Воспитание концептуальных ценностей на уроках физики
статья по физике на тему

       Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры. И. В. Курчатов был убежден, что большая наука, высшие достижения  (уровня  А. Эйнштейна, Н. Бора) требуют абсолютной порядочности, что «знание без совести – крушение души»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._formirovanie_sotsialnoy_kompetentnosti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Воспитание концептуальных ценностей на уроках физики

Минайлова Г.С. МКОУ «Ольховлогская ООШ»

       Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в    современном обществе, заставляют нас размышлять о  будущем  России,  о  ее  молодежи.  Поэтому  проблема духовно-нравственного воспитания  является актуальной.  

 Само по себе образование не гарантирует  высокого  уровня нравственной воспитанности,  ибо воспитанность - это  качество  личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим  людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет  главную  задачу  воспитания».  [3, с.431].

Целью моей деятельности, как учителя физики, является формирование гармонической всесторонне развитой и социально зрелой личности, приобщение обучающихся к ценностям научного познания на материале предмета «Физика».

      Физику принято относить к точным наукам.  Возникает вопрос: «Можно ли совместить точную науку с искусством?». Бытует мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Я считаю это мнение ошибочным, потому как, являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности.

В погоне за задачами, часто просто приучая бездумно применять готовые формулы или алгоритмы, мы перестаем видеть красоту этой науки, ее исторические корни. А ведь это очень важно для общего развития духовно-нравственной личности человека. История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства. Искусство будит фантазию, питает воображение человека. Известны случаи, когда произведения искусства предсказывали исследователям новые темы. Например, рассказ И. Ефремова "Тень минувшего" натолкнул инженера Ю. Денисюка на мысль о получении объемных изображений – голографии.

Как и в искусстве, в науке существует понятие красоты. «Красота — сияние истины», - говорит Платон. Физика  ищет внутреннюю красоту мироздания. Стройная и многообразная гармония природы гораздо доступнее эстетически развитому человеку. Поражающие правильностью очертания кристаллов вызывали у древних людей суеверные чувства. «Такое могли сотворить только боги», утверждали они. Люди долго не понимали, что кристаллы растут без всякого магического вмешательства из растворов, расплавов, паров и в твердых каменных породах. Симметрия формы кристалла и его физические свойства обусловлены симметрией его внутренней структуры. Но симметрия царит не только в мире кристаллов. Большое значение имеет она в искусстве (живописи, музыке, литературе, архитектуре), в науке и технике. Говоря об этом на уроках физики, отмечаем, что своим развитием учение о симметрии обязано в первую очередь естествоиспытателям И. Кеплеру, О. Браге, Е.С.Федорову П.Кюри и др. В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе. Существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются наиболее красивыми. В подтверждение приведу слова известного авиаконструктора О.К.Антонова: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать... Конструктор может идти от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим»[2,с.4]. И хотя эстетический критерий в исследованиях носит относительный характер, в современной науке и технике его роль велика.

На уроках я стараюсь раскрыть ценностные аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализирую  ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных - физиков и физиков - инженеров.

Например, когда было подмечено биологическое действие лучей радия, Пьер Кюри, будучи увлечённым исследованиями, подверг свою руку облучению для того, чтобы непосредственно наблюдать и изучать это действие. В результате он получил рану, похожую на ожог и постепенно увеличивающуюся; залечить её удалось лишь через несколько лет. В моральном кодексе П.Кюри первой заповедью было: “людям, а не себе”. Нобелевскую премию он и его жена потратили на «Организацию лечения радием».

 М.В.Ломоносов, великий наш соотечественник, главным в воспитании считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.

«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла».

Освещая на уроках крупнейшие технические изобретения, знакомя с образцами решения технических задач, я даю  представление о плодотворности союза учёного и инженера. Обращаюсь на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе. Все это  позволяет объяснить учащимся губительное последствие для всего человечества нарушение условий внедрения и применения технических разработок. На конкретных примерах показываю учащимся,  что может физика как наука и учебный предмет дать им лично (знания, методы, подходы, оборудование) для ответственного и эффективного участия в решении проблем экологии.

При изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований показываю, как добываются, обосновываются и строятся научные знания, формируются мировоззренческие взгляды и убеждения относительно научной картины мира и её значимости для человека.

 На своих уроках я использую занимательные рассказы - это сведения из жизни ученых, рассказы о том, в каких условиях проходило развитие физики, как непросто первооткрывателям доказывать свою правоту, преодолевать установившиеся взгляды. Приводя исторические сведения об истории открытий, а так же биографические данные ученых, относящиеся к периоду их работы над изучением тех или иных явлений и процессов, я тем самым формирую нравственные качества личности.  Великий физик Дж. К. Максвелл говорил: «Наука захватывает нас тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей их открытий» [1, с.46] .

 Обращаясь на уроках физики к материалам, связанным с биографиями ученых, анализируя их, учащиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности, знакомятся с алгоритмами успешной работы в своей профессии и в итоге вырабатывают свои суждения о научной деятельности, научных знаниях и науке в целом.

Гуманитаризация точных наук и математизация гуманитарных знаний - веление сегодняшнего времени. Сбываются слова Г. Флобера, который предсказывал: "Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине" [2, с.5].  Физика, как наука о природе, связана со многими областями знаний, и процесс творческого поиска занимает при изучении физических законов центральное место. Таким образом, именно при изучении физики учащиеся получают навыки творческого самовыражения посредством решения творческих заданий.

       Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры. И. В. Курчатов был убежден, что большая наука, высшие достижения  (уровня  А. Эйнштейна, Н. Бора) требуют абсолютной порядочности, что «знание без совести – крушение души»

                   Литература

  1. Голин Г. М. Классики физической науки. – Минск: Высшая школа, 1981г. –  73 с.
  2. Тихомирова С.А Дидактические материалы по физике [Текст] / С.А. Тихомирова - М.: Школьная Пресса, 2003. – 112 с.
  3. Ушинский  К.Д. Собрание сочинений.  [Текст] : в 2-х т./ К.Д. Ушинский. - М.: 1985, т.2.
  4. Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни его творцов. – М.: Просвещение, 1986 – 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДУХЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 - 7 КЛАССАХ

В статье рассказыватся об опыте интеграции обучения и воспитания детей в духе православных духовных ценностей на уроках литературыНа уроках литературы в первую очередь решаются задачи литературного об...

"Воспитание учащихся СОШ на основе общечеловеческих ценностей через уроки французского языка"

Одним из главных направлений деятельности учителя иностранного языка является воспитание на основе общечеловечесих ценностей. Воспитывающее обучение позволяет решать ряд проблем: - повышение уров...

Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно– нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека....

Воспитание традиционных ценностей на уроках литературы

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить трад...

Воспитание семейных ценностей на уроках русского языка и литературы

У многих учащихся отсутствует  потребность в образовании, культурном развитии. С каждым годом в школу приходит всё больше трудных детей. Вредные привычки «молодеют». Потом эти дети вы...