Решения к задачам олимпиады по физике для учащихся 5 - 11 классов
олимпиадные задания по физике на тему

Семёнова Жанна Ивановна

Решения к задачам олимпиады по физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon resheniya_k_zadacham-olimpiada.doc544 КБ

Предварительный просмотр:

Решения к задачам олимпиады по физике.

5 класс

Задача 1. Весёлые ребусы.      А)                                                  Б)

Ответ: А) Вакуум, Б) Масса

Критерии оценивания.

Верно записан ответ к заданию А)

Верно записан ответ к заданию Б)

5 баллов

5 баллов

Задача 2. Трюк теннисиста.

Один известный теннисист ударил ракеткой теннисный мяч так, что он, пролетев несколько десятков метров, остановился без чьей либо помощи или столкновения с посторонними предметами и по той же траектории осуществил своё движение в обратном направлении прямо в руки подавшего теннисиста. Как он это сделал?

Ответ: Теннисист направил мяч вертикально вверх.

Критерии оценивания.

Верно записан ответ

10 баллов

Задача 3. Полёт банки.

На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола, через некоторое время банка упала. Что было в банке?

Ответ: Кусок льда, который растаял

Критерии оценивания.

Верно записано только о том, что в банке находится лёд

Верно записано, что лёд растаял

5 баллов

5 баллов

Задача 4. 33 коровы

Полный бидон с молоком весит 33 кг. Бидон, заполненный наполовину, весит 17 кг. Какова масса пустого бидона?

Возможное решение.

1) 33 - 17 = 16 кг (масса половины молока)

2) 16 · 2 = 32 кг (масса всего молока)

3) 33 - 32 = 1 кг (масса пустого бидона)

Ответ: 1 кг

Критерии оценивания.

Верно записано числовое значение массы половины молока

Верно записано числовое значение массы всего молока

Верно записано числовое значение массы пустого бидона

4 баллов

4 баллов

2 балла

6 класс

Задача 1. Весёлые ребусы.      А)                                     Б)

Ответ: А) Опыт, Б) Сила

Критерии оценивания.

Верно записан ответ к заданию А)

Верно записан ответ к заданию Б)

5 баллов

5 баллов

Задача 2. Таинственный учёный.

Прочитайте слова знаменитого физика, сказанные им,

когда он проанализировал результаты своего опыта по

бомбардировке золотой фольги α(альфа)-частицами.
Назовите фамилию ученого, когда он сделал

свой вывод из этого опыта.

Ответ: «Теперь я знаю, как выглядит атом» Эрнест Резерфорд

Критерии оценивания.

Верно записана фраза учёного

Верно записана фамилия учёного

8 баллов

2 балла

Задача 3. Кто быстрее?

Улитка Даша, длиной 10 мм, и удав Саша, длиной 2,5 м,

устроили соревнование по скоростному ползанию. Кто из участников финиширует раньше, если финиш регистрируется по кончику хвоста? Скорость Даши 1 см/c, скорость Саши 0,4 м/c. Расстояние от старта до финиша 1 м.

Возможное решение.

10 мм = 0,01 м

1 см/с = 0,01 м/с

Улитка Даша

Удав Саша

Голова Даши должна проделать путь до окончания дистанции (1 + 0,01) м = 1,01 м

Голова Саши должна проделать путь до окончания дистанции (1 + 2,5) м = 3,25 м

Голова Даши затратит время  с

Голова Саши затратит время  с

Удав Саша победит за явным преимуществом

Ответ: Удав Саша

Критерии оценивания.

Верно переведена единица длины в СИ

Верно переведена единица скорости в СИ

Верно записано расстояние и числовой ответ, которое должен преодолеть удав

Верно записано расстояние и числовой ответ, которое должна преодолеть улитка

Верно записано время и числовой ответ затраченное удавом

Верно записано время и числовой ответ затраченное улиткой

Верно записан ответ

0,5 балла

0,5 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

1 балл

Задача 4. Полезный алмаз.

Алмазные плёнки являются перспективным материалом для микроэлектроники. Толщина плёнки, формируемой на поверхности кремниевой пластины методом газофазного осаждения, увеличивается со скоростью 0,25 нм/с. За 1 час на пластине вырастает алмазная плёнка толщиной…

А) 70 нм        Б) 90 нм        В) 0,9 мкм        Г) 7 мкм        Д) 9 мкм

Выбор ответа обосновать.

Возможное решение.

0, 25 нм/с = 0,25 · 10-9 м/с

1 час = 3600 с

Толщина плёнки 0,25 · 10-9 м/с · 3600 с = 900 · 10-9 м =0,9 · 10-6 м = 0,9 мкм.

Ответ: В

Критерии оценивания.

Верно переведена единица скорости в СИ

Верно переведена единица времени в СИ

Верно записано нахождение толщины плёнки

Верно получен числовой ответ

Верно использованы дольные единицы

Верно записан ответ

2 балла

2 балл

2 балла

1 балл

2 балла

1 балл

7 класс

Задача 1. Полезные загадки.

1) Какой бы массы не было бы тело,
Что падает на землю с высоты,
Всегда, величину измерив эту,
Значение одно получишь ты.

(Ускорение свободного падения)

2) Об этой линии воображаемой
Послужит вам напоминанием:
След самолёта в небе,
Узор коньков на льду,
Всё, что напишешь ручкой (также мелом) ,
И санок след на выпавшем снегу.

(Траектория)

3) Если вес уменьшить свой
Хочешь быстро без диет,
В ванну сядь и кран открой -
Так придумал…

(Архимед)

4) С Пизанской башни он бросал свинцовые шары
Всем местным жителям на удивленье
И обнаружил, что от массы не зависит
Приобретаемое телом ускоренье.

(Галилео Галилей)

5) Так мала, что нет длины.
Нету даже ширины.
Ну а масса – хоть сто тонн!
Так сказал Исаак Ньютон.

(Материальная точка)

Критерии оценивания.

Каждое задание оценивается в 2 балла

Задача 2. Древние измерения.

У древних шумеров (народ, заселявший более четырёх тысяч лет тому назад междуречье Тигра и Евфрата) максимальной единицей массы был «талант». В одном таланте содержится 60 мин. Масса одной мины равна 60 сиклям. Масса одного сикля равна  г. Сколько килограмм содержит один талант? Ответ обоснуйте.

Возможное решение.

Масса одной мины = 60 сиклей ·  г/сикль = 500 г

Масса одного таланта = 60 мин · 500 г/мин = 30000 г = 30 кг

Ответ: В одном таланте 30 кг.

Критерии оценивания.

Верно вычислена масса одной мины

Верно вычислена масса одного таланта

5 баллов

5 баллов

Задача 3. Гепард против антилопы.

Антилопа проскакала половину дистанции со скоростью v1 = 10 м/c, другую половину – со скоростью v2 = 15 м/c. Гепард половину времени, затраченного на преодоление той же дистанции, бежал со скоростью v3 = 15 м/c, а вторую половину времени – со скоростью v4 = 10 м/c. Кто финишировал раньше?

Возможное решение.

Для определения победителя сравним средние скорости на дистанции S:

Антилопа

Гепард

vср = 12 м/с

vср = 12,5 м/с

Гепард прибежит быстрее

Ответ: Гепард

Критерии оценивания.

Верно составлены записи времени, затраченные антилопой на преодоление всей дистанции

Верно составлены записи расстояний, пройденные гепардом за весь промежуток времени

Верно сделаны математические преобразования при подстановке в формулу средней скорости суммы времени для антилопы

Верно сделаны математические преобразования при подстановке в формулу средней скорости суммы расстояний для гепарда.

Верно получен числовой ответ для антилопы

Верно получен числовой ответ для гепарда

Верно записан ответ

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

0,5 балла

0,5 балла

1 балл

Задача 4. «Хитрый» сплав.

Сплав  состоит  из  100  г  золота  и  100  см3 меди.  Определите  плотность  этого  сплава. Плотность золота равна 19,3 г/см3 , плотность меди – 8,9 г/см3

Возможное решение.

Золото

Медь

Найдём объём золота

Найдём массу меди

Найдём массу сплава

Найдём объём сплава

Найдём плотность сплава

Ответ: 9,41 кг/м3

Критерии оценивания.

Верно получен числовой ответ для объёма золота

Верно получен числовой ответ для массы меди

Верно получен числовой ответ для массы сплава

Верно получен числовой ответ для объёма сплава

Верно получен числовой ответ для плотности сплава

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

8 класс

Задача 1. Дедушкина находка.

Мимо бревно суковатое плыло,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...

Н. А. Некрасов

При каком минимальном объёме бревна зайцы смогли бы на нём плыть? Считайте, что бревно погружено в воду наполовину.

Масса одного зайца 3 кг, плотность древесины 0,4 г/см3, плотность воды 1,0 г/см3.

Возможное решение.

Пусть М – общая масса всех зайцев, тогда М = 30 кг, V – объём бревна, m – масса бревна, ρ – плотность дерева, ρв –плотность воды.

 

Ответ: V = 0,3 м3 

Критерии оценивания.

Верно записана формула силы тяжести для всех зайцев и бревна

Верно записана формула силы Архимеда для бревна и учтено, что бревно находится в воде наполовину

Верно записаны формула массы бревна

Верно составлено равенство силы Архимеда и силы тяжести

Верно выражена неизвестная величина (объём бревна)

Верно получен числовой ответ для объёма бревна

2 балла

2 балла

1 балл

2 балла

2 балл

1 балл

Задача 2. «Сухая» вода

Сухое горючее (гексаметилентетрамин) обладает теплотой сгорания 30 кДж/кг. Сколько граммов сухого горючего потребуется для того, чтобы вскипятить 200 г воды? Эффективность подогревателя 40%, удельная теплоёмкость воды 4,2 Дж/г, температура в комнате   20°С

Возможное решение.

Запишем формулу КПД и выразим массу горючего

m = 5,6 кг = 5600 г

Ответ: m = 5600 г

Критерии оценивания.

Верно записана формула КПД, теплоты нагревания и сгорания топлива

Верно получен числовой ответ количества теплоты нагревания топлива

Верно выражено буквенное значение массы топлива

Верно получен числовой ответ

3 балла

2 балла

3 балла

2 балла

Задача 3. Рассеянная шляпа.

Человек рассеянный с улицы Бассейной плывёт на моторной лодке вверх по течению реки и роняет под мостом в воду свою шляпу. Пропажу он обнаруживает через час и, повернув лодку назад, догоняет шляпу на расстоянии 6 км от моста. Какова скорость течения реки, если скорость лодки относительно воды была постоянной?

Возможное решение.

Пусть v – скорость лодки, u – скорость течения реки. Расстояние S км лодка проплыла против течения реки за время t1: S = (v - u)·t1

За это время шляпа проплыла u·t1

Повернув назад лодка проплыла по течению реки расстояние (S + 6) км за время t2:

S + 6 = (v + u)·t2

За это время шляпа проплыла расстояние u·t2

Получаем: u·t1 + u·t2 + (v - u)·t1 = (v + u)·t2

Отсюда: v·t1 = v·t2,        t1 = t2

Значит, шляпа проплыла расстояние 6 км за 2 часа.

Скорость течения реки 3 км/ч

Ответ: u = 3 км/ч

Критерии оценивания.

Верно записаны выражения выражающее расстояние, которое проплыли лодка и шляпа за время t1

Верно записаны выражения выражающее расстояние, которое проплыли лодка и шляпа за время t2

Верно составлено итоговое равенство выражающее, какое расстояние проплывают лодка и шляпа

Верно получен числовой ответ

3 балла

3 балла

3 балла

1 балл

Задача 4. «Волга» против «Жигулей»

Из пункта А в пункт В выехал автомобиль «Волга» со скоростью 90 км/ч. В то же время навстречу ему из пункта В выехал автомобиль «Жигули». В 12 часов дня машины проехали мимо друг друга. В 12:49 «Волга» прибыла в пункт В, а ещё через 51 минуту «Жигули прибыли в А. Вычислите скорость «Жигулей».

Возможное решение.

 «Волга» проехала путь от пункта А до места встречи с «Жигулями» за время t, а «Жигули» этот же участок проехали за 100 минут (49+51=100мин).

«Жигули» проехали путь от пункта В до места встречи с «Волгой» за то же время t, а «Волга» этот же участок проехала за 49 минут.

Запишем эти факты в виде уравнений:         vв · t = vж · 100

vж · t = vв · 49

Поделив почленно одно уравнение на другое, получим: =0,7

Отсюда vж = 0,7 · vв = 63 км/ч

Ответ: vж = 63 км/ч

Критерии оценивания.

Верно записано время движения «Жигулей» до встречи

Верно записано расстояние, пройденное «Жигулями» до встречи

Верно записано расстояние, пройденное «Волгой» после встречи

Верно составлены уравнения для обоих машин

Верно получен числовой ответ

1 балл

2 балла

2 балла

3 балла

2 балла

9 класс

Задача 1. Вокзальные приключения.

Крокодил Гена и Чебурашка подошли к последнему вагону, когда поезд тронулся и начал двигаться с постоянным ускорением. Гена схватил в охапку Чебурашку и побежал к своему вагону, расположенному в середине состава, с постоянной скоростью. В это время Чебурашка принялся вычислять с какой скоростью должен бежать Гена, чтобы догнать свой вагон. К какому выводу он пришёл, если длина поезда и платформы одинаковы?

Возможное решение.

L – длина платформы

Положение середины поезда относительно начального положения последнего вагона и расстояние, которое должен пробежать Гена, равны длине платформы:

                

Следовательно, скорость Гены должна быть не меньше величины:

Ответ:

Критерии оценивания.

Верно записано уравнение начального местоположения вагона

Верно записано уравнение расстояния, которое должен пробежать Гена

Верно записано уравнение времени

Верно получено буквенное значение скорости

3 балла

3 балла

2 балла

2 балла

Задача 2. Приключения кота Леопольда.

Кот Леопольд, мышонок и крысёнок отправились на пикник на необитаемый остров на озере Лебединое. Надувную лодку крысёнок, конечно, забыл дома. Однако, на берегу озера нашлись бруски дерева диаметром 5 см и длиной 50 см. Сколько брусков необходимо приготовить, чтобы смастерить плот для продолжения пикника? Масса кота Леопольда 6 кг, масса крысёнка 0,5 кг, масса мышонка 0,2 кг. Плотность материала бруска 600 кг/м3.

Возможное решение.

D = 5 см = 0,05 м

L = 50 см = 0,5 м

Пусть М – общая масса всех животных, тогда М = 6,7 кг, V – объём дерева, m – масса дерева, ρ – плотность дерева, π=3,14, R = D/2, N – количество брусков.

Ответ: 18 брусков

Критерии оценивания.

Верно записана формула силы тяжести для всех животных и дерева

Верно записана формула силы Архимеда для дерева (или её числовое значение)

Верно записана формула объёма для дерева (или его числовое значение)

Верно записаны формулы радиуса и массы дерева (или их числовые значения)

Верно составлено равенство силы Архимеда и силы тяжести

Верно выражена неизвестная величина (количество брусков)

Верно получен числовой ответ для количества брусков

2 балла

2 балла

1 балл

2 балла

1 балл

1 балл

1 балл

Задача 3. Мухобойка.

Круглое ядро радиуса R, движущееся со скоростью v, пролетает через рой мух, движущихся со скоростью u перпендикулярно направлению движения ядра. Толщина слоя мух d, в единице объёма в среднем находится n мух. Сколько мух убьёт ядро. Считайте, что коснувшаяся ядра муха погибает.

Возможное решение.

N – количество убитых мух

В системе отсчёта, связанной с мухами ядро подлетает к рою под углом α, причём , поэтому ядро будет проходить путь .

Ядро убьёт мух в объёме цилиндра с площадью основания, равной площади сечения ядра, и высотой, равной пройденному пути  =

Ответ: N =

Критерии оценивания.

Верно записано выражение для определения угла, под которым ядро подлетает к мухам

Верно записано выражение для расстояния, которое будет пролетать ядро

Верно записано выражение для объёма цилиндра

Верно получено буквенное выражение количества убитых мух

3 балла

2 балла

3 балла

2 балла

Задача 4. Разумная экономия.

Междугородный автобус прошёл 80 км за 1 час. Двигатель развивал мощность 70 кВт при КПД 25%. Сколько дизельного топлива (плотность 800 кг/м3, удельная теплота сгорания 42 МДж/кг) сэкономил водитель, если норма расхода горючего 40 л на 100 км пути?

Возможное решение.

Запишем формулу КПД и выразим объём:        ,  V = 30 л

Составим пропорцию:

40 л          100 км

Х л             80 км

Х = 32 л (расход горючего на 80 км)

ΔV = 2 л (экономия)

Ответ: ΔV = 2 л

Критерии оценивания.

Верно записана формула КПД, работы и теплоты сгорания топлива

Верно получен числовой ответ объёма топлива

Верно составлена пропорция для расхода горючего

Верно получен числовой ответ расхода горючего

Верно получен числовой ответ экономии горючего

3 балла

2 балла

2 балла

2 балла

1 балл

Задача 5. Правильный резистор.

В цепи Определите

сопротивление резистора , если показания

вольтметра U = 0 В

Возможное решение.

Так как U = 0 В, то ток по этой ветке не течёт, следовательно, ток в  и R2 одинаков (I1) и в резисторах R3 и R4 так же (I2). Сумма напряжений в замкнутом контуре равна 0, поэтому

U1 = U3, I1R1 = I2R3

U4 = U2, I2R4 = I1R2

Следовательно,

Ответ: R4 = 60 Ом

Критерии оценивания.

Верно определена величина силы тока в  и R2

Верно определена величина силы тока в  и R4

Верно записано равенство напряжений в  и R3

Верно записано равенство напряжений R2 и R4

Верно получено числовое значение  R4 

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

10 класс

Задача 1. Незнайкин труд.

Незнайка поливает  газон из шланга, наклонённого под углом α к горизонту. Вода бьёт со скоростью v. Мастер Самоделкин вместе со Знайкой считают, сколько воды находится в воздухе. Площадь сечения шланга S, шланг находится на высоте h, плотность воды ρ.

Возможное решение.

Масса воды, находящейся в воздухе , где t – время движения воды до падения на землю.

Окончательно имеем:

Ответ:

Критерии оценивания

Верно записана формула массы воды

Верно записана проекция скорости на ось OY

Верно записано уравнение координаты на ось ОY

Верно получено буквенное выражение времени

Верно получено итоговое буквенное выражение массы воды

2 балла

1 балл

2 балла

4 балла

1 балл

Задача 2. Бегущий человек.

Пассажир метро, спускающийся по эскалатору со скоростью v относительно движущейся дорожки, насчитал 50 ступенек. Во второй раз он спускался со скоростью в три раза большей и насчитал 75 ступенек. Чему равна скорость эскалатора?

Возможное решение.

Пусть l – длина ступеньки, L – длина эскалатора относительно земли, N1 – количество ступенек в первый раз, N2 – количество ступенек во второй раз, u – скорость эскалатора.

Время, которое затратил пассажир в первый раз:  и во второй раз: .

Расстояние, которое прошёл пассажир в первый и второй раз соответственно:

 решим систему относительно u и получим u = v

Ответ: u = v

Критерии оценивания

Верно записаны буквенные выражения времени в первый и второй раз соответственно

Верно записаны буквенные выражения расстояния, пройденные пассажиром в первый и второй раз соответственно

Верно решена система уравнений

Верно получено буквенное выражение скорости эскалатора

2 балла

4 балла

3 балла

1 балл

Задача 3. Хоккейная субмарина.

Плоская шайба высотой H из материала плотностью ρ плавает на границе раздела двух жидкостей. Плотность верхней жидкости ρ1, нижней ρ2 (ρ2 > ρ > ρ1). Верхняя жидкость полностью покрывает шайбу. На какую глубину погружена шайба в нижнюю жидкость?

Возможное решение.

Пусть S – площадь шайбы, h1 – глубина погружения шайбы в верхнюю жидкость, h2 – глубина погружения шайбы в нижнюю жидкость.

По условию плавания тел: вес тела равен весу вытесненной этим телом жидкости и

, где

Получаем:

Ответ:

Критерии оценивания

Верно записана формула массы шайбы

Верно записана формула объёма шайбы

Верно учтено условие плавания тел

Верно составлена система уравнений

Верно получено буквенное выражение глубины погружения шайбы во вторую жидкость

1 балл

1 балл

2 балла

2 балла

4 балла

Задача 4. Плюк против Глюка.

Радиус планеты Плюк в 2 раза больше радиуса планеты Глюк, а средние плотности Плюка и Глюка равны. Чему равно отношение периода обращения спутника, движущегося вокруг Плюка по низкой круговой орбите, к периоду обращения аналогичного спутника Глюка? Объём шара пропорционален кубу радиуса.

Возможное решение.

Используем равенство закона Всемирного тяготения и силы тяжести для спутника: , где М – масса планеты, m – масса спутника, R – радиус планеты, G – гравитационная постоянная, v – скорость обращения спутника вокруг планеты.

Формула периода обращения спутника:

Формула массы планеты:

Получаем:

Ответ:

Критерии оценивания

Верно записано равенство закона Всемирного тяготения и силы тяжести для спутника

Верно записана формула периода обращения тела

Верно записана формула массы тела

Верно записана формула объёма тела

Верно записано отношение периодов

Верно получен числовой ответ

2 балла

1 балл

1 балл

2 балла

3 балла

1 балл

Задача 5. Побег электронов.

В вакуумном диоде, анод и катод которого параллельные пластины, ток от напряжения зависит по закону , где С – некоторая константа. Во сколько раз изменится сила давления на анод, возникающая за счёт ударов электронов о его поверхность, если напряжение на электродах увеличить в 2 раза?

Возможное решение.

За интервал времени к аноду подлетают электронов, где e – заряд электрона, и сообщают аноду импульс равный .

Скорость электрона у анода определяется соотношением:

Тогда , учтём, что , получаем:

Таким образом,

Ответ:

Критерии оценивания

Верно записано буквенное выражение для количества электронов

Верно записано буквенное выражение для импульса

Верно записан закон сохранения энергии для электронов

Верно записано буквенное выражение связывающее импульс тела и импульс силы

Верно записано буквенное выражение для силы давления

Верно составлено выражение для ответа на вопрос

Верно получено числовое значение

1 балл

1 балл

1 балл

2 балл

2 балла

2 балла

1 балл

11 класс

Задача 1. Берегись автомобиля!

Автомобиль трогается с места и с постоянным тангенциальным ускорением разгоняется по горизонтальному участку дороги. Этот участок представляет собой дугу окружности радиуса R = 100 м и угловой мерой . С какой максимальной скоростью автомобиль может выехать на прямолинейный участок дороги?. Все колёса автомобиля ведущие. Между шинами и дорогой существует трение (коэффициент трения 0,2)

Возможное решение.

Максимальное нормальное ускорение автомобиля .

Время разгона автомобиля .

Тангенциальное ускорение .

Полное ускорение

Находим максимальную скорость

Ответ: vmax=10 м/с

Критерии оценивания

Верно записано буквенное выражение для нормального ускорения

Верно записано буквенное выражение времени разгона

Верно записано буквенное выражение для тангенциального ускорения

Верно получено выражение для полного ускорения

Верно получено буквенное выражение для максимальной скорости

Верно получен числовой ответ

1 балл

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

1 балл

Задача 2. Солнечный свет.

Свет от Солнца до Земли доходит за время t = 500 с. Найдите массу Солнца. Гравитационная постоянная 6,67·10-11 (Н·м2)/кг2, скорость света в вакууме 3·108 м/с.

Возможное решение.

Земля движется по окружности радиуса R со скоростью u под действием силы гравитации , где М – масса Солнца, а m – масса Земли.

Центростремительное ускорение Земли

Получаем массу Солнца

Подставим

Получаем

Ответ: М = 2·1030 кг

Критерии оценивания

Верно записано равенство R = c·t

Верно записано выражение для центростремительного ускорения Земли

Верно получено буквенное выражение для массы Солнца

Верно записано буквенное выражение для скорости Земли

Верно получено окончательное буквенное выражение для массы Солнца

Верно получен числовой ответ

1 балл

2 балла

2 балла

1 балл

2 балла

1 балл

Задача 3. Бенгальские огни.

Палочка «Бенгальского огня» представляет собой тонкий плохо проводящий тепло стержень радиуса r = 1 мм, покрытый слоем горючего вещества толщиной h = 1 мм. При его горении стержень разогревается до температуры t1 = 900°C. Какой может  быть максимальная толщина слоя горючего вещества, чтобы стрежень не начал плавиться, если температура плавления материала стержня t2=1580°C? Считайте, что доля потерь теплоты в обоих случаях одинаковая.

Возможное решение.

При тонком слое горючего вещества уравнение теплового баланса запишется в виде , где m1 – масса горючего вещества, q – его удельная теплота сгорания, с – удельная теплоёмкость материала стержня, m2 – масса той части стержня, которая соприкасается с горючим веществом и нагревается при его горении, η – доля выделившейся теплоты, пошедшей на нагревание стержня, t0 – его начальная (комнатная) температура.

Уравнение теплового баланса при толстом слое горючего вещества будет иметь вид , где mх – масса горючего вещества во втором случае.

Разделим почленно второе уравнение на первое и учтём, что t1>>t0, t2>>t0.

Получим , , где ρ – плотность горючего вещества, l – длина его слоя, hх – искомая величина, а масса

Получаем hх =1,5 мм.

Ответ: hх =1,5 мм.

Критерии оценивания

Верно записано уравнение теплового баланса для тонкого слоя

Верно записано уравнение теплового баланса для толстого слоя

Верно учтено, что t1>>t0, t2>>t0

Верно записано выражение для массы вещества во втором случае

Верно записано выражение для массы вещества в первом случае

Верно получен числовой ответ для искомой величины

2 балла

2 балла

1 балл

2 балла

2 балла

1 балл

Задача 4. Чёрный ящик.

К источнику постоянного электрического напряжения U0 = 15 В, подключены последовательно соединённые резистор сопротивлением R1 = 0,44 кОм и чёрный ящик. Определите напряжения на этих элементах цепи, если зависимость силы тока в чёрном ящике от напряжения на нём известна – она представлена в таблице.

1

2

3

4

5

6

7

8

U2, В

0,0

2,0

4,0

6,0

8,0

10,0

12,0

14,0

I2, мА

0,0

0,6

2,4

5,4

9,6

15,0

21,6

29,4

Возможное решение.

Напряжение на резисторе R1 : U1 = U0 – U2, I1 = U1 / R1

Дополняем таблицу

U2, В

0,0

2,0

4,0

6,0

8,0

10,0

12,0

14,0

U1, В

15

13

11

9

7

5

3

1

I1, мА

34,1

29,6

25

20,5

15,9

11,4

6,8

2,27

I2, мА

0,0

0.6

2,4

5,4

9.6

15,0

21,6

29,4

Так как в последовательной цепи I1 = I чёрного ящика, находим U1 ≈ 9,3 В, I1 ≈ 23 мА

Ответ: U1 ≈ 9,3 В, I1 ≈ 23 мА

Критерии оценивания

Верно записано напряжение на резисторе

Верно получены числовые значения для напряжения на резисторе

Верно получены числовые значения для силы тока на резисторе

Верно учтено, что резистор и чёрный ящик соединены последовательно

Верно получены числовые значения напряжения и силы тока для чёрного ящика

1 балл

3 балла

3 балла

1 балл

2 балла

Задача 5. Не стой под стрелой!

От груза, висящего на пружине жёсткостью k, отрывается часть массой m. На какую максимальную высоту сместится оставшийся груз?

Возможное решение.

После отрыва части груза новое положение равновесия окажется выше на . Это смещение равно амплитуде колебаний оставшейся части груза.

Тогда максимальная высота смещения

Ответ:

Критерии оценивания

Верно получено выражение для смещения груза в новое положения равновесия

Верно указано, что происходят колебания с амплитудой

Верно записано буквенное выражение для максимального смещения

5 баллов

3 балла

2 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный элективный курс «Физика. Математика. Решение прикладных задач для будущего офицера». 10-11 класс.

В условиях трансформационной экономики России экономическая, правовая и социально-психологическая адаптация выпускников к условиям взрослой жизни становится объективной необходимостью....

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Организация самостоятельной деятельности учащихся с ОВЗ при решении тренировочных задач на уроках физики

Самостоятельная работа - это метод, который  помогает мне, выяснить способности учащихся....

Олимпиада по физике для учащихся 5 - 11 классов

Олимпиада по физике для учащихся 5 - 11 классов...

Рабочая программа элективного курса по физике «Решение нестандартных задач по разделу «Механика» для 9 класса»

Рабочая программа  элективного курса по физике  «Решение нестандартных задач  по разделу «Механика» для 9 класса».Рабочая программа  элективного курса «Решение нестандартных задач ...

Решение ситуационной задачи на уроке физики. (мастер-класс)

урок развития практических навыков учащихся при проведении практической работы с физическим оборудованием, формирования экспериментальных  умений и навыков...

Презентация к уроку решения задач по молекулярной физике в 10 классе.

Материалы к уроку подобраны таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся к проблемам экологии, здоровья. Задачи имеют практическую значимость....