Внеклассное мероприятие по физике для 8 класса "Путешествие в мир физики"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Колина Любовь Петровна

Разработка внеклассного мероприятия по физике для 8 класса "Путешествие в мир физики". В данном материале представлены теоретические и практические конкурсы, демонстрации физических опытов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:  

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ФИЗИКИ»

ЦЕЛЬ: развивать познавательный интерес, интерес к физике;

 развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение  применять знания  в новой ситуации;

 приучать детей к доброжелательному общению

Конкурс №1  «Всем известный метр...»

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...

Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр – температура

Ответы к конкурсу №1:

  • динамометр – сила;
  • метр – длина;
  • спидометр – скорость;
  • барометр – атмосферное давление;
  • манометр – давление;
  • гигрометр, психрометр – влажность воздуха;
  • электрометр – электрический заряд;
  • амперметр – сила тока;
  • вольтметр – напряжение;
  • ваттметр – мощность и  др.

Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»

 Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

рис.1

Ответы к конкурсу № 1:  время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура,  масса, путь,  скорость, вес.

Игра  со зрителями   «Физические загадки»

  1. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
  2. Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)
  3. Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают(Реостат)
  4. Книги читают, а грамоты не знают(Очки)
  5. Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
  6. Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)
  7. Что с земли не поднимешь? (Тень)
  8. Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)
  9. Чист и ясен, как алмаз,  дорог не бывает, он от матери рожденсам ее рождает(Лед)
  10. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

        

Конкурс «Сказка становиться былью». Ответить на вопрос: какой аналог в современной жизни мы можем найти сказочным персонажам и вещам

(Например, « ковер-самолёт» -самолет, аэроплан, вертолёт и т.д.; «сапоги-скороходы» - автомобиль и т.д.)..

1.Дудка – самогудка (Магнитофон, радио и т.д.);

2.Волшебное колечко (Компас .Не даёт заблудиться);

3. Топоры-саморубы (Электрическая пила, бензопила);

4. Волшебная палочка (Пульт управления);

5. Живая вода (Лекарство);

6. Марья-искусница ( Ткацкий станок, швейная машина);

7. Яблочко на тарелочке (Телевизор).

Конкурс №3   «ТРИ ПОДСКАЗКИ »

4.Черный ящик. Участникам предстоит продемонстрировать знания о физических телах, веществе и других предметах физического познания. Каждая команда раньше соперника должна определить, что находиться в черном ящике. Дается 3 подсказки. Таким образом, если правильный ответ получен после первой информации, то команда получает 3 баллов, если после второй 2 балла и т.д.

1. Назовите предмет

  • Сначала он плавал, потом стал и летать.
  • Он всегда целенаправлен и многим, будучи их проводником, спас жизнь.
  • Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

Ответ: компас.

2. Это физическое тело, с которым вы знакомы все, что это за тело?

  1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон паскаля и упругость газов.
  2. С ним дружат некоторые спортсмены.
  3. По нему плакала Таня.

Ответ: мяч.


3.
 Назовите предмет

  • бывает спиртовой и ртутный;
  • Прибор для определения температуры
  • то же, что и градусник. (Термометр)

4. Назовите предмет

  • Их основная часть — стержень — коромысло
  • бывают лабораторные, технические, медицинские;
  • помощник продавца (Весы).

           

Нужно угадать физическое понятие, выслушав 3 подсказки-определения. Те, кто дал верный ответ после первой подсказки, получает 3 балла, после второй – 2 балла, после третьей – 1.

  • действует на дно и стенки сосуда
  • увеличивается с глубиной:
  • нужно,  чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (Давление).

 

  • Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных.
  • Она не вещь и не сохраняется.
  •  «Давай поборемся», — говорят те, у кого ее много. (Сила)

           

  • У всех физических тел, сделанных из данного вещества, она одинакова. Она не связана с движением тела.
  • У алюминиевой ложки и у алюминиевой кружки она одна и та же.
  • Эта величина скалярная. (Плотность)

           

          

  • Она сохраняется неизменной, если кастрюльку со свежесваренной картошкой укутать одеялом или шубой.
  • У всех здоровых людей она почти одинакова.
  • Единица ее измерения - градус (Температура)

           

  • Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.
  •  Ее весь день определяют продавцы.
  • Эта величина скалярная, а не векторная. (Масса)

 

Конкурс №    4. «Практика – критерий истины»

Собрать цепь по схеме (источник тока, лампочка, амперметр, данный предмет, ключ) и определить, какой предмет, вещество проводит электрический ток. (дерево, графит, картошка, шнурок, фольга, соленая вода)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

1.     Что тяжелее : пуд  железа или пуд пуха? ( Вес одинаков)

2.     Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? ( Из-за низкого атмосферного давления, температура кипения воды, в которой варится мясо, ниже 100 С).

3.     Какая буханка  хлеба тяжелее: горячая или холодная? ( Холодная. С горячего хлеба происходит более интенсивное испарение воды - и влаги в хлебе становиться меньше.)

4.      Почему во время снегопада становиться теплее? ( Т.К. происходит кристаллизация воды, в процессе которой выделяется теплота.)

5.     Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры? (Испарение)

6.     Что быстрее потушит пламя – кипяток или холодная вода? (Кипяток, т.к. он превращается в пар быстрее, чем холодная вода, причём образующийся вокруг горящего тела водяной пар прекращает доступ кислорода к нему.)

7.     Почему нельзя тушить горящий бензин , заливая его водой. (  т.к. плотность бензина меньше плотности воды.)

8.     Верно ли, что снег греет землю? ( Верно, т.к. снег плохой проводник тепла)

Конкурс № 5.  «Домино»

 

I=

q/t

R=

ρL/S

U=

A/q

ρ=

RS/L

U/R

I

q=

It

A/U

q

        

6 конкурс   «Художественная галерея»  (Ребусы)

7 конкурс   Театральный конкурс (показать физическое явление)

 1 команда  -  Кристаллизация воды

2 команда  -  Электрический ток.

9 конкурс     «Физическое кафе»

У нас кафе не обычное, а физическое. Поэтому, каждое блюдо – это физический опыт, эксперимент или вопрос.  Наиболее отличившиеся в объяснении получат призы – хорошие и отличные оценки  по физике.

ГОРЯЧИЕ БЛЮДА

1. Разводим огонь с помощью батарейки и фольги.

2.  «Огнеупорный шарик».

Необходимые для опыта материалы. Два воздушных шарика, свеча, спички, вода.

Описание проведения опыта. Надуваем и завязываем один из шариков. Во второй шарик наливаем немного воды, надуваем и тоже завязываем. Поджигаем свечу и подносим шарик с воздухом к пламени свечи. Он тут же лопается. Теперь подносим к пламени шарик с водой. Спустя время на нем остаются черные пятна от свечи, но он не лопается. (Приложение 2).

Объяснение опыта. Теплопроводность воды в 24 раза больше, чем у воздуха. Значит, вода проводит тепло в 24 раза быстрее, чем воздух. Пока вода не испарится внутри шарика – он не лопнет. Потому что вода будет забирать большую часть тепла пламени свечи. [3]

ГАРНИР 

  1. Золушка

Оборудование: перемешанные соль и перец, воздушный шар, шерстяной шарф или варежка

Задание: разделите соль и перец.

  1. Объяснение: надо надуть шар, натереть шарфом шар и поднести к соли и перцу. Когда ты трёшь, шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнёт притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Перец прилипает к шарику.

ДЕСЕРТ

4. Пышный бисквит

Надуваем шарик Уксус и сода.

5.    Смешать 1 к 1 крахмал с водой.

Нью́тоновская жи́дкость (названная так в честь Исаака Ньютона) — вязкаяжидкость, подчиняющаяся в своём течении закону вязкого трения Ньютона, то есть касательное напряжение и градиент скорости в такой жидкости линейно зависимы. Коэффициент пропорциональности между этими величинами известен как вязкость.

Неньюто́новской жи́дкостью называют жидкость, при течении которой её вязкость зависит от градиента скорости.[1][2] Обычно такие жидкости сильно неоднородны и состоят из крупных молекул, образующих сложные пространственные структуры.

Простейшим наглядным бытовым примером может являться смесь крахмала с небольшим количеством воды. Чем быстрее происходит внешнее воздействие на взвешенные в жидкости макромолекулы связующего вещества, тем выше вязкость жидкости.

НАПИТКИ

  1. Трехэтажный коктейль

Оборудование: бокал, соленая вода, обычная вода, подсолнечное масло, воронка.

Задание: Нальем в бокал соленую воду, обычную воду и  масло. Почему жидкости расположились таким образом?

Объяснение:

Жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: подкрашенная соленая вода, обычная вода, подсолнечное масло. Самые тяжёлые - внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды , самая маленькая у подсолнечного масла.

    Наше путешествие завершается.

Подведение итогов.

     До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для обучающихся 8-х классов по физике "Крестики , нолики"

Представленная работа содержит материал по организации и проведению предметной недели естествознания. Принцип игры «Крестики, нолики». Играют две команды, они выполняют задания конкурсов, получа...

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"

Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...

Внеклассное мероприятие по физике. "А ну-ка, физики!"

Внеклассное мероприятие по физике. Проводится в виде соревнования двух команд (10-ого и 11-ого классов). Формирует познавательный интерес к изучению физики....

Внеклассное мероприятие по физике "А, ну-ка, физики"

Обучаю      В данном материале разработка внеклассного мероприятия для учащихся седьмого класса,направленная на закрепление знаний, формирование навыков коллективной...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов «Занимательная физика»

Мероприятие проводится с целью формирования у учащихся 5-6 классов познавательного интереса к предмету...

Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""

Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...

Внеклассное мероприятие в 7 классе «Посвящение в юные физики»

Внеклассное мероприятие в 7 классе «Посвящение в юные физики»...