Технологическая карта урока в 7 классе. Тема «Давление газа»
план-конспект урока по физике (7 класс)

Кудухова Надежда Васильевна

Технологическая карта по теме "Давление газа" в 7 классе к учебнику А,В, Перышкина. Составлена в соответствие с требованиями ФГОС. Позволяет методически грамотно преподнести учебный материал. Материал может быть полезен как педагогу со стажем, так и молодому учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok7_davlenie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 7 классе.  Тема «Давление газа»

Дата проведения урока: 19.01.2018г.

Учебный предмет: физика, 7 класс

Учитель: Кудухова Надежда Васильевна

Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ.

Методы и формы обучения: Словесный и демонстрационный. Наглядный – демонстрации, модели, плакаты. Практический – решение задач и лабораторные опыты, исследовательский, проблемное изложение.

Цель урока: 1. Раскрыть физический механизм давления газа на стенки сосуда. 2. Причины возникновения. 3. Установить,  от каких физических величин зависит давление газа.

Задачи урока:

Образовательная: 1. Побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности, по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин; 2. Сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир.

Развивающая: 1. Развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы. 2. Развитие специальных знаний и умений  логически излагать мысли; 3. Проводить   эксперимент, и объяснять его физическую суть.

Воспитательная: 1. Воспитание ценности научных знаний  в жизни человека  2. Формирование у учащихся положительного отношения к самостоятельному поиску знаний. 3.  Формирование чувство взаимовыручки,  умения работать в парах.

Средства обучения: учебник «Физика - 7», А.В. Перышкин, компьютер, электронное приложение к учебнику.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, электронное приложение.

 

 

 

 

Этапы урока

(целеполагание)    

Задачи урока

для учителя

Задачи для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Записи на доске (в тетрадях) на экране

Прогнозируемый

результат

В

р

е

м

я

Организационный

Подготовить психологически учащихся к обучению

Подготовиться психологически к обучению

Обеспечивает благоприятный настрой.

 

 Какой вопрос мы рассматривали на прошлом уроке?

Настраиваются на работу

- Вопрос, связанный с давлением твердых тел

Психологическая готовность учащихся к работе

1

м

и

н

Проверка домашнего задания

Проверить уровень усвоения учащимися учебного материала

Правильно ответить на заданные вопросы

Задает вопросы

1.Какая величина называется давлением? Единицы измерения давления.

2.Зачем у сельскохозяйственных машин делают колеса с широкими ободами?

3. Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?

3.Приведите примеры использования больших площадей опоры для уменьшения давления.

Отвечают на вопросы.

1. Давление это физическая величина, равная отношению p=F/S. Измеряется в Паскалях, кПа, МПа.

2. Широкие колеса делают для того чтобы, с помощью увеличения площади, уменьшить давление на мягкий грунт.

3. Потому что при уменьшении площади, увеличивается давление.

3.Для уменьшения давления используют опоры мостов, фундаменты зданий.

Слайды №1-4

Правильно выполненное

Домашнее задание

4

м

и

н

Определение целей совместной деятельности

Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока

Самостоятельно сформулировать цель урока

 Ребята! В руках у меня  воздушный шарик, который будем надувать. Вопрос:

Что будет происходить? Почему?

 А чем наполнен шарик?

Чем еще кроме воздуха можно заполнить воздушный шар?

Делаем вывод, что речь пойдет не только о воздухе, но и о газах вообще.

Предлагаю вам  попробовать сжать шарик.

Что вам мешает при сжатии?

Что действует на оболочку шарика?

Что  по вашему мнению мы будем изучать?

Что же будет объектом нашего изучения?

После вариантов ответов обобщаем:

Газ давит на оболочку, т. е. создает давление. Изучение давления газа и будет нашей задачей. Итак, сегодня на уроке, мы будем выяснять причины и факторы вызывающие давление, объясняющую давление газа. Это важная тема, задание по этой теме встречаются на ГИА. Открываем тетради записываем число, тему урока

Ответы учеников: (увеличиваться в объеме),    

 ( туда попадает воздух),

(воздух состоит из молекул)

(молекулы движутся, ударяются друг о друга)

(гелием, водородом)

 

Ребята пробуют сжать приготовленные воздушные шары и отвечают на вопросы.

При сжатии нам мешает воздух находящийся в шарике.

На оболочку шарика действуют молекулы воздуха.

Сегодня на уроке мы будем изучать давления  воздуха, и других газов.

Целью нашего урока будет изучение давления газа.

Слайды №7-8

Число 19.01.18г

Тема: Давление газа.

Приложение. Слайд№9

Самостоятельно формулируют цель урока.

3

м

и

н

Актуализация

Создать ситуацию «успеха» путем проверки усвоения учебного материала прошлых уроков.

Проверить опорные знания

Задает вопросы

1.Вспомним, из чего состоит вещество?

2.Какие три состояния вещества вы знаете?

3.Объектом нашего изучения является газ. Вспомните, что отличает газ, от других состояний, как ведут себя молекулы газа?

Отвечают на вопросы

Вещество состоит из мельчайших частиц, молекул.

Твердое, жидкое и газообразное.

Газ не имеет формы и объема. Молекулы в газе расположены далеко друг от друга.

Правильные ответы на вопросы. Обобщение.  

Слайд №10

Слайд №11

Быстрая проверка опорных знаний

4

м

и

н

Определение целей совместной деятельности

Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока

Самостоятельно сформулировать причины возникновения давления газа

Задает вопрос

Есть ли отличие в оказании давления от давления твердых тел?

 

Но ведь в газе тоже молекулы - все они притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твердого тела на опору? (проблемная ситуация).

ЭКСПЕРИМЕНТ.    Перед классом три ученика с шариками.    В один шарик положили  мелкие твердые предметы, а  второй просто надуваем.

Ответы учеников. Отличие есть – в случае давления   твердых тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле.

Причиной же давления газа является действие всех молекул на стенки сосуда, оно и создает давление газа.

 

Устанавливают различие давления производимыми твердыми телами, жидкостями и газами.

3

м

и

н

Изучение нового материала

Физминутка

Создать условия (способствовать деятельности учащихся) для самостоятельного  выяснения причины возникновения давления газа и от каких физических величин оно зависит.

Обеспечить применение здоровьесберегающей технологии для смены деятельности учащихся

Самостоятельно выяснить от чего зависит давление газа.

Самостоятельная работа с учебником.

Провести дыхательную гимнастику глубокими вдохами и выдохами.

 Находим в учебнике подтверждение нашим выводам и записываем: давление газа  связано с…

Сравним удары по «стенке» маленькими шариками и большими.

Чем больше количество молекул, тем выше давление.

Что происходит в наших легких при вдохе и выдохе? Как изменяется давление?

ЭКСПЕРЕМЕНТ.

Насосом накачиваем шарик. Или просто надуваем что происходит?

Чем больше количество молекул, тем выше давление.

ЭКСПЕРИМЕНТ. Берем слегка спущенный   мяч и нагреваем его. Что происходит?

ЭКСПЕРИМЕНТ. Берем шприц без иголки. Прикроем отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружите увеличение давления. Ответьте на вопрос: В чем причина увеличения давления? Ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые?(создание проблемной ситуации)

В каждую точку теперь попадает больше молекул, и получается, что они теперь чаще ударяются. Видим одно, что изменение объема, приводит к тому что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов.

Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.

 .  

Ответ учеников. Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул.

Записывают в тетради

При ударах большими шариками давление больше.

При накачивании насосом шарик надувается быстрее, так как число молекул вдуваемых насосом больше.

При вдохе масса воздуха в легких увеличивается, при выдохе – уменьшается. Давление тоже будет увеличиваться и уменьшаться.

При накачивании насосом шарик надувается быстрее, так как число молекул вдуваемых насосом больше.

 

При нагревании мяча, он снова становится упругим. При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается. Значит, количество их ударов о внутренние стенки мяча увеличивается. Вывод: давление газа внутри мяча увеличивается.

Чем выше температура газа, тем выше давление газа.

:

Уменьшается объем.

Расстояние между молекулами уменьшается. Давление становится больше

Чем больше сжатие,  тем выше давление и наоборот

 Записывают определение.

Давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызывается ударами молекул газа.

От чего зависит давление газа?

Чем больше масса, тем выше давление. Чем больше количество молекул, тем выше давление.

Слайд №12

Чем больше масса, тем выше давление.  

Чем больше количество молекул, тем выше давление.  

Слайды №13,14

Чем выше температура, тем выше давление (вспомним, что при повышении температуры увеличивается скорость движения молекул)   .

Слайд№14

Чем больше сжатие,  тем выше давление и наоборот.  е

Слайд №14

 

 

Самостоятельно выводят определение. Устанавливают зависимость от других физических величин.

14

м

и

н

2

м

и

н

Контроль и самопроверка (подведение итогов, рефлексия)

Выявить качество усвоения материала. Оценить работу класса

Усвоить материал урока

Задает вопросы со слайда № 15

Задает решение тестовых вопросов (на экране)

Вопрос1. от чего зависит давление газа?

1)  от числа молекул  

2)  от температуры газа  

3)  от объема

4)От всех названных величин

Вопрос2. при уменьшении объема сосуда,  в котором находится газ давление

1)  уменьшится  

2)  не изменится  

3)  увеличится  

Вопрос3. Как изменится расстояние между молекулами газа при уменьшении объема сосуда, в котором находится газ?

1)  увеличится  

2)  не изменится  

3)  уменьшится  

4)  правильного ответа нет

Вопрос4. При уменьшении температуры  газа расстояние между молекулами?

 1)  Увеличится

2)  Уменьшится

3)  Не изменится

Отвечают на вопросы  слайда № 15.

Отвечают на вопросы теста в тетрадях

 

Слайд №15

Слайды №16 - №20.

Качественно усвоенный материал урока

6

м

и

н

 Взаимопроверка

Осуществить роль учителя

Проверяют ответы друг друга в парах, используя слайд №21

Слайд №21

3

м

и

н

Рефлексия. Подведение итогов

Спрашивает, что узнали нового, что  понравилось, что вызвало затруднение.

Оценивают урок, задают вопросы.

3

 м

и

н

Подача домашнего задания (необходимая информация по домашней работе)

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Понять содержание домашнего задания и правильно его записать.

Задает и поясняет домашнее задание

Понимают и записывают домашнее задание, задают вопросы.

Приложение Слайд №22

§37 вопросы на стр. 85

По желанию материал в интернете

Правильно выбранная сложность.

2

м

и

н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков 9 класс тема "Металлы"

Технология Монахова позволяет решить противоречия между требованиями, предъявляемые стандартом, и гарантированным достижением результата. Большим плюсом технологии является четкость при формировании ц...

Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....

Технологическая карта урока 5 класс тема" Решение задач на проценты"

Прикладная  направленность в обучении способствует формированию у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для применения математики в других учебных дисциплинах. Учащиеся должны понять, чт...

Технологическая карта урока .4 класс. Тема : "Freizeit"

Технологическая картаКласс: 4 классТема «Freizeit.Was machen wir da?» (8-9 ч.)Тема урока: Wir spielen und singen (8 - й урок).  Урок :обобщение и систематизация знаний и умений по данно...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...