Конспект урока физики в 9 классе по теме "Механические волны"
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Калюжная Нина Алексеевна

Урок с использованием технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_mekhanicheskie_volny.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Звонаревокутская СОШ» Азовского н.н.м. района Омской области.

Конспект урока по физике в 9 классе по теме «Механические волны».

Подготовила: учитель физики Калюжная Н.А.

Педагогическая цель

Создать условия для формирования у учащихся представления о механических волнах,  их свойствами, о механизме их возникновения и распространения.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные: обеспечить в ходе урока усвоение понятия «механическая волна», понимание условий возникновения механических волн разных видов (поперечных и продольных) и их характеристик (скорость, длина волны, частота колебаний в волне).

Метапредметные:

Познавательные: побудить к деятельности, создать условия для обобщения, научить  искать, получать и использовать информацию; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; представленную в разных формах; проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Регулятивные:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Коммуникативные:  участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

Личностные: показ и оценивание роли физического и мысленного эксперимента и методов научного познания в изучении физических явлений; проектирование мыслей великих людей на учебное творчество.

Организация урока

Оргмомент - 1 минуты                                                                                                    

  1. Стадия вызова

6 минут

  1. Стадия осмысления.

26 - 24 минут

  1. Стадия рефлексии

5-7 минут

Домашнее

задание.

2 мин

Технические средства:

Компьютер, проектор, интерактивная доска (ИД).

Ход урока.

Организация урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Стадия вызова

  Слайд № 1     

 Вспомните, о чём мы с вами говорили на предшествующих уроках?...

        Конечно, вы изучали  механические колебания. Предлагаю вам, вступить со мной в диалог. Вспомните, какое движение называется колебательным? Какие величины характеризуют это движение? Что называется периодом? частотой колебаний? …

Вы, ребята, наверное, уже обратили внимание на доску. Рассмотрите внимательно рисунки. Что здесь не так?

Отвечают на вопросы. Задают свои. Поправляю ответы других или дополняют их.

2. Стадия осмысления.

Слайд № 2 Как вы думаете, о чём мы поведём с вами речь на уроке? … Конечно, о  волнах. Что же такое механическая волна?

В центре доски записываю слово - волна. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите это слово?

Напишите рассказ из 3-4 предложений, используя слова, записанные на доске.

Читаем предложения.

Достаточно ли вам этих знаний о волне?

Поэтому, чтоб побудить учащихся к дальнейшей работе  поясняю, что понятие “механическая волна” намного сложнее и глубже, чем мы только что представили. И в доказательство даю определения понятию «механическая волна», взятых из разных источников.        Слайд 3. Найдите в учебнике, какое определение даётся там этому понятию. На каком понятии нам остановиться? Какое правильное, а какое нет? Что нужно для этого сделать.

А чтобы вы хотели о них узнать?

(Распространённость волновых процессов в природе. Различный характер причин, вызывающих волновые процессы. Определение волны. Упругие волны. Причины образования волн в твёрдых телах, жидкостях. Основное свойство волн — перенос энергии без переноса вещества. Характерные особенности двух типов волн — продольных и поперечных. Механизм распространения механических волн. Длина волны. Скорость распространения волны. Круговые и линейные волны).

То, что совпало с моими представлениями

Новое содержание

Не понятно, вызывает сомнение

Хочу узнать

V

+

?

!

Учитель выписывает эти слова рядом с теми, которые ребята назвали в начале урока.

.

Выдвигают гипотезы

Все ответы ребят фиксируются на доске.

Составляют предложения

И в данном конкретном случае ребята, скорее всего, ответят “да”

Ответы учащихся - больше узнать о волнах.

Распространённость волновых процессов в природе. Причины, вызывающие волновые процессы.  Причины образования волн в твёрдых телах, жидкостях. Свойство волн. Характерные особенности. Механизм распространения механических волн. Длина волны. Скорость распространения волны.

-ставят задачи, которые надо решить, чтобы добиться выполнения цели урока.

Осуществляется работа с текстом учебника (маркировка текста) и делаются записи в тетради. Предварительно в тетради оформляется таблица. Она представлена на доске к ней выписываются маркировочные знаки.

Далее идет работа с текстом учебника. Ребята сначала маркируют текст, а затем заполняют 1 и 2 колонки Таблицы. Зачитываем слова со знаком “+”.

3. Стадия рефлексии.

- На этом  наш урок заканчивается. В течение трёх минут проверьте свои записи и поделитесь друг с другом впечатлениями от выполненных вами работы. Что  вы узнали о волне?  (Дополняется таблица на доске) Сравниваем то, что знали и что нового узнали. Анализируем(можно использовать презентацию для беглого повторения изученного.

Слайд № 6-22.                                                                  

Участвуют в диалоге.

Мозговая атака:

Фронтально, устно

- Как вы думаете, этих знаний достаточно, чтобы сказать. Что мы всё узнали о волнах?

—  Какая работа тогда нам предстоит на следующем уроке?

(Планируется работа на следующий урок: звук)

Итогом урока может стать совместное составление синквейна.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,  выражает личное отношение учащегося к теме.

- На этом  наш урок заканчивается. В течение трёх минут проверьте свои записи и поделитесь друг с другом впечатлениями от выполненных вами упражнений.- Что нового о глаголе вы узнали сегодня?  (Дополняется таблица на доске)

Итогом урока может стать совместное составление синквейна.

Например:

 механические волны

поперечные, продольные

смещаются, распространяются, переносят

распространение колебаний от точки к точке, от частицы к частице в упругой среде

волны

Домашнее задание

§§

1 .Обязательная часть: заполнить колонки 3 и 4 Таблицы.

2. Варианты заданий на выбор учащегося: 1) волны в произведениях и живописи, искусстве 2) Синквейн; 3) Кластер; 4) Толстый и тонкий вопрос.

Записывают в дневники домашнее задание

(Физическая и эмоциональная разгрузка учащихся) Проблемный вопрос. А происходит перенос вещества при распространении волн?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем следующий  «эксперимент». Две группы учащихся по 5 человек выполняют следующее задание.

Ученики выстраиваются в шеренгу,  держась за руки или в колонну по одному, кладут руки на плечи впереди стоящего, один из учеников начинает совершать периодические движения в указанном направлении. Колебания передаются другим учащимся, и возникает «волна».

Вторая группа учащихся моделирует другой вид волны. При этом обращается внимание учащихся на то, что при распространении колебаний в пространстве не происходит переноса вещества. Учащиеся остаются на месте, в то время как колебания передаются от одного к другому.

Вывод: при распространении колебаний в пространстве переноса вещества не происходит.

Мы знаем, что любой физический процесс связан с изменением того или иного видаэнергии. 

Основное свойство волны – в волне происходит перенос энергии без переноса вещества

Лист индивидуальных достижений обучающегося

9 класса________________________

при изучении темы «Механические волны. Виды волн».

Этапы урока

«+» - делал

(участвовал).

«-» - не делал

(не участвовал).

«?» - в случае сомнения

Ответы на вопросы (участие в диалоге)

Выдвижение гипотез

Работа в паре

Другое

Моя оценка

Оценка учителя

Лист индивидуальных достижений обучающегося

9 класса________________________

при изучении темы «Механические волны. Виды волн».

Этапы урока

«+» - делал

(участвовал).

«-» - не делал

(не участвовал).

«?» - в случае сомнения

Ответы на вопросы (участие в диалоге)

Выдвижение гипотез

Работа в паре

Другое

Моя оценка

Оценка учителя

Лист индивидуальных достижений обучающегося

9 класса________________________

при изучении темы «Механические волны. Виды волн».

Этапы урока

«+» - делал

(участвовал).

«-» - не делал

(не участвовал).

«?» - в случае сомнения

Ответы на вопросы (участие в диалоге)

Выдвижение гипотез

Работа в паре

Другое

Моя оценка

Оценка учителя

Лист индивидуальных достижений обучающегося

9 класса________________________

при изучении темы «Механические волны. Виды волн».

Этапы урока

«+» - делал

(участвовал).

«-» - не делал

(не участвовал).

«?» - в случае сомнения

Ответы на вопросы (участие в диалоге)

Выдвижение гипотез

Работа в паре

Другое

Моя оценка

Оценка учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"

Конспект урока  физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...

Конспект урока физики, 7 класс, тема "Измерение физических величин"

На уроке используется личностно-ориентированная технология, подробно описыватся все этапы урока, представлены таблицы для фронтальной работы, дидактический материал. Нестандартное домашнее задание: во...

Конспект урока физики 7 класса "Атмосферное давление"

Конспект интернет - урока в 7 классе...

Конспект урока физики 6 класс по теме "Испарение"

конспект урока содержит описание целей и задач к уроку , постановку проблемы, для использования данного урока необходимо скачать дополнительные материалы к уроку 61. презентацию ;2. презентации  ...

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...

Конспект урока физика 8 класс "Выяснение условия плавания тел"

Формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу; экспериментально исследовать условия плавания тел, совершенствовать умения учащихся наблюдать и анализировать явления; находить не...