Минипроект «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике»
статья по физике на тему

Долгова Валентина Михайловна

Технология критического мышления является одной из основных при формировании учебно-познавательной компетентности школьников на уроках физики и во внеурочной деятельности. В минипроекте отражены актуальность, проблема, цель, задачи, критерии, предполагаемые результаты формирования критического мышления у обучающихся общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Минипроект  «Развитие критического мышления учащихся в процессе                                обучения физике»

В.М.Долгова

Актуальность. В условиях современности, чтобы быть успешным в профессиональном плане человеком, необходимо умение своевременно получать необходимую информацию для её дальнейшей критической обработки, анализа и принятия соответствующего решения. Поэтому на первый план выходит задача развития критичности мышления. Таким образом, сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Проблема. Неразвитость критического мышления у современного школьника.

Цель: формирование критического стиля мышления на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  • освоить приёмы технологии критического мышления самому учителю;
  • внедрить в практику работы развивающую технологию критического мышления учащихся;
  • сделать подборку задач по физике (на основе литературных сюжетов) для критического осмысления и решения;
  • создать условия для саморазвития учащихся;
  • повысить у школьников мотивацию учебной деятельности;
  • диагностировать развитие критического мышления учащихся при обучении физике.

Критерии (уровень формирования критического мышления):

  • умение оппонировать;
  • умение выделить «положительное» и «отрицательное»;
  • способность к рефлексии.

Предполагаемые результаты:

  • повышение результата обучения физике;
  • повышение уровня формирования качеств критического мышления;
  • развитие логического мышления.

Формирующая деятельность:

  • включение в процесс обучения заданий, содержащих ошибки («найди ошибку»);
  • подборка задач, содержащих несколько вариантов решения («выбери оптимальный»);
  • использование на уроках приёмов критического мышления: вызов («мозговая атака», «перевёрнутые логические схемы»,  механизма «знаю, хочу узнать, узнал»); стадия осмысления («понравилось -не понравилось», какие ассоциации); рефлексия;
  • моделирование ситуации выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
  • применение методики ролевых игр;
  • организация дискуссионных форм работы на уроке физики;
  • использование приемов, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

Механизмы реализации:

  • разработка и внедрение детальной программы развития критического мышления на уроках физики;
  • моделирование специальных ситуаций (ситуация выбора, ситуация сравнения и др.);
  • использование механизма рефлексии;
  • организация диалогического взаимодействия учителя с учеником (через оценивание последним материала урока);
  • предоставление всем учащимся права на творческое применение знаний;
  • стимулирование критического стиля мышления  учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории

Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования  критического мышления.Приемы, используемые на стадии вызова.Приемы, используемые при работе с текстом на с...

Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике

как реализовать экологическое образование в процессе обучения физике...

Проблема формирования алгоритмического мышления учащихся в процессе обучения математике

В данной статье затронута проблема формирования алгоритмического мышления учащихся в процессе обучения математике, а также даны некоторые методические рекомендации по организации работы учащихся с алг...

Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения математике

Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения математике...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме: «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии»

   Согласно закону Российской Федерации “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализац...

Исследовательская работа по теме "Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения математике"

Перемены в культурной и материально-производственной сферах, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, повлекли изменение мышления людей, миропонимания, в отношении к пре...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен

            Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...