Главные вкладки

    Рабочая программа по физике по теме:
    Рабочие программы по физике 10- 11 классы по авторской программе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев (базовый курс) 2ч.

    Саврулина Юлия Сергеевна

    Предлагаемая программа предназначена для изучения курса физики на базовом уровне. Она рассчитана на 2 ч в неделю (68 ч за учебный год в каждом классе) и может быть использована в универсальных — непрофильных школах или классах, а также как физический модуль в интегрированном курсе естествознания для гуманитарного и социально-экономического профилей.

        Разделы физики, предлагаемые программой, практически традиционны. Это механика, молекулярная физика, электродинамика, оптика и квантовая физика. В 10 классе изучается механика и молекулярная физика, электродинамика(электростатика, законы постоянного тока и ток в различных средах) а в 11 классе — электродинамика(магнитное поле и законы электромагнитной индукции), колебания и волны, оптика и квантовая физика.
          Данная программа отличается от других программ главным образом оптимизацией содержания образования относительно времени, отведенного на изучение физики в 10—11 классах на базовом уровне.
    Данная программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

    Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programy_po_fizike_myakishev.rar128.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение Карповская средняя общеобразовательная школа

    Тюменцевского района Алтайского края

    РАССМОТРЕНО

    на заседании Педсовета

    Протокол №  1

    «_28_»_августа_2013г.

    СОГЛАСОВАНО

    Ответственный за  УВР

    Ю.С Саврулина/________/

    «____»_________20____г.

    УТВЕРЖДЕНО

    Директор  школы

    __Е.Е.Лисовол_/________/

    «____»_________20____г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    физика

    __10__КЛАСС,__базовый_УРОВЕНЬ

    Разработана: Саврулиной   Юлией

    ___Сергеевной________________ учителем__первой______________

    квалификационной категории    

    п. Карповский

    2014


    Пояснительная записка

    Статус документа
          Данная  программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
          Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
          Данная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя физики могут предлагать варианты программ, отличающихся от примерной программы последовательностью изучения тем, перечнем демонстрационных опытов и фронтальных лабораторных работ. В них может быть более детально раскрыто содержание изучаемого материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
          
    Структура документа
          Данная программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
          
    Общая характеристика учебного предмета
          Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».
          Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника
    научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
          Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
          Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, квантовой физики.
          Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
          
    Цели изучения физики
          
    Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
          • 
    усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
          • 
    овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
          • 
    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
          • 
    воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
          
    • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
          
    Место предмета в учебном плане
          Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10—11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
          
    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
          Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
          
    Познавательная деятельность:
          • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
          • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
          • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
          • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и для экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
          
    Информационно-коммуникативная деятельность:
          • владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
          • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
          
    Рефлексивная деятельность:
          • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий:
          • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
          
    Результаты обучения
          Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и здоровья.
          Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
          Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основании экспериментальных данных; приводить примеры практического использования полученных знаний; воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
          В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

    10 КЛАСС

    (68 ч, из них 4 ч — резерв; 2 ч в неделю) 

    Механика (30 ч)

    1. Основы кинематики (10 ч)

          Механическое движение. Относительность движения. Относительность покоя. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения.
          Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
          
    Равномерное движение по окружности. Период обращения (вращения). Частота обращения (вращения). Линейная скорость. Центростремительное ускорение.
    Фронтальная лабораторная работа
          1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
    Демонстрации
          1. Относительность движения.
          2. Прямолинейное и криволинейное движение.
          3. Спидометр.
          4. Сложение перемещений.
          5. Направление скорости при движении по окружности.

          2. Основы динамики (11 ч)

          Взаимодействие тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная и неинерциальная системы отсчета. Равноправие инерциальных систем отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.
          Масса. Сила. Сложение сил. Равнодействующая сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
          Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.
          Сила тяжести, центр тяжести.
    Объяснение зависимости силы тяжести от высоты над планетой. Свободное падение. Ускорение свободного падения.
          Движение искусственных спутников. Первая и вторая космические скорости.
    Предсказательная сила законов классической механики.
          Силы упругости. Закон Гука.
          
    Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость.
          
    Силы трения, коэффициент трения скольжения.
          
    Условия равновесия твердого тела. Плечо силы. Момент силы. Правило моментов. Виды равновесия.
    Фронтальные лабораторные работы 
          2. Определение центростремительного ускорения.
          3. Определение центра тяжести плоской криволинейной пластины.
          4. Измерение жесткости пружины.
          5. 
    Измерение коэффициента трения скольжения.
          6. 
    Изучение равновесия тела под действием нескольких сил.
    Демонстрации
          1. Взаимодействие тел.
          2. Проявление инерции.
          3. Сравнение масс тел.
          4. Второй закон Ньютона.
          5. Измерение сил.
          6. Сложение сил, действующих на тело под углом друг к другу.
          7. Третий закон Ньютона.
          8. Центр тяжести тела.
          9. Стробоскоп.
          10. Падение тела в воздухе и разреженном пространстве (в трубке Ньютона).
          11. 
    Вес тела при ускоренном подъеме и падении.
          12. 
    Невесомость.
          13. Зависимость силы упругости при деформации пружины.
          14. 
    Силы трения качения и скольжения.
          15. 
    Равновесие невращающегося тела при действии на него нескольких сил.
          16. 
    Равновесие тела, имеющего закрепленную ось вращения, при действии на него нескольких сил.
          17. 
    Виды равновесия тел.

          3. Законы сохранения (9 ч)

          Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая работа. Потенциальная и кинетическая энергии. Потенциальная энергия и виды равновесия. Закон сохранения энергии в механике.
    Демонстрации

          1. Закон сохранения импульса.
          2. Реактивное движение.
          3. Модель ракеты.
          4. Изменение энергии тела при совершении работы.
          5. Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно.
          6. Модель ветряного двигателя.

              Молекулярная физика (25ч)

    1. Основы молекулярно-кинетической теории (16ч)

          Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. Диффузия. Броуновское движение. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Масса и размеры молекул.
          Идеальный газ — упрощенная модель реального газа.
    Границы применимости модели идеального газа. Средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул. Давление газа. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.
          Изопроцессы в газах. Знакомство с эмпирическим законом Шарля. Абсолютная температура. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь средней кинетической энергии поступательного движения частиц вещества и абсолютной температуры.
    Средняя квадратичная скорость молекул газа. Опыты Штерна. Зависимость давления от абсолютной температуры и концентрации молекул.
          Уравнение Менделеева — Клапейрона.
    Его применение к изопроцессам. Графики изопроцессов в различных координатах.
          Изменение агрегатных состояний вещества.
    Ненасыщенные и насыщенные пары. Давление насыщенного пара. Условие кипения жидкости при данной температуре. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Влажность воздуха.
          Кристаллические и аморфные тела.
    Механические свойства твердых тел. Деформации. Абсолютное и относительное удлинения. Механическое напряжение. Закон Гука. Модуль Юнга.
    Фронтальные лабораторные работы 
          8. Оценка массы воздуха в классной комнате посредством необходимых измерений и вычислений.
          9. 
    Измерение влажности воздуха.
          10. 
    Измерение модуля упругости резины.
    Демонстрации 
          1. Механическая модель броуновского движения.
          2. Взаимосвязь между объемом, давлением и температурой для данной массы газа.
          3. 
    Изотермический процесс.
          4. 
    Изобарный процесс.
          5. 
    Изохорный процесс.
          6. 
    Свойства насыщенных паров.
          7.
     Кипение воды при пониженном давлении.
          8. 
    Устройство и принцип действия психрометра.
          9. Рост кристаллов.
          10. 
    Упругая и остаточная деформации.

    2. Основы термодинамики (9 ч)

          Основные понятия термодинамики. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. Количество теплоты. Работа газа при изобарном процессе. Графическая интерпретация работы газа. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Уравнение теплового баланса. Адиабатный процесс.
          Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.
    Его статистическое истолкование. Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Направления в усовершенствовании тепловых двигателей и повышении их КПД. Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
    Демонстрации
          1. 
    Изменение температуры воздуха при адиабатном расширении и сжатии.
          2. Необратимость явления диффузии (на модели).

    Электродинамика (13ч)

    1. Электрическое поле (8 ч)

          Электрическое взаимодействие. Элементарный электрический заряд. Дискретность электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Кулоновская сила. Электрическое поле. Электростатическое поле. Напряженность электрического поля. Напряженность поля точечного заряда. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии. Однородное электрическое поле.
          Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость. Проводники в электрическом поле.
          
    Работа электрического поля при перемещении заряда. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжением и напряженностью однородного электрического поля.
          
    Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
    Демонстрации

          1. Устройство и принцип действия электрометра.
          2. 
    Закон Кулона.
          3. Электрическое поле заряженных шариков.
          4. Электрическое поле двух заряженных пластин.
          5. Проводники в электрическом поле.
          6. 
    Устройство и принцип действия конденсатора постоянной и переменной электроемкости.
          7. 
    Зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и диэлектрической проницаемости среды.
          8. 
    Энергия заряженного конденсатора.

    2. Законы постоянного тока (5 ч)

          Электрический ток. Сила тока. Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи. Применение закона Ома для участка цепи к последовательному и параллельному соединениям проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца.
          Сторонние силы. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной цепи.
    Максимальное и минимальное напряжения на зажимах источника тока. Ток короткого замыкания.
          Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях, газах и вакууме.
          Полупроводники. Электропроводность полупроводников и ее зависимость от температуры. Собственная и примесная проводимости полупроводников.
    Электронно-дырочный переход. Полупроводниковые приборы и их применение (терморезистор, фоторезистор, полупроводниковый диод, транзистор, интегральная микросхема).
    Фронтальные лабораторные работы
          1. 
    Проверка формул для расчета общего сопротивления проводников при их последовательном и параллельном соединениях.
          
    2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
    Демонстрации
          1. 
    Распределение токов и напряжений в цепях с последовательным и параллельным соединениями проводников.
          2. Зависимость силы тока от ЭДС источника и полного сопротивления цепи.
          3. Зависимость сопротивления металлов от температуры.
          4. Сравнение электропроводности воды и раствора соли или кислоты.
          5. Несамостоятельный разряд.
          6. Самостоятельные разряды в газах: тлеющий и искровой.
          7. Зависимость сопротивления полупроводников от температуры.
          8. Принцип действия терморезистора.
          9. 
    Односторонняя электрическая проводимость полупроводникового диода.
          10. 
    Зависимость силы тока в полупроводниковом диоде от напряжения.
          11. 
    Электронно-дырочные переходы транзистора.
          12. 
    Усиление постоянного тока с помощью транзистора.  Резерв учителя ()

    ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

    (   Методическое пособие для  учителей физики. МИОО )

    Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

    Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

    Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

    Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

    Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

    ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

    Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

    Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

    Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

    Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

    Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

    ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

    Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

    Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

    Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

    Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

    Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

    Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

                                                  ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

     Грубые ошибки

    1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
    2. Неумение выделить в ответе главное.
    3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
    4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
    5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
    6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
    7. Неумение определить показание измерительного прибора.
    8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

    Негрубые ошибки

    1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
    2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
    3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
    4. Нерациональный выбор хода решения.

    Недочёты

    1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
    2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
    3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
    4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
    5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

    Литература

    1.  Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с.
    2.  Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2001. — 208 с.
    3. Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
    4.  Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 366 с.
    5.  Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 382 с.
    6.  Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 256 с.
    7.  Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 271 с.
    8.  Левитан Е. П. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. П. Левитан. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 224 с.
    9. Порфирьев В. В. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Порфирьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2003. — 174 с.

    • С.П. Мясников, Т.Н. Осанова: «Пособие по физике» - М., Высшая школа, 1988;
    • Т.И. Трофимова, З.Г. Павлова: «Сборник задач по курсу физики с решениями» - М., Высшая школа, 1999;
    • В.А. Волков: «Поурочные разработки по физике 11 класс»- М.,ВАКО, 2007;
    • Б.М.Яворский, Ю.А. Селезнев: «Справочное руководство по физике для поступающих в ВУЗы и для самообразования» - М., Наука, 1989.
    • Рымкевич А. П., Рымкевич П. А: «Сборник задач по физике» - М., Просвещение, 2002.
    • Степанова Г.Н.: «Сборник задач по физике» - М., Просвещение, 1996г.

    Наглядные пособия

    Наименование

    Кол-во

    Механика

    Прибор для демонстрации растяжения

    1

    Легкодвижные тележки

    4

    Динамометр демонстрационный

    2

    Модель двигателя внутреннего сгорания

    1

    Динамометр учебный

    10

    Прибор для изучения закона сохранения импульса

    1

    Комплект по механике для практикума

    1

    Пистолет баллистический

    5

    Модель ракеты

    2

    Прибор по кинематике и динамике

    2

    Прибор для демонстрации обтекания тел

    1

    Динамометр проекционный

    1

    Держатель со спиральной пружиной

    1

    Частотомер

    2

    Демонстрационный манометр

    1

    Модель турбины

    1

    Молекулярная физика и термодинамика

    Гигрометр

    1

    Колориметр

    8

    Набор тел для колориметра

    8

    Мензурки

    15

    Отливной сосуд

    1

    Вакуумная тарелка

    1

    Сообщающиеся сосуды

    1

    Прибор для изучения газовых законов

    1

    Барометр -анероид

    1

    Манометр

    1

    Электродинамика

    Электрометр с принадлежностями

    2

    Электроскоп

    1

    Электрофорная машина

    1

    Термопара

    1

    Проекционный аппарат с оптич. скамьей

    1

    Выпрямитель ВУП2-м

    1

    Выпрямитель В-24

    1

    Индикатор  ИУД-2

    1

    Приставка к осциллографу

    2

    Источник питания демонстрационный

    1

    Конденсатор переменной емкости

    1

    Осциллограф школьный

    2

    Осциллограф учебный

    1

    Набор конденсаторов

    2

    Катушка дроссельная

    1

    Комплект приставок к гальванометру

    1

    Электроннолучевая трубка

    1

    Генератор низкой частоты

    1

    Реостат ступенчатый

    1

    Модель электрозвонка

    1

    Источники питания 4В

    8

    Модель электротелеграфа

    1

    Магнитная стрелка

    8

    Дугообразный магнит

    10

    Магнит полосовой

    5

    Электромагнит

    2

    Электромагнит разборный с деталями

    6

    Рамка вращения в магнитном поле земли

    1

    Катушка для демонстрации магнитного поля

    1

    Термостолбик

    1

    Модель генератора переменного тока

    1

    Магазин сопротивлений

    1

    Прибор для измерения мощности двигателя

    1

    Модель электродвигателя

    8

    Электродвигатель с принадлежностями

    1

    Трансформатор 4*120

    2

    Радиотехнический набор

    1

    Прибор для изучения ЭМВ

    1

    Весы чувствительные

    1

    Микрофон капсюльный и телефонная трубка

    1

    Приборы полупроводниковые (набор)

    1

    Лампочки на подставке

    5

    Измерительные приборы

    Миллиамперметр

    3

    Вольтметр демонстрационный

    2

    Амперметр-омметр

    1

    Ампервольтомметр

    2

    Вольтомметр

    1

    Амперметр демонстрационный

    2

    Амперметр учебный

    8

    Вольтомметр учебный

    6


    Тематическое планирование 10 класс

          Заголовки граф в таблицах:      

    1 - № П/п

    2 – кол-во часов по разделу/теме

    3 – тема

    4 – содержание  урока

    5 – требования к уровню подготовки

    6 – домашнее задание

    7 – примечание

    МЕХАНИКА (30 ч) 

    Введение. Что такое механика

     Механическое движение . Классическая механика как физическая теория с выделением ее оснований, ядра и выводов

     

    § 1, 2, 23

    10

    КИНЕМАТИКА (10ч) 

    1/1

    Механическое движение и его виды. Основные понятия и уравнения кинематики. Основная задача кинематики

     Объяснение §1-4 Относительность движения. Система отсчета» (4, с. 28] Графическое построение векторов перемещения по заданной траектории, вектора суммы или разности двух или нескольких векторов; определение составляющих векторов по вектору суммы или по вектору разности при заданных направлениях. Расчет модуля перемещения по заданным проекциям

    Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. определение составляющих векторов по вектору суммы или по вектору разности при заданных направлениях. Расчет модуля перемещения по заданным проекциям

    § 3—8

    1/2

    Скорость. Равномерное прямолинейное движение (РПД)

    Объяснение §9,10. Демонстрации. Прямолинейное равномерное движение Скорость равномерного движения (вариант рассмотреть примеры решения задач на с. 26 и упражнение 1

    Скорость равномерного движения

    § 9, 10; упр1№

    1/3

    Относительность механического движения. Принцип относительности в механике

    Объяснение §11,12,28  Демонстрации. Прямолинейное и криволинейное движение  Относительность перемещения и траектории

    Относительность движения. Относительность покоя. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике

    § 11, 12, 30; рассмотреть примеры решения задач на с. 30, 31

    1/4

    Решение задач на относительность механического движения

    Объяснение §11,12,30 Демонстрации. Решение задач на относительность механического движения

    Классический закон сложения скоростей для двух случаев:
    а) перемещения параллельны;
    б) перемещения перпендикулярны.

    Упражнение 2

    1/5

    Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения
    (РУПД)

    Объяснение §13-16. Демонстрации. Прямолинейное равноускоренное движение . Измерение ускорения. Акселерометр

    Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения.

    § 13—16; рассмотреть примеры решения задач на с. 39, 40

    1/6

    Свободное падение тел — частный случай РУПД Решение задач на свободное падение тел

    Объяснение §15,16. Демонстрации. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве Траектория движения тела, брошенного горизонтально Время движения тела, брошенного горизонтально

    Движение в вертикальном направлении, под углом к горизонту и с начальной горизонтальной скоростью. Аналитическое описание и решение задач указанных случаев 

    § 17, 18; рассмотреть примеры решения задач на с. 45—47 Упражнение 4

    1/7

    Равномерное движение точки по окружности (РДО) Элементы кинематики твердого тела

    Объяснение §17-19. Демонстрации. Равномерное движение по окружности. Линейная скорость рассмотреть пример решения задачи на с. 56 Угловое ускорение. Связь между линейными и угловыми характеристиками

          Равномерное движение по окружности. Период обращения (вращения). Частота обращения (вращения). Линейная скорость. Центростремительное ускорение

    § 17-19 и упражнение 5

    1/8

    Решение задач по теме «Характеристики РПД и РУПД»

    Подбор разнообразных задач: количественных, графических, экспериментальных

    Уравнения прямолинейного равноускоренного движения.
          Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении

    §§3-19 повтор

    1/9

    Решение задач по теме «Характеристики РПД и РУПД»

    Подбор разнообразных задач: количественных, графических, экспериментальных

    Уравнения прямолинейного равноускоренного движения.
          Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении

    §§3-19 повтор Краткие итоги главы 1 и главы 2

    1/10

    К/р №1 «Характеристики РПД и РУПД»

    Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения Уравнения прямолинейного равноускоренного движения.
          Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении

    11

    Основы динамики (11)

    2/1

    Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение

    Объяснение §20-22. Демонстрации. Примеры механического взаимодействия Сила. Измерение силы Сложение сил Масса тел  Первый закон Ньютона

          Взаимодействие тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная и неинерциальная системы отсчета. Равноправие инерциальных систем отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.

    § 20-22, рассмотреть примеры решения задач

    ]

    2/2

    Второй закон Ньютона Третий закон Ньютона

    Объяснение §24-26 Демонстрации. Второй закон Ньютона Третий закон Ньютона Алгоритм решения задач по динамике. Равнодействующая сила

          Масса. Сила. Сложение сил. Равнодействующая сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
    Качественные и графические задачи на относительное направление векторов скорости, ускорения и силы, а также на ситуации, описывающие движение тел для случаев, когда силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой.

    §24—26; упр 6 №2,4

    2/3

    Решение задач на законы Ньютона (I часть)

    Задачи на движение связанных тел и движение тел под действием сил, направленных под углом друг к другу (в том числе по наклонной плоскости и по закруглению) 

    §20-26 упражнение 6, вопросы 5,6

    2/4

    Силы в механике. Гравитационные силы

    Знакомство учащихся с силами по обобщенному плану ответа:
    1. Название, определение и единица силы.
    2. 
    Причины ее возникновения.
    3. Точка приложения, направление силы и ее графическое изображение.
    4. Факторы, от которых зависит модуль силы. Расчетная формула.
    5. Способ измерения силы.
    6. Примеры проявления силы в природе, технике и быту.
    7. 
    Движение тел под действием данной силы

          Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.       Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость.

    § 29-31 упражнение 7, вопрос 1.

    2/5

    Сила тяжести и вес

    Объяснение §31-33 Демонстрации. Особое внимание — различию силы тяжести и весу тела: их природа, изображение на чертеже и действие в состоянии невесомости Центр тяжести Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали Невесомость

          Сила тяжести, центр тяжести. Объяснение зависимости силы тяжести от высоты над планетой. Свободное падение. Ускорение свободного падения.       Движение искусственных спутников. Первая и вторая космические скорости.

    § 31-33  

    2/6

    Силы упругости — силы электромагнитной природы

    Объяснение §34,35 Демонстрации. Закон Гука рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 104, 105

          Силы упругости. Закон Гука

    § 34, 35; и упражнение 7, вопрос 2

    2/7

    Решение задач по теме «Движение тел под действием сил упругости и тяжести»

     Решение комбинированных задач на движение тела под действием сил упругости и тяжести: конический маятник, нитяной маятник, движение тел по закругленной поверхности, по наклонной плоскости без учета сил трения

    Сила тяжести, центр тяжести. Объяснение зависимости силы тяжести от высоты над планетой. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Силы упругости. Закон Гука.

    Повторить § 35—37.

    2/8

    Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести (лабораторная работа 1)

    Изучить инструкцию к  лабораторной работе 1 в учебнике Сравнение результатов и получение вывода о точности измерений и об использовании различных методов исследования для изучения одного и того же явления

    Равномерное движение по окружности. Период обращения (вращения). Частота обращения (вращения). Линейная скорость. Центростремительное ускорение Закон Гука.

    2/9

    Силы трения

    . Силы трения покоя и скольжения Законы сухого трения Трение качения рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 105, 106

    Силы трения, коэффициент трения скольжения.

    § 38—40; и упражнение 7, вопросы 3, 4

    2/10

    Повторительно-обобщающее занятие по теме «Динамика и силы в природе»Решение комплексных задач по динамике

    Заполнение таблиц «Силы в природе» и «Законы Ньютона». Сравнение сил. Приемы изображения на чертежах и способы нахождения проекций сил на оси выбранной системы координат (системы отсчета). Межпредметные связи с математикой (соотношения в прямоугольном треугольнике, проекции вектора и др.)

    Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения тел 

     

    Краткие итоги главы 4

    См. [8, с. 42—62, табл. 5—10]

    2/11

    Контрольная работа№1 «Основы динамики»

     

    9

    Законы сохранения в механике. Статика (9 ч) 

    3/1

    Закон сохранения импульса (ЗСИ)

    Объяснение §39,40 Демонстрации. Импульс силы  Импульс тела Квазиизолированные системы Закон сохранения импульса

    Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

    Введение к главе 5; § 39,40 решения задач на с. 117, 118

    3/2

    Реактивное движение

    Объяснение §39,40 Демонстрации. Ракета. Реактивное движение. Космические полеты Реактивные двигатели

    Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований

    § 43, 44

    3/3

    Решение задач на ЗСИ

    Особое внимание — необходимости выделения физического состояния системы до и после взаимодействия, а также выполнению схематического рисунка и перехода от векторной записи закона сохранения импульса к записи в проекциях. Закон для абсолютно упругого и неупругого взаимодействий. Алгоритм решения задач на ЗСИ

    Импульс тела. Закон сохранения импульса. Алгоритм решения задач на ЗСИ

    Упражнение 8; краткие итоги главы

    3/4

    Работа силы (механическая работа)

    Объяснение §45-47

    Механическая работа. Потенциальная и кинетическая энергии. Потенциальная энергия и виды равновесия.

    § 45—47; упражнение 9, вопросы 1—3

     

    3/5

    Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии

    Объяснение §48 Демонстрации. Превращение одних видов движения в другие

    Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии

    § 48; рассм прим  реш  зад с. 136

    3/6

    Закон сохранения энергии в механике(лабораторная работа 2)

    Объяснение §52,53 Демонстрации. Преобразование потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно Изменение механической энергии при совершении работы Л/р №2

    Закон сохранения энергии в механике.

    § 52, 53; упр 9 №3

    3/7

    Решение задач на теоремы о кинетической и потенциальной энергиях и закон сохранения полной механической энергии

    Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии. Нарушение закона сохранения полной механической энергии, если в системе действуют неконсервативные силы (силы трения) и механическая энергия переходит в другие формы

    Механическая работа. Потенциальная и кинетическая энергии. Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии Закон сохранения энергии в механике.

    Упражнение 9, вопросы 4 — 9. См. [8, с. 85, 86]

    3/8

    Элементы статики

    Объяснение §54-56 Вследствие комплексного характера задач по статике возможно повторение основных закономерностей и понятий механики в целом. рассмотреть примеры решения задач на

    Потенциальная энергия и виды равновесия.

    § 54—56; и упражнение 10, вопросы 1—8; краткие итоги главы 7

    3/9

    Контроль и коррекция знаний по теме «Механика»,

    Выполнение комплексного теста по механике, заданий типа ЕГЭ

     

    25

    МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (25 ч)

    11

    Основы МКТ (11)

    4/1

    МКТ — фундаментальная физическая теория Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование

    Объяснение §57-62.  Демонстрации. Общий обзор МКТ как физической теории с выделением ее оснований, ядра, выводов-следствий, границ применимости. Броуновское движение Диффузия газов [Притяжение молекул

          Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. Диффузия. Броуновское движение.
      

    § 57, 58, 60—62.

    4/2

    Характеристики молекул и их систем о свойствах вещества в различных агрегатных состояниях

     Оценка размеров и массы молекул Установление межпредметных связей с химией: относительная атомная масса r), молярная масса вещества (М), масса молекулы (атома) — m0, количество вещества (υ), число молекул (N), постоянная Авогадро (Na)

    Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Масса и размеры молекул.

    § 59; упражнение 11, вопросы 1—7

    4/3

    Решение задач по теме     «Основы молекулярно-кинетической теории»                                                                          

    КМД, работа с обучающими программами

    Уметь решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы

    упр. 11 (6, 7)

    4/4

    Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Опыты Штерна по определению скоростей молекул газа

    Объяснение §63-65.  Демонстрации Постановка модельного эксперимента по доказательству зависимости давления газа от числа частиц и их средних кинетических энергий. Объяснение 69.  Демонстрации Распределение молекул по скоростям (распределение Максвелла). Постановка модельного эксперимента по получению распределения молекул по энергиям

          Идеальный газ — упрощенная модель реального газа. Границы применимости модели идеального газа.

    Средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул. Давление газа.

    § 63—65; упр 11 № 8

    § 69; рассм прим
    реш зад

    4/5

    Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа

    краткие итоги главы 8, Подбор разнообразных задач (количественных, графических, экспериментальных)

    Средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул. Давление газа.

    Упражнение 11, вопросы 9—12;

    4/6

    Температура

    Объяснение §66-68.  Демонстрации Определение постоянной Больцмана  Газовый термометр рассмотреть примеры решения задач

    Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.

    § 66—68; на с. 186, 187 и упражнение 12, вопросы 1—6

    ]

    4/7

    Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева — Клапейрона) Газовые законы

    Экспериментальное подтверждение уравнения Клапейрона с помощью прибора для демонстрации газовых законов. Зависимость между объемом, давлением и температурой для данной массы газа Изотермический процесс Изобарный процесс Изохорный процесс

    Уравнение состояния идеального газа (решение задач на уравнение Менделеева — Клапейрона)

    § 70. -71

    4/8

    Изопроцессы в газах

    Эвристическая беседа, КМД, составление опорного конспекта

    Знать/понимать смысл законов Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля

    §  71, упр. 13 (7, 8)

    4/9

    Решение задач на газовые законы

    Фронтальная работа Творчески-репродуктивный

    Уметь определять параметры газа в изопроцессах, уметь определять вид процесса по графику

    упр. 13 (11, 12)

    4/10

    Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основы МКТ идеального газа»

    1 Систематизация информации темы на основе знаний о цикле теоретического познания по цепочке факты 1модель следствия 1эксперимент.)

    Распределение обобщенных элементов по структурным блокам МКТ как физической теории (основание, ядро, выводы (следствия), интерпретация

    Краткие итоги главы

    4/11

    Зачет по теме «Основы МКТ идеального газа», коррекция

    Включение в содержание контрольной работы заданий на установление категории физического знания и отнесение того или иного дидактического элемента к основанию, ядру или выводам МКТ

     

    6

    Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела ( 6ч)

    4/12

    Реальный газ. Воздух. Пар. Влажность воздуха.

    Объяснение §72-74.  Демонстрации Переход ненасыщенных паров в насыщенные при уменьшении объема  Кипение воды при пониженном давлении Влажность воздуха (принцип устройства и работы гигрометра) рассмотреть примеры решения задач на с. 205, 206

    . Ненасыщенные и насыщенные пары. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха Условие кипения жидкости при данной температуре. Зависимость температуры кипения жидкости от давления..

    § 72—74; и упражнение 14, вопросы 1—7; краткие итоги главы 11. См. [8, с. 127, 128]

    4/13

    Кипение жидкостей. Удельная теплота парообразования

    Демонстрация кипения воды при пониженном давлении

    Знать/понимать смысл величины: «удельная теплота парообразования»

    §  73, упр. 14 (7)

    4/13

    Твердое
    состояние
    вещества

    Представление результатов сравнения кристаллических и аморфных тел в виде таблицы. 

    Объяснение §72-74.  Демонстрации
    Рост кристаллов
     Пластическая деформация твердого тела

    Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел. Деформации. Абсолютное и относительное удлинения. Механическое напряжение. Закон Гука. Модуль Юнга.

    § 75, 76.

    4/14

    Решение задач на механические свойства твердых тел

    Решение задач №№ Р. № 600, 601

    Деформации. Абсолютное и относительное удлинения. Механическое напряжение. Закон Гука. Модуль Юнга.

     

    4/15

    Экспериментальное определение модуля упругости резины (лабораторная работа 5)

    Самостоятельная разработка учащимися плана выполнения эксперимента и его осуществление

    4/16

    Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

    Организационно-деловая игра Творчески-репродуктивный

    Знать/понимать основные положения МКТ, уметь объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе представлений о строении вещества. Знать и уметь использовать при решении задач: законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, уравнение состояния идеального газа

    9

    Термодинамика (9ч)

    5/1

    Термодинамическая система и ее параметры Работа в термодинамике Теплопередача. Количество
    теплоты

    Объяснение §77-79.  Представление термодинамики как физической теории с выделением ее оснований, ядра и выводов-следствий Проведение урока как повторительно-обобщающего: увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке (организация самостоятельной деятельности с учебником, справочниками, таблицами-схемами фазовых переходов первого рода, графиком изменения температуры вещества при тепловом процессе)

    Основные понятия термодинамики. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. Количество теплоты. Работа газа при изобарном процессе. Графическая интерпретация работы газа.

    § 77-79; и упражнение 15, вопрос 1

    5/2

    Первый закон
    (начало)
    термодинамики Адиабатный процесс. Его значение в технике

    Объяснение §80-81.  Представление в виде таблицы вопроса «Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам в газе». рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 239

    Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Уравнение теплового баланса. Адиабатный процесс.

    § 80-81; упражнение 15, вопросы 4-6

    5/3

    Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»

    Разбор задач на графический смысл работы в термодинамике

    § 80, 81 (15, вопросы 10—12

    5/4

    Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

    Проблемно-поисковый Эвристическая беседа Демонстрационный набор по термодинамике

    Знать /понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов

    § 81,  упр. 15 (10, 11)

    5/5

    Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»

    КМД, фронтальное решение экспериментальных задач

    Уметь решать задачи на определение работы, изменения внутренней энергии газа в изопроцессах

    упр. 15 (12, 7)

    5/6

    Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики

    Статистический смысл второго закона термодинамики. Вероятностное толкование равновесного состояния системы

    Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Его статистическое истолкование.

    § 82, 83.

    5/7

    Тепловые двигатели, охрана окружающей среды и их роль в жизни человека

    Урок-конференция Демонстрация моделей тепловых двигателей

    Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Направления в усовершенствовании тепловых двигателей и повышении их КПД. Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

    § 84; упражнение 15, вопросы 15, 16

    5/8

    5/9

    Повторительно-обобщающее занятие по теме «Термодинамика»

    Контрольная работа № 2
    «Молекулярная физика. Термодинамика»,

    Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Уравнение теплового баланса. Адиабатный процесс. 

    Краткие итоги главы 13

     

     

     

    13

    ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (13ч)

    7

    Электростатика (7 ч)

    6/1

    Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория

    Закон Кулона

    Объяснение §85-88.Электризация тел Притяжение наэлектризованным телом ненаэлектризованных тел Взаимодействие наэлектризованных тел Устройство и принцип действия электрометра [Делимость электричества  Два рода электрических зарядов Одновременная электризация обоих соприкасающихся тел

    Объяснение §89-91.Изучение закона Кулона в сравнении с законом всемирного тяготения.
    Иллюстрация справедливости закона Кулона

          Электрическое взаимодействие. Элементарный электрический заряд. Дискретность электрического заряда.

    Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Кулоновская сила.

    § 85—88.
    См. [8, с. 174—177].
    См. [9, с. 186, табл. 34]

    § 89, 90

    6/2

    Электрическое поле.
    Напряженность. Идея близкодействия

    Характеристика поля по обобщенному плану:
    1. Существование и экспериментальное доказательство.
    2. Источники поля (чем порождается).
    3. Как обнаруживается (индикатор поля).
    4. Основная характеристика, количественный закон. 5. Графическое представление поля (линии поля, их особенности).
    6. Виды полей (однородное, неоднородное, потенциальное, непотенциальное).
    Опыт. Проявления электростатического поля

    Электрическое поле. Электростатическое поле. Напряженность электрического поля. Напряженность поля точечного заряда. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии. Однородное 6электрическое поле.

    § 91—94; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 278, 279.


    6/3

    Проводники и диэлектрики в электрическом поле

    .Проводники и диэлектрики Поляризация диэлектриков Рассмотрение особенностей проводников и диэлектриков в сравнении

          Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость. Проводники в электрическом поле.

    § 95—97. 

    6/4

    Энергетические характеристики электростатического поля

    Решение задач на расчет энергетических характеристик электростатического поля

    Объяснение §98-100. Заполнение сравнительной таблицы, отражающей особенности энергетических характеристик электростатического и гравитационного полей.
    Опыт . Измерение разности потенциалов

    Изучение данных вопросов в сравнении с движением тела в поле силы тяжести Земли (движение с начальной горизонтальной скоростью)

          Работа электрического поля при перемещении заряда. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжением и напряженностью однородного электрического поля.
          

    § 98—100; упражнение 17, вопросы 3, 6.

    Упражнение 17, вопросы 4, 9

    6/5

    Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора

    Объяснение §101-103. Измерение электроемкости Электроемкость плоского конденсатора. Устройство конденсатора переменной емкости Энергия заряженного конденсатора рассмотреть примеры решения задач 1, 2 на с. 287, 288

    Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

    § 101—103; и упражнение 18, вопросы 1—3.

    6/6

    Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электростатика»

    Систематизация знаний с помощью таблицы по логической схеме познания 122 (11)

    Краткие итоги главы

    6/7

    Зачет по теме «Электростатика», коррекция

     

    4

    Законы постоянного тока(3)

    7/1

    Электрический ток.
    Условия его существования

    Закон Ома для участка цепи Типы соединений проводников

    Объяснение §104-105. Условия, необходимые для существования постоянного электрического тока в проводнике

    Экспериментальная задача «Определение удельного сопротивления реостата» Решение разнообразных задач: методологических, количественных, качественных, графических, по рисунку

          Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования постоянного электрического тока в проводнике

    Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи. Применение закона Ома для участка цепи к последовательному и параллельному соединениям проводников

    § 104, 105; упражнение 19, вопрос 3

    § 106,107 упражнение 19, вопросы 1, 2.

    7/2

    Работа и мощность постоянного тока Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

    Организация урока как урока-повторения с обязательным применением метода решения задач на использование формул для расчета энергетических характеристик тока и законов соединения проводников Объяснение §109-110. Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока Закон Ома для полной цепи

     Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца.). Сторонние силы. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной цепи. Максимальное и минимальное напряжения на зажимах источника тока. Ток короткого замыкания.

    § 108; § 109, 110; упражнение 19, вопрос 4.

    7/3

    Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока (лабораторная работа

    Изучить инструкцию к лабораторной работе 4 в учебнике

    3

    Электрический ток в различных средах (3ч)

    8/1

    Электрический ток в металлах Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Сверхпроводимость

    Объяснение §111-114. Использование обобщенного плана характеристики закономерностей протекания тока в среде Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры [

          Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях, газах и вакууме.
          

    § 111-114 упражнение 20, вопросы 1—3.

    8/2

    Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках

    Полупроводниковые приборы

    Объяснение §115,116. Зависимость сопротивления полупроводника от температуры. Зависимость сопротивления полупроводника от освещенности

    Объяснение §117-119. Терморезисторы. Электронное фотореле Электронно-дырочный переход Устройство полупроводникового триода Работа транзистора в схеме усиления (с общей базой)

    Полупроводники. Электропроводность полупроводников и ее зависимость от температуры. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Электронно-дырочный переход.

    Полупроводниковые приборы и их применение (терморезистор, фоторезистор, полупроводниковый диод, транзистор, интегральная микросхема

    § 115, 116.

    § 117—119.

    8/3

    Закономерности протекания тока в вакууме, проводящих жидкостях, в газах. Плазма Электроннолучевая трубка (ЭЛТ)

    Объяснение §120-121. Явление термоэлектронной эмиссии  Односторонняя проводимость диода  Вольт-амперная характеристика диода. Демонстрации Электронный прожектор в ЭЛТ. Управление электронным пучком Электронно-лучевая трубка с магнитным управлением луча

    Объяснение §122-123. Демонстрации Электропроводность дистиллированной воды Электропроводность раствора серной кислоты Электролиз раствора сульфата меди Решение задач на закон электролиза

    Объяснение §124-126. Демонстрации Разряд электрометра под действием внешнего ионизатора Несамостоятельный и самостоятельный разряды в газе Тлеющий разряд Люминесцентная лампа

    диода

    Закон  электролиза Решение Явление термоэлектронной
    эмиссии Односторонняя проводимость задач на закон электролиза

    Несамостоятельный и самостоятельный разряды в газе Тлеющий разряд Систематизация и обобщение знаний по данной теме при заполнении обобщающей таблицы, форма которой отражает обобщенный план, характеристики закономерностей протекания тока в среде

    § 120-121;. упражнение 20, вопросы 8, 9

    § 122, 123. Упражнение 20, вопросы 4—7

    § 124—126. Краткие итоги главы 16

    68

    Итого за год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по физике 10-11 класс (базовый уровень)

    Представлены рабочие программы для 10-11 класса (базовый уровень) для УМК Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский "Физика-10,11",Просвещение 2009 г.Программы составлены в соответствии с требованиями Ф...

    Тематическое планирование учебного материала по физике в 11 классе по учебнику Г.Я Мякишев, Б.Б.Буховцев

    Тематическое планирование учебного материала по физике в 11 классе по учебнику Г.Я Мякишев, Б.Б.Буховцев.  Базовый уровень (3 часа в неделю, всего 102 часов)...

    Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

    Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

    Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

    Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

    Рабочая программа по физике 10-11 кл, Г.Я. Мякишев

    Рабочая программа по физике 10-11 класс к учебнику Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев...

    Рабочая программа по Физике 10-11 класс по УМК Г.Я. Мякишев (углубленный уровень)

    Программа составлена в соответствии с обновленными требованиями на 2018-2019 учебный год. В программу включено календарно-тематическое планирование с ожидаемыми результатами по ФГОС, расписанными...