Внеклассное мероприятие по физике "Светофор"
презентация к уроку по физике (7 класс) на тему

Москаленко Ирина Анатольевна

Мероприятие в форме игры предназначено для учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igra_svetofor.zip2.11 МБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

 «СВЕТОФОР»

Москаленко Ирина Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Даниловка»

Аткарского района Саратовской области.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

 

Предмет: физика

Класс: 7

Тема: игра «Светофор»

Место и роль мероприятия в образовательном процессе: обобщение знаний учащихся курса физики 7 класса.

Цель мероприятия: показать учащимся неразрывную связь физики с устройством автомобиля.

Задачи мероприятия: 

  1. проверить и закрепить знания по теме, научить применять эти знания при решении задач и в жизни.
  2. продолжить формирование познавательного интереса к предмету физика.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с задачами

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная часть. Старт.
  3. Первая остановка-Город историков.
  4. Вторая остановка-Город смекалистых.
  5. Третья остановка-Город мыслителей.
  6. Четвёртая остановка-Город экстра-сервис.
  7. Пятая остановка-Город неразгаданных тайн.
  8. Шестая остановка-Город физиков и лириков.
  9. Подведение итогов.

Это мероприятие целесообразно провести в конце учебного года, когда программный материал пройден и идёт повторение наиболее важных тем.

Маршрут «путешествия»

Старт: вступительное слово учителя, в котором кратко отмечается связь физики с дорожным движением и её роль в развитии транспортной техники, говорится об организации «путешествия».  Формируются экипажи в количестве 5-7 человек. Каждый экипаж придумывает название, связанное с темой мероприятия.

  1. Первая остановка – Город историков. На этом этапе каждая команда отвечает на вопросы с вариантами ответов, выбрав предварительно цвет светофора. (слайды 2-6)

Красный

1. Кто сконструировал первый автомобиль в России

         А.  Ломоносов         Б.   Кулибин    В.  Ползунов      Г.Шамшуренков

(Верный – Г)

2. В каком году была построена «самобеглая  коляска» - прообраз автомобиля?

А.  1752    Б. 1764      В. 1769         Г. 1886

(верный – А)

3. В каком году немецкий инженер Рудольф Дизель построил двигатель внутреннего сгорания?

А.  1860    Б. 1876    В.  1884   Г. 1893

(Верный – 4)

Где был построен первый советский автомобиль?

      А.   В Москве      Б.  В Ленинграде     В. В Харькове     Г.В Симферополе

(Верный – А)

 4. Чему равна максимальная скорость автомобиля ЗИЛ-117?

        А.  200км/ч     Б.  175км/ч        В.   150км/ч        Г.   135км/ч

(верный – А)

Жёлтый

  1. Где был построен первый советский автомобиль?

      А.   В Москве      Б.  В Ленинграде     В. В Харькове     Г.В Симферополе

(Верный – А)

2.В каком году была построена в России первая паровая машина?

А.  1752     Б. 1764      В. 1860       Г. 1886

(верный – Б)

3.Кто из русских учёных работал над созданием автомобиля?

А. Ползунов    Б.  Кулибин      В.  Ломоносов      Г. Попов

(Верный – Б)

4.Автомобиль РАФ -220 – это …

А. легковой     Б. грузовой   В. Автобус

(верный – В)

Зелёный

  1. Какое приспособление установил на свою трёхколёсную автоколяску  И.П.Кулибин, позволявшее ей двигаться без рывков?

А. Двигатель    Б. Маховик   В. Рулевое управление Г. Тормоза

(Верный – Б)

  1. Кто изобрёл и построил первую паровую машину в России , прозванную «огнедействующей»?

А. Попов    Б. Костович   В. Шамшуренков    Г. Ползунов

(Верный – Г)

3.   Автомобильный завод им. Лихачёва, выпускающий машины ЗИЛ находится в …

        А. Санкт-Петербурге               Б. Москве    

        В. Запорожье                            Г. Ульяновске

(правильный Б)

  1. Чем приводился в движение первый автомобиль – «самобеглая коляска»?

А. двигателем внутреннего сгорания    Б. лошадьми

В. Паровым двигателем

Г. Мускульной силой человека

(Верный – Г)

  1. Вторая остановка – Город смекалистых.

Тему – задания выбирает первой та команда, которая набрала наибольшее количество очков в первом туре. Каждая команда отвечает на вопросы двух выбранных тем. (слайды 7-13)

Тема «Строение вещества»

1.В баллоне колеса автомашины воздух подвергается сильному сжатию. Изменяются ли при этом расстояния между молекулами? Как?

 (Да. Уменьшаются)

2.Изменятся ли расстояния, которые «пролетают» молекулы воздуха от одного столкновения до другого, если баллон колеса немного спустить? Как? Почему?      (Да. Увеличатся. Молекул станет больше и промежутки между ними возрастут)

3. Почему трудно отвинтить гайку, много времени находившуюся в туго завинченном состоянии? (Влияние ржавчины исключить)    

(Сыграла свою роль диффузия: благодаря ей увеличилось «сцепление между гайкой и болтом)

Тема «Механическое движение»

1.Идёт уборка урожая. Из бункера комбайна, убирающего хлеб, зерно ссыпается в кузов автомобиля. С какой скоростью должен двигаться автомобиль?

(С такой же, что и комбайн)

2. При движении автомобиля стрелка спидометра вначале плавно «ползла» вправо, а затем « замерла»  на отметке «80» его шкалы. Как двигался автомобиль?

(Вначале – равноускоренно, затем – равномерно со скоростью 80км/ч)

3. Сравните пути, пройденные при движении автомобиля его передней фарой и задним сигналом «стоп». Одинаковые ли они? Ответ поясните.

(Одинаковые, так как фара и сигнал «стоп» жестко скреплены)

Тема «Инерция»

  1. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим автомобилем?

(Из-за инерции автомобиль нельзя остановить мгновенно)

  1. Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной остановке – вперёд?

( Пассажиры из-за инерции сохраняют свою первоначальную скорость)

  1. Для чего при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?

(  Этот сигнал заранее предупреждает водителей идущего сзади транспорта о торможении машины, чтобы та успела тоже затормозить, поскольку из-за инерции для снижения скорости нужно время)

Тема «Энергия»

  1. Автомобиль спускается с горы с выключенным двигателем. За счёт какой энергии он движется?

(Потенциальной энергии)

  1. Грузовой и легковой автомобили поднялись на гору и остановились. Какой из них обладает большей механической энергией?

(Грузовой, так как у него масса больше, он приобрёл, поднявшись на гору, большую потенциальную энергию)

  1. Какая энергия используется в пневматических тормозных системах автомашины?

(Потенциальная энергия сжатого воздуха)

Тема «Давление»

  1. Зависит ли давление колёс автомобиля на дорогу от давления внутри баллона колеса? Как? Почему?

(Зависит. При увеличении давления внутри баллона уменьшается площадь опоры с дорогой. Поэтому давление автомобиля на дорогу возрастает)

  1. Как по внешнему виду оболочки камеры колеса заключить о равенстве внутреннего и наружного давлений воздуха?

( Оболочка должна быть «свободной», не натянутой)

  1. Жарко. Водитель остановил машину и решил утолить жажду. Он открыл бутылку с водой и стал выливать содержимое в стакан. Вода из бутылки выливалась рывками, с «бульканьем». Почему?

      (Когда вода вытекает из бутылки, имеющийся в ней воздух расширяется, давление его падает и становится меньше атмосферного. Вследствие этого наружный воздух под действием атмосферного давления «прорывается» сквозь жидкость в бутылку – слышится «бульканье»

Тема «Трение»

  1. Автомашина с прицепом должна перевести тяжёлый груз. Куда его выгодно поместить: в кузов или на прицеп? Почему?

       (В кузов. Это увеличит силу давления на задние колёса машины, а значит, увеличит силу трения и сцепление с полотном дороги; движение машины будет более устойчивым.

  1. Автомобиль движется равномерно. Чему равна и куда направлена сила трения покоя, действующая на лежащий в кузове груз?

     (Равна силе, сообщающей машине движение, направлена в ту же сторону)

  1. Почему надо беречь смазочные материалы от попадания в них песка и пыли?

      (Песок и пыль увеличивают трение между деталями и, значит, ускоряют их износ)

  1. Третья остановка – Город мыслителей.

Экипажи решают 3 предложенные им задачи. (слайд 14).

Задачи заготовлены на карточках.

Для экипажа 1.

  1. Легковой автомобиль, развив силу тяги 350Н, движется равномерно со скоростью 72км/ч в течение 2ч. Какую работу совершил за это время двигатель автомобиля?          (5,04*107Дж)
  2. При строительстве железнодорожной линии будет вынуто 6000м3 грунта, плотность которого 1400кг/м3 . Сколько автомашин грузоподъёмностью 12т потребуется для перевозки грунта?  (700)
  3. Подъезжая к мосту, водитель не заметил дорожного знака  (см. рис.). нарушил ли он правила движения, переехав мост, если полный вес его машины был 117600Н? (нет, так как масса машины 12т)

Для экипажа 2.

  1. Легковой автомобиль, развив силу тяги 700Н, движется равномерно со скоростью 36км/ч в течение 2ч. Какую работу совершил за это время двигатель автомобиля? (5,04*107Дж)
  2. Требуется перевезти 56т картофеля, плотность которого 700кг/м3. Сколько нужно для этого автомобилей, если объём кузова 4м3?

(20)

      3. На трассе стоит указатель ограничения скорости (см. рис.). нарушил ли правила движения водитель, если вёл машину со скоростью15м/с? (нет, так как скорость была 54км/ч)

Для экипажа3.

  1. Легковой автомобиль, развив силу тяги 700Н, движется равномерно со скоростью 72км/ч в течение 1ч. Какую работу совершил за это время двигатель автомобиля? (5,04*107Дж)
  2. Требуется перевезти на автомобиле 140т зерна. Сколько рейсов должен совершить водитель, если кузов вмещает 4м3, а плотность зерна 700кг/м3?   (50)
  3. На въезде в населённый пункт стоит указатель (см. рис.). нарушил ли водитель правила движения, если вёл машину со скоростью 15м/с?   (нарушил, так как ехал со скоростью 54км/ч)

Музыкальная пауза (можно включить песню про автомобили или с учащимися заранее подготовить номер художественной самодеятельности). (слайд 15)

  1. Четвёртая остановка – Город экстра-сервис.

Здесь экипажам даётся право рассказать о работе прибора, используемого при ремонте автомобиля: гидравлический домкрат, маслёнка, насос. Каждая команда выбирает любую цифру, за которой скрыт прибор. (слайд 16)

  1. Пятая остановка – Город неразгаданных тайн.

Каждый экипаж должен разгадать кроссворд. (слайд 17)

Ответы на кроссворд на слайде 18.

1. Мотор (9).           (Двигатель)

2.  Самая большая часть автомобиля (5).                (Кузов)

3. Опережение движущегося транспортного средства (5).   (Обгон)

4. Охлаждающая жидкость (5).   (Тосол)

5. Характеристика двигателя (6).  (Литраж)

6. Деталь для крепления (5).   (Гайка)

7. Является несущим у легковых автомобилей (5).    (Шасси)

8. Топливо для  двигателей (6).    (Бензин)

9. Деталь двигателя из сплава алюминия (7).   (Поршень)

10. Последняя марка автомобилей семейства ВАЗ (6).     (Калина)

  1. Шестая остановка – Город физиков и лириков.

Каждая команда должна сочинить четверостишие, используя слова: пешеход, переход, мотор, светофор.  (слайд 19)

Подведение  итогов. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Литература :

  1. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2011.
  2. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.
  3. Физика в школе №5 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...