"В стране физических явлений"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Орлова Ольга Юрьевна

в интересной форме  обобщить, закрепить знания, полученные по теме,  изученных закономерностей в окружающей  жизни, совершенствовать навыки решения  качественных и  расчетных задач, расширить кругозор обучающихся, развивать коммуникативные способности, научить видеть проявления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл в стране физических явлений 52.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Росташи

Аркадакского района Саратовской области.

Вечер «В стране физических явлений»

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=1e6ab252691e3ba8f9a879142746144a-105-144&n=24

8-11 класс

Учитель физики: Орлова Ольга Юрьевна

Цель мероприятия: в интересной форме  обобщить, закрепить знания, полученные по теме,  изученных закономерностей в окружающей  жизни, совершенствовать навыки решения  качественных и  расчетных задач, расширить кругозор обучающихся, развивать коммуникативные способности, научить видеть проявления

Эпиграфы к мероприятию:  «Сделал, что мог, пусть  другие сделают лучше».

«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому  удалось найти  более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестно лежит передо мной».

                            http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=1e6ab252691e3ba8f9a879142746144a-105-144&n=24            Исаак Ньютон (1643 – 1727 гг)

Оформление: плакат с эпиграфом, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения.

Подготовка к мероприятию: ребята делятся на  команды, равные по силам. Выбираются капитаны команд. Перед мероприятием  каждая команда изучает литературу по истории жизни и деятельности Ньютона, приносит книги на мероприятие.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

       Учитель зачитывает и поясняет  слова эпиграфа, отмечает, что по мнению Ньютона, законы были  открыты и «играючи».  Поэтому и мероприятие проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям  обучающихся, расширит их кругозор, научит  видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие  механические явления.

I конкурс «Доверяй, но проверяй»

       Капитаны выбирают по два лучших эксперементатора в каждой команде, которые  получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через несколько минут они представят аудитории сам опыт и анализ  его результатов. Лучший доклад приносит победу команде, а докладчику – бал в «личную копилку».

Задание для первой команды:

Положите на стакан открытку. Поставьте  на открытку  прищепку, чтобы она  находилась  над серединой стакана.  Резко и с силой  щелкните по открытке пальцем, чтобы она отлетела в сторону. Повторите  это несколько раз. Иногда прищепка  падает в стакан в своем прежнем  положении, а иногда падая, переворачивается. Почему?

(Щелкая пальцем по открытке, вы прилагаете к ней  силу. Открытка сдвигается  с места так быстро, что не успевает увлечь прищепку  за собой. Прищепка падает вниз благодаря силе тяжести, потому что открытка больше не поддерживает ее. Если Вы толкнете открытку с недостаточной  силой, она  потащит  прищепку за собой, а сила тяготения потянет верхушку прищепки вниз, в результате чего она перевернется)

Задание для второй команды:

Примерно за 100 лет до нашей эры александрийский ученый Герон проделал такой опыт: на конец изогнутой  трубки он поместил  легкий шарик и затем  начал нагнетать в трубку воздух. Шарик, поднявшись над концом трубки, как бы плясал  в воздушной  струе, не отлетая в сторону.

     Этот  же опыт  можно показать  и с водой. Соедините  один конец трубки с водонапорным  краном, другой наденьте  на стеклянную трубку концом вверх. Над трубкой укрепите небольшое кольцо, в которое  поместите деревянный шарик. Постепенно открывайте  кран водопровода. Струя поднимает шарик.

 (Если вода  обтекает  шарик равномерно, он будет держаться  на определенной высоте. Если же  шарик выйдет из равновесия, то произойдет следующее: одна часть  шарика потеряет  точку опоры, на другую же вода продолжает  давить с прежней силой. Таким образом, шарику сообщается вращательное движение)

II конкурс «Колесо истории»

В  этом конкурсе участвуют все команды. Учитель задает вопросы, касающиеся  истории, жизни, деятельности Ньютона. Верный ответ приносит балл в «копилку» команды.

Вопросы:

  1. Назовите дату рождения  Исаака Ньютона (25 декабря 1642 г.  по старому стилю, 4 января 1643 г. по новому стилю).
  2. В каком университете (и колледже) учился Ньютон с 1661 г? (Кембриджский университет, колледж святой Троицы (Тринити – колледж).
  3. Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились на группы. Высшую группу  составляли «коммонеры»,  платившие наиболее высокую плату и получавшие право обедать вместе  с членами  колледжа. Основную массу  студентов  составляли «пенсионеры», платившие  полную плату, но не имевшие особых привилегий; за  ними следовали  «сайзеры», платившие  меньше «пенсионеров» и, обязанные за это прислуживать членам колледжа, и, наконец, «субсайзеры», освобожденные от платы, но зато  обязанные  обслуживать бакалавров, магистров и более обеспеченных студентов. К какой группе принадлежал Ньютон?  (Ньютон был принят в Тринити-колледж субсайзером, и его самолюбие очень страдало от унизительного  положения слуги, в которое он  был поставлен вследствие скромного имущественного положения своей семьи).
  4. Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? (27 лет. С тех пор Кембридж стал славиться  не богословием, а физикой  и математикой, получение же  кафедры, на которой работал Ньютон, стало  делом чести для английских ученых)
  5. В какой области физики  работал Ньютон в первые годы  профессорской деятельности? (Оптика. Он усовершенствовал модель нового  типа темсиона-рефлектора, открыл явление дисперсии)
  6. В 1696 г. министр финансов Англии Монтегю вспомнил о своем великом друге Ньютоне и решил привлечь его к делу   оздоровления финансов стран.  Какое предложение получил от него Ньютон? (15 марта  1696 г. он  получил  официальное извещение от  Монтегю о назначении его, Ньютона,  хранителем Монетного двора. Кембриджский  период жизни  Ньютона закончился, начался последний, лондонский период – период общественного признания заслуг  Ньютона и его прижизненной славы).
  7. В какой  работе Ньютона  изложены его знаменитые законы? (1687 г. «Математические начала натуральной философии». Эта книга оказала огромное влияние  на развитие  науки и научного мышления. В ней Ньютон  дает образец научного подхода  к явлениям природы и техники, вооружает  науку  точным методом, определяет  развитие  физики на целых два столетия вперед)
  8. От  единичного факта – падения яблока – Ньютон приходит   к грандиозному обобщению. Какому? (В 1667 г.  Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики)
  9. Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни? (В 1705 г.  королева Анна  возвела его  в рыцарское достоинство. В Королевском  обществе  он пользовался  непререкаемым авторитетом, был богат и окружен  вниманием своей племянницы)
  10. Где похоронен Ньютон? (Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта  1727 г. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне. Надпись на памятнике над его  могилой заканчивается  словами: «Пусть смертные радуются,  что существовало такое  украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом она превосходит род человеческий).

III конкурс «Головоломки»

В этом конкурсе участвуют по  два лучших  игрока  от каждой команды, которые получают задание и приступают  к их выполнению. Через  несколько минут  они должны  будут  предоставить решение  головоломок. Лучший приносит победу команде, а докладчик получает балл в «личную копилку».

Головоломка для первой команды.

Подсказка: Прочитайте изречение Ньютона, двигаясь по часовой стрелке, пропуская  определенное количество кружков. (Ответ: «Гипотез не сочиняю»)

Головоломка для второй команды

 

   

     

                 

д

о

и

с

а

т

а

ж

т

й

е

е

т

р

р

н

е

и

о

и

м

ю

ю

е

н

м

и

и

е

р

и

я

д

м

в

п

Подсказка: Вырежьте  затемненные  клеточки в первом квадрате, наложите его на второй. Поворачивая  его четыре  раза, прочитайте  слова Рене Декарта. (Ответ: Дайте мне материю и движение, и я построю мир»)

IV конкурс «Интересные вопросы»

Команды задают друг другу интересные вопросы, подготовленные заранее. Дается время на обсуждение  (1-2 минуты). За правильный ответ команде дается 1 балл, баллы в личном зачете  присуждает капитан команды.

Возможные вопросы:

  1. Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой  лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой  телега тянет лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему? (Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в данный момент времени равны. Но так как телега свободно перемещается  на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади).
  2. Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает  земной шар, но точно с такой же  силой и яблоко  притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга? (Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость  этого падения  различна для яблока и земли. Равные силы взаимного притяжения  сообщают яблоку ускорение  10 м/с2, а земному  шару – во столько же раз  меньше, во сколько раз масса  земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара   в неимоверное  число раз больше массы  яблока, и поэтому Земля получает перемещение  настолько ничтожное, что практически можно считать нулю).
  3. История о том, как «Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись» известна всем. Но если рассуждать эту басню с точки зрения  механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?

…Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

А щука тянет в воду.

(Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех  приложенных к возу сил равна нулю. Лебедь рвущийся в облака, не мешает  работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя , направленная против силы тяжести, уменьшает  трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю).

V конкурс «Блиц турнир»

Каждой команде  задается пять вопросов, на обсуждение каждого вопроса дается 10 секунд. Кто быстрее и правильнее отвечает на вопрос, тот и победил.  За победу присуждается балл. Участник  правильно и быстро ответивший  на вопрос получает балл в свою «личную копилку».

Вопросы для команд:

  1. Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
  2. Тело движется равномерно и прямолинейно. Меняется ли при этом  его скорость?
  3. Как читается первый закон Ньютон (современная формулировка)?
  4. Инерциальная ли система отсчета, движущаяся с ускорением относительно  какой-либо инерциальной системы?
  5. Что является причиной ускоренного движения тел?
  6. Как читается второй закон Ньютона?
  7. Как читается третий закон Ньютона?
  8. Какие системы отсчета называются  инерциальными?
  9. Какие системы отсчета называются неинерциальными?
  10. Выразите единицу силы через массы и ускорения.

VI. Подведение итогов и награждение победителей.

VII. Заключительное слово учителя.

Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе  он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть  для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он  с легкостью затмил своего соперника. Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого  для мировой науки эпизода начался  процесс превращения  скромного английского школьника в великого ученого.

Используемая литература: Москва «ВАКО», М.: Просвещение, А.В. Гутник В помощь школьному учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние физических явлений

В физике с учащимися изучаем явления: световые, магнитные, механические, тепловые, звуковые, электрические. На занятиях кружка ребят заинтересовала информация о том, что при помощи магнита можно лечит...

Квест-игра «В стране физических явлений»

Разработка квест-игры для 8-9 классов. Может проводиться как самостоятельное внеклассное мероприятие, так и в рамках метапредметного мероприятия....

« Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом. Физические явления. Химические реакции».

Главными вопросами содержания являются: физические явления, способы разделения смесей, химические реакции....

Интерактивное задание по теме "Физические явления, вещество и физическое тело"

Данное задания можно использовать для закрепления темы  "Физические явления и тела, вещество"...

Методическая разработка по физике (7 класс). Физическая игра «Путешествие в страну физических величин»

Данная игра проводится для повышения интереса учащихся к изучению предмета физика, для развития познавательной активности, используя возрастной интерес к играм. Является инструментом контроля усвоения...

Рабочая программа факультатива (точка Роста) "От физических явлений до физических уравнений" для 9 класса

данна программа раработана для занятий в точке Роста для углубления предметов физико-математического цикла...