Рабочая программа факультатива (точка Роста) "От физических явлений до физических уравнений" для 9 класса
рабочая программа по математике (9 класс)
данна программа раработана для занятий в точке Роста для углубления предметов физико-математического цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 291.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Планируемые результаты освоения курса…………………………..3
- Содержание курса……………...……………………………………..5
- Тематическое планирование…………………………………………6
Программа факультатива разработана с учётом программы по физике для общеобразовательных учреждений. Актуальность программы обусловлена тем, что воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из приоритетных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Программа факультатива рассчитана на изучение в течение года по 2 часу в неделю, всего 68 часов. Содержание курса предполагает работу с различными источниками физической литературы и комплектом приборов для проведения экспериментальных и лабораторных работ.
Факультатив «От физический явлений до физических уравнений» имеет прикладное и общеобразовательное значение.
Решение пространственных задач по геометрии, как правило, требует выполнения чертежа, и от того, насколько правильно он сделан, во многом зависит успешность получения результата.
В настоящем курсе рассматриваются способы изображения пространственных фигур с использованием различных проекций: параллельной, ортогональной, центральной.
Основная цель – расширить знания обучающихся по физике, предоставить им возможность экспериментальной деятельности, сформировать познавательный интерес, создать условия для развития творческих способностей и самосовершенствования личности, нацелить обучающихся на обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения, направить на приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ, подготовить их к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
- способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных тем физики,
- развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки,
- знакомить обучающихся с последними достижениями науки и техники,
- научить решать задачи нестандартными методами,
- развивать познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий,
- воспитывать уважение к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры,
- развивать умения и навыки обучающихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,
- развивать творческие способности, формировать у обучающихся активность и самостоятельность, инициативу,
- повышать культуру общения и поведения,
- развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;
- мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно-практической деятельности;
- компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;
- нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации).
Метапредметные:
- Регулятивные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
- Познавательные:
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
- Коммуникативные:
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- допускать существование различных точек зрения;
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- контролировать свои действия в коллективной работе.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- проводить наблюдения физических явлений, измерять физические величины, фиксировать полученную информацию;
- самостоятельно составлять план наблюдения при физическом эксперименте;
- анализировать результаты наблюдения за физическими явлениями;
- понимать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и влияния на технический и социальный прогресс;
- использовать полученные знания в повседневной жизни;
- решать задачи повышенного уровня сложности;
- применять знания в нестандартной ситуации.
- логически обосновывать свой выбор.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
- исследовать и моделировать несложные практические ситуации на основе проведенных экспериментов;
- приемам исследовательской деятельности.
Содержание курса
Вводное занятие (1 ч)
Инструктаж по охране труда. Цели и задачи факультатива.
Учимся изготавливать простейшие приборы и измерять (9 ч)
Основные методы научного познания: наблюдение, опыт, эксперимент. Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Измерительный цилиндр (мензурка). Определение размера малых тел. Определение объема тел правильной формы. Решение задач на расчет массы и объема тела.
Первоначальные сведения о строении вещества (21 ч)
Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Диффузия твердого тела в жидкости. Агрегатные состояния вещества. Интересные свойства некоторых веществ: воды, воздуха. Огонь и его свойства. Решение задач на строение вещества и диффузию.
Взаимодействие тел (21 ч)
Положение тел в пространстве. Система координат. Прямолинейное движение. Равномерное и неравномерное движение. Путь, скорость, время. Скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного прямолинейного движения. Масса. Объем и плотность. Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости и сила трения. Центр тяжести. Решение задач.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (14 ч)
Давление. Давление твердых тел. Закон Паскаля. Давление в жидкости. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Решение задач на применен на законов Паскаля и Архимеда
Итоговое занятие (2 ч)
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
Вводное занятие (1 ч) | ||
1 | Инструктаж по охране труда. Цели и задачи факультатива. | 1 |
Учимся изготавливать простейшие приборы и учимся измерять (9 ч) | ||
2 | Методы научного познания: наблюдение, опыт, эксперимент | 2 |
3 | Лабораторная работа № 1. Градуирование мензурки | 1 |
4 | Лабораторная работа № 2. Определение теоретического размера малых тел | 1 |
5 | Лабораторная работа № 3. Измерение объема тел правильной формы | 1 |
6 | Лабораторная работа № 4. Измерение объема тел неправильной формы | 1 |
7 | Решение задач на расчет массы и объема тела. | 3 |
Первоначальные сведения о строении вещества (21 ч) | ||
8 | Наблюдение броуновского движения под микроскопом | 1 |
9 | Экспериментальные задания по теме «Строение вещества» | 2 |
10 | Решение задач по теме «Строение вещества» | 3 |
11 | Экспериментальные задания по теме «Диффузия» | 2 |
12 | Решение задач по теме «»Диффузия" | 3 |
13 | Лабораторная работа № 4. Условия наблюдения диффузии. | 1 |
14 | Лабораторная работа № 5. Наблюдение за диффузией в жидкости (изменение положения границы окрашенной и неокрашенной жидкости) | 1 |
15 | Лабораторная работа № 6. Определение времени прохождения диффузии | 1 |
16 | Лабораторная работа № 7.1. Измерение объема твердого и растворенного в воде льда | 1 |
17 | Лабораторная работа № 7.2. Объем растворенных и нерастворенных в воде веществ | 1 |
18 | Экспериментальные задания по теме «Вода и ее свойства» | 2 |
19 | Экспериментальные задания по теме «Воздух и его свойства» | 2 |
20 | Экспериментальные задания по теме «Огонь и его свойства» | 1 |
Взаимодействие тел (21 ч) | ||
21 | Экспериментальные задания по определению положения тел в пространстве | 2 |
22 | Лабораторная работа № 9. Определение скорости равномерного движения | 1 |
23 | Лабораторная работа № 10. Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения | 1 |
24 | Решение задач по теме «Прямолинейное движение. Равномерное и неравномерное движение. Путь, скорость, время. Скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного прямолинейного движения» | 4 |
25 | Лабораторная работа № 11. Определение плотности различных жидкостей | 1 |
26 | Решение задач по теме «Масса. Объем и плотность» | 3 |
27 | Лабораторная работа № 12. Определение объема и плотности человеческого тела | 1 |
28 | Лабораторная работа № 13. Определение времени реакции человека | 1 |
29 | Лабораторная работа № 14. Обнаружение и измерение веса тела | 1 |
30 | Решение задач по теме «Сила упругости и сила трения» | 3 |
31 | Лабораторная работа № 15. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей | 1 |
32 | Экспериментальные задания по теме «Центр тяжести» | 2 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (14 ч) | ||
33 | Экспериментальные задания по теме «Давление твердых тел» | 1 |
34 | Экспериментальные задания по теме «Закон Паскаля» | 1 |
35 | Решение задач по теме «Закон паскаля» | 3 |
36 | Экспериментальные задания по теме «Давление в жидкости» | 2 |
37 | Экспериментальные задания по теме «Атмосферное давление» | 1 |
38 | Экспериментальные задания по теме «Закон Архимеда и плавание тел» | 2 |
39 | Решение задач по теме «Закон Архимеда» | 3 |
40 | Лабораторная работа № 16. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости | 1 |
Итоговое занятии (2 ч) | ||
41 | Практикум «Где нужны физики? Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы» | 1 |
42 | Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-118317-1349607790.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-566054-1421431070.jpg)
рабочая программа факультатива "Математика для тех, кто хочет знать больше" (9 класс)
рабочая программа факультатива "Математика для тех, кто хочет знать больше" (9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-566054-1421431070.jpg)
рабочая программа факультатива "Математика для тех, кто хочет знать больше" (7 класс)
рабочая программа факультатива "Математика для тех, кто хочет знать больше" (7 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-566054-1421431070.jpg)
рабочая программа факультатива "Математика для тех, кто хочет знать больше" (8 класс)
рабочая программа факультатива "Математика для тех, кто хочет знать больше" (8 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-1073714-1663662111.jpg)
Рабочая программа факультатива "Школа будущего выпускника" для детей с ОВЗ 9 класс
Авторская рабочая программа факультатива "Школа будущего выпускника" для детей с ОВЗ 9 класс. Это программа будет полезна школьным психологам, а также учителям СКО....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-1309326-1612620443.jpg)
Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса
Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-31055-1474285482.jpg)
Рабочая программа Центра "Точка роста" по шахматам
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательн...