Личностно- ориентированный подход на уроках физики.
статья по физике на тему

Ботченко Людмила Михайловна

Личностно-ориентированный подход (ЛОП) – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-_orientirovannyy_podkhod_na_urokakh_fiziki.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физики.

           Личностно-ориентированный подход (ЛОП) – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

          В настоящее время все более актуальной становится модель личностно ориентированного образования. Она относится к модели инновационного, развивающего типа.

        Личностно ориентированный подход предполагает взгляд на обучаемого как на личность – гармонию тела, души и духа. Ведущим становится не просто обучение, т. е. передача знаний, умений, навыков, а образование, т. е. становление личности в целом на основе интеграции процессов обучения, воспитания, развития.  В качестве основного результата выступает развитие универсальных культурно – исторических способностей личности, и прежде всего, мыслительных, коммуникативных и творческих.

       Принципы ЛОП направлены на организацию совместной продуктивной деятельности обучаемых и педагога.  Это такие принципы, как принцип деятельности, развития, личностно –  опосредованного характера образования, активности, проблемности, системности, целостности, самостоятельности, диалогичности, вариативности содержания и способов деятельности, дифференциации и индивидуализации.

Построение ЛОПО опирается на следующие исходные положения:

  1. приоритет  индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально является субъектом познания);
  2. образование есть единство двух взаимосвязанных составляющих: обучения и учения;
  3. проектирование образовательного процесса должно предусматривать возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по преобразованию социально значимых нормативов усвоения, заданных в обучении;
  4. при конструировании и реализации образовательного процесса необходима особая работа по выявлению опыта каждого ученика, его социализация, контроль за складывающимися способами  учебной работы, сотрудничество ученика и учителя, направленное на обмен различного содержания опыта; специальная организация  коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;
  5. в образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением общественно – исторического опыта и субъектного опыта ученика, реализуемого им в учении;
  6. взаимодействие двух видов опыта должно идти путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено учеником как субъектом познания в его собственной жизнедеятельности;
  7. развитие ученика как личности идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития;
  8. основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

          Учение в ЛОП – это субъектно значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношением, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса.

           Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

         Личностно ориентированная технология предполагает максимальную опору на субъектный опыт каждого ученика, его анализ, сравнение, выбор оптимального (с позиции научного знания) содержания этого опыта; перевод в систему понятий, т. е. своеобразное «окультуривание» субъектного опыта. Так при изучении «Силы» в 7 классе, «Температуры» в 10 классе и др., сначала я выясняю, что понимают учащиеся под тем или иным понятием; только после сравнения ответов каждого учащегося, их анализа, а затем обобщения вожу точное определение понятия (чаще учащиеся сами его формулируют).

         Работу с учетом субъектного опыта пытаюсь проводить систематически, целенаправленно, но в старших классах пока получается не всегда, так как встречаются новые термины и понятия, которые не вызывают у учащихся ассоциаций (н-р индукция, самоиндукция). Рассуждения учащихся рассматриваются не только с позиции «правильно-неправильно», но и с точки зрения оригинальности, своеобразия, индивидуального подхода, т. е. другого взгляда на обсуждаемую проблему.

        Проектирование работы по использованию в образовательном процессе субъектного опыта ученика предполагает разработку дидактического материала, обеспечивающего:

  1. выявление индивидуальной избирательности ученика к типу, виду, форме материала;
  2. представление ученику свободы выбора этого материала при усвоении знаний;
  3. выявление различных способов проработки учебного материала, постоянного пользования ими при решении познавательных различных задач.

           Личностно ориентированная технология должна обеспечивать анализ и оценку прежде всего процессуальной стороны работы ученика наряду с результатом.

          Урок  - основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОП существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока (широко используется субъектный опыт учащихся на уроках физики).

          На  уроке  в диалоге с классом осуществляется равноправная работа по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этом условии усваиваемое знание становится личностно-значимым.

          Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе ЛОП важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь поставленной цели:

  1. использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;    
  2. создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе;
  3. стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.

                                        Домашнее практическое задание

Учить детей в 7-х – 8-х классах легко и интересно: много демонстраций и лабораторных работ. Для детей физика - предмет новый, интерес вызывают практические задания, где можно проверить все самому. Поэтому по возможности я увеличиваю количество домашних практических заданий - самостоятельных физических опытов и исследований. Такие работы оформляются как лабораторные. Выполняя их, ребята закрепляют знания изученных физических величин и учатся на практике их измерять или определять. Часть работ может выполняться по желанию, за такие я ставлю только положительные оценки. Результаты выполнения домашнего исследования обязательно обобщаются и обсуждаются в классе. Вот пример этого.

                                        7 класс

    Тема «Плотность»

    Цель: Составление таблицы плотности продуктов питания.

 

  Задание: Определить плотность съедобных веществ и составить таблицу «Плотность продуктов». Для этого выбрать продукты, упакованные в пачки правильной формы с указанием массы на них: сливочное масло, маргарин, соки, мороженное, шоколад, сахар-рафинад и др.

  Тема «Механическое движение»

   Цель: Изучение траектории пройденного пути, перемещения и скорости.

  Задание: Начертить в масштабе рисунок своего движения от дома до школы.

  1. Обозначить на рисунке разным цветом траекторию и перемещение.

  2. Определить пройденный путь.

  3. Определить среднюю скорость своего движения.

                                               8 класс

  Тема «Испарение»

   Цель: Исследовать, от чего зависит испарение.

  Задание: Проделать опыты и объяснить их с «молекулярной точки зрения».

1. Налить в два блюдца по чайной ложке воды, поставить одно из них в теплое место, другое - в прохладное. Пронаблюдать за временем испарения. Как связаны испарение и температура?                                            

2. На гладкую поверхность капнуть пипеткой по капле воды, масла, спирта или уксуса и пронаблюдать за испарением. Какая жидкость испаряется быстрее?

3. Исследовать зависимость скорости испарения от площади поверхности.

4. Исследовать скорости испарения от ветра.

  Тема: «Постоянный электрический ток»

  Цель: Исследование электропотребителей в квартире

  Задание:

  1. Начертите схему электрической сети в вашей квартире.

  2. Выясните, какова мощность домашних электроприборов. Если напряжение в сети 220 V, вычислите силу тока в приборах во время их работы.

  3. Перепишите «паспорт» лампы и расшифруйте его. Рассчитайте сопротивление спирали и силу потребляемого тока.

  4. Запишите номинальные мощности домашних электропотребителей (лампочки, утюга, холодильника, пылесоса и т. д.). Подсчитайте общую мощность всех электропотребителей.

                                              9 класс

  Тема: «Колебания и волны»

  Задание: Исследуйте, при каком минимальном расстоянии возникает эхо. Способ определения придумайте самостоятельно. В больших помещениях всегда есть эхо. Проверьте это. Полезно или вредно оно для театрального, концертного или лекционного залов? Почему мы не слышим эхо в обычной жилой комнате?

  Задание: Попробуйте делать рукой небольшие, как можно более быстрые колебания и подсчитайте, какое наибольшее число колебаний в секунду вам удастся сделать. Дают ли колебания руки уловимый ухом звук? Если нет, увеличьте частоту. При какой частоте вам удалось услышать легкий звук? Сравните эту частоту с общепринятой граничной звуковой.

  Можно предложить такие варианты отчета:

  1. Описать, что увидел, услышал и ощутил экспериментирующий в первые мгновения.
  2. Что он увидел, услышал и ощутил при следующем этапе опыта и более пристальном внимании к наблюдаемому?
  3. Тела, участвующие в событии.
  4. Что происходило с каждым телом?
  5. Причина события, процесса, явления.
  6. Следствие.
  7. Мои выводы. «Я наблюдал явление…»
  8. Особенности явления.                              

                                     Или:

  1. Я хочу узнать…
  2. Я об этом уже знаю…
  3. Предлагаю сделать…
  4. План моих действий:
  5. Делаю - получаю:
  6. Делаю выводы:
  7. Объясняю результат.

                                     Или:

  1. Что я делаю?
  2. Что я наблюдаю?
  3. Что происходит с каждым телом?
  4. Рассуждения о причине процесса, явления.
  5. Выводы:
  6. Вопросы, которые у меня возникли:

  Чтобы учащиеся прочувствовали важность экологических проблем лично для себя, предлагаю им дома выполнить следующие задания.

 

Оцените загрязненность снега в городе. В чистые стеклянные банки наберите снег из различных мест и, поставив их в комнате, дождитесь, когда снег растает. Поместите рядом банку с водой из водопроводного крана. Сравните прозрачность и чистоту воды во всех банках. Сделайте вывод, где вода грязнее всего, и объясните, почему.

  Профильтруйте воду, используя любые небольшие, но чистые баночки и фильтровальную бумагу. Сделайте это таким образом: положите поверх баночки промокательную бумагу так, чтобы образовалось небольшое углубление, в которое тонкой струйкой наливайте воду из стеклянной банки. Профильтровав каждую пробу воды, аккуратно достаньте фильтровальную бумагу и высушите, не стряхивая с ее поверхности осадка. После высыхания бумаги рассмотрите внимательно находящиеся на ней частички. Сравните (по цвету) осадки от талой воды на листках фильтровальной бумаги. Какова природа осадка? О чем свидетельствует его наличие?

 

Оцените загрязненность окружающего воздуха. Содержание в воздухе твердых частиц (пыли, дыма и т. п.) можно определить с помощью пылесоса. Тщательно очистите пылесборник, на его дно положите влажную фильтровальную бумагу, после чего включите пылесос. Через 30-35 мин. выключите его, выньте фильтровальную бумагу, высушите и сравните ее (по цвету) с листком чистой бумаги.

  Оценить загрязненность воздуха можно и таким методом. Чистый кусочек ваты смочите водой и протрите им оконное стекло со стороны улицы. Ватка станет грязной. Выдавите капельку воды вместе с грязью на чистый листок фильтровальной бумаги. Затем точно в середину полученного грязного пятна вводите по каплям чистую воду. Вскоре по листу бумаги начнет расплываться красочная «хромограмма»: чем больше примесей, тем она ярче при увеличении диаметра пятна.

  Определить степень загрязненности воздуха около дорог можно следующим простым способом. На нижние ветви деревьев  вдоль дороги развесьте влажные листочки фильтровальной бумаги. Через 5-6 часов снимите их, просушите, а затем исследуйте (например, помещая в пламя свечи и наблюдая за цветом пламени; попытайтесь выяснить, какие химические элементы преобладают и дают изменение свечения пламени).

           Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

        Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;

       учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;

       основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

       Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

                             гимназия №4 п. Псебай

     муниципального образования Мостовский район

  Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках физики

                                               Учитель физики

                                                                                   Ботченко Л.М.

                                                 Выступление на районном

                                                     МО учителей физики

                                                         (август  2012года).