Главные вкладки

    формирование УУД на уроках физики
    статья по физике (7 класс) на тему

    Шурагина Светлана Васильевна

    В работе рассматриваются способы и приемы формирования УУД на уроках физики в 7 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_uud_na_urokakh_fiziki.docx22.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование  универсальных учебных действий на уроках физики.

     Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями  выступает как  способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

    Личностные УУД

    Как понять себя и чувства другого?

    Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь. 

    Личностными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе является формирование следующих умений:

    • Определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
    • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.

    Для формирования личностных УУД можно использовать задания, в которых предлагается дать собственную оценку:

    - участие в проектах;

    - подведение итогов урока;

    - творческие задания.

    Регулятивные УУД.

    Что входит в умение учиться?

    Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированны регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

    Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его  адаптации в обществе, а также профессионального роста.

    К регулятивным УУД относится:

    • Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
    • Ставить учебную задачу.
    • Учиться составлять план и определять последовательность действий.
    • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
    • Учиться работать по предложенному учителем плану.

    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

    Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала и  технология оценивания образовательных достижений.

    Регулятивные универсальные учебные действия формируются при

    выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач,

    при решении качественных и количественных задач.

    При обучении физике, деятельность, связанная с проведением  физического

    эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование,

    моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и

    построение установок, измерение, представление и обобщение результатов.

    В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода

    познания физических явлений.

    Решение экспериментальных задач, формирует у обучающихся

    умение проводить наблюдения и описывать их, задавать

    вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать

    проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи

    наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений

    в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие

    закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в

    повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и

    приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.

    Познавательные УУД

    Как сделать учебу интересней?

    Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

    К познавательным УУД относится:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические  рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

    Средством формирования этих действий служит учебный материал, задания учебника и задачи из сборников.

    С целью реализации познавательных УУД на уроках физики можно использовать  опорные

    конспекты (ОК), структурно - логические схемы, работа обучающихся

    над учебными проектами,

     тем самым учить ребят видеть все явления

    и процессы во взаимосвязи друг с другом,

     устанавливать между ними связь и

    выстраивать логические цепочки.  Всѐ  это позволяет систематизировать

    знания, учит обучающихся выделять основное.

    Коммуникативные УУД

    Умеем ли мы общаться?

    Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

    К коммуникативным УУД относится:

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Читать и пересказывать текст.

    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Средством формирования этих действий служит организация работы в парах постоянного и сменного состава, технология проблемного обучения.

    Коммуникативные УУД можно формировать, используя уроки-конференции, уроки-путешествия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оптимизация формирования знаний на уроках физики в профтехучилище.

    Сегодня каждое уважающее себя общество считает своим долгом уделять особое внимание физической науке и физическому образованию. Объясняется это тем, что именно физика как ведущая дисциплина помогает п...

    Формирование УУД на уроках физики

    Практико-значимый проект...

    Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через формирование УУД на уроках физики

    Итоговая работа  по программе "Модернизация региональной системы образования " и "Развитие профессиональных компетенций работников образования"...

    Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»

    Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....

    Формирование УУД на уроках физики

    Самостоятельная работа учащихся над печатным текстом развивает их активность  и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания осознанно....

    Методы и способы формирования УУД на уроке физики.

    Методы и способы реализации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики.План-конспект урока физики в 8 классеТема: Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока ...

    «Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроке физики»

    В работе рассмотрена система деятельности педагога по формированию УУД на уроках физики. В свете модернизации Российского образования от педегога требуется изменить своё отношение к преподаванию предм...