Развитие креативного мышления на уроках физики
статья по физике на тему
Статья о развитии нестандартного мышления на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 365.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие креативного мышления на уроках физики.
Подготовила Мазина Г.С.
Креативное мышление учащихся – это процесс формирования и совершенствования всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности,а также умений осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.
.
На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели – люди умеющие мыслить творчески, способные создавать новое во всех областях жизни.
Использование разных методических приёмов на уроках физики позволяет наиболее естественным и простым способом возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с теми разнородными явлениями жизни, с которыми он обычно входит в соприкосновение.
Решение следующих задач, развивает креативное мышление у учащихся:
1. исследовательские, которые строятся на выдвижении гипотез, прогнозировании последствий, достраивании условий.
2. изобретательские, которые предполагают прогнозирование идей, проектов,
3. конструкторские.
При составлении творческих заданий я использую: интересные факты из истории науки, повседневной жизни, окружающей природы, литературы и народного творчества, акцентирую на ошибочные выводы и поиски в науке.
Примеры составления нестандартных творческих задач и проблемных вопросов:
1. В 8 классе после прохождения темы «Кипение» имеется вопрос: От чего зависит температура кипения жидкости? Данный вопрос репродуктивного характера, интереса не вызывающий. Если его перефразировать: «Я смогу заставить воду кипеть при комнатной температуре!» - это уже вызовет интерес у учащихся, а если дополнить экспериментом, то для учащихся это будет творческая задача.
2. Как из соленой воды сделать пресную? Как из этого вопроса сделать творческую задачу? Первое – мы должны вызвать интерес: добавим интересный литературный образ - например, Робинзон Крузо. «В центре необитаемого острова Робинзон нашел озеро, но вода в нем оказалась соленой. Как из соленой воды получить пресную? Раз, возникнув вопрос, не давал ему покоя». Противоречие существует, корректность вопроса присутствует, но вот условие недостаточно. Дополняем: «приборов нет, но есть пещера, в которой так холодно, что вода ночью замерзает. Что делать Робинзону?».
3. Проблемную задачу или вопрос можно сделать из любого интересного факта: загадки, пословицы, поговорки
К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество! Это... (электричество)
Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит" (гром и молния).
Строки из бессмертной поэмы:
Татьяна пред окном стояла, на стекла хладные дыша
Задумавшись, моя душа, прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле заветный вензель. О да Е.
Здесь достаточно только сформулировать вопрос. Почему стекло отуманено?
При изучении темы «Электричество» в 8 классе, у учащихся вызывают живой интерес эксперименты по «рождению электричества» в фруктах и овощах, что довольно редко встретишь в обычных условиях ,для ребят становится открытием то, что оказывается можно сделать электрическую батарейку из солёных огурцов и кислых лимонов!
Такие формы работы позволяют открыть изучаемый предмет с другой стороны, более понятной и практичной, используемой в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эксперимент-как метод развития мышления на уроках физики
В статье описаны примеры использования эксперимента на уроках физики. Они помогают заинтересовать ученика, повысить мотивацию в изучении физики, развиваот логическое и творческое мышление обучающихся....
Технология «Критического мышления» на уроках физики .
В данной презентации рассматривается технология "критического мышления" её основные цели, задачи ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/28/picture-171067-1356717137.jpg)
Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.
В работе показаны возможные приёмы практического использования элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/08/picture-455253-1402243347.jpg)
Развитие экономического мышления на уроках физики.
Чтобы выпускники школы могли сознательно и активно участвовать в ускорении НТП , в экономии всех ресурсов, с которыми они будут иметь дело на своих рабочих местах, им дол...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-285307-1378751337.jpg)
приемы критического мышления на уроках физики
применение приемов критического мышления на уроках физики, презентация работы...
Технология критического мышления на уроках физики
Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на ...