Разработка урока по физике для 10 класса по теме: "Проводники в электростатическом поле"
материал по физике (10 класс) на тему

Абдулин Олег Михайлович

Урок изучения новой темы с элементами первоначальной проверки уровня усвоения, построенного на самостоятельном добывании знаний учащимися через работу с учебником и выполнение экспериментального задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет: физика

Класс: 10

УМК: Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/ Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н. Н. Сотский.

Учитель: Абдулин Олег Михайлович

Тема урока: «Проводники в электрическом поле»

Цель урока: ученик поймет сущность явления электростатической индукции и электростатической защиты и научится объяснять данные явления

Задачи урока:  

          - создать условия для выявления сущности явления электростатической индукции;

          - организовать экспериментальную работу в парах по наблюдению электростатической защиты;

          - создать ситуацию успеха в представлении и оценивании экспериментального задания;

          - закрепить новый материал через демонстрацию опыта и его объяснение учениками.

                                                                    Планируемые образовательные результаты:

                              Предметные

                 Метапредметные

                      Личностные

Знания о явлении электростатической индукции и его использования для электростатической защиты.

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их реализации.

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

Формирование умений воспринимать, перерабатывать информацию, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы.

Формирование умений работать в паре, представлять свои взгляды, вести диалог.

Убежденность в возможности познания природы.

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Самостоятельность в приобретении новых знаний.

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

Явление электростатической индукции, электростатическая защита.

Дальнейшее формирование у учащихся умений пользоваться методами научного познания; умений работать в паре; умений применять полученные знания в новых условиях; умений оценивать свою деятельность и свои знания.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация по теме: «Проводники в электростатическом поле»

Методическое назначение средств ИКТ

Наглядное представление изучаемого материала; привлечение внимания обучающихся; источник информации; увеличение плотности урока.

Аппаратное и программное обеспечение

Интерактивная доска, проектор; компьютерная презентация.

Образовательные Интернет-ресурсы

Видеофрагмент «Электростатическая индукция. Электростатическая защита»                  (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов № 194775).

                                                        ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Ученики актуализировали знания, необходимые для восприятия новой информации.

Принятие учениками целей урока.

Учитель приветствует детей, отмечает, что продолжают изучение главы «Электростатика» и сегодня рассмотрят вопрос о проводниках, помещенных в электростатическое поле.

Для вхождения в тему урока учитель предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какое поле называется электростатическим?

- Что является источником электрического поля?

- Кем была высказана идея о существовании электрического поля?

- Какими основными свойствами обладает электростатическое поле?

- Что такое проводники?

- Что характерно для проводников?

- Знаете ли Вы, что будет происходить с проводником, если его поместить в электростатическое поле?

Чтобы получить ответ на данный вопрос, нам предстоит поработать в данном направлении.

Учитель просит записать тему урока: «Проводники в электростатическом поле» (слайд 1) и отмечает, что при помещении проводника в электрическое поле, с ним происходит явление электростатической индукции, на котором основано действие электростатической защиты. Рассмотрение данных вопросов будет для нас основной целью.

Учитель предлагает цели минимум и цели максимум (слайд 2) и просит определится учеников с выбором уровня целей для себя.

Учитель обращается к 2-3 ученикам с просьбой озвучить цели, которые выбрали для себя ученики.

Длительность этапа

6 мин.

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Обращение к памяти для актуализации знаний. Осознание и определение уровня целей урока.

Форма организации деятельности учащихся .

Средства ИКТ

Фронтальная и индивидуальная.

Интерактивная доска

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Актуализация знаний учащихся. Подготовка к восприятию новой темы. Постановка целей и задач урока.

Методы обучения, приемы, техники

Фронтальный опрос.

Прием «минимакса»

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Умение работать с учебником, находить нужную информацию и анализировать ее.

Умение работать в паре при проведении экспериментального задания. Усвоение сущности явления электростатической индукции и электростатической защиты.

Учитель продолжает беседу и задает следующий вопрос:

- Какие группы веществ, кроме проводников вы знаете?

- Что характерно для диэлектриков?

- В чем основные отличия проводников от диэлектриков? (слайд 3).

Учитель предлагает для подготовки ответа на данный вопрос, использовать учебник (стр. 232, 235). Через 3 минуты предлагает одному из учеников назвать основное отличие проводников от диэлектриков (слайд 3).

Далее учитель предлагает вспомнить строение проводников, используя рисунок на слайде 4 и текс учебника. На подготовку к ответу дается 4 минуты.

Учитель приглашает одного из учеников к доске, чтобы с использованием рисунка, рассказать о строении проводников.

Далее учитель в ходе беседы, используя слайд 5, раскрывает сущность явления электростатической индукции. В ходе беседы учитель может задать следующие вопросы:

- Как на рисунке видно, что проводник находится в электрическом поле?

- О чем говорит направление линий напряженности электрического поля?

- Что будет происходить с электронами в проводнике под действием электрического поля?

- К чему приведет перемещение электронов на один край проводника?

- Как будет направлено электрическое поле, созданное разделением зарядов внутри проводника?

- К чему это приведет?

После выявления сущности явления электростатической индукции, учитель просит сформулировать определение данного явления, используя текст учебника (в учебнике определений в явном виде нет). После совместного обсуждения, ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель отмечает, что на основе явления электростатической индукции основано явление электростатической защиты. Для выявления данного факта, учитель предлагает выполнить экспериментальное задание.

Учитель раздает оборудование и порядок выполнения экспериментального задания. 

Экспериментальное задание

«Наблюдение электростатической защиты»

Цель: пронаблюдать и объяснить   действие электростатической защиты.

Приборы и материалы: металлическая пластина, пластиковая линейка, бумажная стрелка, иголка на подставке, бумага (тетрадный лист).

Порядок выполнения работы:

  1. Установите бумажную стрелку на подставку с иголкой.
  2. Наэлектризуйте линейку с помощью бумаги (тетрадный листок).
  3. Поднесите наэлектризованную линейку к бумажной стрелке и поводите линейкой в разные стороны. Что вы наблюдаете?
  4. Установите между бумажной стрелкой и наэлектризованной линейкой металлическую пластину. Поводите линейкой в разные стороны. Что вы наблюдаете?
  5. Используя текст учебника, объясните наблюдаемое явление.
  6. Сделайте вывод по работе.

Длительность этапа

23 мин.

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Выполнение экспериментального задания. Анализ результатов и формулировка вывода

Форма организации деятельности учащихся

Средства ИКТ

Парная (малая группа).

Нет.

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Организация учебной деятельности школьников, оказание помощи в затруднительных ситуациях.

Методы обучения, приемы, техники

Экспериментальный метод обучения, работа с текстом

ЭТАП 3. Первоначальная проверка уровня усвоения образовательных результатов. Коррекция

Ход урока

Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов

Проверка правильности выполнения экспериментального задания. Применение полученных знаний для решения качественных задач и объяснения физических опытов.

Учитель предлагает вниманию учеников видеофрагмент «Электростатическая индукция (слайд 6). Электростатическая защита», с помощью которого они могут провести самооценку правильности выполнения экспериментального задания, а так же выявить новый объем информации. Таким образом, перед учениками ставится две задачи:

- послушать объяснение электростатической защиты и сопоставить со своим объяснением;

- выявить новую информацию.

После просмотра видеофрагмента, учитель задает следующие вопросы и использует слайд 7, на котором представлена логическая цепочка по представлению новой информации:

- Что нового вы узнали при просмотре данного видеофрагмента?  

- О чем говорит факт отсутствия электрического поля внутри проводника?

- Тогда где располагаются заряды в проводнике?

Далее учитель демонстрирует опыт по электростатической индукции и просит объяснить его.

Далее учитель предлагает решить следующие качественные задачи (слайд 8).

  1. Почему проводники для опытов по электростатике делают полыми?
  2. Два одновременно заряженных металлических шара одинакового диаметра приводят в соприкосновение. Один из шаров полый. Как распределяться заряды на обоих шарах?
  3. Почему незаряженная металлическая гильза всегда притягивается к заряженному телу (положительному или отрицательному)?

Длительность этапа

10 мин.

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Видеофрагмент «Электростатическая индукция. Электростатическая защита»                  (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов № 194775).

Методы контроля

Заслушивание ответов учеников при решении качественных задач, объяснений опыта.

Способы коррекции

Обращение внимания на допущенные ошибки и возможность их исправления

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Фиксация правильного (не правильного) ответа ученика. Возможность коррекции учеником своего ответа.

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Ход урока

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Осуществляется по представленным ученикам для обдумывания вопросов

Учитель просит одного из учеников сделать вывод по уроку.

Далее учитель обращается к целям урока, которые ученики выбрали для себя и спрашивает учеников о их достижении.

Учитель предлагает вниманию учеников слайд 9, просит каждого ученика подумать над представленными вопросами:

  1.  Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  2. Все ли для вас было понятным?
  3. В чем вы испытывали трудности?
  4. Что на уроке вам понравилось?
  5. Что на уроке вам не понравилось?

Затем, учитель предлагает 3-4 ученикам высказаться по этим вопросам.

Учитель задает домашнее задание: прочитать параграф 93.

Учитель благодарит всех учеников за работу, просит сдать тетради для проверки экспериментального задания и объявляет об окончании урока.

Длительность этапа

6 мин.

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Фиксация ответов учеников и оценка достижения (не достижения) поставленных целей урока

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная

___________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проводники в электростатическом поле

Слайд 2

Сегодня на уроке Как минимум: пойму сущность явления электростатической индукции; пойму сущность электростатической защиты. Как максимум: смогу объяснять явление электростатической индукции; смогу объяснить принцип электростатической защиты.

Слайд 3

Наличие свободных зарядов Наличие связанных зарядов

Слайд 4

Строение проводников Свободные электроны Положительные ионы

Слайд 5

Проводник в электрическом поле

Слайд 6

Электростатическая индукция и электростатическая защита

Слайд 7

Электростатическая защита Отсутствие электростатического поля внутри проводника Отсутствие зарядов внутри проводника Заряды в проводнике располагаются только на его поверхности

Слайд 8

Давайте подумаем 1. Почему проводники для опытов по электростатике делают полыми? 2. Два одновременно заряженных металлических шара одинакового диаметра приводят в соприкосновение. Один из шаров полый. Как распределяться заряды на обоих шарах? 3. Почему незаряженная металлическая гильза всегда притягивается к заряженному телу (положительному или отрицательному)?

Слайд 9

ответьте на вопросы : Как вы оцениваете свою работу на уроке? Все ли для вас было понятным? В чем вы испытывали трудности? Что на уроке вам понравилось? Что на уроке вам не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физике 7 класс Давление газа.

Урок содержит разработанную технологическую карту, иллюстрации к призентации. Тест проводится с помощью системы голосования VOTUM...

Разработка урока по физике 11 класс "Деиствие магнитного поля на проводник с током"

Разработка урока по физике 11 класс "Деиствие магнитного поля на проводник с током"...

Информационная карта по физике. 11 класс. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Информационная карта по физике для 11-го класса вечерней школы.Проводники и диэлектрики в электростатическом поле....