Знакомство с законом Ома. Урок изучения нового материала. 8 класс.
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Проводится активное повторение имеющихся знаний. Далее проводится демонстрационный эксперимент устанавливающий связь между силой тока и напряжением. По экспериментальным результатам строится график и выявляется прямая зависимость между силой тока и напряжением. Стовится вопрос: от чего еще может зависить сила тока? Заменяется одно сопротивление другим, сечение которого больше. Проводится еще одна серия оытов. Устанавливается, что во втором случае сила тока больше. Выясняется какую роль играет проводник в протекании тока с молекулярной точки зрения и от каких факторов зависит сопротивление проводника. Формулируется закон Ома. В качестве закрепления просматривается видеофрагмент с диска к учебному комплекту "Физика-7,8,9" под редакцией Л.Э.Генденштейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_zakonom_oma.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с законом Ома

Цель урока:

        сформировать представление о связи силы тока в цепи и напряжением на концах участка цепи;

        развитие логического мышления;

        формирование научного мировоззрения.

Ход урока

Повторение.

 учитель  - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучать особенности прохождения электрического тока по проводникам. Но в начале, давайте вспомним, что такое электрический ток.

Ученики - Электрический ток - это направленное движение электрических зарядов.

Учитель - А что необходимо для того, чтобы в цепи был ток?

Ученики - Для существования электрического тока необходимо наличие свободных носителей заряда, а также электрического поля, которое заставляет эти заряды двигаться направлено.

Учитель - Как можно узнать есть ли в проводнике  электрический ток?

Ученики - По его действиям - тепловому, химическому, магнитному.

Учитель - Молодцы, ребята! А теперь давайте вспомним характеристики электрического тока, которые мы разбирали на прошлом уроке.

Что такое сила тока? В каких единицах она измеряется и каким прибором? Как подключается амперметр в цепь?

Что такое напряжение? В каких единицах оно измеряется и каким прибором? Как подключается вольтметр в цепь?

А сегодня мы попробуем установить - существует ли связь между силой тока и напряжением.

Между зарядом, проходящим по цепи и работой электрического поля.

Как вы считаете имеется ли такая связь?

Как это можно проверить?

Ученики - собрать электрическую цепь и провести ряд измерений.

Учитель - Какие элементы входят в электрическую цепь?

Ученики - Источник тока, потребитель, соединительные провода, выключатель.

На столе собирается экспериментальная установка : Источник тока, реостат, сопротивление, ключ. Последовательно с сопротивлением подсоединяется амперметр. Параллельно к нему - вольтметр. Проводится три эксперимента: при напряжении 1В;  2В;  3В снимаются показания амперметра. Результаты эксперимента записываются на доске и в тетради. По результатам строится график зависимости  I  от  U. На графике получается прямая линия. Т.е. между I  и  U существует прямая зависимость.

Учитель - А что будет, если мы с вами заменим проводник?

        Меняется сопротивление с поперечным диаметром 0,25 мм на сопротивление с поперечным диаметром 0,37 мм. Снимаются новые показания амперметра и вольтметра.

        Сравниваются результаты двух экспериментов. Отмечается, что при одном и том же значении напряжения силы тока различны - для проводника с диаметром 0,37 мм сила тока больше. На первом графике откладываем новые точки и проводим вторую прямую, которая лежит выше первой. Делаем вывод: помимо напряжения, сила тока зависит от свойств самого проводника. Физическая величина, учитывающая зависимость силы тока от свойств самого проводника называется сопротивлением.

Учитель - Ребята, а как вы думаете, почему она так называется? Давайте вспомним, что обозначает слово "сопротивление"?

Ученики - Сопротивление -это противодействие чему-либо. Сопротивляться - значит мешать.

Учитель - Давайте разберемся кто кому и как мешает в проводнике. Для этого, сперва, вспомним, как образуются металлы и откуда в них берутся свободные электроны.

Ученики - При образовании металлов,  валентные электроны их атомов отсоединяются, становясь свободными, а сами атомы при этом становятся положительными ионами.

Учитель - Совершено правильно. Пока тока нет, свободные электроны двигаются хаотично по всем направлениям. Если теперь к проводнику приложить напряжение, т.е. создать внутри проводника электрическое поле, свободные электроны начнут двигаться в определенном направлении. "Пробегая" мимо положительного иона, электрон  притягивается этим ионом и может быть выхвачен из общего потока, т.е. число зарядов в потоке становится меньше. А это, в свою очередь, приводит к  уменьшению силы электрического тока.

Так возникает электрическое сопротивление проводника.

А теперь давайте разберемся от чего зависит сопротивление проводника. Мы уже выяснили, что чем толще проводник , тем меньше его сопротивление. Т.е. между сопротивлением  проводника и площадью его поперечного сечения существует обратно пропорциональная связь.  

Чем большую " дистанцию" приходится преодолевать электронам, тем больше у них шансов столкнуться с ионами и тем меньше будет сила тока. Значит, чем больше длина проводника, тем больше его сопротивление. И, наконец, сопротивление зависит от вещества, из которого изготовлен проводник. Дело в том, что в каждом проводнике существует своя собственная, неповторимая кристаллическая решетка, в узлах которой и располагаются положительные ионы. (Демонстрируются модели различных кристаллических решеток). В одних решетках электронам двигаться легче, а в других - труднее.

Итак, подведем итоги. Мы выяснили, что сила тока в электрической цепи прямо пропорциональна напряжению на концах проводника и зависит от свойств самого проводника. Эта связь впервые была установлена немецким ученым Г. Омом, записывается она следующим образом:

                                        I=        

R - сопротивление проводника. В честь Г.Ома, единица измерения сопротивления проводника была названа омом   (1  Ом).

Само сопротивление проводника определяется по формуле:
                                        
R=ρ

где ρ удельное сопротивление проводника. Определяется эта величина экспериментально для каждого вещества. Для некоторых веществ ее значения представлены в таблице на странице 96.

Какое из представленных там веществ имеет самое маленькое сопротивление? Самое большое?

Итак, сегодня мы с вами узнали, что...

Ученики -между силой тока и напряжением существует связь - сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

 -А также, что сила тока зависит от свойств самого проводника. Эту зависимость учитывает физическая величина - сопротивление.

 - Сопротивление проводника зависит от его длины, площади сечения и вещества, из которого состоит проводник.

Учитель - Совершенно правильно! А теперь просмотрим видеофрагмент , где еще раз вы сможете увидеть опыты по установлению связи между силой тока и напряжением.

(демонстрация фрагмента "Закон Ома" с диска "Учебные демонстрации" к учебникам по физике авторов Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б.)

Учитель - Спасибо всем за работу! Особо оцениваю работу ...... (выставление оценок за урок).

Домашнее задание: параграф 13,№ 15.7, 15.46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала "Первый закон термодинамики", 10 класс

Общий метод: репродуктивныйЧастные: словесный, словесно – наглядно – практический.Форма проведения занятия: эвристическая беседа, фронтальная беседа, работа с опорным конспектом, учебником, материалом...

Презентация, урок изучения нового материала "Закон Всемирного тяготения".

В данной презентации отображен урок изучения нового материала по теме "Закон Всемирного тяготения. Вначале приводятся вопрсы повторения раннее изученного материала в формате ГИА. Затем выдвигается про...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении Тип урока: Изучение нового материала Класс: 9

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движенииТип урока: Изучение нового материалаКласс: 9Цели урока:Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особеннос...

Методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».Мотивация изучения темы: «Оптика...