программа для дополнительных занятий по физике в 6 классе
учебно-методический материал по физике (6 класс) на тему

дополнительные занятия по физике для учащихся 6 класса . Один час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslednyaya_versiya_programmy_dop._obr.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г. ВАЛДАЯ

НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

175400 г.Валдай, Новгородская область, ул.Труда д.63А тел.8-8166620502

        

Общеобразовательная программа

дополнительного образования детей

  «Весёлая физика»

срок реализации 1 год

возраст обучающихся 11-12 лет

Автор программы: учитель физики Кириллова Елена Николаевна

Муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

средней   общеобразовательной  

школы № 2 г. Валдая, Новгородской области

Валдай  2015 г.

Пояснительная записка.   Образовательная  программа  «Весёлая физика» является авторской программой дополнительного образования детей естественнонаучной  направленности .  Данная программа дополняет пропедевтический курс физики в 6 классе , не повторяя его.  Учебник «Физика.Химия. 5-6 класс» авторов А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак  содержит много информации о физических и химических явлениях и в доступной форме для данного возраста излагается материал, но пропедевтический курс имеет свои недостатки. На уроках мало времени отводится повторению  материала, сложности возникают и в процессе измерения физических величин, так как необходимы хорошие знания математики. Ученики не все имеют должный уровень подготовки.   Занятия по программе  «Весёлая физика» создадут условия для более успешного изучения физики. На последующих этапах  ученики могут выбрать физико-технический профиль обучения, организованный в школе.        Настоящая редакция программы одобрена на педагогическом совете МАО УСО Ш№2 и на районном методическом совете физиков. Программа рекомендована к использованию.          Актуальность её создания обусловлена тем, что наше формирующиеся технологическое общество нуждается в специалистах, обладающих такими качествами как умение думать самостоятельно  решать  разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения), обладать творческим мышлением и стремлением к самосовершенствованию; умением работать в команде, т.е. нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно. Действительно, если ученик знает, как учиться, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить информацию, необходимую для решения проблем, как использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, то в будущем ему будет легче повысить квалификацию, получить любые дополнительные знания, что и нужно в жизни.  Знания, в каком бы объеме они ни были бы усвоены, рано или поздно устаревают , в то время  способность к творчеству остаётся с человеком. Программа «Весёлая физика»  формирует у детей данные умения.                        

   Актуальность предлагаемой образовательной программы  определяется   также  запросам со стороны родителей учащихся 5-6 классов , более 2/3 которых желают , чтобы их дети были знакомы с основами физики и умели в своей жизни использовать знания на благо Родины                                                             Новизна        программы.

 Программа «Весёлая физика» вооружает  учащихся 6 классов знаниями, необходимыми  для осмысления явлений и процессов, происходящих в природе, технике, быту , формируют потребность в творческом и самостоятельном решении проблем.

Отличительные особенности программы:

- курс «Весёлая физика» является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 7-9-х классах;

- структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся 11-12 лет  навыков самостоятельной работы с физическими приборами, информацией из справочников, интернета и т.д. отработать основные понятия из разделов: механика, теплота, электричество, магнетизм, оптика с учетом возрастных особенностей учащихся;

- Организация занятий на базе музеев и предприятий г. валдая (завод «Юпитер», механический завод, «Национальный парк»)

Педагогическая целесообразность.  Программ позволяет   развить творческие способности учащихся, научить ориентироваться  в учебном материале, применять знания на прктике, сформировать патриотизм .

Проведение физического эксперимента позволяет развивать у детей младшего возраста не только наглядно – образное, но абстрактное мышление. Изучение данного курса сопровождается наблюдениями, опытами и обсуждением увиденного и прочитанного. Физические опыты можно делать простыми бытовыми предметами.

Физические фокусы, которые учащиеся могут показывать с помощью родителей, в кругу друзей, изготовлять смешные игрушки -  самоделки, убеждает учащихся в практической направленности занятий .

Выполнение опытов и наблюдений, при исполнении которых одновременно работают руки и голова, основные органы чувств с помощью, которых мы познаём мир, приводит к тому, что в сознании строятся первоначальные физические понятия, строятся они, исходя из собственного  опыта ученика.

Усвоение физических понятий происходит тогда и только тогда, когда учащиеся активно и многократно применяют их. Поэтому, чем чаще приходится детям размышлять над явлениями природы, тем глубже и осознаннее они усваивают новые закономерности.

Определённое количество домашних опытов и наблюдений, развивает у учащихся изобретательский подход, инициативу и творчество, приучают ребят к сознательному и целеустремлённому труду.

 Цель программы: Обеспечить условия для формирования устойчивого интереса к изучению физики, опыта творческого применения начальных представлений о физических явлениях, становления патриотического отношения к своей школе и Валдаю в процессе занятий на базе организаций и предприятий Валдая.

 Задачи программы:

1. воспитать самостоятельность и трудолюбие,ипользуя различные формы деятельности.

2. Удовлетворить познавательные интересы и запросы учащихся младшего школьного возраста на примере изучения теории и практики.

3. Научить ребят проявлять инициативу, творчество, вооружить способами поиска решения в любой  затруднительной  ситуации при выполнении проверочных работ.

4. Научить изготавливать простейшие физические приборы, проводить эксперименты, иллюстрирующие наблюдаемые явления                                         5. Развить чувство причастности к судьбе родной земли,изучая  применение законов физики на практике.                                                                                                                             Ожидаемые результаты:

Результат

Показатели оценки

Способы оценки.

1.опыт творческого применения начальных представлений о физических явлениях

Учащийся знает и может пояснить понятия: физическое тело, вещество, физическое явление, виды сил, масса, инерция, невесомость, звук, строение вещества, основные положения теории строения вещества.

Тест «Первоначальные сведения о строении вещества №3»

Контрольная работа по теме. (см. стр№12)

Умение  систематизировать полученные знания в виде рисунков, схем, ребусов, кроссвордов.

Выставка рисунков «Инерция, вещество, невесомость»

2.устойчивый интерес к изучению физики

Умение анализировать,делать выводы, ориентироваться в материале.

Исследовательская работа.(см.стр№ 11)

3.Опыт работы в команде

Обучающиеся умеют выстраивать диалог с собеседником

Игра в группах (см.стр№13)

4. ценностное отношение к Родине, старшему покалению, к музейным ценностям

Учащиеся умеют применить знания,полученные на экскурсиях в своей практике

Сообщения: « Звуковые явления», «Помощь физиков фронту», «Применение линзы».

5. Удовлетворенность учащихся и родителей  образовательным процессом и его результатами

1.1.Учащиеся и их родители удовлетворены содержанием и формами занятий.

1.2 Учащиеся и их родители удовлетворены характером взаимоотношений.

1.3.

Видеоопрос учащихся «Хочу ли я изучать физику?»

Анкета для родителей «Мое мнение о «Веселой физике»?

                                                                                                                                            Критерии оценки деятельности учащихся:

В 6-м классе  учащиеся должны знать: понятие -физическое тело, вещество, физическое явление, виды сил, масса, инерция, невесомость, звук, строение вещества, основные положения теории строения вещества.

Учащиеся должны уметь: определять цену деления физического прибора, пользоваться линейкой, мензуркой, ватерпасом, отвесом, динамометром, измерять температуру, объяснять диффузию, расширение тел при нагревании.

В 6-м классе учащиеся должны знать: понятия- электризация, заряд, магнит, электрический ток, свет и законы его распространения на качественном уровне.

Учащиеся должны уметь: собирать элементарную электрическую цепь, пользоваться компасом, объяснять появление тени, отражение в зеркале, получать изображение при помощи линзы.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:   организуются выставки рисунков и поделок, кроссвордов .программа завершается итоговой конференцией с представлением исследовательских работ.

Контрольно – измерительные материалы:  1) тест «Первоначальные сведения о строении вещества №3» http://testedu.ru/test/fizika/7-klass/pervonachalnyie-svedeniya-o-stroenii-veshhestva-3.html

2) тесты по физике

3) карточки по темам.

4)сборники контрольных работ

формы контроля:

- Самостоятельные занятия

- Контрольные игры и соревнования

- Исследовательские  работы

- Зачет

- Он - лайн тесты.                                                                                 Принципы педагогического процесса:  

 Принцип добровольности.  Учащиеся выбирают чем и с кем заниматься в процессе занятия.  Принцип доверия и поддержки, принцип систематичности и последовательности, принцип сознательности и активности.                                                                                                      Организация работы:

Срок реализации- 1 год.

6 класс- 72ч.    2 часа в неделю.

Количество обучающихся в группах:  до 20 человек

Возраст воспитанников 11-12 лет.

Форма  занятий: занятия проводятся в групповой форме. Беседы: изложение и обсуждение теоретических сведений, которые иллюстрируются примерами, наглядными пособиям ,презентациями. Выездные занятия: экскурсии в музеи на предприятия, на природу.                                                                          Основное содержание курса:

1. Что изучает физика? (презентация)

В данной теме рассматриваются следующие понятия: физика, научные методы, физическое тело, физическое явление, цена деления физического прибора.

Практикум работы в парах.»Определяем цену деления приборов»

2. В мире движущихся тел

Основные понятия данной темы: механика, механическое движение, силы, инерция, реактивное движение, колебания и волны, механическая энергия. Учащиеся должны уметь: пользоваться  весами,  мензуркой,  динамометром. Экскурсия на автотранспортное предприятие. Практикум «Проверь себя» (онлайн-тестирование+»лист самооценки»)

3. В мире звуков

Основные понятия данной темы: звук и его характеристики, источник звука.   Учащиеся должны уметь: объяснять образование звука и эхо, изготавливать источники звука, объяснять голосообразование. Экскурсия в музей колоколов .История Валдая, взаимосвязь исторических сведений и физических свойств колоколов. Выбор тем исследовательских работ. Практикум по решению качественных задач на тему «Звуки в живой природе».

4. В мире стихий

Основные понятия данной темы: Архимедова сила, выталкивающая сила., плавание тел, твердость, хрупкость, пластичность, закон Паскаля, сообщающиеся сосуды. Экскурсия  на предприятие «Водоканал» Знакомство с очистными сооружениями г. Валдая , природными ресурсами края. Корректировка тем. Практикум по решению качественных задач (презентация)

5. В мире теплоты

Учащиеся должны знать и объяснять основные положения теории строения вещества и используя их объяснять состояния вещества, знать понятия плавления, испарение, работа пара. Уметь измерять температуру тела. Экскурсия на природу вместе с родителями, беседы о подвигах героев Великой Отечественной войны на Валдайской земле. Презентация исследовательских работ. Практикум «Проверь себя»(онлайн-тестирование)

6. В мире электричества . Учащиеся должны знать следующие понятия: заряд, электризация, электрический ток, действия электрического тока. Учащиеся должны уметь собирать простейшие электрические цепи.презентация исследовательских  работ. Практикум по сборке электрических цепей.

7. В мире магнетизма .

Учащиеся должны уметь объяснять простейшие магнитные явления и пользоваться компасом.Презентация исследовательских  работ. Практикум по сборке электромагнита.

8. В мире света. Учащиеся должны знать следующие понятия: свет, источники света, тень, рассеивающие и собирающие линзы, законы распространения света на качественном уровне. Учащиеся должны уметь объяснять особенности зрения человека, получать изображение с помощью линз, различать собирающие и рассеивающие линзы. Экскурсия на завод «Юпитер» Практикум. Работа в парах: «В царстве света»(игра-викторана)

                                                         

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

экскурсии

1.Что изучает физика?

3

2

1

2. В мире движущихся тел

12

2

9

1

3. В мире звуков

7

3

4

1

4. В мире стихий

10

2

8

5. Тепловые явления

12

5

7

1

6. В мире электричества

7

2

5

7. В мире магнетизма

4

1

3

8. В мире света

9

2

7

1

9. Итоговые занятия

1-3

Итого:

72

19

48

4

Календарно- тематическое планирование 6 класс.

Дата

Номер занятия

                                                  Тема

                                                               Введение (3ч)

Сентябрь

1.

Что такое физика? И зачем физикам информатика, математика?

2.

Как физики получают информацию о природе?

3.

Как физики проводят измерения?практика по определению цены деления прибора.

В мире движущихся тел (12ч)

4.

А движется ли тело?

5.

Почему тела падают?практика,демонстрация опыта Галилея.

6.

Как приручить инерцию?практика по решению  качественных задач.

7.

Что такое невесомость?практика по изучению веса тела.

8.

Как работает ракета и что у неё общего с каракатицей?

октябрь

9.

Зачем нам трение?практика по решению качественных задач.

10.

Чем отличаются «мягко» и «твердо», а «остро»?

11.

Как «работают» пружины?Викторина:»Физика в живой природе»

12.

Зачем нужны маятники?

13.

Чем отличаются колебания от волн?

14.

Чем опасно землетрясение?

15.

Какая бывает энергия?контрольная работа по теме №1

Ноябрь

В мире звуков (6ч)+1экскурсия

16.

Что такое звук и как его создать?                                        

17.

Где звук быстрее? (+ промежуточный контроль

и коррекция работы над проектом)

                                                                  

18.

Творческая защита проектов

19.

Где звук быстрее и откуда берется эхо?

20.

Звуки музыкальные и шум.

21.

Как образуется голос?

декабрь

22.

Зачем человеку два уха?

23.

Звуки которых неслышно.Контрольная работа№2

В мире стихий (10ч)+1экскурсия

24.

Почему мы в воде легче? Почему тела плавают?

25.

О плавающих и тонущих (Промежуточные результаты проекта)

26.

Творческая защита проектов.

27.

Что понимается воздушный шар, а самолет?

28.

Почему жидкость течет? И бывает ли жидкость твёрдой?

29.

Как действуют шлюзы и фонтаны? Изготовление макета фонтана.

Январь

30.

 Может ли воздух давить? Что такое ветер?

31.

 Экскурсия «Физические явления вокруг нас»

32.

Урок-  игра «Турнир юных физиков»

33.

Тесты он- лайн.Контрольная работа№3 по тестам он-лайн

34.

Тесты он- лайн.

В мире теплоты (12ч)+1экскурсия

февраль

35.

Повторение основных понятий .

36.

Основные правила пользования физическими приборами.

37.

Контрольная работы по карточкам «узнай явление»

38.

Что внутри вещества? Отчего тела «разбухают»?

Март

39.

Как вещества проникают друг в друга? Чем тёплые вещества отличаются от холодных?

40.

Что такое лед и чем он отличается от пара?

41.

Можно ли передать тепло?

42.

Как сохранить тепло? А холод?

43.

Как тела плавятся?

44.

Почему после купания нам холодно?

45.

Можно ли воду носить в решете?

46.

Как заставить работать пар?Контрольная работа№4

В мире электричества (7ч)

47.

Отчего свитер «трещит»? И почему бьёт молния?

48.

Каким законам подчиняются заряды?

49.

Где легче « бегать» заряду?

50.

Как соединять проводники в цепи?

52.

Как изобрести лампочку?

Апрель

53.

Электричество в мире живой природы.

В мире магнетизма (4ч)

54.

Зачем нужен компас?

55.

Можно ли сделать магнит?

56.

Как устроен телеграф?

57.

Как заговорило радио?Контрольная работа№5

В мире света (9ч)+1экскурсия

58.

Как образуются тени?

Май

59

Зеркальный мир.

60.

Может ли свет ломаться?

61.

Как работает фотоаппарат?

62.

Микроскоп и телескоп.

63.

Как мы видим?

64.

Почему всё разноцветное?

65.

Миражи, миражи...

66.

Итоговое занятие.Презентация исследовательских работ.

67.

Резерв

68.+4экскурсии

Резерв

Методические  рекомендации:

В основном все работы творческого характера, включающие вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? Можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? И т. д.;

- при подготовке к занятиям  необходимо учитывать психологические особенности возраста. Используютсяупражнения- проблематизации на взаимодействие, формирование интереса к содержанию занятий, друг к другу, педагогу. В их числе игры «В гостях у Архимеда» в «Царстве света», тематические контрольные работы, исследовательские работы.(см.стр №11-13)

Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие, что и реализовано в компьютерной  программе данного курса.

- из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. Последний урок в четверти - предметная эстафета, физический бой, соревнование и т. п. Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: сочини сказку, рассказ, нарисуй, изобрети, придумай применение...

Подход к материалу следующий:

- не предполагается заучивание строгих определений, хотя знакомство с ними происходит регулярно, что приводит к постепенному запоминанию;

-  не предполагается заучивания формул и решения количественных задач;

- предполагается самостоятельная работа учащихся с компьютерной программой, как форма обучения. В этом случае учитель выступает в роли консультанта, а ученик работает в собственном темпе, что повышает психологическую комфортность урока.

В работе по данному курсу следует обратить особое внимание на формирование обще-учебных критериев деятельности учащихся:

1. Формирование навыков самостоятельной работы с информацией, по инструкции с прибором.

2. Обучение элементам исследовательской деятельности, наблюдение, умение делать выводы, оформлять отчёт о проделанной работе.

3.формирование духовно-нравственных качеств личности: коллективизм, трудолюбие,взаимоуважение,патриотизм.

Методическое обеспечение программы: 1  методические разработки родительского собрания «Результативность усвоения программы» ,электронный ресурс,   комплекты приборов  для лабораторных работ, учебно-методические комплекты, пособия. Сост. А.Е.Марон, презентации к урокам физики. Исследовательскую работу дети проводят по плану:

1 постановка опыта

2 объяснение наблюдаемого явления (закона, свойства вещества)

3 применение на практике или где ещё можно наблюдать?

Примерные темы исследовательских работ:

1 Изучаем испарение.  Опыт.  Оборудование: два одинаковых стеклянных стакана, фольга, фломастер. Заполни оба стакана наполовину водой. Проверь, чтобы уровень воды в них был одинаковым, отметь фломастером. Один стакан плотно закрой фольгой. Оставь оба стакана в тёплом месте на несколько дней. Снова проверь уровень воды. В каком из стаканов воды стало меньше?

2 Измеряем уровень осадков. Опыт. Оборудование: чистая пластмассовая бутылка и линейка.

Отрежь верх бутылки и вставь её вниз горлышком в оставшуюся часть бутылки. Получилась воронка С помощью линейки нарисуй шкалу на боковой стороне бутылки. Установи свой измерительный прибор в открытом месте.

3. Изучаем лёд. Опыт. Оборудование: маленькая аптечная бутылочка из стекла, фольга, вода. Заполни бутылочку до краёв водой и сделай неплотную крышку из фольги. Поставь бутылку в холодильник и подожди, пока вода хорошенько замёрзнет. Посмотри, что получилось.

4  Движение вверх? Опыт. Оборудование: два тазика и резиновая трубка. Установите два пустых тазика так, чтобы один был ниже другого. Заполни верхний тазик водой. Зажми пальцем один конец трубки и заполни её водой. Опусти этот конец, не убирая пальца, в верхний тазик,  а другой — в нижний тазик.  Когда ты уберёшь палец, вода сначала поднимется вверх по трубке, а потом потечёт вниз , в пустой тазик.

5. Изучаем лимон-батарейку. Опыт. Оборудование: медная монета, лимон, оцинкованный гвоздь и медная проволока. Сожми лимон, чтобы он стал мягким. Сделай два маленьких разреза и вставь в них гвоздь и монету, присоединив к ним небольшие кусочки проволоки. Соедини языком проволоки. Что чувствуешь?

6. Изучаем металл, плавающий на воде. Опыт. Оборудование: чистое блюдце, вилка, иголка. Наполни блюдце свежей водой. Положи иголку на кончики зубцов вилки и осторожно опусти на поверхность воды. Если ты сделаешь это аккуратно, то иголка останется плавать, когда ты уберёшь вилку.

7.Изучаем мыльную энергию. Опыт. Оборудование: картон или дерево, ножницы, кусочек мыла. Наполни водой чистый таз и дай воде успокоиться. Вырежи кораблик из картона или дерева, сделай вырез по центру на корме и закрепи в нём кусочек мыла. Положи свой кораблик на воду и наблюдай, как он движется.

  1. Наблюдаем подводный вулкан. Опыт. Оборудование: пузырёк, широкая банка с водой, нитка, чернила. Завяжи нитку вокруг горлышка пузырька. Заполни пузырёк горячей водой и добавь одну-две капли чернил. Осторожно опусти пузырёк в банку. Что произошло?
  2. Изобретаем водяные часы. Опыт. Оборудование: длинная линейка, две одинаковые баночки из-под йогурта или кофе, прочная липкая лента,гвоздик, пластилин. Сделай гвоздиком маленькую дырочку в дне одной баночки. На внутреннюю стенку другой баночки нанеси шкалу.Прикрепи клейкой лентой обе баночки к линейке, баночку со шкалой- внизу. Установи линейку вертикально с помощью пластилинаю Зажми дырочку в дне верхней баночки пальцем и заполни её водой. Теперь убери палец и засеки время, за которое вода поднимется до каждой следующей отметки в нижней баночке.
  3. Изучаем электризацию. Опыт. Сделаем трусишку. Оборудование: карандаш, пластилин, фольга, папиросная бумага, газета, линейка из оргстекла. Вылепите голову. Из. Фольги сделайте полоску и приклейте волосы из папиросной бкмаги длиной 2-3мм, полоску скрепите кольцом и наденьте на голову трусишки. Голову наденьте на карандаш. Укрепите в кусочке пластилина, чтобы он стоял. Натрите газетой линейку и поднесите её к голове человечка.

Контрольная работа№1

1. прочитать пословицу и ответить на вопросы: 1 О каком физическом явлении (законе, понятии) говорится в пословице?

2 Верна ли с точки зрения физики?

3 каков её житейский смысл?

1 вариант.

-Пошло дело как по маслу.

-Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной реке.

2 вараант.

-Нет такого человека, который хоть бы раз не поскользнулся на льду

-   Земля вертится, и мы с ней вместе.

1 вариант. Определить цену деления амперметра.

2 вариант. Определить цену деления динамометра

   Контрольная работа№2

1вариант

1 каким образом издают звуки кузнечики?

Когда тело издаёт звук?

2.измерить объём бруска. (линейка, деревянный брусок)

2 вариант

1.почему шмель жужжит, а комар пищит?

обязательно ли колеблящееся тело издаёт звук?

2.оределить массу бруска. (весы, деревянный брусок)

Контрольная работа №4

1 вариант

  1. приведите пример тел, изготовленных из разных веществ.
  2. Какие три состояния вещества вам известны?
  3. Определить объём воды в мензурке

2 вариант

1.приведите пример тел, изготовленных из одинаковых веществ

2.назовите вещество, которое можно увидеть сразу в трёх состояниях

3 Определите температуру воды в мензурке.

Контрольная работа№5

1.вариант

1. что называют электрическим током в проводниках?

  1. назовите вещества- проводники зарядов
  2. начертите электрическую схему корманного фонарика
  3. соберите электромагнит

2 вариант

1. назовите вещества-непроводники зарядов

2. нарисуйте два  природный магнита и укажите  их полюса, если известно, что магниты притягиваются друг к другу.

3. соберите электрическую цепь по схеме.

Групповая игра «В гостях у Архимеда»

дети распределяются на группы по 5-6 человек. Задаются вопросы и кто быстрее ответит, та группа и победит.

1конкурс: разгадай кроссворд (можно подобрать )

2 конкурс: на столе у каждой группы лежат продукты: пачка печенья, шоколадка, пачка ягодного киселя. Нужно определить какие из продуктов будут плавать, а какие утонут в воде? (нужно определить плотность продуктов и сравнить её с плотностью воды, массу находят на этикетке, объем правильной фигуры определяют, применяя линейку)

3 конкурс: перечисляются физические величины (масса, плотность, объём, сила, площадь, давление, высота) , нужно к ним записать единицы измерения и каким прибором можно измерить?

Каждая группа за верный ответ получает жетон. Побеждает команда с большим количеством жетонов.                                                                         Групповая игра: «В царстве света»

Дети делятся на группы.

У каждой группы есть название, приветствие.

  1. задание: демонстрируются слайды с природными явлениями. Кто быстрее назовёт явление.
  2. Задание:какие оптические приборы вам известны? Зачем они нужны? (группы по очереди называют приборы, приборы выносят в зал)
  3. Задание: какая деталь в приборах самая главная?(одной команде из лотка нужно выбрать собирающие линзы, другой- рассеивающие)
  4. Задание: отгадай загадку: -и языка нет, а првду скажет.(зеркало)

 -какой огонь не даёт дыма?(свечение гнилушки)

-чёрная кошка лезет в окошко(ночь)

-когда небо ниже земли бывает?(когда отражается в воде)

  1. Задание: каждой команде выдаются карточки со словами, написанными зеркально и зеркало. Прочитайте слова и объясните их смысл.
  2. Задание: в Нью-Йорском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стёклами и надписью: «Здесь находится самое опасное животное на Земле» Как вы думаете, кто это? (зеркало)Почему?
  3. Задание: командам выдаются карточки с буквами. Нужно составить слово. (название оптического  явления)

Подведение итогов. Подсчёт баллов.

Дидактическое обеспечение программы : рабочие тетради, а.Е. Гуревич «Физика.Химия» , фотографии, материалы библиотеки .                            Ресурсное обеспечение программы: материалы- альбом для рисования, краски, цветные карандаши.  Кабинет для занятий, ноотбук, проектор, экран                                   Литература и интернет- источники  для учащихся:                           1.ГуревичА.Е. «Физика. Химия» 5-6 класс

2. ЛеонтовичА.А  «Я познаю мир. Физика»  М. АСТ: Люкс, 2005г.                    3. МаронА.Е. Дидактические материалы. 7 класс                            4.Интерактивный музей «Лабиринт Ум»http://www.peterburg.biz/muzey-fiziki-labirintum.html                                                                                        5.Пороховников В.С. «Герои земли Валдайской»  2010г. Печатный Двор        6.Почему скользят коньки , лыжи,санки? Http://masik.tv/pochemu-skolzyat-konki-lyizhi-i-sanki/                                                                                                                                                                                                                       7 Рабиза Ф.В. Простые опыты: «Забавная физика для детей».- М: Детская литература, 2000г.

8 Симаков А.П.»Демянский плацдарм.  Противостояние» В.Новг.2012г.

    1941-1943г.г.» 2012г. Печатный Двор Великий Новгород                                 Литература для учителя:  1. Концепция  духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России.(А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)// Вестник образования -2009г.

2. газета «Физика» изд. Дом «Первое сентября»

3. Журнал «Физика в школе»

4. Закон  РФ «Об образовании»    Электронный ресурс: http://zakonprost.ru/konstitucija-rf/

5  «Нестандартный физический эксперимент» Г.А. Рось «001г. Великий Новгород.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 11 КЛАССА ПО ТЕМЕ: "РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ".

Изучение физики предполагается на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. За основу приняты федеральные программы. Данное заня...

Рабочая программа для дополнительных занятий по математике в 9 классе

Рабочая программа для дополнительных занятий по математике в 9 классе, углубляющего характера...

Рабочая программа к дополнительным занятиям "Занимательный английский" 3 класс

Рабочая программа к дополнительным занятиям  "Занимательный английский" 3 класс...

Рабочая программа индивидуальных групповых занятий по физике 10-11 кл

Рабочая программа индивидуальных групповых занятий по физике 10-11 кл предназначена для повторения школьного курса физики ....

Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".

С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...

Рабочая программа для дополнительных занятий по биологии: Биологические понятия и их значение. 9 класс.

Рабочая программа дополнительного курса “Биологические понятия и их значение в биологии” предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы. Реализация программы осуществляется...

Дополнительные занятия по биологии 11 класс

Рабочая программа по биологии  для дополнительных занятий...