Разработка внеклассного мероприятия "Занимательная физика"
методическая разработка по физике на тему

Черных Ольга Юрьевна

Данное мероприятие проводится для учащихся 5-6 классов в форме работы лекторской группы, состоящей из учащихся 8-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_fizike.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №10» г. Ухта, РК

Черных О.Ю.

Внеклассное мероприятие по физике для 5-6 (8-9) классов «Занимательная физика» (работа лекторской группы)

Цели:

  1. Формирование у учащихся 5-6 классов познавательного интереса к предмету, развитие внимания, наблюдательности, грамотной монологической речи, умение применять знания в новой ситуации;
  2. Применение знаний по предмету учащихся 8-9 классов, научиться применять знания в новой ситуации, расширение кругозора, воспитание коммуникативных способностей.

Ход мероприятия:

Данное  мероприятие может быть приурочено к любой знаменательной дате по физике. Например,  к 155-летию со дня рождения А.С. Попова (1859-1906), русского физика, изобретателя радио.

Мероприятие проводится для 5-6 классов в форме работы лекторской группы. Участниками лекторской группы являются учащиеся 8-9 классов.

Участники лекторской группы разбиваются на подгруппы, каждая подгруппа готовит ряд опытов, которые нужно объяснить с точки зрения физики. В опытах используются только подручные материалы, никаких специальных физических приборов. Одна из подгрупп готовит доклад-презентацию о жизни и научной деятельности А.С. Попова.

Работа группы начинается с показа презентации.

Примерные опыты:

1 подгруппа:

  1. «Фонтан из бутылки»

Оборудование: бутылка с отверстием в крышке, вставленная в это отверстие трубочка, до половины налитая в бутылку закрашенная вода, сосуд с горячей водой.

Проведение: Поставим бутылку в сосуд с горячей водой

Вопрос: Почему через некоторое время вода начинает выливаться через трубочку?

Объяснение: Горячая вода нагревает находившийся в бутылке воздух, нагретый воздух расширяется  и выталкивает воду из трубочки.

  1. «Воздушный шар»

Оборудование:  пустая бутылка, надетый на нее воздушный шарик, сосуд с горячей водой

Проведение: поставить бутылку в сосуд с горячей водой

Вопрос: Почему через некоторое время шарик надувается?

Объяснение: Горячая вода нагревает находившийся в бутылке воздух, нагретый воздух расширяется.

  1. «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх.

Вопрос: Почему с мылом поднимется и тарелка?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

2 подгруппа:

  1. «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан.

Вопрос:  Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

  1. «Сварка»

Оборудование: 2 стаканчика из-под йогурта, свечка, салфетка

Проведение: На дно одного стакана ставим свечку, в середине салфетки вырезаем дырку, смачиваем, кладем салфетку на стакан, поджигаем свечку, сверху закрываем другим стаканом, крепко прижимаем.

Вопрос: Что случится, когда через несколько секунд поднимешь стаканы вверх?

Объяснение: Когда свеча горит, она выжигает, находившийся в стаканчиках кислород, там становится меньше воздуха. Воздух снаружи давит на стаканчики сильней, чем воздух изнутри.

  1. «Дырявая бутылка»

Оборудование: бутылка, в крышке и в дне сделаны дырки.

Проведение: Наполним бутылку водой, заклеим дырки скотчем.

Вопрос: Аккуратно снимем скотч с дна. Выходит ли вода? Нет. Снимем скотч с крышки. Что происходит?

Объяснение: Когда дырка в крышке закрыта, воздух под бутылкой давит вверх сильнее, чем вода сверху, поэтому вода не выливается. Когда открываем дырку в крышке, давление воздуха на воду сверху становится равным давлению воздуха снизу, поэтому вода свободно вытекает из нижнего отверстия.

3 подгруппа:

  1. «Море в бутылке»

Оборудование: бутылка, в не наливают масло и закрашенную воду.

Проведение: Поворачивая бутылку в разные стороны можно наблюдать «Волны»

Вопрос: Почему вода с маслом не смешиваются?

Объяснение: У этих жидкостей разная плотность.

  1. «Загадочная картофелина»

Оборудование: 2 стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды.

Вопрос: Почему в одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает?

Объяснение: В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

  1. «Распространение звука»

Оборудование: пластиковая бутылка, полиэтиленовый пакет, резинка, свеча.

Проведение: У пластиковой бутылки отрезаем нижнюю часть, надеваем пакет, закрепляем его резинкой. Зажигаем свечу, придвигаем к ней горлышко бутылки. Кончиками пальцев резко стучим по натянутой пленке.

Вопрос: Что происходит с пламенем?

Объяснение: Ударяя по натянутой пленке, вызываем колебания частиц воздуха, находящиеся возле пленки. Эти колеблющиеся частицы передают колебания все дальше следующим частицам. Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Физика за самоваром»

Это  внеклассное мероприятие проводится совместно с преподавателями спецдисциплин, обязательно  после изучения темы:  «Электрический ток»....

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Физико-математическая спартакиада"

Внеклассное мероприятие разработанно преподавателем математики Е.В. Форыкиной и преподавателем физики Л.А. Никоноровой. Разработка включает в себя сценарий и презентацию спартакиады, проведенной на 1 ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Физико-математическая спартакиада"

Внеклассное мероприятие разработано преподавателем физики Л.А. Никоноровой и преподавателем математики Е.В. Форыкиной. Разработка содержит сценарий и презентации....

Разработка внеклассного мероприятия "Физика для малышей"

Учащиеся 8-9 классов с удовольствием наблюдают различные демонстрации физических явлений. Но они так же с большой охотой сами стараются провести физические опыты. Этим их желанием можно воспользоватьс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Физика вокруг нас".

Внеклассное мероприятие имеет цели развития навыков самостоятельной работы учащихся с приборами, наблюдения за окружающим миром, позновательного интереса и социализации учащихся с О.В.З....

методическая разработка внеклассного мероприятия «Физика + Математика»

Материал для проведения внеклассного мероприятия, классного часа или заключительного урока (в конце года) в который входят как задания по физике так и по математике уровня 10-11 класа...