УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ "ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА".
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Потылицина Елена Алексевна

     Уроки этого типа желательно проводить хотя бы несколько раз в год, так как они пользуются популярностью у наших ребят, не любящих занятия с репродуктивными видами работ. Цель таких уроков – развитие исследовательских качеств учащихся,  воспитание самостоятельности учащихся, любви к физике. В начале урока проводится объяснение нового материала с демонстрацией фронтального опыта. Далее ребятами выдвигаются гипотезы - от чего зависит масса тела. Учитель не отбрасывает неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке, которые сразу и проводятся. Учиники делают выводы. Учитель даёт понятие плотности вещества, логически выводит формулу плотности и обращает внимание на физические величины, входящие в неё. Ребята отмечают полное соответствие формулы с результатами только что проведённых экспериментов. Далее, учитель даёт понятие плотности сыпучих веществ( проводится опыт). Приходит время тематической физкультминутки. После разминки  учитель даёт образец решения задачи для расчёта плотности, потом ребята закрепляют пройденный материал. Если останется время, можно поработать в тетрадях. В конце урока подводятся итоги, учитель дает домашнее задание и выставляет оценки (с обсуждением).                                                                                                                                                                                                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potylitsina_urok_plotnost_veshchestva.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА.

Е.А.Потылицина, учитель физики и математики высшей категории

МОБУООШ № 22 п. Зорька Новокубанского района Краснодарского края

Тема урока: «Плотность вещества».

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока:

1)обучающая: экспериментально исследовать зависимость массы тела от

    рода вещества и от объёма тела; выяснить физический смысл плотности.

2) воспитывающая: воспитание самостоятельности учащихся, любви к                        

    физике.

3)развивающая: развитие исследовательских качеств учащихся

Вид урока: Исследование.

Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»

                                                             Кант Иммануил, немецкий философ

                                                              (1724-1804 гг.)

Оборудование: На каждом столе приготовлены: весы, наборы для опреде-

     ления плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы;

     тела одинаковой массы, но разного объёма), алюминиевый цилиндр из

     набора калориметрических тел, мензурка с водой, воздушный шар, крос-

     сворд, качественные задачи в рисунках, магниты.

Ход урока:

1.Организационный момент.

  Вступительное слово учителя:

-Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7

класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи зависи-

мости массы тела от рода вещества и от объёма тела. 

   Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс научного творчества состоит из звеньев (написано на доске):

Исходные факты

 

Гипотеза

Следствия

Эксперимент

Исходные факты

    Всё это звенья научного познания, и мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем.

    Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению.

    Итак, в путь. «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью»,- советовал Аристотель. Прислушаемся к его совету.

2. Объяснение нового материала.

  1)Демонстрация.

Учитель демонстрирует опыт:

Взвесим два цилиндра равного объёма, но изготовленные из разных веществ

(алюминиевый и свинцовый цилиндры). Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого.

Вопрос учителя: «Почему это происходит?» Начинается научное исследование, но сначала ребята самостоятельно ставят перед собой цель: в ходе иссле-

дования узнать, от каких факторов (физических величин) зависит масса тела, выяснить физический смысл плотности.

  2)Выдвижение гипотез.

Учащиеся предполагают, что масса тела зависит:

-от объёма тела

-от рода вещества

-от формы тела (неверно)

Учитель не отбрасывает неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Все гипотезы записываются в тетрадь.

   3)Экспериментальная работа. 

Учитель: «Наш великий соотечественник М.В.Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы».

  а) проверка зависимости    m    от    v   .

Учащиеся кладут на весы тела, изготовленные из одного вещества, но разного объёма. Делают вывод о зависимости   m  от    v  , причем эта зависимость –прямая  пропорциональность.  Делают соответствующие записи в тетради.

Тела, имеющие разные объёмы, но изготовленные из одного и того же вещества, имеют разные массы.

 

   б) проверка зависимости   m   от рода вещества.

Учащиеся кладут на весы тела, имеющие равный объём, но изготовленные из  разных веществ (алюминиевый и свинцовый цилиндры). Делают вывод о зависимости      от рода вещества. Делают соответствующие записи в тетради.

Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из различных веществ, имеют разные массы.

   В) проверка зависимости    m  от формы тела (неверно).

Учащиеся кладут на весы тела, имеющие равные объёмы и равные массы, но имеющие разную плотность. Делают вывод о том, что     не зависит от формы тела. Делают соответствующие записи в тетради.

Тела, имеющие равные объёмы и массы, могут иметь различную форму, но масса тела от формы не зависит.

Опыт делается, если выдвинута соответствующая гипотеза.

   4)Формула вычисления плотности тела.

Учитель даёт понятие плотности вещества, логически выводит формулу плотности и обращает внимание на физические величины, входящие в неё. Ребята отмечают полное соответствие формулы с результатами только что проведённых экспериментов.

Учитель:

-Все эти опыты объясняются тем, что все вещества имеют разную плотность. Плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м3 (или 1см3).

Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму.

      ρ   -плотность вещества

      m   -масса тела

       v -объём тела

Единица плотности в СИ - 1 кг/м3, но мы будем применять для решения задач и другую единицу – 1 г/см3.

Если плотность вещества выражена в кг/м3, то её можно перевести в г/см3 следующим образом:

    Пример:  ρ серебра=10500 кг/м3. Выразить её в г/см3.

                                 10500000 г      105 г

    ρ =10500 кг/м3= 1000000 см3 =10 см3  = 10,5 г/ см3                 

Плотность одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии различна.

Пример:   ρ  льда=900 кг/м3,      

                  ρ  воды=1000 кг/м3,

                  ρ  вод. пара=0,590 кг/м3     

Рассмотрим таблицы плотностей на стр.50. (Рассматривают таблицы)

   

   Ребята, давайте проведём ещё один опыт.

5) Понятие плотности сыпучих веществ.( Опыт)

На одну чашку весов кладут несколько мелких гвоздиков и уравновешивают их кусочками бумаги. Объём кучек будет различным. Даётся понятие насыпной плотности веществ.

3.Физкультминутка.     

Все встали. Ребята, вы будете отвечать на вопросы поднятием рук. Ответ «да» - руки вверх, ответ «нет» - руки в стороны.

1)Тела, окружающие нас состоят из различных веществ. (Да)

2)Плотность – физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. (Да)

3)Плотность одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях одинакова. (Нет)

4)Плотность показывает, чему равна масса вещества  в единице объёма.  (Да)    

5)Единицей плотности в системе СИ является 1 г/см3. (Нет)        

4.Образец решения задачи для расчёта плотности.

  Упр.7, зад.№4.    

                         

Дано:

m =12 г

V = 100см3

Решение:

ρ=m ;    ρ=  12 г      =0,12  г =    120  кг

      v             100 см3                 см3                      м3

  Ответ: ρ = 120 кг

         ρ - ?                                    м3

5.Закрепление пройденного материала.

1)Наглядность «Качественные задачи в рисунках».

2)Кроссворд по теме «Плотность».

    По вертикали расположено ключевое слово. Мы его отгадаем, если правильно ответим на вопросы, расположенные горизонтально.

1

2

3

4

5

6

 

7

8

 

9

 

Ключевое слово: плотность.

1.Один из источников физических знаний.

2.В физике – окружающие нас предметы.

3.Это имеют все тела.

4.Один из видов материи.

5.Свойство тела по-разному менять свою скорость при взаимодействии.

6.Главная часть учебных весов.

7.Мера инертности тела.

8.Всё, что существует во Вселенной   независимо от нашего сознания.

9.Растворимое в воде вещество.                                                                                                                                                                            3)Итоговое закрепление.

 а) Надувной воздушный шарик сжали руками. Как вы думаете, увеличилась плотность воздуха внутри шарика или нет.

 б) Когда вы, собираясь на каникулы к бабушке или в лагерь, набиваете всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какую из физических величин вы изменяете: массу, плотность или объём?

 в) Толщина и масса алюминиевого и стального стержней одинакова. Какой из стержней длиннее?

 г) Зависит ли плотность воды от её объёма?

 д) Найдите ошибку в рассуждении: «Плотность 1 м3 керосина 800кг/м3. Тогда плотность 2 м3 керосина равна 1600 кг/м3».

4)Работа в рабочих тетрадях ( если останется время).

6.Подведение  итогов.

Учитель:

- Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и вывели формулу вычисления плотности вещества. Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдатель-

ными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя всё новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

7.Выставление оценок (с обсуждением).Учитель прощается с классом.

8. Домашнее задание п.21. Индивидуальные задания.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Алгоритм №1 решения задачи на определение массы реагирующего вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции

решения задачи на определение массы реагирующего  вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Закон сохранения массы веществ веществ. Химические уравнения

Презентация и конспект урока химии в 8 классе по теме "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения"...

Вещества. Свойства вещества.

Материал по теме свойства вещества, содержит слайды с методами разделения смесей....

Как выполнить задание вида "С какими из перечисленных веществ реагирует данное вещество" (на примере темы "Химические свойства оснований", 8 класс)

Предлагаемая презентация может помочь школьникам, много пропускающим по болезни, научиться выполнять  задания данного вида при изучении темы "Свойства оснований"....