Звук, инфразвук, ультразвук
презентация к уроку (физика, 8 класс) по теме

ГЛУЩЕНКО НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
Урок-игра по физике в 8 классе. 
Цели занятия: 
1) Образовательная 
обеспечить усвоение знаний о звуковых волнах, ультразвуке и инфразвуке; 
2) Развивающая 
развивать у учащихся умение самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия; 
продолжать формировать умение наблюдать, сравнивать и анализировать, рассуждать и делать выводы; 
3) Воспитывающая 
развитие познавательного интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук, инфразвук, ультразвук1.03 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ – Средняя общеобразовательная школа

с. Карпёнка

Краснокутского района Саратовской области

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ

 «Звук,

инфразвук и ультразвук»

для учащихся 8-х классов

Выполнила:

Глущенко Наталья Сергеевна

учитель физики

 


ЦЕЛИ занятия

1) Образовательная

обеспечить усвоение знаний о звуковых волнах, ультразвуке и инфразвуке;

2) Развивающая 

развивать у учащихся умение самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия;

продолжать формировать умение наблюдать, сравнивать и анализировать, рассуждать и делать выводы;

3) Воспитывающая

развитие познавательного интереса к предмету.

ХОД

1.Организационный этап

Приветствие.

Сегодня  мы  обобщим знания о звуковых волнах, ультразвуке и инфразвуке;

рассмотрим примеры различных звуковых явлений; будем учиться формулировать чёткие ответы на качественные вопросы.

 Слайд 1. Проводить занятие мы будем в форме игры.

Слайд 1 (щелчок) Игра называется «Самое интересное о звуке, инфразвуке и ультразвуке».

- Познакомимся с правилами игры. (слайд 2)

- Порядок участия в первом туре определим по жребию. Участник имеет право выбрать категорию и номер вопроса по желанию. На ответ не более 15 секунд. Если ответа дать не можете или  допущена ошибка, открываем правильный ответ и проводим самопроверку.

 5-7 игроков, получивших наибольшее число баллов в 1 туре, допускаются ко второму туру.

  3 игрока с максимальным числом баллов допускаются к финальному туру. По итогам финального тура выявляется 3 призёра.

За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, его «стоимость» 100 баллов. По окончании каждого тура подводим итог. Помогать фиксировать результаты вашей работы  мне будет ...

- Внимание на экран!

 - Начинаем 1 тур!          

1 тур - слайды с 3 по 17

Слайд 4 содержит название категории и номера вопросов

На слайдах с 5 по 17 вопросы и ответы. Переход на слайды с 5 по 17 по гиперссылке.

«Звуковые волны»

  1. Что такое звук? (Упругие волны, вызывающие у человека слуховые ощущения).
  2. Каков диапазон волн, воспринимаемых слухом человека? (От 16 ГЦ до 20 кГц).
  3. Что можно назвать источником звука? (Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой).
  4. Почему во время грозы мы сначала видим молнию, а потом слышим гром? (Скорость звука много меньше скорости света).

«Звук в различных средах»

  1. От чего зависит скорость звука в газах? (Скорость звука в газах зависит от температуры газа, от его рода, от плотности).
  2. Почему человек, стоящий на берегу реки, не слышит звуков, возникающих под водой? (При переходе из воды в воздух звук отражается на 99% в воду).
  3. Что спасает человека под водой от звуковой перегрузки? (При погружении в воду в его ушах остаются воздушные пробки).

«Громкость и высота звука.  Эхо»

  1. Почему после удара молоточком по камертону его звук постепенно становится всё тише и тише? (Когда колебания звучащего камертона затихают, вместе с амплитудой уменьшается и громкость звука).
  2. Чем определяется высота звука? (Высота звука определяется его частотой).
  3. Что такое эхо? (Эхо это звуковые волны, отражённые от какого-либо препятствия и возвратившиеся к его источнику).

«Инфразвук и ультразвук»

  1. Что такое инфразвук? (Инфразвук- это упругие волны с частотой меньше 16 Гц).
  2. Что такое ультразвук? (Ультразвук – упругие волны с частотой выше 20 кГц)
  3. Как с помощью гидролокатора можно определить глубину моря? (Источник ультразвука с корабля посылает импульс и получает отражённый сигнал).

 Итог 1-го тура:  

- Подводим итог 1 тура: лучшие знания в этом туре показали: (называются фамилии). Они допускаются ко второму туру.

2 тур - слайды с 18 по 33  

Слайд 19 содержит название категории и номера вопросов

На слайдах с 20 по 33 вопросы и ответы. Переход на слайды с 20 по  33 по гиперссылке.

«Звуковые волны»

  1. Откуда пошло название «дисковая сирена»? (по имени полуптиц- полуженщин, которые согласно древнегреческому мифу завлекали своим пронзительным пением мореходов на кораблях, и те разбивались о прибрежные скалы)
  2. Благодаря чему звук музыкальных инструментов (гитара, скрипка, балалайка) становится громче? (Благодаря наличию резонатора)
  3. Могут ли быть источниками звука не только колеблющиеся тела, но и физические явления? (Могут. Например: взрывы, полёты снарядов, завывание ветра, гроза.)

«Звук в различных средах» 

  1. Почему человек, услышавший звук выстрела или свист пули может не волноваться, эта пуля его уже миновала? (пуля обгоняет звук выстрела: начальная  скорость 800м/с, через 800м скорость пули примерно равна скорости звук, т.е. около 340м/с)
  2. Как Леонардо да Винчи предлагал слушать подводные звуки? (учёный предложил слушать подводные звуки, приложив ухо к веслу).
  3. Как объяснить выражение: «Нем, как рыба»? (Звуки из воды передаются очень слабо).

«Громкость и высота звука.  Эхо»

  1. Благодаря чему звук музыкальных инструментов (гитара, скрипка, балалайка) становится громче? (благодаря корпусу (резонаторному ящику),через корпус с отверстием выходят звуковые волны).
  2. Что соответствует громкости в 1 сон? (приглушённый разговор).
  3. Почему полёт шмеля сопровождается более низким звуком, чем полёт комара? (шмель машет крылышками с меньшей частотой, чем комар).
  4. Из чего состоит музыкальный звук? (основной тон – звук определённой частоты с примесью нескольких колебаний).

 «Инфразвук и ультразвук»

  1. Чем объясняется возбуждающее действие современной рок-музыки, насыщенной низкими частотами? (Резонансным влиянием низких частот на организм человека).
  2. Как медузы узнают о приближении шторма? (Медузы улавливают инфразвуковые волны, возникающие при шторме в результате взаимодействия потоков воздуха с гребнями морских волн заранее (за 15 часов).
  3. Как используют ультразвуковые волны для отпугивания птиц? (У некоторых птиц ультразвук  вызывает болевые ощущения) 
  4. Как применяют ультразвук для дефектоскопии? (Трещины обнаруживают по отражению от них ультразвука)

Итог 2-го тура:  

- Подводим итог 2 тура: лучшие знания в этом туре показали: (называются фамилии). Сильнейшие игроки вышли в финал. Они допускаются к третьему, финальному туру. В третьем туре категории уже не выделены, подсказок никаких нет.

- Итак, внимание! Начинаем 3 тур!        

3 тур - слайды с 34 по 47  

Слайд 35 содержит номера вопросов

На слайдах с 36 по 47  вопросы и ответы. Переход на слайды с 36 по 47  по гиперссылке.

Вопросы 3 тура:

  1. Что является естественным резонатором певца? (Полость рта)
  2. Что является причиной звука появляющегося в начале считывания информации с СD – ROM? (работа механизма, раскручивающего диск. Раскручивание сопровождается звуком низкой частоты)
  3. Что мы слышим, приложив раковину к уху? (Раковина усиливает обычные шумы в окружающей обстановке, не улавливаемые ухом человека. Этот звук напоминает шум моря)  
  4. С помощью какого прибора врач получает информацию о состоянии больного по характеру звуков? (фонендоскоп)
  5. Как осуществляется ультразвуковое видение предметов?(Ультразвуковые колебания превращаются в электрические, а затем в световые)
  6. Какое действие ультразвука используют при стерилизации молока, медицинских инструментов? (Ультразвук приводит к гибели микробов)
  7. Как с помощью листа бумаги усилить  звук голоса? (Лист свернуть в виде воронки и использовать как рупор. Звук будет распространяться в одном направлении)
  8. Почему в лесу довольно трудно определить, откуда идёт звук? (Многократно отражаясь от деревьев, звуки мешают определить верное направление на предмет)
  9. Почему в глухом лесу, чтобы не потеряться, лучше свистеть, а не кричать? (В отличие от крика свист - это звук определённой частоты, он хорошо огибает препятствия, следовательно его можно услышать на большем расстоянии)
  10. Почему шум, создаваемый движущимся поездом, усиливается при входе поезда в туннель? (Звук усиливается в результате отражения от стен туннеля)
  11.  Для чего открывают звучащий рояль? (Усиление звука происходит за счёт акустического резонанса)
  12.  При полёте многие насекомые издают звук. Почему при полёте птиц звука не слышно? (Число колебаний крыльев меньше 16 раз в сек)

Итог игры: в общем зачёте по числу баллов

- На 3 месте ....

- На 2 месте ....

- И победителем игры становится ...

- Ребята, игра закончилась, но выиграли её не только три человека. Выиграли все мы, т.к. узнали очень много нового и интересного. Надеюсь, вам захочется почитать дополнительную литературу, обратиться ещё раз к материалу учебника.

Литература:

  1. Громов С.В. Физика: Учеб. Для 8 кл общеобразоват. учреждения/М.: Просвещение, 2003.
  2. Марон А.Е. Сборник качественных задач по физике: для 7 – 9 кл. общеобразоват. учреждений/. М.: Просвещение, 2006
  3. За основу взята идея телепередачи! «Своя игра».
  4. В презентации использована графическая информация Интернет – ресурсов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ультразвук и его применение в медицине

Современная медицина немыслима без ультразвуковых диагностических аппаратов. Ультразвук лежит в основе принципиально новых методик в хирургии и особенно микрохирургии. Физиотерапевтическая ультразвуко...

Презентация по физике на тему: "Инфразвук и ультразвук".

Данная презентация используется на уроках физики в 9 классе при изучении темы "Ультразвук и инфразвук"...

Ультразвук: источники и применение.

Презентация к уроку физики по теме: Ультразвук"....

Ультразвук и инфразвук

Урок-обощение по теме "Ультразвук и инфразвук"...

Презентация на тему:Инфразвук .ультразвук

Презентация может быть использована на уроках физики...

Внеклассное мероприятие по физике "Театрализованное представление "Суд над инфразвуком""

Цель данного мероприятия - расширить знания учащихся об инфразвуке, о его положительной и отрицательной роли в природе и жизни человека....