Воспитание семейных ценностей на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

У многих учащихся отсутствует  потребность в образовании, культурном развитии. С каждым годом в школу приходит всё больше трудных детей. Вредные привычки «молодеют». Потом эти дети вырастут и дадут жизнь другим детям. Кого они вырастят?  Поэтому, на наш взгляд,  воспитанию надо уделять даже больше внимания, чем обучению. Необходимо приобщать детей к культуре, к восприятию прекрасного, учить замечать красоту природы. Надо  будить их души.  И обязательно прививать семейные ценности:

- уважение к старшим;

- взаимопонимание, доверие между мужем и женой; 

- доброе, сердечное, справедливое и в меру требовательное отношение родителей к детям;

- помощь бабушке и дедушке;

-  трепетное отношение к матери;

- бережное отношение к памяти предков, к семейным традициям, реликвиям, тесную связь поколений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_tsennosti.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6»

Методическая разработка на тему

 «Воспитание  семейных ценностей

на уроках литературы и русского языка»

Автор: Егоричева Т.А.,

учитель русского языка

и литературы МОУ СШ №6

г. Гаврилов-Яма

                                       

                                           г. Ярославль, 2017

 Содержание

Введение

Актуальность  проблемы по воспитанию у учащихся семейных

ценностей.

Основная часть

Глава1. Теоретические основы семейного воспитания. История вопроса.

Глава 2. Воспитание у учащихся семейных ценностей на уроках литературы.

  1. Обоснованность работы по воспитанию у учащихся семейных ценностей.
  2. Перечень произведений, изучаемых в 5 – 11 классах, предложенных для анализа на уроках.
  3. Система работы по воспитанию семейных ценностей  на уроках литературы в 7 классе.
  4. Материалы к отдельным произведениям, изучаемым  в 5, 6 классах.

Глава 3. Воспитание у учащихся семейных ценностей на уроках русского    

                Языка.

Заключение

Введение

                                               Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло.

                                                                                                        (Русская пословица)

                                                   

        Семейное воспитание… Наряду с другими вопросами духовно-нравственного воспитания это то, чему, на наш взгляд, мало уделяется внимания в современной школе.  Дети выйдут из школы  с комплексом знаний по разным наукам, с умением работать с информацией. Это нужно им для продолжения образования. Но ведь они не только будущие специалисты, они – будущие родители. А этому тоже надо учить. Хорошо, если такой опыт ребёнок приобретёт в собственной семье. А если нет? Сейчас немало таких семей, где дети  могут приобрести негативный опыт. Профессор МГУ Дмитрий Леонтьев сказал: «Детство должно быть детством, но именно в нём должна постепенно вызревать взрослость». Поэтому просто необходимо затрагивать тему семьи на уроках и классных часах в школе.        

Наверное, не каждый вправе учить ребят семейным отношениям. Для этого нужно, на мой взгляд, иметь своих детей, свою семью. Иметь позитивный опыт воспитания своих детей. Школьники, как правило, многое знают о своих учителях, об их семьях, детях. Если  в твоей семье всё плохо, ученики тебе не поверят, ты не сможешь их в чём-то убедить, это будут пустые слова. У меня самой большая дружная семья: трое детей и  уже четверо внуков. Все мы очень дружны между собою, всегда приходим на  помощь тому, кому она сейчас нужнее. Мои ученики об этом знают.

             Мы живём в маленьком провинциальном городке. Здесь приходится наблюдать  деградацию людей. Есть пьющие, в том числе и среди молодёжи. У некоторых  отсутствует  потребность в образовании, культурном развитии. С каждым годом в школу приходит всё больше трудных детей. Вредные привычки «молодеют». Эти дети вырастут и дадут жизнь другим детям. Это катастрофа. Чему они могут  научить своих  будущих детей? Поэтому, нам кажется, воспитанию надо уделять даже больше внимания, чем обучению. Приобщать детей к культуре, к пониманию прекрасного, учить замечать красоту природы, будить их души. Вот в чём видим мы  свою задачу. И обязательно прививать семейные ценности: уважение к старшим,  взаимопонимание, доверие между мужем и женой,  доброе, сердечное, справедливое и в меру требовательное отношение родителей к детям, помощь бабушке и дедушке, трепетное отношение к матери, бережное отношение к памяти предков, к семейным традициям, реликвиям, тесную связь поколений. Это и стало целью нашей работы.

             Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Отобрать в каждом классе среди изучаемых произведений  такие, при изучении которых можно затрагивать тему семейных отношений.

2. Проанализировать систему вопросов и заданий к изучаемым произведениям.

3. Отобрать эпизоды, на анализе которых можно построить беседу о семье.

4. Составить вопросы, подобрать задания, проверяющие понимание детьми этики семейных отношений.

5. Предварительно узнать у классных руководителей, у кого из учеников проблемные семьи.

6. Выяснить, у кого из учеников нет одного или обоих родителей с целью не травмировать их во время работы по теме «Семья».

 

            Ниже представлен  анализ литературы по теме «Воспитание семейных ценностей», а также собственный опыт работы по данной теме.

Основная часть.

Глава 1. Теоретические основы семейного воспитания.

История вопроса

       Вопросу семейного воспитания начали уделять внимание с древнейших времён, причём в Древнем Риме считалось, что общественное воспитание важнее семейного. В России особое внимание   к семейному воспитанию  стало уделяться  в XVII веке в эпоху правления Петра I.  В XVIII веке в России появляются первые воспитательные общества. В XIX веке осуществляются разнообразные педагогические проекты творческого, свободного воспитания подрастающего поколения.

     Чешский педагог XVII века Я.А. Коменский, выделил 4 ступени развития подрастающего поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) и, наметил для каждой ступени 6-летний период воспитания (6-летняя школа), указывал, что для детства такой школой является материнская школа в каждой семье.

    Решительным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернеров являлся английский философ XVII века Дж. Локк. Первейшая цель воспитания, по Локку, – добродетель, воспитание нравственного человека. Но этого нельзя добиться в школе: школа – «сколок с общества», а общество таково, что воспитывает людей безнравственных. Поэтому Локк решительно настаивает на воспитании и обучении не в школе, а в семье, где разумный и добродетельный воспитатель сможет воспитать такого же «джентльмена».

     Французский просветитель XVIII в. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители». Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (конец XVIII – начало XIX в.), видя цель воспитания в выявлении «истинной человечности», подчеркивал, что к осознанию своей связи с человеческим родом каждый приходит в процессе семейного воспитания. Семейные отношения людей являются первыми и наиболее естественными отношениями.

      В России анализ семейного воспитания конца XVIII – начала XIX в. содержится в работах А.Н. Радищева, Н.И. Новикова. Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание – сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания – растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков), давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

      Таким образом, следует отметить, что развитие общественного и семейного воспитания шло по трем основным направлениям.

      Первое – это признание за семейным воспитанием ведущей роли. Именно в семье закладываются основы будущей жизни ребенка.

      Второе – недооценка роли семьи. Обострение внутрисемейных противоречий в различные периоды исторического развития, вызванное теми или иными социальными, политическими и культурными условиями, приводит к снижению уровня престижа семьи как основы естественного воспитания человека.

     И третье – общественное и семейное воспитание выполняют свое назначение только в единстве. Воспитание детей не личное дело родителей, а их гражданский долг.

Осознание неразрывной связи воздействия школы с влиянием семьи и среды привело к идее народности и самобытности воспитания, которая в России была разработана в педагогической системе К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Самое воспитание, учит он, должно приготовлять человека к труду, к жизни. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье.

    Анализируя литературу о семейном воспитании, можно сделать вывод о том, что усилиями ученых конца XIX – начала XX в. было заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Семейное воспитание основывалось на важнейших принципах, присущих большинству русских семей: ее самобытности, прочности, родственной любви, теплоте отношений между всеми ее членами, общности духовных интересов. В литературе тех лет отмечалось, что все необходимое для жизни и блага человека, высокие нравственные качества зарождаются в нормальной семье, будущность ребенка – в руках семьи. Семья понималась как колыбель человеческой цивилизации, хранительница общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей, семейное воспитание связывалось с развитием дарований человека.

Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными до сегодняшнего дня.

        Приближаясь к практической части (представлению собственного опыта) нашей методической разработки,  хотелось бы отметить учебник для студентов  средних и высших педагогических  учебных  заведений «Семейная педагогика и домашнее воспитание» (М.: Издательский центр «Академия», 1999), автором которого является Т.А. Куликова.

 Она  представляет средства воспитания семейных ценностей и отмечает, что в созданных много веков назад и в бытующих в настоящее время средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др. Положительные герои в сказках почитают и уважают своих родителей, заботятся о детях, с нежностью относятся к братьям и сестрам, готовы на подвиги во имя любви. В пословицах, по мнению автора,  метко выражены представления народа о семье и семейных отношениях, правилах взаимоотношений, которые не потеряли своей нравственной ценности и поныне.  некоторые из них: «Муж – голова, жена – душа», «Кто не вдовел, тот беды не терпел», «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Ругай жену без детей, а детей – без людей», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «Домок-то вести – не вожжами трясти, а надо концы с концами свести» и др.

Т.А. Куликова пишет, что мир семьи прямо или косвенно представлен в художественно-образной форме: в литературе, живописи, музыке, произведениях народного творчества.

 Итак. Можно сделать вывод, что семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Глава 2. Воспитание у учащихся семейных ценностей на уроках

                 литературы

В данной главе нашей работы представим своё видение проблемы воспитания и пути её решения средствами уроков русского языка и литературы.

1.Обоснованность работы по воспитанию у учащихся семейных ценностей

После каждого произведения в учебнике литературы представлена система вопросов. Вопросы эти касаются и стиля писателя, и характеров персонажей, и художественных особенностей. А вот вопросов, касающихся семейных отношений не предусмотрено. Неужели так важно найти метафору, эпитет, гиперболу?  Моя система работы по данному направлению заключается в том, что я отыскиваю в произведении эпизоды, где идёт речь о  взаимоотношениях членов семьи,  сама готовлю вопросы для анализа эпизода, веду по этому эпизоду беседу, часто с опорой на жизненный опыт ребят. В итоге делаем вывод, который  усваивается ребятами как некая жизненная ценность.

Поэтому очень отрадно, что только сейчас, в стандартах второго поколения, одной из задач обозначена  задача воспитания семейных ценностей. Это надо было узаконить уже давно. А то приходится тратить драгоценное время на уроке на поиск эпитетов и метафор, а с детьми надо говорить, беседовать о жизни.

«В  «Анне Карениной» я люблю мысль семейную», - писал Л.Н. Толстой. Но этой же мыслью проникнуто и произведение «Война и мир», где представлены семьи Курагиных, Ростовых, Болконских. Семейная тема в этом романе – самостоятельная и неохватная. Ах, какой молодец Толстой, как учит он воспитанию любви, взаимопомощи, трудолюбия, чести, милосердия. Как внимательны десятиклассники, какой интерес они проявляют к этой теме! А я постоянно повторяю: «Вы – будущие родители. Посмотрите, как…». Вызываю ребят на разговор, завязываются целые дискуссии. У Л.Н. Толстого много замечательных высказываний о семье, например: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И целый урок рассуждаем, как можно это высказывание отнести к семье Ростовых. Или Болконских. А к семье Курагиных можно? Нельзя. Почему?

Больше, наверное, ни у одного писателя нет произведений, целиком посвящённых семейной теме, семейным отношениям. Но об этом говорить необходимо, надо воспитывать культуру семейных отношений, ведь наши дети – это будущие родители.

Поэтому любой эпизод, в котором описываются семейные отношения, необходимо рассматривать, анализировать, вызывая ребят на разговор о семье, семейных отношениях, семейных ценностях, традициях, роли семьи, родителей в воспитании детей. Необходимо как можно чаще побуждать ребят задумываться об этом. Отправной точкой для беседы могут стать не все, а только  некоторые произведения русской литературы. И если такое произведение изучается, хотя бы 10 минут на уроке необходимо уделить этому вопросу.

Мною  проанализированы все произведения, предложенные для изучения в 5-11 классах по программе В.Я. Коровиной  (я работаю по этой программе) и отобраны такие, где можно говорить о семье и семейных отношениях. Вот перечень этих произведений.

  1. Перечень произведений, изучаемых в 5 – 11 классах, предложенных

      для анализа.

                                                                       5 класс.

1. Устное народное творчество. Русские народные сказки. Бытовые сказки.

2. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

3. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

5. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

6. М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

7. Д. Лондон «Сказание о Кише».

                                                            6 класс

1. А.Грин «Алые паруса».

2. А.П. Платонов «Неизвестный цветок».

3. И.А. Бунин «Подснежник».

4. В.Г. Короленко «Дети подземелья».

                                                            7 класс

1. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки о семье.

2. Древнерусская литература. Из «Поучения Владимира Мономаха».

3. Древнерусская литература. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

4. М.Ю. Лермонтов«Песня про … купца Калашникова».

5. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

6. И.С. Тургенев  «Бирюк». «Два богача».

7. Н.А. Некрасов «Русские женщины».

8. Л.Н. Толстой «Детство».

9. А.М. Горький «Детство».

                                                             8 класс

1. Д.И. Фонвизин «Недоросль».

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

3. А.И. Куприн «Куст сирени».

                                                              9 класс

1. Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве».

2. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

4. А.Н. Островский «Бедность не порок».

5. А.И. Солженицын «Матрёнин двор».

                                                            10 класс

1. Н.В. Гоголь «Старосветские помещики».

2. И.А. Гончаров «Обломов».

3. А.Н. Островский «Гроза».

4. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

5. Л.Н. Толстой «Война и мир».

                                                              11 класс

1. М.А. Булгаков «Белая гвардия».

2. М.А. Шолохов «Тихий Дон».

3. В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». «Живи и помни».

Так как представленная система работы ещё только апробируется мною, то её результаты могут лишь прогнозироваться. В будущем будет известно, какими людьми станут мои ученики, как сложится  их семейная жизнь. Хочется, чтобы они вспоминали наши уроки, наши беседы, споры, дискуссии на семейные темы, чтобы   те выводы, моральные правила, к которым мы приходили на уроках литературы, помогли им в жизни, помогли найти счастье в семье, которую они создадут.

В данной разработке я привожу перечень эпизодов из произведений, рассматриваемых на уроках литературы, а также систему вопросов к ним с  некоторыми предполагаемыми ответами и возможные  выводы.

  1. Система работы по воспитанию семейных ценностей  

     на уроках литературы в 7 классе.

1. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки о семье. 

Пословицы – это неиссякаемый кладезь народной мудрости. В них отразилась и история народа, и уклад его жизни, и жизненные ценности, идеалы. В учебнике пословицы представлены бессистемно, вперемешку. Но можно предложить детям определить тематику пословиц. Это Родина, труд, храбрость и трусость, хлеб, дружба, учение, разум и другие. В особую группу, конечно, нужно выделить пословицы о семье. Придётся воспользоваться дополнительными источниками информации. В программе В.Я. Коровиной, по которой я работаю, тема «Пословицы» предлагается для изучения в 6 и 7 классах. Тему «Семья» лучше взять в 7 классе, когда дети уже постарше.

Вот пример пословиц, по которым можно побеседовать на уроке, объяснить их смысл.

  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • У кошки котята – те же ребята.
  • Добрая наседка одним глазом зерно видит, а другим – коршуна.
  • Каждая курица свой насест хвалит.
  • У семи нянек дитя без глазу (привлекаем и негативный опыт воспитания, ведь в жизни не всё так гладко).
  • Вместе тесно, да врозь скучно.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Не дорог подарок, дорога любовь.
  • Не смейся над старым, сам будешь стар.
  • Своя ноша не тянет.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

И многие другие. В качестве домашнего задания можно предложить написать сочинение по понравившейся пословице.

2. Древнерусская литература. Из «Поучения Владимира Мономаха».

При изучении отрывка из данного произведения Древнерусской литературы обратить внимание на то, что это «Поучение…» Владимир Мономах прежде всего обращал своим детям. В нём даны очень конкретные советы, как надо вести себя в разных ситуациях, как относится к людям, к труду. Можно попросить ребят объяснить, почему Владимир Мономах пишет: «Старых чтите, как отца». Почему нужно чтить старых, старших, отца?

3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Красной нитью при изучении данного произведения должна проходить мысль о гармонии супружеских отношений. В чём заключается семейное счастье?  

Анализируя эпизод, когда бояре пришли к Петру с требованием, чтобы простая женщина не была государыней, можно задать вопрос: почему между Февронией и княжением Пётр выбирает Февронию?

Далее анализируем эпизод возвращения Петра и Февронии в Муром. «Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать». Как понимать последние слова? Найдите примеры, подтверждающие мысль, что они правили «как чадолюбивые отец и мать».

Обязательно анализируем финал «Повести…». Он символичен. Как объяснить, что Пётр и Феврония умерли в одно время и  очутились после смерти в одном гробу?

«Повесть…» заканчивается  словами: «И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому». Как эти слова можно понять?

В качестве домашнего задания можно предложить детям поискать ответы на следующие вопросы:

  1. В какой день мы отмечаем День семьи?
  2. Почему этот праздник назван в честь Петра и Февронии Муромских?
  3. В каких городах поставлены памятники Петру и Февронии?
  4. Что они символизируют?

При работе над этим произведением древнерусской литературы упор делаем на гармонию семейных отношений, любовь между супругами. Крепкой семью делают совместные дела, жизнь ради детей. Здесь «чадами» выступают жители Мурома.

3. М.Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова».

Для анализа выбираем вторую главу поэмы, где описана семья Степана Парамоновича Калашникова. Предложим детям следующие вопросы.

-Как описывает М.Ю. Лермонтов Алёну Дмитриевну?

- Почему она так странно выглядела?

-Почему так строго разговаривает со своей женой Калашников, отчитывает её?

-Как вы понимаете строчку «…Чтобы свету Божьего ты не видела, /Моё имя честное не порочила…»?

- Что такое, по-вашему, «имя честное», честь семьи?

-Что в отношениях с мужем для Алёны Дмитриевны самое страшное? (Его немилость).

-О чём просит Алёна Дмитриевна мужа? (Чтобы он защитил её).

-Почему Калашников изменил отношение к жене, когда она ему рассказала о Кирибеевиче? (Он ей доверял, она попросила у него защиты).

Читая третью главу, эпизод поединка на Москве-реке между Калашниковым и Кирибеевичем, обратим внимание, что Степан Парамонович не назвал Ивану Грозному истинной причины поединка и был казнён. Обязательно спросим у ребят: почему не сказал Калашников о том, что он защищал честь жены, честь семьи? (Не хотел своей жене и детям после своей смерти плохой славы, допросов, разговоров по городу о случившемся с Алёной Дмитриевной. Он дорожил душевным покоем своей жены и детей).

В 8-м классе при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина встретим подобный эпизод, когда Пётр Гринёв на допросе по делу Пугачёва не произнесёт имя Маши Мироновой, чтобы избавить её от допросов, а затем разговоров о ней. Обязательно поговорим о семейной чести, о добром имени семьи, об ответственности членов семьи друг перед другом. Доброе имя семьи – это дело всех членов семьи, в том числе и детей. Позор одного человека – позор всей семьи.

Можно поговорить об отношении Степана Парамоновича Калашникова со своими младшими братьями. Он заменил им отца. Они его слушают, уважают, почитают. Спросим ребят: отношения старшего брата с младшими строятся на страхе или уважении, почитании? За что они его так почитают?

  1. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

В данной повести есть и негативный опыт семейных отношений. Тарас Бульба очень строг по отношению к своей жене, даже груб с нею, не считается с её мнением, с её чувствами. Объясняем это суровым и жестоким 15-м веком, во время которого происходят события. Обращаем внимание на то, что казаки в то время были прежде всего воинами, а не примерными семьянинами. Поэтому для анализа выбираем эпизод из первой главы, который начинается словами «Одна бедная мать не спала…». Здесь находим прекрасный повод поговорить о силе материнской любви. Обязательно спросим, какое чувство вызывает у ребят этот эпизод? Ученикам очень жалко бедную мать, которая вынуждена после встречи с детьми побыть ЧС ними вместе всего одну ночь и сразу же с ними  расстаться. Сопереживание к бедной матери – это уже хорошо. Можно вспомнить случаи, когда сила материнской любви спасала жизнь детей. Обязательно рассказываю ребятам случай, о котором прочитала в православном календаре. Во время Чеченской войны за молодого солдата мать день и ночь молилась перед Образом Богородицы.  Однажды солдату сказали, что к нему приехала мать. Он с разрешения командира покинул расположение части, и мать увела его в город. В этот же день в палатку, где жил юноша, попала бомба. Все погибли. Мать уехала. Сын позвонил ей и рассказал, что она  своим приездом  спасла его от гибели.  К своему изумлению, солдат узнал, что мать никуда не ездила и сына не навещала. Мать поняла, что в её образе юноше явилась Богородица.

Дети слушают эту историю с большим вниманием, а мы незаметно переводим их внимание на произведение. Прочитаем эпизод о том, как Остап, уезжая в Запорожскую Сечь, с грустью и любовью думает о матери, а затем,  как мать присылает в Сечь своим сыновьям образки. Делаем вывод, что сила материнской любви очень велика. Как правило, дети в данном случае в это верят. Здесь можно задать вопрос: что значит мама для любого человека? Почему это понятие, как и Родина, святое? Для такого важного и серьёзного разговора детей надо морально подготовить, и незначительный, на первый взгляд, эпизод из повести «Тарас Бульба» очень способствует этому.

  1. И.С. Тургенев  «Бирюк». «Два богача».

В седьмом классе изучаются два произведения И.С. Тургенева: рассказ из сборника «Записки охотника» «Бирюк» и три стихотворения в прозе, одно из которых – «Два богача». В обоих произведениях  можно усмотреть  роль отца в семье. Выше мы уже говорили о том, что негативное в нашей жизни тоже случается, и немало. В рассказе «Бирюк» как раз и видим, что жена сбежала от Бирюка с проезжим мещанином, оставив мужу двоих детей. Наверное, нужно осудить такую мать. Ребята видят современную жизнь и понимают, что такое случается и в наше время. Обратим внимание на то, каково детям без матери? Как им не хватает её ласки, её заботы. А вот положительную роль отца отметим. Он, как может, сам воспитывает своих детей. Можно вспомнить Лонгрена, найти сходства между двумя этими героями.

В стихотворении в прозе «Два богача» бедная семья принимает в дом сироту-племянницу. Жена боится, что не на что будет соли купить, чтобы посолить похлёбку. А муж говорит: «А мы её … и не солёную».

Автор восхищён таким поступком, он пишет: «Далеко Ротшильду до этого мужика». Спросим ребят: что восхищает автора в поступке простого русского мужика? Обратим внимание ребят, что последнее слово осталось за главой семьи, мужчиной. Это его решение – принять сироту. И жена ему не возражала. Слово мужчины – закон. Можно поговорить о том, что на Руси православная семья всегда была словно образцом храма. Отец – батюшка. Его надо слушаться, почитать. Обязательно спросим у ребят, какими же качествами должен обладать отец, батюшка, чтобы в семье все его почитали и слушались? Обязательно привлечём к этому разговору мальчиков.

Н.В. Маслов об этом сказал: «Церковь воспитала в русском народе восприятие семьи как малой церкви – с соответствующим православным укладом жизни с христианскими нормами воспитания детей»

  1. Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Анализируя поэму Н.А. Некрасова, поговорим о супружеских отношениях. Семиклассники ещё малы, чтобы детально разбирать с ними все тонкости супружеских отношений, но восхититься верностью жён декабристов своим мужьям можно. Можно рассмотреть, чем жертвуют княгини Трубецкая и Волконская ради своих мужей. Можно поговорить о долге супругов друг перед другом, об ответственности. Спросим у ребят, какими же надо было мужьям обладать качествами, чтобы жёны, преодолевая всё,  разделили с ними трудности жизни.

  1. Л.Н. Толстой «Детство».

Для анализа берём две главы: «Maman» и «Детство».

В главе «Maman» обращаемся к образу матери главного героя, поговорим о роли матери в жизни мальчика. Предлагаем следующие вопросы и задания.

-  Проанализируйте портрет матери. Какой она запомнилась герою?

-  Как автор описывает улыбку матери?

-  Какие моменты общения с матерью вспоминает мальчик?

-  Какие чувства испытывает герой, вспоминая мать?

Разговор о матери на основе произведения в этом учебном году уже не первый. Дети вновь видят, какую огромную роль играет мать в жизни человека, как трепетны у людей воспоминания о ней. Думаю, что когда разные писатели в разных произведениях проводят одну и туже мысль, дети верят, что это и есть жизненные ценности, что именно так в жизни и должно быть!

Поэтому не удивительно, что и в главе «Детство», замыкающей повесть, автор вновь обращается к образу матери в воспоминаниях героя. Просим найти в главе фрагменты о матери, перечитываем их, комментируем и вновь делаем вывод об огромной роли матери в жизни человека, о святости этого образа.

 В 5-6-7 классах дети находятся ещё в том возрасте, когда очень хотят выступать. Поэтому обязательно нужно проводить в этих классах праздники для мам, можно и не только на 8 марта. Сколько чудесных стихов сложено о матери! Мне очень нравятся стихи о матери нашего земляка, поэта Н.А. Некрасова. У меня их целая подборка. И если мы выводы с уроков о матери подкрепим внеклассными мероприятиями о мамах и для мам, приготовим им подарки, почитаем стихи, споём песни, то этим мы не только приблизим ребёнка к матери, но и мать к ребёнку! Эта духовная ниточка должна год от года крепнуть, превращаясь в прочную верёвочку.

  1. А.М. Горький «Детство».

Анализируя с семиклассниками данную повесть, мы, помимо предложенных авторами учебника, беру для обсуждения следующие вопросы.

  1. Причины развала семьи Кашириных.
  2. Семья Алёши Пешкова.
  3. Роль бабушки в жизни Алёши Пешкова.

Выше я уже говорила, что в окружающей ребят жизни очень много негативного. И писатели были бы не правы, если бы не освещали данный негативный опыт в своих произведениях. Поэтому, когда читаем о том, какие отношения были в семье Кашириных, обязательно отметим вместе с детьми, что так быть не должно! Родные братья  Яков и Михаил враждуют между собой, даже дерутся. Их сыновья доносят друг на друга, издеваются над слепым мастером Григорием. После выявления всех этих отрицательных моментов спросим: почему Алёша был потрясён такими отношениями в семье дедушки?

Ребята ответят, что сам Алёша воспитывался совершенно в другой семье. Там царили любовь, взаимопонимание, доброта. Там мать и отец по вечерам пели песни, там любовались красотой природы. Зачитаем этот эпизод, где Алёша вспоминает свою семью.

Теперь попытаемся понять, откуда в двоюродных братьях Алёши столько зависти, зла, ненависти друг к другу и окружающим людям? Ребята объяснят это взаимоотношениями братьев-отцов: вражда, зависть, отсюда и ненависть.  Опять спросим: как можно победить зависть, можно ли исправиться, как это сделать? В итоге ребята ещё раз убеждаются: хочешь иметь хороших детей, будь хорошим родителем!

В произведении «Детство» всё же есть «светлый полюс», который притягивает к себе всех и всё. Это бабушка Алёши. В произведении очень много эпизодов, где герой восхищается характером бабушки, вспоминая её поведение в этой сложной жизненной обстановке, её поступки, её слова. Как она умела всем помочь, вовремя прийти на помощь. Как она умела притягивать к себе людей! Обязательно эти эпизоды проанализируем и поговорим о бабушках.

4.Материалы к отдельным произведениям, изучаемым  в 5, 6 классах.

                                                                        5 класс

1. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

Анализ 1-ой главы.

- Почему Жилин решил поехать домой? (Получил письмо от матери, которая заболела и просит её навестить).

- Как это характеризует Жилина? (Он хороший, заботливый сын, хочет поддержать мать, повидаться с ней. Он даже согласен жениться на невесте, которую нашла ему мать. То есть он послушный сын).

Анализ 2-ой главы. (эпизод с письмом о выкупе).

Почему Жилин на письме написал неправильный адрес? (Он знает, что мать из-за бедности не сможет прислать за него выкуп. Он не хочет её расстраивать, волновать. Жилин решает самостоятельно выбраться из плена).

Рекомендации для анализа последующих глав.

Характеризуя Жилина, обратить внимание на качества его характера: храбрость, смекалку, трудолюбие, доброту, чувство товарищества. Можно побеседовать о том, где, как он приобрёл такие качества? Есть ли в этом заслуга семьи, родителей? (Должны прийти в выводу, что всё хорошее в ребёнке закладывается в семье).

Спросить у ребят, какие положительные качества воспитывают в них родители? За что они ценят и любят своих родителей?

3. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Задание: Сопоставить падчерицу и родную дочку.

О характере человека мы судим по его поступкам. Какие поступки совершает родная дочка? Падчерица? Почему эти девочки такие разные? (Дети наследуют многие черты характера, образ жизни родителей. Старуха мачеха чересчур баловала свою родную дочку, не приучала её к труду. Сама мачеха была злой, жадной, грубой, несправедливой. Она сама говорила неправду, и её дочь научилась тому же. Падчерица же – полная противоположность старухиной дочке. Она добрая, трудолюбивая, честная девочка. Видимо,  умершая мама воспитывала её правильно: приучила трудиться, по-доброму относиться к людям).

Вывод: качества характера ребёнок наследует от родителей, перенимает их образ жизни, манеры поведения. Добрую, трудолюбивую падчерицу все любят, а жадную, злую дочку и её мать осуждают. Поэтому в конце сказки они превращаются в собак. Зло наказуемо!

                                                               6 класс

1. А. Грин «Алые паруса».

Уже в первой главе видим семью Лонгрена, его жены Мери, их маленькой дочка Ассоль.  Читаем о том, как встречала Мери своего мужа, когда тот возвращался из плавания. Завидев мужа ещё издали, Мери «всплескивала руками» и бежала ему навстречу «до потери дыхания». Спросим детей: почему? (Дети ответят, что, видимо, они любили друг друга, поэтому Мери скучала по мужу. Наверное, у них была такая традиция: Мери каждый раз встречала мужа после плавания. Ему, наверное, было это очень приятно. Жаль только, что семья эта была бедная, и им всё время не хватало денег).

Знакомимся с событиями повести далее, узнаём, что во время одного из плаваний Лонгрена Мери заболела и умерла. Лонгрен вынужден был оставить плавание, он взял расчёт, чтобы воспитывать маленькую Ассоль. Спросим у ребят, как это характеризует Лонгрена? (Как хорошего, заботливого отца. Он оставил любимое дело ради дочери. Он  не отдал Ассоль в какое-то детское учреждение, не просил соседку посидеть с ней, а сам занимался с дочерью. Настоящий отец так и должен поступать: родители в ответе за своих детей, их нельзя перепоручить кому-либо другому!)

-Какой выросла Ассоль? (Доброй, мечтательной, любящей природу).

-Чему учил её отец? («Надо уметь любить!»)

-Как проводили время Ассоль и Лонгрен? (В беседах, в совместной деятельности: мастерили кораблики, разговаривали, и им было очень хорошо.).

Можно рассмотреть семью Артура Грея. Родители мало уделяли внимания сыну, не поддерживали его мечтаний о море. Отец был с ним чересчур строг, был требователен к нему. В итоге Артур сбежал из дома и всего в жизни добивался сам. Можно при беседе обратить внимание на то, что в бедной семье Лонгрен дал дочери любовь, общение, брал её на руки, играл с ней.

Артур же, родившись в богатой семье, отданный на попечение слуг, не получил от родителей такой любви, внимания. В результате этой беседы можно сделать ещё один очень важный вывод: счастье не в богатстве, не в деньгах, а в гармоничности отношений между близкими, родными людьми.

Вывод: надо чаще родителям и детям быть вместе: что-то делать, читать, обсуждать, трудиться, кому-то помогать. Это очень сближает, а детям даёт ощущение счастья, защищённости.

2. В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Анализ 2-ой главы « Я и мой отец».

- О чём мечтает герой? (Ему хотелось, чтобы отец обнял его, посадил к себе на колени и приласкал. Тогда он «прильнул бы к груди отца и, возможно, они вместе бы заплакали»).

- Какой помнил свою мать Вася? (Он помнил, как, просыпаясь ночью, он «искал в темноте её нежные руки и крепко прижимался к ним, покрывая их поцелуями.» Он помнил, как «она сидела, больная, перед открытым окном и грустно смотрела в окно»).

 - От чего был счастлив мальчик? (Ему казалось, что мама рядом, что он сейчас встретит её милую ласку, её любовь, Он просыпался с улыбкой счастья, полный любви к ней. Эта любовь переполняла его сердце, «теснилась в груди»).

- Почему мальчик при живом отце испытывал ужас одиночества? (Отец не замечал сына, грустил по умершей жене. Горе не сблизило, а разделило их).

- Какие отношения были у Васи с сестрой Соней? (Вася любил сестру, и она платила ему тем же. Но разлад с отцом отделил брата и сестру друг от друга, воздвиг между ними высокую стену).

- Почему отец любил Соню, а сына не замечал? (Соня была очень похожа на мать).

- Какие чувства вы испытывали, читая о взаимоотношениях Васи с отцом?

Анализ 8-ой главы «Кукла».

- Что сблизило Васю с сестрой? (Забота о больной девочке Марусе).

- Почему в отце Вася увидел «что-то родное», чего не находил в нём прежде? (Отец только теперь стал узнавать в нём сына, замечать родные черты. «Тяжёлый туман, нависший над душой отца, рассеялся.»)

- Как произошло примирение Васи с отцом? (Отец попросил у сына прощения, а сын схватил руку отца и стал её целовать. «Мальчик знал, что  никогда уже отец не будет смотреть на него такими строгими глазами, какими смотрел раньше.»)

- Что испытал Вася после примирения с отцом? («Долго сдерживаемая любовь потоком хлынула в его сердце»).

- Какие чувства вы испытывали, читая о примирении Васи с отцом?

- О чём хотел сказать автор, рассказывая о семье Васи?

- Как может получиться, что родной человек может быть «неродным»? Как сделать так, чтобы избежать этого?

2. А.П. Платонов «Неизвестный цветок».

В этой сказке-были  рассмотрим такую параллель: Даша – её мама;  цветок – его мать-роза. Для анализа берём эпизод, начинающийся со слов «И вот шла однажды поутру девочка Даша…». В этом эпизоде автор упоминает о двух матерях. В связи с чем? (Даша, находясь в лагере, скучала по маме, она вспомнила сказку о матери-розе, которую рассказывала ей мама. Это сказка о цветке, который тоже очень скучал по своей матери-розе, но плакать он не мог, а только «в благоухании проходила его грусть»).

Можно опереться на жизненный опыт ребят и спросить, были ли они в лагере, как Даша? Кто из них  скучал по родителям? По маме? По своему дому? Почему? Если вы скучали, значит, какие отношения вас связывают?

Глава 3. Воспитание у учащихся семейных ценностей на уроках

                 Русского языка

           На уроках русского языка  при изучении тех или иных языковых явлений мы используем тексты, которые не просто несут познавательную информацию, но и влияют на понимание нравственных ценностей в жизни. Эти тексты мы собираем уже много лет, и за это время образовалась своеобразная копилка. Это тексты  о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме. Это тексты, в которых  осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Особое внимание уделяем  воспитанию семейных ценностей, поэтому  имеем большую подборку текстов на тему  «Семья».

          Как правило, это тексты небольшого объёма.  Большую помощь в этом оказывают русские пословицы . В любом учебнике русского языка не менее десяти упражнений полностью состоят из пословиц, так как почти любое языковое явление отразилось в пословицах и поговорках. (Например, «Правописание НЕ с глаголами» - 5 класс, «-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах» - 5 класс, «Употребление имён числительных в пословицах» - 6 класс, «Употребление возвратного местоимения СЕБЯ в пословицах» - 6 класс, «Виды односоставных предложений» - 8 класс и т.д.  Пословицы – это кладезь народной мудрости! Поэтому на уроке не жалеем времени на объяснение смысла пословиц и написание небольших сочинений по пословицам. И так как пословиц о семье в учебнике практически нет, сами предлагаем учащимся  такие пословицы. Их у нас большая подборка. Вот примеры некоторых из них.

  О доме, семье:

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

      В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своей семье всяк сам большой.

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

О матери:

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Об отце

Отец наказывает, отец и хвалит.

О братьях

Брат брата не выдаст.

Братская любовь крепче каменной стены.

И так далее.

Пословицы и поговорки отражают все главные жизненные ценности, в том числе и взаимоотношения в семье. Ни в одной из форм устного народного творчества не проявляется с такой силой ум народа, его национальная история, быт, мировоззрение и семейный уклад. Таким образом, пословицы и поговорки являются ценнейшим материалом, играющим важную роль в воспитании.

      Также на уроках русского языка используем для лингвистического анализа (тема, основная мысль) небольшие тексты – притчи. Сам жанр притчи уже подразумевает некое поучение, поэтому вопросы к притчам напрашиваются сами собой.

      Обращаясь к жизненному опыту ребят, просим поднять руки тех, у кого есть братья и сёстры. Во время беседы выясняется, что братья и сёстры между собой часто ссорятся. Дети приводят примеры, как иногда во взрослой жизни братья и сёстры становятся врагами на долгие годы. Поэтому для анализа беру притчу об отце и сыновьях.

                                                       Отец и сыновья

Жил в одной деревне отец со своими сыновьями. Сыновья не дружили между собой, они часто ссорились, могли долгое время не видеться. Если бы не их отец, они могли вообще не общаться, и это очень огорчало отца. Тогда отец велел своим сыновьям принести веник и сказал им: 
- Сыновья мои, попробуйте-ка сломать этот веник. 
Сколько по отдельности ни бились сыновья, но в итоге не могли сломать веник. Тогда отец развязал веник и велел своим сыновьям сломать по одному пруту. 
Они с легкостью по одному переломили прутья. 
- Так-то и вы, мои родные, - сказал отец сыновьям, - если вы, братья,  будете жить в мире и согласии, то никто вас никогда не одолеет. Ну а если всегда будете ссориться, то всякий вас легко погубит.

Данную притчу берём в каждом классе, вновь и вновь возвращаясь к ней на более высоком уровне развития детей.

Так в 5 классе даём  эту притчу с пропусками букв, отрабатывая орфографические навыки.

В 6 классе  работаем с разрядами местоимений, усовершенствуя морфологические навыки. В 7-8-9 классах  обращаем внимание на синтаксис и пунктуацию текста: виды предложений, правила постановки знаков препинания.

Накануне 8 марта предлагаем для анализа притчу из цикла «Суд Соломона» под названием «Две матери».

        Однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор. Одна из них сказала, что они живут в одном доме, и было у них по сыну одного возраста. В прошлую ночь другая женщина во сне нечаянно придушила своего сына («заспала» его) и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла  себе и теперь выдает его за своего. Другая женщина утверждала противоположное: якобы это совершала та, которая ее обвиняет. И каждая из них утверждала, что живой ребенок принадлежит именно ей.

       Соломон велел подать ему меч и  сказал: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите». Так Соломон понял, кто из двух женщин истинная мать ребенка, и отдал его той, что просила сохранить ему жизнь.

       После этого, естественно, завязывается беседа о маме, о роли мамы в жизни каждого человека. Домашнее задание – сочинение о своей маме (даём его только в том классе, где у всех детей есть мамы, которые живут в семье с данным ребёнком. Такую информацию берём у классного руководителя предварительно).

        Также говорим об отношении детей к своим  матерям. В этом мне помогают тексты В. Сухомлинского и В. Осеевой. Данные тексты предлагаем  для анализа в 5 и 6 классах.

                                                          Семь дочек

     Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

    Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды», - проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка», - щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», - промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья», - прошептала шестая.

      А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды  помыть ноги.

                                                                                                   (По В. Сухомлинскому)

                                                            Сыновья

      Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

       Вот и говорит одна женщина другой:

 - Мой сыночек ловок да силён, никто с ним не сладит.

 - А мой поёт, как соловей, - говорит другая.

А третья молчит.

 - Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.

 - Ничего в нём особенного нету, - отвечает женщина.

      Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Другой песню поёт, соловьём заливается. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:

 - Ну что? Каковы наши сыновья?

 - А где же они? Я только одного сына и вижу! – ответил им старик.

                                                                                                (По В. Осеевой)

Конечно, выполняем задание по морфологии: определяем разряды числительных и местоимений. Но главный вопрос, который формулируют сами дети: почему старичок увидел только одного сына?

       Таким образом, кроме изучения лингвистических тем большое внимание уделяем воспитанию семейных ценностей.

Заключение

       Сейчас общество находится в огромной зависимости от телевидения и Интернета, и особенно негативно действуют они на неокрепшие души детей.  Все образцы, мелькающие на экране, вплетаются в детское сознание, отражаясь в нём и отчасти формируя его. Задача  учителя – как можно чаще беседовать с детьми о нравственности, и особенно о семье как высшей ценности человеческого бытия. И в этом нам очень помогают уроки русского языка и литературы.

       В данной разработке представлены темы для бесед на уроках литературы, а также вопросы и задания для учащихся.  Это означает, что работа  по формированию семейных ценностей будет продолжаться. И не только на уроках литературы, а и во внеклассных мероприятиях и, конечно же, на родительских собраниях. Надо учить ценностям семейных отношений и молодых родителей: беседы, обмен опытом, выставки поделок – огромное поле деятельности.

       Отчий дом, родной очаг… Он может быть тёплым и радушным, а может быть холодным и чёрствым. Для  того чтобы в нём царили уют и покой, надо всем членам семьи приложить немало усилий! А в школе о семье и семейных отношениях надо говорить как можно чаще, не зря в Евангелии от Матфея говорится: « Стучите и отворится».

 

 Информационные ресурсы

  1. В.Я Коровина и др. Литература 5 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение» 2007;
  2. В.Я Коровина  Литература 6 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение» 2008;
  3. В.Я Коровина  Литература 7 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение» 2009;
  4. В.Я Коровина и др. Литература 8 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение» 2008;
  5. В.Я Коровина и др. Литература 9 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение» 2009;
  6. В.И Коровин Литература 10 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение» 2010;
  7. В.И Коровин Литература 11 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение» 2010;
  8. http://www.revb.ru/?id=290
  9. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/glinskiechteniya.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы."

     Вопрос о патриотизме становятся сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.  Вряд ли можно считать нр...

Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно– нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека....

Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы

      Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федера...

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы

Важность нравственного воспитания подрастающего поколения не стоит отрицать. Особое внимание формированию таких качества, как патриотизм, честность, доброта раскрывают возможности уроков русского язык...

«Формирование семейных ценностей на уроках русского языка и литературы в 9 классе».

К сожалению, сейчас семейные ценности отходят на второй план. Если раньше жизнь человека постоянно крутилась вокруг собственной семьи, то теперь он мечтает жить для себя. Некоторые молодые люди заменя...