Анатомия атома (внеклассное мероприятие по физике: 9-11 классы)
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Алексеева Марина Викторовна

Данная методическая разработка является внеклассным мероприятием по атомной физике и посвящена 70-летию ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне. Форма проведения –  интеллектуально-познавательная игра. Двое ведущих доносят до участников команд и зрителей содержательную часть мероприятия и организуют последовательность проведения конкурсов. Существенную работу проводит команда помощников, которая под руководством учителя физики готовит реквизит, выдаёт по указанию жюри призовые жетоны, следит за временем выполнения заданий, за честностью участников, а, следовательно, за объективностью игры. Для усиления эмоционального компонента необходимо использовать музыкальное сопровождение и компьютерную презентацию с непременным включением в неё кадров о Великой Отечественной войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа №3 г. Лысково Нижегородской области

Интеллектуально-познавательная игра по физике

«АНАТОМИЯ АТОМА»

70-летию ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне посвящается.

Автор:

Алексеева Марина Викторовна,

учитель физики,

высшая квалификационная категория

г. Лысково

2015 г.

Аннотация: данная методическая разработка является внеклассным мероприятием по атомной физике и посвящена 70-летию ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне. Форма проведения –  интеллектуально-познавательная игра. Двое ведущих доносят до участников команд и зрителей содержательную часть мероприятия и организуют последовательность проведения конкурсов. Существенную работу проводит команда помощников, которая под руководством учителя физики готовит реквизит, выдаёт по указанию жюри призовые жетоны, следит за временем выполнения заданий, за честностью участников, а, следовательно, за объективностью игры. Для усиления эмоционального компонента необходимо использовать музыкальное сопровождение и компьютерную презентацию с непременным включением в неё кадров о Великой Отечественной войне.

Объяснительная записка: интеллектуально-познавательная игра проводится после изучения темы «Атомная физика» в 9 классе и является, по сути, обобщением данного материала. Игра проводится для 9-классников (две команды по восемь человек и зрители) силами 10-классников под руководством учителя физики. Игру рационально проводить в мае, так как материал посвящён, в своей начальной и конечной стадии, победе советского народа в Великой Отечественной войне и знакомит учащихся с редко упоминаемыми фактами "борьбы умов" за создание атомного оружия в нашей стране. Проведение данного мероприятия в конце учебного года согласуется также и с тем фактом, что старшеклассники изучают тему Великой Отечественной войны на уроках истории в третьей-четвёртой четвертях.

Цель игры: актуализация знаний учащихся 9-10 классов в области атомной физики.

Задачи:

  • Воспитательная – актуализировать патриотические чувства учащихся: гордость и сопричастность к истории страны, к ратным подвигам защитников Отечества; формировать отношение к Дню Победы как к особому, значимому празднику России.
  • Развивающая – формировать умения анализировать, логически мыслить и находить правильный ответ в условиях лимита времени; развивать навыки поиска, обработки, систематизации и передачи информации.
  • Познавательная – познакомить учащихся с редко упоминаемыми фактами "борьбы умов" за создание атомного оружия в нашей стране.

Участники: учащиеся 10-х классов, как организаторы и ведущие игры;

                       учащиеся 9-х классов, как игроки (две команды по восемь человек) и зрители.

Краткое описание:  команды стремятся получить как можно больше "атомов" (призовых жетонов) в отдельных конкурсах, объявляемых ведущими.

Материально-техническое обеспечение:

Место проведения – актовый зал школы, оформленный к Дню Победы, с дополнением в виде портретов учёных-физиков. На сцене для каждой команды – по 1 столу и 8 стульев. В зрительном зале подготовлено место работы жюри.

Реквизит – компьютер с проектором и экраном; музыкальный центр с записями музыкальных произведений; два микрокалькулятора; портреты учёных-физиков; карточки-задания; демонстрационная (переносная) таблица Менделеева; листы (А3) для оформления ответов команд; фломастеры; набор разноцветных пластилиновых шариков-"атомов" для конкурса "конструкторов"; набор материалов для проведения диагностики.

Методические советы на подготовительный период:

  1. Инициативная группа из числа 10-классников под руководством учителя физики выбирает наиболее интересные и значимые факты из истории создания атомного оружия в нашей стране, как ответ на угрозу извне, пишет сюжет игры, посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
  2. Определяются двое ведущих 10-классников: девушка и юноша, которые участвуют в работе инициативной группы, а также создают себе костюмы с "именами" на груди – ‹ат›  и  ‹ом›. (Стоя рядом, они будут символизировать слово атом).
  3. Оформительская группа из числа 10-классников готовит афишу игры, портреты учёных, ватманы для входной и итоговой диагностики, карточки-задания, призовые жетоны-"атомы" (выдаваемые командам за победы в конкурсах и зрителям за активное участие в течение игры).
  4. Техническая группа из числа 10-классников систематизирует и сводит воедино музыкальные фрагменты, используемые в игре; готовит реквизит и оборудование для проведения конкурсов; приобретает призы для команд и зрителей; совместно с инициативной группой создаёт компьютерную презентацию для иллюстрации всех этапов игры. (Здесь не приводится подробное описание компьютерной презентации и методики её использования, так как это зависит от конкретных условий школы. Данный компонент является творческой составляющей мероприятия.)
  5. Формируется команда помощников из числа 10-классников. Эти ребята разделены на группы по количеству команд-участниц. Они следят за проведением конкурсов, обеспечивая реквизит, фиксируя начало и конец конкурсов у закреплённой за ними команды-участницы игры, тем самым помогая жюри.
  6. Учащиеся 9-х классов формируют две команды по 8 человек (количество команд зависит от конкретных условий в каждой школе); осуществляют повторение по теме "Атомная физика"; готовят стенгазету – домашнее задание на тему (по предварительному жребию): одна команда – "Применение радиоактивных изотопов", другая команда – "В чём состоит опасность радиоактивного излучения".
  7. Формируется компетентное жюри из учителей и наиболее подготовленных старшеклассников.

Структура мероприятия:

  1. Входная диагностика. Вступительное слово учителя. Краткая формулировка цели игры.
  2. Собственно игра с этапами:      1 этап – "Рождение" атомов.

2 этап – Атомы шагают в "классы"

3 этап – "Активный возраст"

4 этап – "Профессия" атомов

  1. "Ничто не забыто, никто не забыт" – мировоззренческий итог мероприятия.
  2. Подведение итогов игры.
  3. Итоговая диагностика мероприятия.

Ориентировочное время проведения мероприятия – 1 час.

Роль учителя физики во время игры – координатор мероприятия, помощник ведущих и технической группы, советчик жюри.

Ход игры:

1. Входная диагностика (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

2. Игра

(Звучит песня "День Победы".  Выходят ведущие "ат"  и  "ом" и учитель физики.)

Учитель физики: 70 лет назад, 9 мая 1945 года, фашистская Германия, развязавшая вторую мировую войну, безоговорочно капитулировала. Человечество помнит и никогда не забудет, какой высокой ценой заплачено за эту Победу – десятками миллионов жизней, порушенных семей и судеб…

"ат": Беспримерным был подвиг нашего народа в этой войне. Всю тяжесть невзгод и лишений разделили между собой и те, кто ковал Победу в тылу, и те, кто рисковал своей жизнью непосредственно на передовой.

"ом": (зачитывает отрывок из стихотворения Семёна Гудзенко "Моё поколение")

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом Богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мёртвых расцвели полевые цветы…

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты…

"ат": В счастливы дни мая 1945-го мир ликовал. Казалось бы, всё! После такой кровопролитной войны даже сама мысль о возможности повторения чего-либо подобного должна была бы показаться кощунственной. Народы жаждали мира и добились его, и ничто, казалось, не могло омрачить их счастья. Но…

"ом": (звучит тревожная музыка)      Взрыв в августе 1945 года Соединёнными Штатами первых атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки, не имевший, по существу, никакого влияния на исход войны с Японией, показал, что миру угрожает ещё более страшное испытание, что в пожаре ядерного апокалипсиса может сгореть всё человечество.

"ат": Ах, атом, атом… А ведь он может быть и мирным, нести не разрушение, а созидание!

"ом":  Да. И поэтому сегодня на нашей сцене встречаются две команды, которые вместе с нами вспомнят историю атома от "рождения" до наших дней…

"ат": И помогут нам всем осознать, что открытия в науке должны быть во благо, а не во вред человечеству. Что лучше дружить, играть, смеяться, а не разрушать такую хрупкую вещь, как жизнь на Земле.

"ом": Команды приглашаются на сцену!.. В результате мирных соревнований мы выявим победителя, набравшего большее число жетонов-"атомов" за достижения в отдельных конкурсах.  Следить за ходом игры будет уважаемое жюри. (Представление жюри).

1 этап – "Рождение" атомов

 (Пока "ат" представляет жюри, "ом" за кулисами надевает тогу (белую простыню) и лавровый венок и в таком виде выходит на сцену)

"ом":  …Ибо о сущности высшей небес и богов собираюсь

Я рассуждать для тебя и вещей объясняю начала,

Все из которых творит, умножает, питает природа

И на которые все после гибели вновь разлагает.

"ат":  Ом, это ты о чём? И почему ты так странно одет?

"ом":  Ты не узнала? Это же отрывок из поэмы Лукреция Кара "О природе вещей". И я попытался предстать перед тобой в образе этого достойнейшего учёного!

"ат":  Ну, конечно! Знаменитый Лукреций Кар! А каких ещё знаменитостей ты знаешь? Нет, лучше об этом мы спросим у наших игроков.                                      

(КОНКУРС "допиши две буквы")           (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

"ом":  Ещё в Древней Греции зародилась идея, согласно которой все тела состоят из мельчайших частичек. Одним из основоположников этой идеи был греческий философ ДЕМОКРИТ. Мельчайшие частицы вещества Демокрит назвал атомами, что означает…             (ответ из зала: «…неделимые»)

"ат":  Затем идею атомного строения вещества развил другой греческий философ – ЭПИКУР. Сочинения Демокрита и Эпикура не дошли до нашего времени. Известны в основном только небольшие отрывки из них, помещённые в сочинениях других греческих учёных.

"ом":  Это объясняется тем, что учение "атомистов" имело явно безбожный, материалистический характер. В средние века их сочинения беспощадно уничтожались. Однако сочинение более позднего римского учёного Лукреция Кара "О природе вещей", в котором были изложены идеи древних атомистов, сохранилось и дошло до наших дней.

"ат":  А  дошли ли до нас изображения Демокрита, Эпикура..?

"ом": У нас есть портреты некоторых древних и не очень древних учёных. Вот только подписи под ними отсутствуют. Надо бы восстановить их…

(КОНКУРС "фотографов")         (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

"ат":  (Обращаясь к зрителям) А кто кроме древних учёных знает что-нибудь об атомах?

(Пока команды работают, проводится Игра со зрителями: "Что вы знаете об атомах и молекулах, об их свойствах?» Наиболее активные зрители поощряются жетонами-«атомами».)

2 этап – Атомы шагают в "классы"

"ом":  В 1869 году внимание учёного мира было обращено к Петербургу. Оттуда пришла сенсационная новость: 35-летний профессор Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев установил, что между атомами существует связь, которая проявляется в периодичности их свойств. И он распределил атомы по группам, как учеников по классам. Это было выдающимся открытием!    

(На сцену выносят таблицу Менделеева или проецируют её на экран).

"ат": Между прочим, атомы сначала путались в своих "классах", в смысле, в клеточках таблицы Менделеева.

"ом": Верно. И уже в первом варианте таблицы элементов Дмитрий Иванович оставил пустые места. Там, по его глубокому убеждению, должны стоять ещё не открытые элементы. Он также изменил расположение в таблице кобальта и никеля, теллура и йода…

"ат":  Такое чувство, будто эта таблица – «кирпичики» конструктора. А Менделеев – главный конструктор!

"ом":  Кстати, предлагаю нашим игрокам конструирование. Конструкторы, на старт!

(КОНКУРС "конструкторов")         (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

"ат":  (разглядывает таблицу)   Как же тут много элементов, все и не упомнишь…

"ом": А давай проверим, помнят ли наши зрители расположение некоторых из них.

(Пока команды работают, проводится

Игра со зрителями: «КОНКУРС "по памяти"»       (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Наиболее активные зрители поощряются жетонами-«атомами».)

"ат": Слушай, ом, а тебе не кажется, что наша игра по физике начинает напоминать химию?

"ом":  Да, здесь мы находимся на стыке двух наук. Кстати, уже в 1871 году в первом издании фундаментального труда "Основы химии" Менделеев развивает мысль Ломоносова о том, что атомы  "…неделимы только обычными химическими силами…". Наиболее ярким свидетельством сложного строения атома явилось открытие явления радиоактивности, сделанное французским физиком Анри Беккерелем в 1896 году. А уже в 1911 году легендарный австралиец Эрнест Резерфорд опубликовал свои труды по рассеянию альфа-частиц атомами.

"ат": Ещё несколько лет исследований, и мир узнал то, что теперь знает каждый школьник: в состав атома входят протоны, нейтроны и электроны. Вот только в каком количестве?..

"ом":  Об этом мы спросим игроков!

(КОНКУРС "математиков" и "художников")         (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

3 этап – "Активный возраст"

"ат":  Какие у нас замечательно активные игроки! И болельщики тоже очень активны!

"ом":  А ведь атомы тоже бывают активные, точнее радиоактивные!

"ат": Я знаю, я учила этот параграф. В конце 19 века выяснилось, что ряд химических элементов самопроизвольно создаёт различные излучения.

 "ом": Беккерель, супруги Кюри, Резерфорд и многие другие учёные занимались исследованием этих лучей.

"ат": В результате альфа-, бета-, гамма-излучений атом испытывает различные превращения, теряя свой первоначальный облик…

"ом": Теряя??.. В таком случае нам не обойтись без детективов!

(КОНКУРС "детективов")       (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

"ом": Сразу же после того, как в 1932 году в опытах англичанина Чедвика был открыт нейтрон, советский физик Дмитрий Иваненко и немецкий учёный Гейзенберг предложили протонно-нейтронную модель ядра, согласно которой ядро атома состоит из нейтронов и протонов.

"ат": А что же удерживает все эти частицы внутри ядра? Спросим зрителей!

(Ответ из зала: "Ядерные силы".

Первому ответившему зрителю – жетон).

"ом": Ядерные силы очень велики, но носят короткодействующий характер. Поэтому их можно назвать "богатырём с очень короткими руками"

"ат":  А если в руки дать микрокалькулятор, то эти силы можно рассчитать!

(КОНКУРС  капитанов "Операторы ЭВМ")      (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

(Конкурс требует определённых временных затрат)

"ом":  А пока ведутся расчёты, попросим команды представить домашнее задание.

(КОНКУРС-домашнее задание: "Биологи, медики" – команды защищают свою стенгазету)    

4 этап – "Профессия" атомов

"ат":  Послушай, ом, ты недавно упомянул супругов Кюри. Какие они целеустремлённые! Но больше меня всё-таки восхищает Мария Склодовская-Кюри. Вот молодец женщина! Истинный пример для подражания…

"ом": … и пример научного подвига. Я с тобой согласен. И заметь, дочь Марии и Пьера Кюри – Ирен – тоже стала физиком!

"ат": "Мир рвался в опытах Кюри огромной ядерною бомбой…"  Эти слова поэта Андрея Белого оказались пророческими. Первый шаг к освобождению ядерной энергии и её использованию в мирных и, к сожалению, в немирных целях был сделан в опытах второго поколения знаменитой семьи, а именно Фредерика и Ирен Жолио-Кюри.

"ом": 6 января 1939 года в журнале "Naturwissenschaft" была опубликована статья немецких учёных Отто Гана и Фрица Штрассмана" О доказательстве получения и поведения земельно-щелочных металлов, возникающих при облучении урана нейтронами".

"ат": Сами учёные очень осторожно выразились по поводу полученных ими результатов, так как они противоречили всему прошлому опыту ядерной физики.

"ом": Одновременно с редакцией журнала копию статьи авторы послали недавно эмигрировавшей из Германии в Швецию  Лизе Мейтнер. Она и её племянник Отто Фриш сразу поняли, что открыто расщепление атомного ядра.

"ат": Практически одновременно к подобным выводам пришёл и Фредерик Жолио-Кюри, который к тому времени стал лауреатом Нобелевской премии и возглавлял кафедру ядерной физики в Сорбонне.

"ом": Как же происходит процесс деления ядра? Надо спросить игроков!

(КОНКУРС "плиточники")         (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

"ом": Все эти открытия ядерной физики не прошли мимо внимания советских учёных. И.В.Курчатов и Г.Н.Флёров отвели подобным исследованиям центральное место в лаборатории Курчатова. В Ленинграде этой проблемой занялся Радиевый институт  во  главе  с  В.Г. Хлопиным,  в  Москве  –  И.М. Франк,   в  Харькове  – А.И. Лейпунский.

"ат": Нильс Бор теоретически предположил, а Энрико Ферми, который эмигрировал из Италии в 1938 г. в США от фашистского режима Муссолини, и группа американских физиков экспериментально доказали, что в природной смеси изотопов урана под действием нейтронов делится не более распространенный изотоп уран-238, а менее распространенный уран-235 (0,72%).

"ом": Советские физики Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович, а вслед за ними датчанин Н. Бор теоретически показали возможность осуществления цепной реакции деления ядер урана-235, а Жан Перрен примерно оценил размеры массы урана, необходимой для протекания в ней самоподдерживающейся цепной реакции деления.

"ат": По свидетельству президента Академии наук СССР академика А. П. Александрова: к концу 1940 г. И. В. Курчатов и Ю. Б. Харитон разработали обстоятельный план работ по осуществлению цепной реакции деления с предложением  создать устройство для её осуществления.

"ом": То есть, то, что мы сегодня называем атомным реактором. Интересно, как же он устроен? Спросим об этом наших игроков!

(КОНКУРС "физики-ядерщики")          (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

"ат": До 1940 г. многие учёные считали, что ядерная физика не имеет практического значения. Но уже в 1942 г. под руководством Энрико Ферми в США построен первый ядерный реактор.

"ом": Забегая вперёд в нашей игре, напомню, что в 1946 г. под руководством Игоря Васильевича Курчатова создан первый реактор в Советском Союзе.  

"ат": Кстати, он был первым и в Европе!

"ом": А в 1954 г. в г. Обнинске (СССР) введена в действие первая в мире атомная электростанция! Уважаемые зрители, а что вы знаете об АЭС?

(Пока команды работают, проводится

Игра со зрителями: "Что вы знаете об АЭС?"      

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ)     Наиболее активные зрители поощряются жетонами-«атомами».)

"ат": 22 сентября 1939 г. в физико-техническом институте в Ленинграде И. В. Курчатов заложил первый камень в здание нового циклотрона – крупнейшего в Европе – с массой магнита 75 т и диаметром полюсов 1200 мм. Пуск циклотрона был намечен на 1 января 1942 г., но мирным исследованиям помешала война.

(Звучит отрывок из песни "Священная война".

Слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова)

"ом":       В последний вторник предвоенный стоял июньский тёплый день;

Он был совсем обыкновенный: на Марсовом цвела сирень,

Совет учёный факультета в тот день беспечно заседал,

О поглощенье квантов света ты оппонентом отвечал.

Доволен был твой шеф маститый; я видел по его лицу,

Что диссертации защита идёт к победному концу.

"ат":  Не знал ты, что другой защиты уж близок яростный момент

           И будут в Порхове убиты профессор, токарь и студент.

"ом": История ещё не знала такого массового героизма, мужества, стойкости и отваги, какие показало молодое поколение нашей страны.

"ат": Миллионы юношей и девушек, зачастую наших ровесников, вставали в строй защитников Родины.

"ом": На какое-то время нашим физикам-ядерщикам пришлось оставить научные исследования в области атома и заняться вопросами обороны страны.

"ат": Но разведка доносила тревожные сведения о том, что Англия и США втайне от союзной для них тогда России вплотную подошли к созданию атомного оружия. Почему – в тайне?  Против кого оно будет направлено?

"ом": И лишь в марте 1942 года после получения дополнительной информации из Лондона Берия соглашается подписать письмо Сталину, подготовленное научно-технической разведкой, о реальности создания атомного оружия.

"ат": Научное руководство всеми научно-исследовательскими работами по атомной проблеме было возложено на Игоря Васильевича Курчатова.

Учитель физики: Уважаемые участники игры! Из уроков истории, из рассказов родственников, из телепередач вы, конечно же, знаете, как тяжело развивались события для народов нашей страны во время Великой Отечественной войны. Ужасающие потери и лишения вошли в каждый дом, в каждую семью. Во второй мировой войне приняло участие 61 государство и более 80% населения планеты. Военные действия велись на территории сорока стран, распространились на все моря и океаны. За мужество и героизм свыше 7 миллионов советских воинов награждены орденами и медалями. За особо выдающиеся подвиги 11 600 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

"ом": Благодаря неимоверным усилиям нашего народа в мае 1945 года мир праздновал Победу над фашистской чумой! А в секретных лабораториях наши учёные были вынуждены продолжать сражение. Сражение за создание нового смертоносного оружия, которое, как это ни странно звучит, должно было предотвратить новую войну.

"ат": Наша страна была истощена жестокой войной. Погибли десятки миллионов человек, оказались разрушенными более 30000 промышленных предприятий, около 1700 городов и 70 тысяч деревень. А нужно было в кратчайшие сроки повторить тот же рывок и тот же гигантский объём работ, который был даже для американской промышленности сопряжён с большими трудностями.

"ом": И всё же в 1949 году к изумлению научной и политической элиты США, надеявшейся на долголетие своей атомной монополии, истерзанный войной Советский Союз произведёт первое испытание ядерного оружия.    

"ат": А первый в мире реальный водородный заряд, содержащий термоядерное горючее, был испытан в нашей стране 12 августа 1953 года. Он имел габариты первой американской атомной бомбы, но в 20 раз превосходил её по мощности.

3. Мировоззренческий итог мероприятия

(ведущие говорят на фоне негромкой музыки и слайдов компьютерной презентации,

посвящённых Великой Отечественной войне)

"ом": Мы не видели войны. Мы не можем вспомнить о ней так, как это делают свидетели тех страшных дней. Но мы можем помнить о войне и вспоминать тех, кто воевал, кто погиб, защищая будущее, значит и нас тоже.  И эта память живёт в наших сердцах.

"ат": Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем.

Пусть память верную о ней хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей, и наших внуков внуки…

Затем, чтоб этого забыть не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть, а счастье – не в забвеньи.  

(Звучит "Журавлиная песня". Слова Р. Гамзатова в переводе Н. Гребнева, музыка Я. Френкеля).

4. Подведение итогов игры

"ом": Хорошо, что сегодня мы не знаем ужасов той, минувшей войны.

"ат": И ведём "атомное" сражение лишь в игре.

"ом": И итоги нашего "сражения" носят вполне мирный, дружеский характер.

"ат": Для объявления итогов игры на сцену приглашается представитель жюри.

(Объявляются итоги интеллектуально-познавательной игры, вручаются сувениры победителям, всем игрокам, а также зрителям, набравшим наибольшее количество призовых жетонов)

5. Итоговая диагностика мероприятия (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ

  1. Успех данного мероприятия зависит от организованности, слаженности действий команды помощников, ведущих и, в первую очередь, учителя физики, который должен заранее продумать каждый этап игры до мелочей.
  2. Материалы данной разработки могут быть использованы частично: или как монтаж для вечера физики (текст ведущих), или как небольшой конкурс на тему ядерной физики (только конкурсы).
  3. Содержание конкурсов носит рекомендательный характер, и по желанию организаторов может быть изменено.
  4. Диагностика также может принять иной вид.
  5. Музыкальное сопровождение (фонограммы) может быть другим, например, исполнение песен «вживую», силами школьного ансамбля.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Каждый делал всё, что мог.// Наука и жизнь, № 11, 1994.//
  2. Муза в храме науки.// Сост. В.Ф. Ноздрёв. М.: Советская Россия, 1988
  3. Радунская И.Л. Предчувствия и свершения. М.: Детская литература, 1987
  4. Советские физики шли своим путём.// Наука и жизнь, № 12, 1993.//
  5. Хрестоматия по физике.// Под ред. Б.И. Спасского. М.: Просвещение, 1987
  6. Чернощёкова Т.М., Френкель.  В.Я. И.В. Курчатов. М.: Просвещение, 1989
  7. Шалинец А.Б., Фадеев Г.Н.  Радиоактивные элементы. М.: Просвещение, 1981

Приложение

Входная диагностика.

При входе в зал всем зрителям и участникам организаторы из числа 10-классников предлагают определить своё знание об атомной физике. Для этого участник диагностики рисует стилизованный атом (как сумеет!) на лист ватмана по принципу: «Я знаю много – нарисовать «атом» в центре листа; чем меньше я знаю, тем мой «атом» дальше от центра». Таким образом, на большом листе к началу мероприятия образуется «спектр» самооценки 9-классников по теме «Атомная физика».

Итоговая диагностика.

В заключительном слове учитель физики просит зрителей и участников игры, покидая зал, обязательно нарисовать на ватман с названием игры одну из «элементарных частиц»: протон, если игра понравилась; электрон, если игра не понравилась; нейтрон, если впечатление от игры среднее.

Конкурсы

За победу в конкурсе команда получает жетон-"атом":

КОНКУРС "допиши две буквы"

Это конкурс "знатоков правил правописания". Каждая команда получает одинаковый набор карточек с   именами/фамилиями   учёных, в которых пропущены по две буквы. Необходимо восстановить эти буквы (фломастером). Оцениваются быстрота и правильность выполнения. Пример задания:

БЕККЕРЕЛЬ    ДЕМОКРИТ    КУРЧАТОВ    ЛОМОНОСОВ      

     МЕНДЕЛЕЕВ       РЕЗЕРФОРД      СКЛОДОВСКАЯ

КОНКУРС "фотографов"

А теперь команды должны правильно подписать «фотографии» учёных:

Подпишите фамилии учёных под соответствующими фотографиями,

размещёнными на этом листе:

Кстати, фотографии учёных, размещённых на карточках-заданиях, соответствуют фамилиям/именам учёных из первого конкурса. Об этом команды уведомляются сразу.

КОНКУРС "конструкторов"

Каждая команда получает коробочки с разноцветными пластилиновыми шариками. Надписи на коробочках:

водород (чёрные), кислород (синие), азот (красные), натрий (жёлтые), хлор (зелёные).  

Задание: как можно быстрее и правильнее собрать по одной молекуле различных веществ. Полученные «молекулы» надо разложить (прилепить) на лист картона и подписать название вещества собранной модели молекулы.

Примечание для организаторов: количество пластилиновых шариков в наборе для каждой команды обязательно должно быть идентичным, чтобы соблюсти равные возможности участников.

КОНКУРС "по памяти"   – для зрителей.

(На сцене была размещена таблица Менделеева. На время проведения конкурса она убирается или закрывается). Задание зрителям: «Проверим, у кого из зрителей "лучшая память".

Какой элемент имеет №3 ? …№5 ? …№8 ? …№11 ? …№82 ? …№83 ? …№92 ? …№94 ?      

(Ответы:  Li, B, O, Na, Pb, Bi, U, Pu.)

КОНКУРС "математиков" и "художников"

"Лучшие математики" в каждой команде должны подсчитать и записать, сколько протонов, нейтронов и электронов содержит нейтральный атом алюминия .

"Лучшие художники" фломастером на листе (А4)  должны изобразить этот атом в соответствии с работой "математиков".

(КОНКУРС "детективов")

"Детективы" команд ищут недостающий элемент – дописывают ядерную реакцию:  

88Rd226 → 2He4 + …   (Ответ: 86Rn222)                      

92U238 → 2He4 + …   (Ответ: 90Th234)

КОНКУРС "Операторы ЭВМ"

Капитан команды с помощью «ЭВМ» – микрокалькулятора должен как можно быстрее и правильнее найти энергию связи одного и того же атомного ядра 1Н3 трития. Игроки получают все необходимые для расчётов данные в виде таблицы из сборника задач (например, авторов Рымкевич любого года издания) или карточки с выборкой из таблиц, например:

Справочные данные прилагаются:

Масса покоя элементарных частиц

Электрон       9,11∙10-31 кг.

Протон          1,6726∙10-27 кг.

Нейтрон        1,6750∙10-27 кг.

Масса ядра изотопа водорода трития

                 5,00664 ∙10-27 кг.

Скорость света       

3∙108 м/с

Один из вариантов решения может выглядеть так:

Рассчитаем энергию связи, используя закон Альберта Эйнштейна о взаимосвязи массы и энергии Е0 = mc2 

Энергия связи:    ∆Е0 = ∆mc2                                  с  – скорость света в вакууме

Дефект масс:   ∆m = (Zmp + Nmn) – Mя   

где   Mя – масса ядра,     Z и  N – число протонов и нейтронов в ядре,

mp  и  mn  – масса свободных протона и нейтрона.

∆Е0 = ((1 ∙ 1,6726∙10-27  +  2 ∙ 1,6750∙10-27)  –  5,00664∙10-27)  (3∙108)2  =  0,14364 10-11 (Дж)

Т.о. энергия связи сверхтяжёлого ядра изотопа водорода – трития – равна   1,4364 10-12 Дж .

Примечание: масса покоя электрона в данных расчётах не участвует и присутствует в табличных данных, скорее, для «порядка» или чтобы немного «запутать» ребят. Это пример «лишнего данного» в задаче.

КОНКУРС "плиточники"

Каждой команде выдаётся «перепутанная плитка», из которой нужно в кратчайшее время сложить некий физический процесс и назвать его (Ответ: процесс деления ядра урана).

Исходный сюжет «панно» помещён справа. Два таких рисунка разрезают на 8-10 прямоугольников-«плиток» и вручают игрокам.

                                                     

КОНКУРС "физики-ядерщики"

Каждой команде выдаётся «схема ядерного реактора». Необходимо подписать его элементы. Оцениваются правильность, полнота ответа, быстрота. Эта картинка знакома 9-классникам, так как взята из их учебника физики.

Карточка-задание:

Ответ:

Защита

Отражатель

Регулирующие стержни

Активная

зона

Теплоноситель

Теплообменник

КОНКУРС "Что вы знаете об АЭС?"    – для зрителей.  

Ведущие по очереди зачитывают вопросы для зрителей. Например, это могут быть вопросы:

– Назовите город, в котором появилась первая в мире АЭС?

– В каком году это произошло?

– Почему появилась необходимость в использовании АЭС в наше время?

– В чём состоит преимущество АЭС перед ТЭС?

– Как вы думаете, почему простые люди боятся строительства АЭС рядом со своим городом?

– Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при эксплуатации АЭС?

– Что вы знаете о Чернобыльской АЭС?

– Что вы думаете о перспективах атомной энергетики 21-го века?

…и т. п.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"

Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...

Внеклассное мероприятие по физике для 7 класса "Познаем физику вместе"

Внеклассное мероприятие по физике в  форме игры. Можно использовать для обобщения курса физики 7-го класса....

Презентация внеклассного мероприятия по физике для 7 класса - Блиц-турнир по физике и ОБЖ - Городской транспорт и экстремальные ситуации.

Презентация внеклассного мероприятия по физике для 7 класса - Блиц-турнир по физике и ОБЖ  - Городской транспорт и экстремальные ситуации....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в восьмом классе "Чаепитие и физика"

Вашему вниманию предлагается вариант проведения внеклассного мероприятия в восьмом классе по теме “ Тепловые явления ” из опыта работы автора....

Внеклассное мероприятие по физике для 8 класса "Путешествие в мир физики"

Разработка внеклассного мероприятия по физике для 8 класса "Путешествие в мир физики". В данном материале представлены теоретические и практические конкурсы, демонстрации физических опытов....

Разработка внеклассного мероприятия по физике в 8 классе: «Занимательна физика».

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса "Занимательная физика"Цели урока:повторить в игровой форме физические понятия,расширить кругозор учащихся,научить применять знания в новой ситуации,воспит...

Внеклассное мероприятие по физике среди 9 классов "Самый умный физик"

Внеклассное мероприятие по физике среди 9 классов "Самый умный физик"...