Агрегатные состояния вещества
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Толмачева Инна Александровна

Данный урок проводится по технологии КИМД развивающего обучения для учеников 8 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agregatnye_sostoyaniya_veshchestva.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:


Агрегатные состояния

Цель. Ввести  понятия агрегатного состояния вещества,

идеального газа, плазме.

I такт. Исследование.

  1. Назовите раздел физики, занимающейся изучением строения вещества.
  2. Какие состояния вещества вам известны.
  3. Что такое плазма?
  4. Что такое фазовый переход?
  5. Какой газ называется идеальным?

Учитель: В связи с возникшими затруднениями проблема нашего урока «Агрегатные вещества»

Учитель: Что вам известно по этому вопросу?

Ученик: Дают ответ.

Учитель: Поставьте цель к проблеме:

Ученик: Выяснить какие существуют агрегатные состояния вещества, что такое фазовый переход, что такое идеальный газ, какое агрегатное состояние вещества называется плазмой.

Учитель: Дома вы должны были построить «Древо понятий» к слову «Агрегатные» состояния.

Агрегатные состояния вещества.

соединения        часть узел

/        / \

химическое        доля единица

/ \

Реакция  разложения превращения преобразования

\

перевести

Вам необходимо сейчас сделать выводное знание.

Уч-ся. Переход, преобразование, разложение доли или единицы вещества. Учитель: Поставьте цель на рефлексию.

Уч-ся. Слушать, выделять главное, сравнивать свою позицию с позицией товарища, иметь право на ошибку и исправление, критически переработать полученную информацию, получить радость от процесса познания. Учитель: Составим программу деятельности урока. Обратись к учебнику страница 220.

Ученик: 1. Фазовый переход;

  1. Твердое тело;
  2. Жидкости;
  3. Газ;
  4. Плазма.

Учитель: Поставьте цель к пункту 1.

Ученик: Узнать что такое фазовый переход? Какие существуют агрегатные состояния вещества?

Ученик: При фазовом переходе скачкообразно изменяется какая- либо физическая величина: плотность, внутренняя энергия или симметрия системы. Учитель: Что взял для себя? Ученик: Ответы различаются.

Учитель: В предыдущих классах мы более подробно знакомились с 3 видами агрегатных состояний веществ. Давайте вспомним их свойства, заполним таблицу №1.

        Таблица № 1

состояние в-ва.

форма

объем

Расстояние

между молекулами

т.т.

да

да

dm

жид.

нет

да

dm=r

газ

нет

нет

Очень большое

Учитель: Назовите свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Ученик: Отвечают по таблице.

Учитель: Поставьте цель ко 2 п. программы.

Уч-ся.: Выяснить характерные особенности твердых тел. При каком условии вещества находится в твердом состоянии? Как движутся молекулы в твердом веществе.

Учитель: Подготовьте таблицу №2, в ходе изучения материала, мы будем постепенно ее заполнять.

Таблица №2

Т.Т.

Жид.

Газ

Плазма

Энергия молекул Ер; Ек

Ер»Ек

Ер=Ек

Ек»Ер

Ер«Ек

Силы притяжения между молекулами

больше

меньше

незначно

незначно

Наличие

кристаллической

решетки

есть

Расстояние между молекулами

Очень маленькое

Близко к размерам молекул

Больше молекул

Намного больше молекул

Свойства:

Форма

объем

Сохраняют Сохраняют

Нет

сохраняют

Нет Нет

Нет Нет

Учитель: Что взял?

Уч-ся: Ответы различаются.

Учит. Поставьте цель к 3 пункту.

Уч-ся. Выяснить особенности жидкого состояния вещества. Учит. В чем особенности движения молекул жидкости? Чем отличается потенциальная и кинетическая энергия жидкостей и твердых тел. Уч-ся. В жидкостях потенциальная энергия равна кинетической. Учит. Что взял? Уч-ся. Ответы различаются. Учит. Поставьте цель к 4 пункту Программы. Уч-ся. Выяснить особенности газообразного состояния вещества. Учит. Сформулируйте условия идеальности газа. Уч-ся. 1. 2.

3. Столкновения молекул газа между собой абсолютно упругие. Учит. Что взял? Уч-ся. Ответы различаются. Учит. Поставьте цель к 5 пункту Программы. Уч-ся. Выяснить какое агрегатное состояние называют плазмой. Учит. Выясните состав трехкомпонентной плазмы. Какой процесс называется ионизацией.

Уч-ся. Плазма, состоящая из нейтральных атомов, ионов и электронов называется

трехкомпонентной. Ионизация - процесс образования ионов из атомов.

Учит. Приведите примеры плазменного состояния вещества

Уч-ся. Солнечный ветер, северное сияние, туманности, звезды.

Учит. Заполненная нами таблица позволяет наглядно увидеть отличительные

особенности четырех состояний вещества.

Учит. Что взял?

Уч-ся. Ответы различаются.

Учит. Откройте стр.228 учебника, рис. 170. Этот рисунок дает представление о молекулярном строении вещества в разных агрегатных состояниях. Учит. Обратимся к модулю, построенному вами. Уч-ся. Отвечают по структуре модуля.

4. Постановка новой проблемы.

Учит. На столе стоит сосуд, состоящий из двух половинок. В нем находится две молекулы газа. Как по вашему мнению они распределятся в пространстве сосуда? Сколько возможных вариантов распределения молекул вы можете предложить? Уч-ся. Ответы различаются.

Учит. Как вы думаете, а если таких молекул будет больше, например, 25, как они тогда распределятся молекулы и сколько возможных вариантов может быть? Уч-ся . ответы различаются

Учит. На следующем уроке мы вами узнаем каким методом и как можно рассчитать количество таких вариантов.

  1. Выставление оценок.
  2. Рефлексия .

Учащиеся рефлексируют свою деятельность.

  1. Домашнее задание.

Параграф 47, стр. 229 (основные положения главы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"

Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...

тест по теме: Агрегатные состояния вещества

тематический тест для 8 класса...

Урок повторенияи обобщения по теме:"Агрегатные состояния вещества"

В интересной увлекательной форме повторить,закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме....

Урок обобщающего повторения по теме :"Изменение агрегатного состояния вещества"

Цели: Развивающая :повысить творческую активность учащихся, расширить их кругозор, применить знания в различных областях, активизировать мышление школьников. Обучающая: повторить основные формул...

анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл

Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь  к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова  Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...

План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"

В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...