Развитие креативного мышления на уроках физики
статья по физике на тему

Мазина Галина Степановна

Статья о развитии нестандартного мышления  на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mazina.docx365.61 КБ

Предварительный просмотр:

  Развитие  креативного  мышления на уроках физики.

  Подготовила Мазина Г.С.

 

Креативное мышление учащихся – это процесс формирования и совершенствования всех видов, форм и операций мышления, выработка  умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности,а также умений осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.

.

На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели – люди умеющие мыслить творчески, способные создавать новое во всех областях жизни.

Использование разных методических приёмов  на уроках физики позволяет наиболее естественным и простым способом возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с теми разнородными явлениями жизни, с которыми он обычно входит в соприкосновение.

Решение следующих задач, развивает   креативное мышление у учащихся:

1. исследовательские, которые строятся на выдвижении гипотез, прогнозировании последствий, достраивании условий.

2. изобретательские, которые предполагают прогнозирование идей, проектов,

   3. конструкторские.

   При составлении творческих заданий  я использую:  интересные факты из истории науки, повседневной жизни, окружающей природы, литературы и народного творчества, акцентирую на ошибочные выводы и поиски в науке.

Примеры составления нестандартных творческих задач и проблемных вопросов:

1. В 8 классе после прохождения темы «Кипение» имеется вопрос: От чего зависит температура кипения жидкости? Данный вопрос репродуктивного характера, интереса не вызывающий. Если его перефразировать: «Я смогу заставить воду кипеть при комнатной температуре!» - это уже вызовет интерес у учащихся, а если дополнить экспериментом, то для учащихся это будет творческая задача.

2. Как из соленой воды сделать пресную? Как из этого вопроса сделать творческую задачу? Первое – мы должны вызвать интерес: добавим интересный литературный образ - например, Робинзон Крузо. «В центре необитаемого острова Робинзон нашел озеро, но вода в нем оказалась соленой. Как из соленой воды получить пресную? Раз, возникнув вопрос, не давал ему покоя». Противоречие существует, корректность вопроса присутствует, но вот условие недостаточно. Дополняем: «приборов нет, но есть пещера, в которой так холодно, что вода ночью замерзает. Что делать Робинзону?».

3. Проблемную задачу или вопрос можно сделать из любого интересного факта: загадки, пословицы, поговорки

К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество! Это... (электричество)

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит" (гром и молния).

Строки из бессмертной поэмы:

Татьяна пред окном стояла, на стекла хладные дыша

Задумавшись, моя душа, прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле заветный вензель.  О да Е.

Здесь достаточно только сформулировать вопрос. Почему стекло отуманено?

При изучении темы «Электричество» в 8 классе, у учащихся вызывают живой интерес эксперименты по «рождению  электричества» в фруктах и овощах, что довольно редко встретишь в обычных условиях ,для ребят становится  открытием то, что оказывается можно сделать электрическую батарейку из солёных огурцов и кислых лимонов!

D:\Пользователи\Игорь\Desktop\P1020462.JPG

Такие формы работы позволяют  открыть изучаемый предмет с другой стороны, более  понятной и практичной,  используемой в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент-как метод развития мышления на уроках физики

В статье описаны примеры использования эксперимента на уроках физики. Они помогают заинтересовать ученика, повысить мотивацию в изучении физики, развиваот логическое и творческое мышление обучающихся....

Технология «Критического мышления» на уроках физики .

В  данной  презентации  рассматривается  технология "критического мышления" её  основные  цели, задачи ....

Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.

В  работе показаны возможные  приёмы практического  использования  элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....

Развитие экономического мышления на уроках физики.

Чтобы выпускники школы  могли  сознательно  и активно участвовать в ускорении  НТП , в экономии всех ресурсов, с которыми они будут иметь дело на своих рабочих местах,  им дол...

приемы критического мышления на уроках физики

применение приемов критического мышления на уроках физики, презентация работы...

Технология критического мышления на уроках физики

Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на ...