Дополнительные занятия физика 7,8 класс
рабочая программа по физике на тему

Волкова Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальных часов по физике в 7 классе

«Такая простая сложная задача»

Пояснительная записка

Физическая задача – это ситуация (совокупность определенных факторов), требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями и на развитие мышления.

На современном этапе школьная физическая задача, это:

- образование мышления и деятельности;

- средство, инструмент воспроизводства мышления и деятельности в условиях обучения (усвоение нормы);

- объект изучения и исследования.

Неумение решать задачи является одной из причин снижения успеха в физике, поэтому главная цель представленного курса – обучение учащихся методам решения физических задач на новом, творческом уровне посредством воспитания интереса к процессу познания, использования методов научного мышления и деятельности.

При изучении физики в 7 выпадает  большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-технический кругозор учащихся и развивать их мышление, а также у многих учащихся к началу изучения физики отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой. Эти недостатки определяются нехваткой учебного времени.

С целью устранения этих недостатков и создана данная программа. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предмету физика.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Задачи:

- формирование осознанных мотивов учения;

- формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении физики и в повседневной жизни;

- повышение уровня интеллектуального развития учащихся;

- формирование практических навыков решения задач и проведения исследования;

-формирование умения анализа и синтеза увиденного явления

Представленный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по всем разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся.

Содержание программы

  1. Введение. (2ч.) 
    Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.
  2. Первоначальные сведения о строении вещества.(2 ч.) 
    Молекулы. Размеры молекул. Движение и взаимодействие молекул.
  3. Механическое движение.(9 ч.) 
    Относительность движения. Траектория. Путь. Скорость. Средняя скорость. Движение нескольких тел одновременно. Инерция. Понятие о взаимодействии. Масса. Плотность.
  4. Силы в механике.(6 ч.) 
    Явления тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Силы трения. Несколько сил, действующих на тело. Графическое изображение сил.
  5. Давление твердых тел, жидкостей и газов.(4 ч.) 
    Давление. Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины.
  6. Архимедова сила. Плавание тел.(6 ч.) 
    Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
  7. Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы.(6 ч.)

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Введение (2 часа)

1

Физические величины. Измерение физической величин.

2

Точность и погрешность измерений

Первоначальные сведения о строении вещества.(2 часа)

3

Молекулы. Размеры молекул.

4

Движение и взаимодействие молекул.

Механическое движение.(9 ч.)

5

Относительность движения.

6

Траектория и путь.

7

Скорость и путь.

8

Средняя скорость.

9

Расчет скорости, пути и времени движения

10

Движение нескольких тел одновременно.

11

Инерция. Понятие взаимодействия.

12

Масса.

13

Плотность.

Силы в механике.(6 ч.)

14

Явление тяготения. Сила тяжести.

15

Вес тела

16

Сила упругости.

17

Силы трения.

18

Несколько сил, действующих на тело. Графическое изображение сил.

19

Силы в природе

Давление твердых тел, жидкостей и газов.(4 ч.)

20

Давление

21

Давление в жидкостях и газах.

22

Давление. Закон Паскаля

23

Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины.

Архимедова сила. Плавание тел.(6 ч.)

24

Действие жидкости на погруженное в неё тело

25

Выталкивающая сила

26

Архимедова сила

27

Плавание тел.

28

Плавание судов.

29

Воздухоплавание.

Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы.(6 ч.)

30

Механическая работа.

31

Мощность.

32

Энергия.

33

Простые механизмы.

34

Золотое правило механики

35

К.П.Д. механизмов.

Литература

  1. А.Е. Марон «Дидактический материал-7 класс»; «Задания по физике».
  2. Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
  3. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.
  4. В.С.Бабаев Физика нестандартные задачи с ответами и решениями


Предварительный просмотр:

Программа индивидуальных занятий по физике в 8 классе

«Решение физических задач»

Учитель физики

МБОУ ДСОШ №1

Иванова Н.А.

2011г

Пояснительная записка

Физическая задача – это ситуация (совокупность определенных факторов), требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями и на развитие мышления.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники.

Поэтому ключевым для продвижения в формировании мышления школьников является изменение отношения к физической задаче и процедурам, связанным с ее решением.

Данный курс рассчитан на учащихся, желающих повысить уровень своей подготовки по предмету и успешно участвовать в предметных олимпиадах.

Целью курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.

Задачами которой являются:

– развитие интереса к физике, к решению физических задач;
– совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
– формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач

Представленный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Программа курса предполагает разбор и решение различных видов задач

При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение задач.

Данный курс предполагает следующие результаты:

- Овладение школьниками новыми методами и приемами решения

нестандартных физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой ин формации

В качестве подведения итогов успешности обучения среди учащихся будет проведено соревнование по решению задач по итогам года. Для наиболее успешных детей конкурс по составлению и решению конструкторских задач.

Содержание программы

1. Введение (2 ч.)

Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач.

2. Традиционные методы решения физических задач (16 часов)

Определение алгоритма решения задач на тепловые явления. Виды задач: качественные, расчетные, графические, экспериментальные. Примеры. Решение задач на уравнение теплового баланса. Отработка построения схем теплообмена по индивидуальным карточкам. Решение задач. Решение расчетных задач с учетом КПД источника нагревания. Решение графических задач на расчет тепловых процессов. Решение задач, связанных с различными превращениями энергии.

3. Нестандартные задачи и их решение. Составление задач (17часов)

Анализ естественнонаучных текстов. Работа с текстом задачи. Мысленный эксперимент и его роль. Понятие гипотезы. Как правильно сформулировать гипотезу. Гипотезы в науке и их экспериментальное доказательство. Придумываем и доказываем гипотезы. Комплексное исследование физического объекта. Формирование условий задачи. Способы и техника составления задач

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата по плану

Дата факт

Введение (2 часа)

1

Классификация задач. Примеры типовых задач.

2.09

2

Правила и приёмы решения задач.

9.09

Традиционные методы решения физических задач (16 часов)

3

Общие подходы к решению задач по теме “Тепловые явления”

30.09

Примеры решения задач по теме “Тепловые явления”

14.10

4

Решение качественных задач по теме «Тепловые явления»

28.10

5

Решение расчетных задач по теме «Тепловые явления»

18.11

6

Решение графических задач по теме «Тепловые явления»

2.12

7

Решение экспериментальных задач по теме «Тепловые явления»

16.12

8

Решение задач на уравнение теплового баланса

30.12

9

Решение задач на уравнение теплового баланса

20.01

10

Решение расчетных задач с построением схем теплообмена.

3.02

11

Решение графических задач на расчет тепловых процессов.

17.02

12

Решение комбинированных задач

24.02

13

Решение комбинированных задач на тепловые процессы.

2.03

14

Общие подходы к решению задач по теме «Электрические явления»

27.04

15

Решение экспериментальных задач по теме «Электрические явления»

4.05

16

Решение расчетных задач по теме «Электрические явления»

11.05

17

Решение комбинированных задач по теме «Электрические явления

18.05

18

Итоговое занятие «Соревнование по решению задач»

25.05

Нестандартные задачи и их решение. Составление задач (17часов)

19

Анализ естественнонаучных текстов. Работа с текстом задачи.

16.09

20

Анализ текста Роль тепловых двигателей в загрязнении окружающей среды.

23.09

21

Использование моделей и моделирования при познании природы.

7.10

22

Мысленный эксперимент и его роль для модели в молекулярной физике

21.10

23

Задачи на выдвижение гипотез, их доказательство теоретическим методом по теме «Тепловые явления»

11.11

24

Задачи на выдвижение гипотез, их доказательство экспериментальным методом. по теме «Тепловые явления»

25.11

25

Комплексное исследование физического объекта (воды)

9.12

26

Задачи, в которых ничего не дано

23.12

27

Формулирование условий задачи, если нет данных по теме «Тепловые процессы»

13.01

28

Основные требования к составлению задачи

27.01

29

Составление физических задач. по теме «Тепловые явления»

10.02

30

Составление плана задачи – исследования. Проведение исследования.

9.03

31

Анализ текста Северное сияние

16.03

32

Задачи на выдвижение гипотез, их доказательство экспериментальным методом. по теме «Электрические явления»

23.03

33

Формулирование условий задачи, если нет данных по теме «Электричество»

6.04

34

Составление физических задач. по теме «Электрические явления»

13.04

35

Защита конструкторских задач

20.04

Литература

  1. А.Е. Марон «Дидактический материал-8 класс»; «Задания по физике».
  2. Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
  3. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.
  4. В.С.Бабаев Физика нестандартные задачи с ответами и решениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия на тему «Цунами», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика геологических стихий»

В 9-м классе появляется возможность, опираясь на знания учащихся по физической географии, физике и математике, а также на их прочный познавательный интерес, изучить грозные явления природы с той точки...

Методическая разработка занятия на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной». Разработка представлена в формате описания действий...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 11 КЛАССА ПО ТЕМЕ: "РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ".

Изучение физики предполагается на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. За основу приняты федеральные программы. Данное заня...

Рабочая программа к дополнительным занятиям "Занимательный английский" 3 класс

Рабочая программа к дополнительным занятиям  "Занимательный английский" 3 класс...

программа для дополнительных занятий по физике в 6 классе

дополнительные занятия по физике для учащихся 6 класса . Один час в неделю....

Программа дополнительного изучения физики 7-8 класс

программа может служить для изучения физики на кружках и дополнительных занятиях...

Дополнительные занятия по биологии 11 класс

Рабочая программа по биологии  для дополнительных занятий...