Минипроект «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике»
статья по физике на тему
Технология критического мышления является одной из основных при формировании учебно-познавательной компетентности школьников на уроках физики и во внеурочной деятельности. В минипроекте отражены актуальность, проблема, цель, задачи, критерии, предполагаемые результаты формирования критического мышления у обучающихся общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Минипроект «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике»
В.М.Долгова
Актуальность. В условиях современности, чтобы быть успешным в профессиональном плане человеком, необходимо умение своевременно получать необходимую информацию для её дальнейшей критической обработки, анализа и принятия соответствующего решения. Поэтому на первый план выходит задача развития критичности мышления. Таким образом, сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Проблема. Неразвитость критического мышления у современного школьника.
Цель: формирование критического стиля мышления на уроках физики и во внеурочной деятельности.
- освоить приёмы технологии критического мышления самому учителю;
- внедрить в практику работы развивающую технологию критического мышления учащихся;
- сделать подборку задач по физике (на основе литературных сюжетов) для критического осмысления и решения;
- создать условия для саморазвития учащихся;
- повысить у школьников мотивацию учебной деятельности;
- диагностировать развитие критического мышления учащихся при обучении физике.
Критерии (уровень формирования критического мышления):
- умение оппонировать;
- умение выделить «положительное» и «отрицательное»;
- способность к рефлексии.
Предполагаемые результаты:
- повышение результата обучения физике;
- повышение уровня формирования качеств критического мышления;
- развитие логического мышления.
Формирующая деятельность:
- включение в процесс обучения заданий, содержащих ошибки («найди ошибку»);
- подборка задач, содержащих несколько вариантов решения («выбери оптимальный»);
- использование на уроках приёмов критического мышления: вызов («мозговая атака», «перевёрнутые логические схемы», механизма «знаю, хочу узнать, узнал»); стадия осмысления («понравилось -не понравилось», какие ассоциации); рефлексия;
- моделирование ситуации выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
- применение методики ролевых игр;
- организация дискуссионных форм работы на уроке физики;
- использование приемов, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
Механизмы реализации:
- разработка и внедрение детальной программы развития критического мышления на уроках физики;
- моделирование специальных ситуаций (ситуация выбора, ситуация сравнения и др.);
- использование механизма рефлексии;
- организация диалогического взаимодействия учителя с учеником (через оценивание последним материала урока);
- предоставление всем учащимся права на творческое применение знаний;
- стимулирование критического стиля мышления учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/24/picture-934877-1503530187.jpg)
Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории
Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления.Приемы, используемые на стадии вызова.Приемы, используемые при работе с текстом на с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/14/picture-404943-1392395125.jpg)
Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике
как реализовать экологическое образование в процессе обучения физике...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-346268-1384619969.jpg)
Проблема формирования алгоритмического мышления учащихся в процессе обучения математике
В данной статье затронута проблема формирования алгоритмического мышления учащихся в процессе обучения математике, а также даны некоторые методические рекомендации по организации работы учащихся с алг...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-527769-1415995118.jpg)
Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения математике
Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения математике...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-555255-1419352721.jpg)
ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме: «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии»
Согласно закону Российской Федерации “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализац...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/22/picture-128807-1350892431.jpg)
Исследовательская работа по теме "Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения математике"
Перемены в культурной и материально-производственной сферах, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, повлекли изменение мышления людей, миропонимания, в отношении к пре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-559123-1420452271.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...