Моя методическая система.
статья по физике на тему

Мои размышления о профессии Учитель (преподаю физику в средней школе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя методическая система.

Вот уже более 35 лет я работаю учителем и за это время я поняла, что Учитель - особая профессия. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его учеников, убеждения учителя определяют убеждения его учеников, трудом же учителя создается величайшая ценность на Земле – Человек

Сегодня российская школа модернизируется, верю, что грядущие изменения будут на пользу. Школа - маленькая модель государства, она как губка впитывает в себя то, что происходит вокруг. Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта современный урок должен соответствовать запросам государства, т.е. должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, умение работать с информацией, умение учиться, работать в коллективе.

 Меняются цели образования, требования к уроку. Главная цель школы XXI века - формирование универсальной, свободной, творческой личности. Интеллект, духовно - нравственные, творческие силы членов общества - вот главные источники общественного богатства. Стержневой линией образования становится развитие учащихся, развитие их творческих и интеллектуальных возможностей, развивающее обучение - основа основ.

 Все согласны с тем, что физика - одна из самых интересных наук. На протяжении многих лет работы в школе замечено, что многие школьники да и взрослые люди понимают под физикой вовсе не увлекательный способ познания природы, а нечто сложное и ненужное для их обычной жизни. Необходимо, чтобы ученики поняли какую пользу приносит эта наука, как важно ее изучать и почему ее изучать интересно. «Развитие познавательного интереса на уроках физики как способ формирования личности учащихся» - тема моей методическая системы.

            Цель    включение учащихся в учебный процесс по своему желанию; создание  психологически комфортного состояния учащихся на уроках, которое повышает эффективность занятий, содействует пониманию ребятами изучаемого учебного материала и помогает им не испытывать затруднений при изучении курса физики.

Основные задачи моей деятельности – это раскрытие интеллектуально-творческого потенциала личности школьника. развитие собственной мыслительной деятельности учащихся, единство обучения и воспитания; создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения, воспитания и развития личности ребенка. Я считаю, что важным фактором обучения, как средства воспитания личности, является организация процесса обучения. Поэтому необходимо воздействовать на чувства ребенка, на его потребностно-мотивационную сферу, чтобы вызвать стремление к самовоспитанию определенных качеств и свойств личности.

Проблема развития познавательной активности учащихся не нова, но по-прежнему актуальна. В контексте перехода на новые образовательные стандарты образования она приобретает новое содержание, нужны новые подходы и методы в ее решении. «Модель Российского образования основа на компетентностной обраовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности»…  При переходе на ФГОС ООО основой развития познавательного интереса на уроках физики является системно-деятельностный подход. «Человек достигает результата, только делая что-то сам». А. Пятигорский, русский философ.

        Система моей работы основана на принципах развивающего обучения (научности, наглядности, доступности, системности, сознательности и активности, связи теории с практикой) направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения физике, поэтому в основе преподавания предмета лежит деятельностный подход с использованием информационно-коммуникационных технологий и проблемного обучения.

          Формированию познавательного интереса школьников в процессе реализации системно-деятельностного подхода на уроках физики способствуют следующие компоненты:

использование методов, средств и форм организации обучения физике создание вокруг ученика личностного пространства из физических явлений и процессов, позволяющего сделать физические знания частью его жизни, активизируя опыт ученика и включая его в процесс познания; приобретение и овладение знаниями осуществляется в деятельности и общении на основе сотрудничества участников учебного процесса (учитель – ученик, ученик – ученик);включение кроме предметного компонента в содержание учебного материала по физике совокупность личностного и аксиологического; создание на уроке ситуаций выбора, предоставляющих ученику необходимое пространство свободы для определения: целей, задач, форм и методов обучения

обеспечение состояния успешности каждого школьника и позитивного эмоционального фона при освоении физики.

         Основной формой организации учебных занятий по физике, как и прежде, остается урок, но урок иного типа. Эти уроки подчиняются новой технологии, технологии концентрированного обучения. Наиболее распространенными являются занятия, посвященные изучению нового материала, решению задач и выполнению лабораторных и практических работ. Внедряемая методика потребовала пересмотра требований к организации данных уроков физики и их основным компонентам. 

Обязательными элементами практически каждого урока, имеющего деятельностную направленность, являются этапы мотивация – целеполагание. Эти элементы урока позволяют сделать информацию для учащихся значимой, учитывая связь их интересов и проблем темы урока.

 Также важным этапом каждого урока является этап рефлексии. Рефлексия помогает оценить полученные результаты, способ достижения цели, обнаружить причины неудач или проблем, определить цели дальнейшей работы. Главной перспективой предлагаемой организации уроков физики с деятельностной направленностью является, прежде всего, переосмысление самой методики их конструирования. Такие уроки вовлекают школьников в активную познавательную деятельность; приобретаемые знания несут определенный личностный смысл,

   Развитие интереса к физике и усиление влияния учебного процесса на становление личности ученика обеспечивается различными методическими приемами и средствами, проведением нетрадиционных уроков с использованием современных технологий.

Можно выделить основные требования к уроку:

-учебный материал должен обеспечить выявление жизненного опыта ученика и способствовать формированию умений и навыков с учетом интересов, жизненных планов учащихся.

-необходимо   активно   стимулировать   ученика   к   самообразованию,   саморазвитию, самовыражению в ходе овладевания знаниями.

-следует помнить, что ученик имеет право выбирать задания, задача.

Формированию познавательного интереса учащихся к предмету, приобретению ими умений   самостоятельно систематизировать материал, делать выводы, применять свои знания при решении качественных и расчетных задач, ставить опыты, выполнять творческие работы, презентации способствуют  уроки самых различных видов в сочетании с коллективной, групповой  и индивидуальными формами работы, в результате чего формируются основные компетенции в предметной,, проектно-аналитической, исследовательской деятельности.

   

1. уроки решения задач (экспериментальных качественных задач, исследовательских,уроки одной задачи, при объяснении нового  материала и др.) - формируют умения и навыки, в работе с математическим аппаратом, понимание физических законов, приближая их к реальной жизни, развитие познавательной активности и  интереса.

2.лабораторные и исследовательские работы, демонстрационный эксперимент - развивают творческие способности учащихся с учетом их индивидуальности, воспитавают у них самостоятельность и инициативу. Именно удивление заставляет самостоятельно искать истину, порождает желание убедиться в правоте своих предположений. Только человек, умеющий сомневаться и удивляться, может активно, творчески мыслить. Учащимся нравятся уроки - демонстрации опытов из «домашней лаборатории», где используется метод проектной деятельности.

3.творческие задания ( составление опорных схем, рисунков, кроссвордов, карты понятий,
конспектов, презентаций при изучении того или иного физического явления, физической величины и др.) - упрочняются знания, развивается интереса к предмету , взаимосвязи с другими предметами и метапредметные умения. В начале каждого последующего урока идет защита, обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в классе.Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.                                                                                                        

4. дидактические игры  (аукционы, соревнования, игры по станциям, физическое лото и др.) - повышается интерес к предмету;индивидуализировать и коллективизировать познавательную деятельность учащихся на уроке;,развается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах;активизируется познавательную активность и интерес учащихся.                                   5  конференции, семинары - способствуют получению новых знаний, расширению кругозора, повышению интереса к предмету;; развивают самостоятельность, формируют компетентности в предметной ,исследовательской деятельности.

6. внеурочная деятельность  (злективные  курсы, экскурсии, научно-практические конференции и др.) – способствуют углублению и расширению знаний по предмету, личностной ориентации учащихся, практической и творческой ориентации образовательного процесса. В течение нескольких лет я участвовала в опытно-экспериментальной работе школы «Взаимодействие программы «Здравствуй, музей!» и краеведческого компонента в образовательно-воспитательном процессе», практикуя преподавание злективного курса «Физика и живопись».

 Современное образование невозможно без применения информационных технологий, средства развития личности, способной адаптироваьтся к новым достижениям научно-технического прогресса, расширяющее кругозор и новые возможности для совершенствования учебно-познавательной деятельности. Я часто практикую проведение уроков-презентаций, уроков-проектов.

 Многие мои ученики успешно защищали творческие проекты на научно-практических конференциях города и района: РГПУ им. А.И.Герцена «Современные достижения науки и техники», СПГЭУ «Абитуриент-Студент 2012,2013», «Наноиндустрия и технологии будущего 2014, «Новые имена» ИМЦ Красносельского района, «Зажги свою звезду» Центра научной мысли г.Таганрог и др. Как научный руководитель получила благодарственные письма от ректоров университетов за подготовку учащихся к конкурсу научно-исследовательских работ.

         Ученики успешно выступают на олимпиадах по физике в районе и городе.,успешно сдают ЕГЭ по физике.

Развитие познавательного интереса учащихся –один из основных вопросов методической работы учителей нашего районного педагогического сообщества, на различных семинарах, занятиях по повышению квалификации ищем пути решения этого вопроса, обмениваемся опыом работы.

Зто необходимо, так как миссия учителя - заботиться не столько о передаче знаний, сколько о внутреннем развитии ребенка, его самореализации.

Я горжусь профессией Учитель. Никаким другим делом я никогда не смогла заниматься, потому что ничто в жизни я не полюбила бы так, как школу, сам процесс школьной жизни, школьную бесконечность, когда Последний звонок плавно переходит в Первое сентября. Я счастлива, что всегда занималась и занимаюсь своим любимым делом.

Учитель третьего тысячелетия.... Тебя окружает все возрастающий объем знаний, который нужно суметь вложить в юные головы, не перегружая их. Нужно сориентироваться в огромном потоке информации, льющейся из телеканалов, современных книг, с улицы - и научить детей отличать думать и отвечать за свои поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая система

Описание собственной методической системы....

Модель методической системы школы

Описание, мной созданной, модели методической системы школы. Презентация данной модели....

Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1

В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...

Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...

Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...