методическая разработка внеклассного мероприятия «Физика + Математика»
материал по математике (10, 11 класс) по теме

Сачук Татьяна Ивановна

Материал для проведения внеклассного мероприятия, классного часа или заключительного урока (в конце года) в который входят как задания по физике так и по математике уровня 10-11 класа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Физика + Математика»

(методическая разработка внеклассного мероприятия)

Цель:

  • создать условия для формирования у учащихся навыков работы в коллективе;
  • создать условия для формирования у учащихся интереса к предметам «физика» и «математика»;
  • обобщить  знания, умения и навыки учащихся по физике и математике.

Оснащение: плакаты для трех туров игры, таблица для подведения итогов, «черный ящик» с яблоком и конусом, часы, калькулятор, карточки-задания, газеты для оформления класса, воздушные шары.

Ход игры

Класс оформляют газетами, воздушными шарами. Организуют два игровых стола для команд. Стол для счетной комиссии, места для зрителей.

Игра рассчитана на 40 минут и состоит из трех туров.

Заранее необходимо выбрать команды по 5 человек с капитаном во главе. Также выбираются два члена счетной комиссии и один помощник ведущего.

На доске укрепляется таблица с вопросами для первого тура (см. приложение ) и рисуется таблица подведения итогов.

Ведущий: Внимание! Начинаем первый тур нашей игры. Послушайте, пожалуйста, правила 1 тура, который называется «Разминка». Вы видите перед собой таблицу с вопросами и очками, которые даются за каждый из вопросов. Команда выбирает вопрос и выбирает определенное время (1 мин. На физические вопросы и 2 мин. на некоторые математические вопросы) на подготовку ответа. Если команда отвечает правильно, то ей засчитываются объявленные очки. Если же ответ дан неверно, то команде засчитываются эти очки со знаком «минус». Если первая команда дала неправильный ответ, то вторая команда может дать свой вариант ответа. Очки ей засчитываются на тех же условиях. Если вторая команда не имеет ответа, то может не отвечать. Тогда ей засчитывается 0 очков. На 1 тур отводится 15 мин. игрового времени.

Команды начинают игру в 1 туре.

1 тур «Разминка»

Мир движений:

200: Внимание! Одно из первых открытий этого ученого – разложение солнечного света, проходящего сквозь призму, на основные цвета спектра (цвета радуги). Но у него были и другие научные интересы. Он сформулировал основные законы классической механики, а на открытый им всемирно известный закон указывает то, что лежит в «черном ящике».(яблоко, Исаак Ньютон)

500: Как узнать сырое яйцо или вареное, не разбивая скорлупы? (сообщить яйцу вращательное движение. Вареное яйцо вращается заметно быстрее и дольше сырого. Сырое содержимое яйца вследствие инерции задерживает вращение скорлупы, вареное яйцо вращается как единое целое)

1000: Почему не падает знаменитая Пизанская башня? (перпендикуляр из центра ее тяжести не выходит за пределы основания, а также фундамент сильно углублен в землю)

Две стихии:

200: Тонущий человек, взывая о помощи поднимает руки вверх. Правильно ли он поступает? Почему? (нет, подъемная сила будет меньше)

500: Почему под медицинскими банками вздувается кожа? (воздух в банке нагревается, давление его возрастает и он частично выходит наружу. Когда воздух остынет, давление его уменьшится и в банке будет вздуваться кожа, вгоняемая туда давлением наружного воздуха)

1000: Что больше весит – тонна дерева или тонна железа? (тонна дерева. Закон Архимеда применим не только к жидкостям, но и к газам. Каждое тело в воздухе теряет из своего веса столько, сколько весит вытесненный телом объем воздуха. Чтобы получить истинный вес, эту потерю нужно прибавить. Следовательно, истинный вес дерева – 1 тонна + вес воздуха в объеме дерева; истинный вес железа – 1 тонна + вес воздуха в объеме железа. Но тонна дерева занимает гораздо больший объем. Поэтому истинный вес тонны дерева больше, чем тонны железа)

Вычислите:    

 200:           (ответ: )

 500:  f ´(x), если f(x)= x3 - x2 + 3x – 3    (ответ: f ´(x)=х2-+3 )

  1000:        (ответ: 0)

Стереометрия:

 200: Угадайте, о чем идет речь? Фигура, образованная при помощи                             вращения прямоугольника вокруг одной из сторон.    ( цилиндр)

  500: Постройте геометрическое тело по его описанию: две грани этого тела параллельны и равны между собой, остальные грани являются прямоугольниками. Покажите высоту построенного тела.  ( параллелепипед или призма)

 1000: Найдите диагональ куба, если его ребро равно 4см. (ответ: см)

Во время проведения 1 тура счетная комиссия записывает очки, заработанные командами, в таблицу (смотри приложение )

Помощник ведущего зачеркивает уже выбранные вопросы в таблице 1 тура во время подготовки команд к ответу.

После окончания 1 тура подводятся итоги, результаты записываются на доске.

Ведущий: Внимание! Начинаем розыгрыш второго тура, который называется «Ты мне – я тебе». Вы видите перед собой таблицу с вопросами и очк5ами, которые даются за каждый из вопросов. Команда выбирает вопрос сопернику, который получает определенное время на подготовку ответа. Если команда-соперница отвечает правильно, то ей засчитываются объявленные очки. Если же дан неверный ответ, то засчитываются эти очки со знаком «минус» и первая команда может дать свой вариант ответа. Очки ей засчитываются на тех же условиях. На 2 тур отводится 15 мин. игрового времени.

2 тур «Ты мне – я тебе»

Числовые головоломки: 

200: Даны числа 0,1,2,3, ….,9.   Что больше: их сумма или произведение?   (сумма) 

500: Запишите число 2, пользуясь тремя пятерками и  знаками действий.   (ответ: (5+5):5)

 1000: Какое самое большое число можно записать при  помощи четырех единиц?  (ответ: 1111)

  Арифметическая викторина: 

200: Какой цифрой оканчивается обычная запись  числа 6666?  (ответ: 6)                                                                                                            

 300: Какой знак можно поставить между цифрами 2   и 3, чтобы получилось число, большее 2, но меньшее 3?   (ответ: запятая)

  800: Если из одной стопки тетрадей переложить в  другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет    поровну. На сколько в одной стопке было больше  тетрадей, чем в другой?    (ответ: на 20)

                                                                                                                                             

Все о тепле:

200: Можно ли вскипятить воду в бумажной кастрюле? (да, кастрюля не будет гореть в открытом пламени, так как тепло будет забирать вода)

500: Когда быстрее охладится молоко : если лед положить на кувшин или под кувшин? (на кувшин, охлажденные верхние слои будут опускаться вниз, заменяясь теплой жидкостью. Если же лед положить под кувшин, то охладится только нижний слой, остальная часть кувшина будет окружена неохлажденным воздухом).

800: Греет ли шуба? (нет, шуба не сообщает теплоты – не является источником тепла. Она только мешает теплоте тела человека уходить от него. Вернее сказать, что человек греет шубу)

Мир электричества:

200:Зачем заземляют бензовозы? (защита от взрыва. Статическое электричество от трения бензина о бочку уходит в землю, иначе от любой искры возможен взрыв)

300: Что роднит молнию и сварочный аппарат? (электрический разряд в газах)

800: Птицы безнаказанно садятся на провода линий электропередач, которые не имеют изоляции. Для человека такое прикосновение смертельно. Почему? (птица – ответвление цепи. Ее сопротивление намного больше, чем сопротивление участка цепи между ее лапами. Поэтому сила тока в этой ветви (теле птицы) мала и безвредна. Но если птица коснется столба крылом, клювом или хвостом (соединится с землей) – она будет мгновенно убита током)

Во время проведения 2 тура счетная комиссия записывает очки, заработанные командами, в таблицу (смотри приложение )

Помощник ведущего зачеркивает уже выбранные вопросы в таблице 2 тура во время подготовки команд к ответу.

После окончания 2 тура подводятся итоги, результаты записываются на доске.

Ведущий: Внимание! Нам осталось провести последний третий тур нашей игры, который называется «Конкурс капитанов». Прошу остаться за игровыми столами только капитанов команд. Перед вами на доске таблица с вопросами. В ней 7 разделов. Вы по очереди будете убирать те разделы, которые вам не нравятся. В итоге останется один раздел, из которого вам и будет задан вопрос.

Перед тем, как услышать вопрос, вы сделаете ставку (те очки, которые вы получите за правильный ответ, или которые вычтут за неправильный) Ставка не должна превышать набранные командой очки. Ставку запишите на листе бумаги (ее огласим после ваших ответов). После того как вопрос будет задан вам дадут 3 минуты на подготовку.

3 тур «Конкурс капитанов»

Прочти слово: На этих часах зашифровано слово, которое вам нужно разгадать. Слово зашифровано примерами: 1) 12,1 : 1,1 = ?            6) 0,5 · 10 = ?

                                                        2) 7,5 : 2,5 = ?               7) 9,6 : 1,2 = ?

                                                        3) 3,2 : 1,6 = ?               8) 100 ∙ 0,07 = ?

                                                        4) 2,25 ∙ 4 = ?                9) 4,8 : 0,4 = ?

                                                        5) 3,6 : 0,9 = ?          (ответ:  календарь)

Веселая задача:  

По столбу высотой 10м взбирается улитка. Днем она поднимается на 5м, а ночью опускается на 4м. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба?    (ответ: через 6 дней)

Пропорции:

Найдите неизвестный член пропорции: 12 :  = х :   (ответ: 72)

Уравнения:   

Решите уравнение:        (ответ: 1,5 и )

Мир магнетизма:

Можно ли получить отдельно северный и южный полюса магнита, разрезав его пополам? (нет)

Мир звука:

Кто быстрее машет крылышками – шмель или комар? (комар, он издает звук более высокой частоты)

Мир движения:

Из Москвы во Владивосток каждый полдень выходит поезд. Из Владивостока в Москву также каждый день выходит поезд. Переезд длится 10 дней. Сколько поездов дальнего следования встретится вам во время путешествия из Владивостока в  Москву? (20, 10 поездов, которые выйдут из Москвы после вашего отбытия и те, которые к моменту вашего отправления уже находились в пути)

После окончания третьего тура подводятся итоги всей игры.


Приложение

1 тур «Разминка

Разделы

Очки

Мир движений

200

500

1000

Две стихии

200

500

1000

Вычислите

200

500

1000

Стереометрия

200

500

1000

2 тур «Ты – мне, я - тебе »

Разделы

Очки

Числовые головоломки

200

500

1000

Арифметическая викторина

200

300

800

Все о тепле

200

500

800

Мир электричества

200

300

800

3 тур «Конкурс капитанов»

Разделы

Веселая задача

Прочти слово

Пропорции

Уравнения

Мир магнетизма

Мир звука

Мир движения

Таблица результатов

Группа

Группа

1 тур

2 тур

3 тур

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Физика за самоваром»

Это  внеклассное мероприятие проводится совместно с преподавателями спецдисциплин, обязательно  после изучения темы:  «Электрический ток»....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Физико-математическая спартакиада"

Внеклассное мероприятие разработанно преподавателем математики Е.В. Форыкиной и преподавателем физики Л.А. Никоноровой. Разработка включает в себя сценарий и презентацию спартакиады, проведенной на 1 ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Физико-математическая спартакиада"

Внеклассное мероприятие разработано преподавателем физики Л.А. Никоноровой и преподавателем математики Е.В. Форыкиной. Разработка содержит сценарий и презентации....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Физика вокруг нас".

Внеклассное мероприятие имеет цели развития навыков самостоятельной работы учащихся с приборами, наблюдения за окружающим миром, позновательного интереса и социализации учащихся с О.В.З....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Путешествие по стране Математика»

Внеклассное мероприятие "Математический поезд" представляет собой путешествие по станциям. В путешествии принимают участие четыре команды шестиклассников (по 6 человек в команде) и болельщик...

методическая разработка внеклассного мероприятия по математике Математика вокруг нас

    В настоящее время одной из задач качества образования становится развитие творческого потенциала обучающихся, формирование умения выходить  из различных нестандартных ситуаци...