Использование возможностей учебного кабинета на I ступени преподавания физики
статья по физике на тему

В течение последнего десятилетия наблюдается постепенное сниже­ние интереса школьников к физике.

Даже в 7 классах (не говоря уже о старших), в которых данный курс только начинает изучаться, работа на уроках была вялой, ответы на вопросы и решения задач выполнялись "через не хочу". Большинство домашних заданий оставались без внимания. 

Возник естественный вопрос: "В чем же причины, подобного отношения к предмету?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Апросинкина Н.В., учитель физики и информатики МОУ СОШ №3

города Георгиевска Ставропольского края

Использование возможностей учебного кабинета

на I ступени преподавания физики.

В течение последнего десятилетия наблюдается постепенное снижение интереса школьников к физике.

Даже в 7 классах (не говоря уже о старших), в которых данный курс только начинает изучаться, работа на уроках была вялой, ответы на вопросы и решения задач выполнялись "через не хочу". Большинство домашних заданий оставались без внимания.  

Возник естественный вопрос: "В чем же причины, подобного отношения к предмету?". Анализируя результаты своей работы в различных классах я нашла ответ  на возникший вопрос - причиной всему была слабая  заинтересованность учащихся в необходимости изучения предмета.

Знание физики делает человека более умным и более сильным, он перестает быть беспомощным перед стихиями природы, начинает понимать мир, в котором живет. Наблюдая за миром вещей и явлений, учащиеся самостоятельно выдвигают гипотезы, доказывают их, ставя опыты и делая умозаключения. Известна народная мудрость: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".  В физике все начинается с наблюдения. Но и ограничиться простым наблюдением нельзя. Явление нужно изучать глубоко и обстоятельно. Необходимо создать определенные условия протекания явлений и менять их в соответствии с планом исследования, то есть проводить физический эксперимент.

При проведении эксперимента воспроизводится не только физическое явление, но и выясняется взаимосвязь и зависимость протекания явления от изменения условий в данном эксперименте.

Постановка демонстрационного эксперимента пробуждает и открывает у учащихся скрытые кладовые информации. И даже в том случае, если учащийся забыл необходимые для объяснения результатов опыта теоретические факты, эксперимент подталкивает, заставляет задуматься, еще раз «перекопать» содержимое памяти, разложить все по полочкам и найти, наконец, единственно правильное объяснение происходящему, превознося выше всех остальных, разумеется, внутренние мотивы, побуждающие его к этому.

Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''.

Круг интересов школьников очень обширен: одни любят мастерить и конструировать, других привлекает история науки или технические применения законов физики.

Любознательность и стремление к самоутверждению характерны для юного возраста. Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики.

В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Учебный физический эксперимент является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащихся.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их, активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении, их самостоятельность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и I т. д..

Эвристическая беседа, эвристические лабораторные работы, логико- поисковые задания, некоторые приемы работы с учебником- вот некоторые из приемов развития мышления учащихся на уроках физики. Развитию логического мышления способствуют различного рода физические задачи, лабораторные работы, работы с дидактическим материалом и т. д.

В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д.

Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет.

Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивы и интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Чтобы пробуждать и развивать интерес к физике, учитель должен любить свой предмет, рассматривать воспитание учащихся и обучение их физике как высокий гражданский долг, соотносить задачи обучения и воспитания учащихся с социально-экономическими задачами общества и во всех своих действиях и поступках проявлять себя как личность, обладающая активной жизненной позицией.

Итак, формирование интереса школьников к предмету — сложный процесс, предполагающий использование: различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений, между учителем и учащимися.

Процесс формирования у учащихся умения самостоятельно выполнять опыты начинается с выработки у них умения выполнять простейшие операции, без которых невозможен эксперимент.

В первую очередь учащихся следует научить пользоваться лабораторным оборудованием (приборами и материалами, штативами и принадлежностями к ним, источниками энергии, подставками, подъемными столиками, пробирками, химическими реактивами и т.д.), соблюдать правила техники безопасности.

Далее идет выполнение измерений, включающее чтение шкал приборов, определение цены деления шкалы прибора, его нижнего и верхнего пределов измерения, отсчет и правильная запись показаний прибора, определение погрешности измерения.

У учащихся необходимо также выработать умения правильно фиксировать результаты наблюдений и измерений различными способами (рисунки, таблицы, графики, фотографии, видеозапись).

Первые мысли учителя должны быть направлены на то, чтобы учащийся видел опыт и проделывал его сам, видел прибор в руках преподавателя и держал его в своих собственных руках. Однако если учащиеся будут проделывать различные опыты и наблюдать за демонстрацией опытов, выполняемых учителем, но не будут слышать продуманных ярких рассказов преподавателя, не будут решать задач, не будут читать учебника и знакомиться с литературой, то такую работу учителя еще нельзя назвать удовлетворительной. Преподавание предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение со школьниками особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Эксперимент имеет большое значение для преподавания учащимся физических законов и явлений. Значение физического эксперимента непрерывно возрастает в связи с небывалым развитием физики. Осуществление двух видов школьного эксперимента: демонстрации опытов и проведение лабораторных работ – позволяет успешно решать задачу физики с техникой. Этим и объясняется огромный интерес, проявляемый учителями физики к постановке школьного физического эксперимента.

Использование демонстрационного эксперимента, обсуждение со школьниками особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Демонстрационный эксперимент является одной из составляющих учебного физического эксперимента и представляет собой воспроизведение физических явлений учителем на демонстрационном столе с помощью специальных приборов.

Значение демонстрационного физического эксперимента заключается в том, что:

-учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге у них формируется научное мировоззрение);

-у учащихся формируются некоторые экспериментальные умения: наблюдать явления, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, анализировать результаты, устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п.

Демонстрационный эксперимент, являясь средством наглядности, способствует организации восприятия учащимися учебного материала, его пониманию и запоминанию; позволяет осуществить политехническое обучение учащихся; способствует повышению интереса к изучению физике и созданию мотивации учения. Но при проведении учителем демонстрационного эксперимента учащиеся только пассивно наблюдают за опытом, проводимым учителем, сами при этом ничего не делают собственными руками. Следовательно, необходимо наличие самостоятельного эксперимента учащихся по физике.

Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений.

Значение лабораторных занятий по физике заключается в том, что у учащихся формируются представления о роли и месте эксперимента в познании.
        При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. К первой группе относятся умения: определять цель эксперимента, выдвигать гипотезы, подбирать приборы, планировать эксперимент, вычислять погрешности, анализировать результаты, оформлять отчет о проделанной работе. Ко второй группе относятся умения: собирать экспериментальную установку, наблюдать, измерять, экспериментировать.

при его выполнении у учащихся вырабатываются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе приборами; соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, в записях, которые делаются во время эксперимента, организованность, настойчивость в получении результата. У них формируется определенная культура умственного и физического труда.

Фронтальные лабораторные работы - это такой вид практических работ, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование. Фронтальные лабораторные работы выполняются чаще всего группой учащихся, состоящей из двух человек, иногда имеется возможность организовать индивидуальную работу. Физический практикум проводится с целью повторения, углубления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики; развития и совершенствования у учащихся экспериментальных умений путем использования более сложного оборудования, более сложного эксперимента; формирования у них самостоятельности при решении задач, связанных с экспериментом. Но опыты в физике могу не только иллюстрировать различные физические процессы но и стимулировать познавательную активность и желание учиться. Опыт же не только учит он увлекает ученика заставляет лучше понимать то явление которое он демонстрирует. Человек, заинтересованный в конечном результате добивается успеха. Так и в данном случае заинтересовав ученика, пробудем тягу к знаниям. 

Для демонстрации опытов использую также фрагменты видеофильмов (в школе имеется не весь перечень оборудования, необходимого для преподавания физики), а учащиеся их объясняют. Или наоборот, демонстрирую опыт, а для его объяснения использую фрагменты видеофильма. Применение видеоматериалов повышает эффективность работы учителя, а наглядность материала позволяет учащимся получать более полные сведения по теме.

Особые требования предъявляются к качеству используемой наглядности. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое, теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем восприятия компьютерного материала. При этом учитель своим словом, умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль обучаемых к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

К сожалению, в большинстве школ из-за ряда объективных, а порой и субъективных причин порой почти перестали проводить демонстрационные эксперименты, лабораторные работы, физпрактикум и перешли к варианту
«мелового» преподавания. Уроки без демонстраций и практических работ стали скучнее. Это уменьшает интерес к предмету и, как следствие, - снижает качество приобретаемых знаний.

В новых условиях работы школы, в условиях возрастающего потока учебной информации и большой плотности учебного материала наряду со словесными и другими методами обучения соответствующее место должен занимать и физический эксперимент. Это тем более важно, что при обучении в школе он еще недостаточно полно используется в настоящее время.

Физический эксперимент, как метод обучения, обладает большими учебными возможностями в развитии познавательной деятельности школьников.

Список использованной литературы:

1. А. В. Усова. Избранное. – Челябинск: ЧГПУ, 2000.

2. Л. А. Иванова. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва: Просвещение, 1983.

3. Н. М. Зверева. Активизация мышления учащихся на уроках физики. –

Москва: Просвещение, 1980.

4. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. // Под ред.

А. В. Усовой. – Москва: Просвещение, 1990.

5. Ресурсы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей информационно-коммуникационной среды для преподавания физики.

Использование возможностей информационно-коммуникационной среды для преподавания физики.Главная задача современной школы-это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизн...

Использование возможностей учебно-опытного участка для формирования исследовательских компетенций учащихся

Традиционно пришкольный учебно-опытный участок делится на отделы, форма и размеры, которых в каждой школе свои. Задача учителя состоит в том, чтобы пришкольная территория стала базой развития исследов...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ.        2.ПОНЯТИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНОГО КАБИНЕТА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Выбор профессии обучающимися является одним из судьбоносных решений в жизни, т.к. выбирая профессию, человек часто выбирает вместе с ней свое будущее. В данной статье рассматривается возможность реали...