девять в одном
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Прокопьев Иннокентий Иракович

В данном материале лаконично  рассматривается один из этапов урока – закрепление новой темы, развитие памяти, внимания, скорочтения и скорописи, выработка навыков самостоятельного поиска информации.

Не секрет, что одна из главных причин потери интереса к предмету и к учителю – это обычная скука, готовое «поглощение», «копировать – вставить». Практически не думает на уроке, занят всем, только не уроком. Данный этап закрепления новой темы почти всегдаВ связи с этим, мне кажется, что иногда радикально поменять систему отсчета и координаты самого урока. Известно, что однообразие – враг мозга. Поэтому все девять способов самостоятельных работ должны воплотиться за один урок бывает монологом учителя перед  доской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devyat_v_odnom.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Девять в одном

В данном материале лаконично  рассматривается один из этапов урока – закрепление новой темы, развитие памяти, внимания, скорочтения и скорописи, выработка навыков самостоятельного поиска информации.

Не секрет, что одна из главных причин потери интереса к предмету и к учителю – это обычная скука, готовое «поглощение», «копировать – вставить». Практически не думает на уроке, занят всем, только не уроком. Данный этап закрепления новой темы почти всегда бывает монологом учителя перед  доской.

Возникает чувство огромной дистанции – если учитель суров. Чувство вседозволенности – если он либерал. А большинство педагогов вынуждены «надеть маску либерала», «демократа».

В связи с этим, мне кажется, что иногда радикально поменять систему отсчета и координаты самого урока. Известно, что однообразие – враг мозга. Поэтому все девять способов самостоятельных работ должны воплотиться за один урок.

 Необходимый элемент – это отдельная тетрадь для самостоятельных работ  и запасные учебники. Нынешние ученики так забывчивы. Тот кто забыл учебник много раз – берет лист с тестами и закрепляет материал отдельно и отвечает учителю.  Соответственно оповещается классный руководитель и родители. Отстающий  ученик обязательно приходит с учебником после обеда.

№1 «15 слов»

Дается задание прочитать параграф три раза. Ученикам известно, что  они должны прочесть три раза за 5 минут. По сигналу учителя все закрывают книги и должны написать только 15 – 20 слов в двух или трех предложениях.

№2 «Изложение»

Увеличивается время чтения параграфа до 7 минут. После этого учащиеся пишут то, что запомнили как изложение.

№3 «Отвечайка»

Теперь уже можно приступить к ответам на вопросы в конце параграфа.

№4 «Веселый»

Ученики должны представить, что энергия или сила – это живые (ученики,, люди,, существа,, растения) Фантазируют и описывают какие они. Эмоциональная разрядка.

№5 «Дыши и думай. Потом говори»

Талантливый якутский доктор – философ Владимир Михайлов  говорит : « Самое обидное – мои юные собеседники НЕ ИСПЫТЫВАЮТ от своего незнания неудобств, им не стыдно : не знаю, и что?  Да, не читал, и не буду, и не хочу! Подавляющее большинство умение ДУМАТЬ , рассуждать, умение оформлять и выразить свою мысль из своего джентльменского набора вычеркнули…  В школах исчез устный опрос «по памяти», тесты, метод тыка – и мозги теряют способность к творчеству. Насущная проблема – «клиповое» сознание появилось даже у отличников» («Якутск вечерний», 27.01.2006) Надо активировать этот область. Ученики заранее предупреждаются, что на следующем занятии или на уроке повторения обязательно будет фронтальный опрос «по памяти» и устный и письменный.  После четвертого способа переходим к пятому. Проводится дыхательная гимнастика с закрытыми глазами сидя. Потом ученики встают и медленно раскачиваясь делают дыхательные упражнения, делая круговые движения головой, тоже закрыв глаза.  По заранее оговоренному сигналу дети садятся и начинают готовить три вопроса к данной теме. При этом один из вопросов должен быть таким, чтобы ученик задал вопрос, на который он затрудняется или не понял. По сигналу или жесту учителя ученики устно задают свои вопросы, на которые отвечают их одноклассники. Главное условие – во время ответа или задавания вопроса должна быть абсолютная тишина. Происходит обмен пониманиями. При этом учитель может заснять это на видеокассету или диктофон, или просто выставлять баллы за участие.  Вопросы могут повторяться.

№6 «Большие глаза – абзацы»

Дается задание еще раз вернуться к учебнику. Изменяется способ чтения. Дети должны суметь прочитать текст не по буквам, по слогам, по предложениям, а сразу целыми абзацами. То есть абзац – это как одно слово. Ученик должен одним взглядом прочесть абзац. Прочитывает абзац быстро пять раз и выписывает только самое главное ключевое слово или набор символов. Происходит кодировка текста. Далее идет в таком же ритме.

№7 «Кисточка»

Дети смотрят на текст, вчитываются. У каждого учащегося появляется какой-то образ. По сигналу учителя учащиеся должны быстро нарисовать графику,, рисунок, схему, блок рисунков. Учитель говорит : «Помните, было задание представить, что энергия это живое существо, ваш верный друг. Нарисуйте его». Рисование является индивидуальным актом творчества и прекрасный способ разрядки.

№8 «Зеркало»

Обучающиеся должны написать доминанту, главные и ключевые слова, символы только левой рукой (если правши) и наоборот. После этого должны переписать левой рукой первое и последнее предложения новой темы. Несмотря на простоту этот способ активизирует мозг перед серьезным напряжением.

№9 «Тест от..»

 Ученики тщательно обдумывают и составляют к новой теме свои тесты с четырьмя вариантами ответов и ключами ответов. Это отличный способ переработки информации и избавляет от «тестофобии», страхов от ЕГЭ, ОГЭ. При этом один из вопросов теста составляется таким образом, что во всех четырех вариантах ответа нет ни одного верного. А еще один вопрос должен быть составлен так, что все четыре ответа правильные. Остальные вопросы должны содержать только по одному правильному ответу.

Учитель обязательно хвалит всех и благодарит. По условному сигналу или жесту учителя ученики сдают тетради для самостоятельных работ. Очень интересно бывает смотреть творчество детей.

Сверхцель данного способа «9 в 1»: учащиеся должны уметь, используя эти способы, понять и самостоятельно пройти более сложную тему старшего класса. Тогда будет четко ясно, работает ли эта система. Например, семиклассники должны проработать новую тему девятого класса.

Другой способ вовлечения учеников – проектная деятельность. Но в этом направлении разработки нету.

  «Не идеи, не деньги, а знаки и символы правят миром». (Конфуций). А они всегда меняются. Каждый раз новая тема в новом дне нового года 2015 года.

Поздравляю всех с Новым годом! Пусть он будет теплым и заботливым, укроет от невзгод и печалей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Девять лет, а как будто вчера..."

сценарий выпускного вечера девятиклассников...

Девять шагов с Microsoft Word

Пояснительная записка.Номинация: Методика организации и проведения  практических работ по   знакомству с основными возможностями  текстового процессора Microsoft Word.  Назван...

Девять принципов правильного удара

Удар, выполненный с соблюдением основных принципов наиболее надёжен в смысле точности....

Дидактический материал к балладе М.Ю.Лермонтова «Над морем красавица-дева сидит…» для 9 класса коррекционных школ VIII вида

Дидактический материал к балладе М.Ю.Лермонтова «Над морем красавица-дева сидит…» для 9 класса коррекционных школ 8 вида может использоваться непосредственно на уроке при изучении данной темы, а также...

Презентация "Девять докторов здоровья"

Показать какие факторы благотворно влияют на наше здоровье, предложить методы снятия нервного и физического напряжения, как для детей так и для взрослых....

Девять заповедей для родителей

Рекомендации родителям...

«Профориентационная работа с несовершеннолетними с девиа-нтным поведением в ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Санкт-Петербурга»

Обобщение опыта работы  с несовершеннолетними воспитанниками специального учебно-воспитательного учреждения  по вопросу профориентации с рекомендациями для специалистов и родителей...