О проектно – исследовательской деятельности учащихся
статья по физике (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Проектная деятельность школьников в процессе образования дает возможность воспитывать в них самостоятельную, уверенную в себе личность с лидерскими качествами; помогает в социализации гражданина в социуме, способного проявить себя в политике, бизнесе, искусстве, спорте. Обучающиеся по прграмме ФГОС в будущем должны быть людьми, обладающими проектным мышлением и овладевшими навыками проектно - исследовательской деятельности.

Проектно - исследовательская деятельность обучающихся относится к деятельным технологиям обучения. По данной технологии: цель обучения - помимо привития к учащимся ЗУН, формирование у них умений действовать со знанием дела - компетентно. Усвоение знаний происходит в процессе деятельности, в ходе применения этих знаний на практике.

Особенности проектного метода обучения:

  1. Наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения;
  2. Наличие ясной, реально достижимой цели, которая является решением исходной проблемы;
  3. Предварительное планирование работы от исходной пролемы до реализации цели проекта;
  4.  Осуществление плана работы над проектом;
  5. Создание проектного продукта;
  6. Составление отчета о ходе работы;
  7. Публичная защита, презентация проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proetn_deyat.docx44.75 КБ

Предварительный просмотр:

О проектно – исследовательской деятельности учащихся

Шаравии Оюмаа Очур-ооловна, учитель физики ГБОУ РТ школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Выпускник общеобразовательной российской школы в будущем должен быть  образованным человеком, умеющим самостоятельно находить необходимую информацию, должен обладать навыками поиска нужной информации и уметь эффективно использовать ее для ее решения возникающих жизненно важных вопросов.  Данные навыки выпускник общеобразовательной школы может освоить в ходе проектно-исследовательской  деятельности.

Проект – (лат. Projectus брошенный вперед) – план, замысел. [1, с. 492]. Проект - это организация деятельности человека, которая планирует реализацию целей, определяет  дальнюю и ближайшую перспективу, поиск и привлечение необходимых ресурсов, составление плана действий и, осуществив его, достигает поставленные цели.

Проектная деятельность школьников в процессе образования дает возможность воспитать в них самостоятельную, уверенную в себе личность с лидерскими качествами; помогает в социализации гражданина в социуме, способного проявить себя в политике, бизнесе, искусстве, спорте. Обучающиеся по программе ФГОС в будущем должны быть людьми, обладающими проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской  деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся относится к деятельностным технологиям обучения. В работе Л.С. Выготского деятельность рассматривается как целенаправленная активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. По данной технологии цель обучения – помимо привития к учащемуся ЗУН, формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Усвоение знаний происходит в процессе деятельности, в ходе применения этих знаний на практике.

Метод проектов возник в начале 20-го века в США, под названием метода проблем. Он основывался на идеях американского философа и педагога Джона Дьюн, которые предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Детям предлагается проблема, взятая из реальной жизни и значимая для них. Для решения этой проблемы  ученик применяет имеющиеся у него знания, так же приобретает новые знания в ходе работы.

В этой ситуации учитель перестает быть источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. [2, с. 4].

Таким образом,  проектно – исследовательская деятельность - это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя,  в ходе которого реализуется научный метод познания, процесс разработки создания проекта.

Мероприятия по поддержке и развитию проектно – исследовательской деятельности учащихся позволят решить:

  1. многие социальные проблемы: поможет выпускникам школ пройти успешную социализацию;
  2. Решит задачу по созданию центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах детей на всей территории Российской Федерации;
  3. Дает возможность создания сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья [3].

   Методы, используемые в проектно – исследовательской деятельности: индивидуальные, практико-ориентированные, проблемные, деятельностные, проектные, исследовательские.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование – это процесс поиска неизвестного.

Для ученика проект – это:

  • возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;
  • деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;
  • деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учеником.

Результат проектной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для своих открывателей.

Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность [4].

Характерные особенности проектного метода обучения:

  1. Наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом.  Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения;
  2. Наличие ясной, реально достижимой цели, которая является решением исходной проблемы. Цель должна быть направлена на создание проектного продукта в ходе работы и решения проблемного проекта;
  3. Предварительное планирование работы от исходной проблемы до реализации цели проекта, разбитое на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них: определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать график работы с указанием сроков реализации каждого этапа;
  4. Осуществление плана работы над проектом: изучение литературы и других источников информации, отбор информации; проведение практической части работы, эксперимента, наблюдений, исследований, опросов, с анализом и обобщение полученных данных;
  5. Создание проектного продукта – мысленного образа желаемого результата работы;
  6. Составление отчета о ходе работы с описанием всех этапов работы (начиная с определения проблемы проекта), всех принимавшихся решений с их обоснованием, всех возникших проблем и способов их преодоления; анализ собранной информации, проведенных экспериментов и наблюдений, приведение результатов опросов, и т.д.; подведение итогов, вывод, выяснение перспектив проекта;
  7. Публичная защита, презентация проекта.

Этапы работы над проектом.

Учащемуся предлагается в качестве проекта работа, в которой у него есть определенные знания, и есть возможность дальнейшего приобретения знаний. Работа должна требовать поиска новых решений. Наибольшую ценность имеет актуальная тема, практически значимая.

Этапы проектной работы:

  

Проектно-исследовательская  деятельность осуществляется самостоятельно учащимися  под руководством  педагога-руководителя.  Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы.

   Защита проекта   соответствует  уровню экзамена.  На итоговой конференции, в конце полугодия, представляются лучшие проекты по предметам.   По результатам конференции учащиеся награждаются дипломами I, II, III степени.

Проектно-исследовательская деятельность помогает детям, находящимся в социальной изоляции успешно социализироваться и принимать участие в мероприятиях районного, городского и Всероссийского масштабов. Исследовательскую деятельность можно проводить и индивидуально, и групповым методом, что дает возможность учащимся осознать значимость их деятельности, осознать себя членом общества, даже возможность решить общественно – значимые вопросы.

Планируемая в ходе проектно-исследовательской работы полевая, лабораторная работа может предусматривать вовлечение в нее родителей, общественные организации, различные учреждения. Сама цель проведения исследовательской работы должна вызвать отклик в оказании помощи различных учреждений. Сам ученик в ходе деятельности получает дополнительные знания в области познания родного края из литературы, из видеофильмов, интернет ресурсов, фотографий, СМИ и других источников.

Как?

Литература:

  1. Современный словарь иностранных слов /Редакторы Е.Н. Захаренко и др.// – М.: «Русский язык», 1993. – 740 с.
  2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2013.
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы от 7 февраля 2011 г. N 163-р.
  4. Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности  учащихся по физике (внеурочная деятельность)...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"

В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...