная: изучить физические особенности явления электомагнитной индукции, сформировать понятия: электомагритная индукция, индукционный ток.

развивающая:  формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом  разными  способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность  и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

Задачи урока

Обучающие:

  • изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  • рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  • показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
  • способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные        суждения и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  • способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_fizike_v_9_klasse_emi.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Электромагнитная индукция»

урок по физике в 9 классе.

Цели урока:

Образовательная: изучить физические особенности явления электомагнитной индукции, сформировать понятия: электомагритная индукция, индукционный ток.

развивающая:  формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом  разными  способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность  и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

Задачи урока

Обучающие:

  • изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  • рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  • показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
  • способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные        суждения и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  • способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с таблицами.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать магнитные явления. Будем знакомиться с новым явлением, которое лежит в основе работы источников переменного тока. Но вначале нам необходимо вспомнить основные понятия, которые будут нам необходимы.

Проверка усвоения ранее изученного материала 

дифференцированное задание (1 вариант – тест; 2 вариант -  таблица)

после выполнения задания ученики меняются заданиями для проверки.

1 вариант

  1. Магнитное поле  существует… (выберите варианты правильных ответов)

а) вокруг проводника с током
б) вокруг движущихся заряженных частиц
в) вокруг неподвижных зарядов
г) вокруг магнита

  1. Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?

а) Эрстед
б) Ньютон
в) Архимед
г) Ом

  1. Чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок 1), нужно:

а) алюминиевую рамку заменить железной
б) поднимать рамку вверх
в) взять более слабый магнит 
г) усилить магнитное поле

http://festival.1september.ru/articles/538663/img1.gif

Рисунок 1

  1. Проводник, показанный на рисунке 2, притягивается к магниту, потому что:

а) проводник медный
б) на проводник действует сила Ампера
б) проводник наэлектризован
в) проводник слабо натянут

http://festival.1september.ru/articles/538663/img2.gif

Рисунок 2

  1. Как направлена сила, действующая со стороны магнитного поля на движущийся электрон:

1) 1          2) 2          3) 3        4) 4

6. Определите неизвестную величину: l= 1м ; В = 0,8Тл ; I= 20A

 F - ? 

Ответы

  • 1. а, б, г             оценка:    
  • 2. а                    без ошибок «5»
  • 3. г                    1 ошибка     «4»
  • 4. б                    2 ошибки    «3»
  • 5. 4
  • 6. 16 Н

2 вариант

Электростатическое поле

Магнитное поле

Вихревое электрическое поле

Источник поля

Что служит индикатором поля?

Потенциальное или вихревое?

Линии поля замкнутые или незамкнутые?

Ответы:

Электростатическое поле

Магнитное поле

Вихревое электрическое поле

Источник поля

Электрические заряды

Движущиеся заряды - ток

Изменяющееся магнитное поле

Что служит индикатором поля?

Электрические заряды

Движущиеся заряды

Электрические заряды

Потенциальное или вихревое?

Потенциальное

Вихревое

Вихревое

Линии поля замкнутые или незамкнутые?

Не замкнуты, начинаются и заканчиваются на зарядах

Замкнуты

Замкнуты

оценка:   по 1 баллу за  каждую
               правильно заполненную строку                                  

  1.  Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами изучаем явление электромагнитной индукции. Попробуем разобраться в чем заключается это явление и каково его значение. До начала XIX в. человечество знало только химические источники тока — гальванические элементы. Английский ученый Майкл Фарадей был убежден в существовании взаимосвязи между различными явлениями природы. Магнитные и электрические поля связаны друг с другом. Электрический ток способен вызывать появление магнитного поля. А не может ли магнитное поле создать электрический ток? Эту задачу пытались решить многие ученые в начале 19 века. Но первый решающий вклад в открытии ЭМ взаимодействий был сделан Майклом Фарадеем. Ведь можно преобразовывать тепловую энергию в механическую и наоборот, электрическую в химическую и наоборот. Поэтому в своем дневнике в 1822 г. Майкл Фарадей так и записал: «Превратить магнетизм в электричество!» И шел к своей цели целых десять лет. Как напоминание о том, о чем ему все время следует думать, он даже носил в кармане магнит. И такая взаимосвязь была установлена.

Опыты Фарадея. Просмотр видеоматериала.

Систематизация знаний

 Фронтальный опрос по видеоматериалу. 

              1. Когда возникает ток в катушке?

 2. Отчего зависит направление индукционного тока? 

 3. Отчего зависит величина индукционного тока? 

 4. В чем заключается явление электромагнитной индукции? 

5. Где и для чего можно применить это  явление? 

  1. Первичный контроль знаний (работа в группах)
  • Задание 1-й группе: Кем, когда и как было открыто явление ЭМИ?
  • Задание 2-й группе: Как возникает и как происходит  явление ЭМИ?  
  •  Задание 3-й группе:  Каково значение явления ЭМИ?
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

выставление оценок за урок

  1. Задание на дом 

Параграф 49, упр 39 (1, 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

урок по физике 9 класс "Индукция магнитного поля .Магнитный поток"

Открытый урок по физике в  9 «А»классе учителя Лаврентьевой Оксаны Викторовны .Тема  «Индукция магнитного поля. Магнитный поток».Цель урока: ввести понятие индукции м...

Электромагнитные колебания, колебательный контур, физика 9 класс презентация

Электромагнитные колебания, колебательный контур, физика 9 класс презентация...

Электромагнитные явления в курсе физики 8 класса

Отдельно взятые, даже очень хорошо спланированные и проведённые, занятия не могут дать ощутимого результата. Достичь ощутимого качества знаний учащихся можно тогда, когда применяется система знаний, а...