Урок физики в 7 классе на тему "Давление газа"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davlenie_gaza.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гараев Ильфир Мунирович

МБОУ «Среднебалтаевская ООШ»

Учитель физики

Физика

7 класс

Тема урока:        «Давление газа»

Физика 7 класс. Перышкин А.В. Дрофа- Москва 2008.

  1. Цель  урока: В ходе изучения данной темы учащиеся будут знать что давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызываются ударами молекул газа. Давление газа зависит: от числа молекул, от их размера, от температуры и степени сжатия газа
  1. Задачи:

Образовательная:
• побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических         величин.
Воспитательная:
• продолжить формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску        знания;
• сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир.

Развивающая:
• развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы;
• развитие специальных знаний и умений: моделировать сущность процессов;
• проводить мыслительный эксперимент.

  1. Тип урока: изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование:

компьютер, интерактивная доска;

дидактический материал на карточках (2-3 вида);

ручной насос, колба с пробкой, воздушные шарики, резиновые мячики и теннисные шарики (модели молекул), пластиковые бутылки;

на парты учащимся раздаются шприцы для фронтального эксперимента.

  1. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный

Подготовить психологически учащихся к обучению

Обеспечивает благоприятный настрой

Хай файв (сигнал тишины)

Настраиваются на работу

Хай файв (сигнал тишины)

1 мин

2

Проверка домашнего задания

Проверить уровень усвоения учащимися учебного материала.

Round Robin- Раунд Робин

По часовой стрелке.На карточках к словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика и проведите стрелочки. Начинает ученик под номером 2.

Round Robin- Раунд Робин Ученики выполняют задание.

3 мин

3

Определение целей совместной деятельности

Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока

ЭЙ АР ГАЙД

(A\R Guide)

ПРОЦЕСС

1.Беседа.

Ребята!

В руках у меня надутый воздушный шарик вопрос?

Что же будет объектом нашего изучения?

 А чем наполнен шарик?

Чем еще кроме воздуха можно заполнить воздушный шар?

Делаем вывод, что речь пойдет не только о воздухе, но и о газах вообще.

Предлагаю вам  попробовать сжать шарик.

Что вам мешает при сжатии?

Что действует на оболочку шарика?

Что  по вашему мнению мы будем изучать?

 2.Опыт.Комтонский насос и пустой шар. Скачиваем в шар воздух.

Вопрос: Почему шар надулся?

3.Чтение темы по учебнику.

Выслушиваем мнения учеников .Что действует на оболочку шарика? Как это происходит?

4.Презентация опыта с шаром.

Почему шар надулся?

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf

После вариантов ответов обобщаем: Газ давит на оболочку т. е. создает давление. Изучение давления газа и будет нашей задачей. Итак, сегодня на уроке, мы будем выяснять причины и факторы вызывающие давление, объясняющую давление газа. Это важная тема, задание по этой теме встречаются на ГИА.

Открываем тетради записываем число, тему урока

А теперь у нас

Микс-Фриз –Груп

 Смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается  объединяются в группы, количество участников зависит от ответа на какой либо вопрос.

Каточки раздаются ученикам с символами.

- Соберитесь в группу характеризующее движение: (s,v,t)

- Соберитесь в группу характеризующее давление:(p, s, f)

ЭЙ АР ГАЙД

(A\R Guide)

Ответ ученика

(воздушный шарик)

Ответ ученика (воздухом)

Ответ ученика

(гелием, водородом)

Ребята пробуют сжать приготовленные воздушные шары и отвечают на вопросы.

При сжатии нам мешает воздух находящийся в шарике.

На оболочку шарика действуют молекулы воздуха.

Обсуждают. Выслушиваем мнения учеников.

Обсуждают. Выслушиваем мнения учеников.

4 мин

4

Актуализация

Создать ситуацию «успеха» путем проверки усвоения учебного материала прошлых уроков.

Задает вопросы

Вопросы:

Отвечают на вопросы

Ответы:

4 мин

5

Определение целей совместной деятельности

Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока

Задает вопрос

Есть ли отличие в оказании давления?

 Что необычного?

Но ведь в газе тоже молекулы - все они притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твердого тела на опору ? (проблемная ситуация).

 Финк-Райт-Раунд  Робин

Подумай-запиши-обсуди в команде.

Обдумывают ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают ответы в команде.

Отвечает ученик номер 3.

ЭКСПЕРИМЕНТ    Перед классом три ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем.

Ответы учеников.

 Отличие есть – в случае давления жидких и твердых тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле.

Причиной же давления газа является действие всех молекул на стенки сосуда, оно и создает давление газа.

4 мин

Изучение нового материала

Создать условия (способствовать деятельности учащихся) для самостоятельного  выяснения причины возникновения давления газа и от каких физических величин оно зависит.

Теперь я предлагаю, на практике установить от чего зависит давление газа? В тетради записываем давление газа зависит?

Сравним удары по «стенке» маленькими шариками и большими.

ЭКСПЕРЕМЕНТ.

Насосом накачиваем шарик. Или просто надуваем что происходит?

Чем больше количество молекул, тем выше давление.

ЭКСПЕРЕМЕНТ.

На горлышко бутылки надеты воздушные шарики. Одну бутылку поливаем горячей водой, а другую холодной. Что происходит?

ЭКСПЕРИМЕНТ. Берем шприц без иголки. Прикроем отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружите увеличение давления. Ответьте на вопрос: В чем причина увеличения давления? Ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые?(создание проблемной ситуации)

В каждую точку теперь попадает больше молекул, и получается, что они теперь чаще ударяются. Видим одно, что изменение объема, приводит к тому что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов.

Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.

Ответ учеников. Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул.

Записывают в тетради

При ударах большими шариками давление больше.

При накачивании насосом шарик надувается быстрее, так как число молекул вдуваемых насосом больше.

На бутылке , которую поливают горячей водой шарик начинает надуваться. Так как воздух в бутылке нагревается, молекулы начинают быстрее двигаться расстояние между молекулами увеличивается. Давление становится больше

Ответ: Уменьшается объем.

Чем больше сжатие,  тем выше давление и наоборот

15 мин

7

Контроль и самопроверка (подведение итогов, рефлексия)

Выявить качество усвоения материала. Оценить работу класса

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0456-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Закрепление материала

Отвечают на вопросы

6 мин

8

Закрепление

Провести анализ теста.

Задает дополнительные вопросы

Отвечают на вопросы

6 мин

9

Домашнее задание (необходимая информация по домашней работе)

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Задает и поясняет домашнее задание 1)$ 35 Читать.

              2) В.И.Лукашик                

              Сборник задач.

               Задача 476,477

Понимают и записывают домашнее задание, задают вопросы.

2 мин


Приложение к плану-конспекту урока

                                                         ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

2.

3.

4.

Тест 17а. Давление твёрдых тел и газов.

Первоначальные сведения о строении вещества.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Опыты, подтверждающие существование давление газа.

Опыт, показывающий зависимость давления газа от объема.

Опыт, показывающий зависимость давления газа от температуры.

Интерактивная модель зависимости давления газа от температуры, объема и количества молекул в сосуде.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Видеоучебник по физике

Текстовый материал с иллюстрациями.

Иллюстрационные

материалы с движущимися моделями.

Материал для тестирования.

Тест.

Иллюстрация

          Иллюстрация

Модель.

Модель.

Модель.

Модель.

Тест.

http://kokvik.ru/p65aa1.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b51-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0456-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html