Рабочая программа по физике 5-6 класс (ФГОС)
рабочая программа по физике (5 класс) по теме

Рабочая программа учебного предмета «Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия» разработана учителем физики Каминскас З. И. для обучающихся 5-6 классов (профильных  классов по введению ФГОС). Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа), авторской программы А.Е.Гуревича «Физика и химия. 5–6 класса».  «Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.  7-11 класс/сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.: Дрофа,2008». Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых учащимися.

            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каминскас З. И., учитель физики, Самара

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 63

с углублённым изучением отдельных предметов

имени Мельникова Н.И. городского округа Самара

(МБОУ СОШ № 63 г. о. Самара)

Программа рассмотрена на заседании МО учителей математики, физики, информатики

Протокол № 1 от 20.08.2014

Председатель  МО  ____________Н.В. Русанова

Согласованно

22.08.2014

Зам.директора по УВР

______Зенукова Н.Ю.

Утверждаю

Приказ №____ от___________

Директор МБОУ СОШ  № 63

______________Н. М. Попова

Рабочая программа

по физике (модифицированная) в 5-6 классах

на  2014 -  2015  учебный  год

учитель

Каминскас

Зинаида Ивановна,

Количество часов по учебному плану:    

                всего  

34

в неделю

1

Количество часов по программе:

всего

34

в неделю    

1

Составлено в соответствии с программой

  1. Примерная основная образовательная  программа образовательного учреждения. Основная школа. Е. С. Савинов. - М.:Просвещение,2011.(Стандарты второго поколения).
  2. Примерные программы по учебным предметам. Физика7-9 классы. Естествознание. 5 класс.- М.: Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения).  
  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11класс. В. А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.
  4. А.Е. Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С. Понтак. Физика. Химия. 5-6 классы.

Автор программы:

Учитель высшей категории  МБОУ СОШ №63 г.о. Самара,

 Почетный работник общего образования РФ

 Каминскас  Зинаида Ивановна

Учебники:

Гуревич А.Е. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химимя. 5-6 класс: учебник для общеобр.учрежд. / А.Е. Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С. Понтак/  М.: Дрофа, 2013-2014 

Самара 2014

Содержание

  1. Пояснительная записка (конкретизируются общие цели основного

общего образования с учётом специфики учебного предмета)……………3

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса………………………….7
  2. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане………………10
  3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

конкретного учебного предмета, курса………………………………………10

  1. Содержание учебного предмета, курса……………………………………....18
  2. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса.…………………………………....24

Список литературы…………………………………………………………….26

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа для основной школы разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, ФК ГОС/ ФГОС,  Требований к результатам основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, «Примерной программы по физике». В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Программа определяет общие педагогические принципы, заложенные в курсе физики, такие, как:

- актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, компоновки и подачи материала; усиление внутри предметной и межпредметной интеграции;

-       взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного знаний;

- использование педагогических методик, направленных на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;

- усиление практической направленности при изучении курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

Физика как наука занимается изучением наиболее общих закономерностей природы, поэтому курсу физики в процессе формирования у учащихся естественнонаучной картины мира отводится системообразующая роль. Способствующие формированию современного научного мировоззрения знания по физике необходимы при изучении курсов химии, биологии, географии, ОБЖ.

Межпредметная интеграция, связь физики с другими естественнонаучными предметами достигаются на основе демонстрации методов исследования, принципов научного познания, историчности, системности. Для формирования основ современного научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание необходимо уделять не трансляции готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельностипри их разрешении.

Вооружая школьников методами научного познания, позволяющими получать объективные знания об окружающем мире, изучение физики вносит свой вклад в гуманитарную составляющую общего образования. Интеграция физического и гуманитарного знаний осуществляется на основе актуализации информации об исторической связи человека и природы, обращения науки как компоненту культуры, через демонстрацию личностных качеств выдающихся учёных. При изучении курса необходимо обращать внимание учащихся на то, что физика является экспериментальной наукой и её законы опираются на факты, установленные при помощи опытов, поэтому необходимо большое внимание уделять описанию различных экспериментов, подтверждающих изучаемые физические явления и закономерности.

Важнейшая цель современного образования - воспитание нравственного, ответственного  инициативного компетентного гражданина России.

В связи с этим перед физикой как предметной областью ставятся следующие цели:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опытапознавательной и творческой деятельности;
  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними
  •  формирование  у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

«Естественнонаучные предметы»

Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить:

  • формирование целостной научной картины мира;
  •  понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  •  овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  •  овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
  •  формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих

действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Изучение курса «Физика» должно обеспечить:

  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий
  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
  • осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний с целью сбережения здоровья;
  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Ожидаемые образовательные результаты

  • Знания основных законов и понятий.
  • Успешная самореализация учащихся.
  • Опыт работы в коллективе.
  • Умение искать, отбирать, оценивать информацию.
  • Систематизация знаний.
  • Возникновение потребности читать дополнительную литературу.
  • Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.
  • Опыт составления индивидуальной программы обучения.

Основной инструментарий  для оценивания результатов:

использование таких форм учебной деятельности, как тестовые тематические задания,  физические диктанты, самостоятельные и лабораторные работы,  проектные работы, домашние исследовательские работы, изготовление самодельных физических приборов, для итогового контроля предусматривается выполнение контрольных работ.

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

  • признаки явления, по которым оно обнаруживается;
  •  условия, при которых протекает явление;
  • связь данного явления с другими;
  • примеры учета и использования его на практике;

о физических опытах:

  • цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт,
  •  ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

  • явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
  • определение понятия (величины);
  • формулы, связывающие данную величину с другими;
  • единицы физической величины;
  • способы измерения величины;

о приборах, механизмах, машинах:

  • назначение; принцип действия и схема устройства;
  • применение и правила пользования прибором.

физические измерения.

  • Определение цены деления и предела измерения прибора.
  • Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
  • Снимать показания прибора.

Оценке подлежат умения:

  • применять понятия  для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;
  • самостоятельно работать с учебником;
  • решать задачи на основе известных  формул;
  • пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

  • планировать проведение опыта;
  • собирать установку по схеме;
  • пользоваться измерительными приборами;
  • проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов;
  • составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.

2. Общая характеристика курса

Введение.

Пропедевтический курс физики как средство наиболее эффективного усвоения

естественно - научных знаний.

Необходимость пропедевтики естественнонаучных знаний.

Курс физики основной школы стал двухступенчатым. Первая ступень охватывает 5–6-е классы, при этом в подавляющем большинстве школ изучается в рамках интегрированных курсов «Естествознание», «Окружающий мир», вторая ступень – 7–9-е классы, это базовый курс физики. Он призван обеспечить непрерывность и преемственность естественного образования при переходе к изучению физики, биологии, химии, физической географии в основной школе. Хотелось бы, чтобы после изучения этого предмета были сформированы такие умения, которые являются общими для других дисциплин образовательной области «Естествознание».

К ним относятся умения: проводить простейшие наблюдения и описывать их, проводить прямые измерения величин с помощью часов, линеек, мензурок, весов и т.п., проводить простейшие опыты, выявлять закономерности наиболее распространенных явлений природы, соблюдать разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозировать последствия неправильного поведения.

В связи с этим возникает ряд проблем.

Во-первых:  в 5-м классе на уроках биологии и географии ученики изучают  сложные вопросы, такие как химический состав клетки (органические и неорганические вещества);  различные виды движения, и силы (включая подъёмную силу, действующую на крыло птицы), давление, в том числе атмосферное, конвекционные потоки. Однако программа ни одного из интегрированных курсов не обеспечивает формирования понятийного базиса. Кроме того, имеет место годовой перерыв до изучения физики в 7-м классе. Всё это мешает формированию единой естественнонаучной картины мира, раскрытию общности методов исследования, применяемых в естественных науках. В результате интерес к предметам естественно - научного цикла падает.

Во-вторых, чтобы открыть в старшей школе класс профильного изучения физики, необходимо, чтобы учащиеся не только выбрали этот профиль (а для этого необходим стойкий интерес к предмету), но и могли освоить предмет на выбранном уровне. При традиционном изучении физики в 7-м классе «с нуля» учителю приходится осваивать с детьми помимо всего прочего общие учебные и простейшие методологические умения. А ведь все эти умения и навыки могут быть сформированы уже в 5–6-м классах при изучении пропедевтического курса физики, тем более что на их усвоение времени отводится гораздо больше – целых два учебных года.

И наконец, пропедевтический курс, основанный на физическом материале, обладает рядом

преимуществ перед другими с точки зрения приобщения ребёнка к миру физической реальности.

Потому что мы сами утверждаем, что «законы физики – наиболее простые и наиболее общие законы

природы – лежат в основе более сложных законов природы».

Рабочая программа учебного предмета «Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия» разработана для обучающихся 5-6 классов (профильных  классов по введению ФГОС). Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа), авторской программы А.Е.Гуревича «Физика и химия. 5–6 класса».  «Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.  7-11 класс/сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.: Дрофа,2008». Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых учащимися.

             В курсе физики все основные явления, законы и понятия рассматриваются неоднократно, каждый раз на новом уровне глубины изложения материала. В 5 классе курс физики только начинается, поэтому физические явления изучаются на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применения этих законов в технике и повседневной жизни. При этом необходимо большое внимание уделять знакомству учащихся с современными достижениями науки и техники для формирования у них целостной картины окружающего мира.

Цель данного курса «Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия»:

  • подготовка к сознательному усвоению системного курса физики;
  • познакомить с языком и методом физического познания;
  • создать ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора профиля обучения;
  • способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их  к систематическому изучению курса физики на последующих этапах.

Изучив курс «Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия» ученики получат представление о некоторых законах физики, смогут объяснить с научной точки зрения основные природные явления, научатся обращаться с простейшими техническими устройствами.

 В пятом классе школьники знакомятся с механическими явлениями, учатся описывать наблюдения и анализировать явления, выявить закономерности. Курс максимально способствует усвоению приемов обобщения учебного материала средствами таблиц и структурно-логических схем.

В программу включены основные физические понятия и законы в ознакомительной форме. Преимуществом данной программы является большое количество демонстрационных и лабораторных экспериментов. На ранних этапах физического образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира. Формируются первоначальные представления о научных методах познания, развиваются способности к исследованию, умение наблюдать явления природы, планировать и проводить опыты.

В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий для работы в классе и дома, а также лабораторные работы на весь урок.

Учащиеся делают самостоятельные выводы о необходимости использования измерительных приборов, осваивают приемы получения информации и обработки результатов.

Формируются первые представления о физических величинах и способах их измерений. Школьники знакомятся с простейшими физическими приборами: мензуркой, динамометром, весами. При изучении темы электрические явления: амперметром, вольтметром, элементами электрической цепи. В световых явлениях – линзы ит.д.

Уроки в данных классах проводятся в различных формах: беседа, рассказ учителя, интеллектуальные игры, решение задач, лабораторные и контрольные работы. Для решения познавательных задач учащиеся учатся использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

В процессе обучения  дети осваивают умения участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.

Возрастные особенности учащихся учитываются выбором данного учебника. Учебник красочно и занимательно оформлен, содержит много вопросов для закрепления материала и рекомендации по выполнению лабораторных работ. Рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комплекса. В тетрадь включены вопросы и расчетные задачи, а также экспериментальные задания и лабораторные работы. Пособие предназначено для организации самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала, а также для закрепления и проверки полученных знаний.

В настоящее время, когда идет сокращение часов физики в средней школе, важно, что в седьмой класс дети приходят уже подготовленные. Это позволяет перестроить программу, углубив ее и расширив, и не только в седьмом, но и последующих классах.

Изучение тематики данной программы направлено на решение следующих задач:

  • ознакомление учащихся 5-6 класса с широким кругом явлений физики, которыми они сталкиваются в повседневной жизни;
  • формирование первоначального представления о научном методе познания;
  •  развитие способности к исследованию;
  • формирование первых представлений о физических величинах и способах их измерения;
  • формирование умения пользоваться простейшими измерительными приборами: измерительным цилиндром, динамометром, рычажными весами;
  •  подготовка учащихся к систематическому изучению курсов физики на последующих этапах обучения;
  •  умение воспринимать, перерабатывать учебную информацию (теоретическую и экспериментальную);
  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания их в нестандартных ситуациях;
  • наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки;
  • формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
  • развитие коммуникативных умений работать в парах и группе;
  • овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для изучения курса физики;
  • создание условий для развития устойчивого интереса к физике,  к решению задач;
  • развитие обще-учебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач;
  • развитие коммуникативных умений работать в парах и группе;
  • показать практическое применение законов физики через решение экспериментальных задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

         Реализация указанных задач достигается в результате освоения содержания программы.

Программа 5 класса состоит из пяти разделов: «Введение», «Тела и вещества», «Взаимодействие тел» и «Механические явления» и «Тепловые явления».

Программа  6 класс состоит из  двух разделов: « Физические явления», «Человек и природа».

 С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрены  фронтальные лабораторные работы, простые опыты и изготовление ряда самодельных приборов.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Данный предмет введен как пропедевтический курс и его основной задачей является дать понятие наиболее распространенным явлениям природы. Программа разработана на 1 час в неделю в 5-6 классах. Общее число часов по предмету 68ч.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, возможности учета местных условий.

       4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностными результатами обучения физике, в основной школе являются:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общественной культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственности, бережного отношения к окружающей среде.

Средством развития личностных результатов в 5-6 классе служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению физики;
  • формирование  основ научного мировоззрения и физического мышления;
  • воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
  • Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
  • Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
  • Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.
  • Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
  • Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать  правила информационной безопасности.
  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов; 
  • воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
  • использование для познания окружающего мира различных естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • освоение приемов исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
  • Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
  • Различать в письменной и устной речи мнение (свою точку зрения), доказательства (аргументы, факты),  гипотезы, аксиомы, теории.
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация лабораторных  работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Требования к подготовке учащихся по предмету совпадает  с требованиями ФГОС и примерной программой по предмету.

Требования к уровню подготовки учащихся, изучающих пропедевтический курс физики:

Знания. К концу изучения курса учащиеся должны иметь первые представления о физических явлениях, ознакомиться с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, знать устройство атома. Комплекс прикладных знаний объединяет описание различных технологий, устройство и принципы действия элементарных приборов и технических устройств, описание ведущих отраслей техники, где используются законы физики. В процессе изучения курса у учащихся формируются экологические знания: способы взаимодействия человека с окружающей средой. Учащимся необходимо  знать/понимать общие понятия естествознания:

  1. метод;
  2. наблюдение;
  3. опыт;
  4. теория;
  5. наука;  
  6. дискретное строение вещества, непрерывность движения частиц.

Умения. После изучения пропедевтического курса у учеников должны быть сформированы общие учебные умения:  

Основные общеучебные умения учащихся

Учебно-информационные умения:

  • проводить информационно-смысловой анализ текста, схемы, диаграммы;
  • проводить наблюдения, описывать их, делать надписи к рисунку, выводы;
  • составление плана рассказа по тексту(РУУД):
  • устно описывать объект наблюдения по плану.

Учебно-интеллектуальные умения (ПУУД):

  •  объяснение общей структуры определения;
  • конструирование определений;
  • формирование умения давать определения понятиям;
  • сравнивать объекты, факты, явления,
  • выделять главное существенное;
  • умение проводить обобщение,  ограничение, конкретизацию понятий;
  • умение абстрагирования от конкретного образа;
  • умение разделять процесс на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи;

Логические умения:

  •  уяснение смысла предложений, дописывать немые схемы и недописанные предложения;
  • умение проводить обобщение при заполнении схемы

Учебно-организационные умения (РУУД):

  •  умение планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий; сравнивать полученные результаты; правильно оформлять и вести тетрадь;
  • умение работать по инструкции;
  • умение сравнивать полученные результаты, формулировать выводы;

Учебно-познавательные умения:

  • умения конструирования простейших приборов для проведения исследования;
  •  умение составить план ответа, умение доказывать и пользоваться научным языком (РУУД);
  • умение моделировать.

Навыки. При изучении пропедевтического курса физики ученики овладевают способами следующих видов деятельности:

познавательной – работа с учебником и дополнительной литературой, восприятие (восприятие пространства, оценка расстояний, пространственных размеров тел; восприятие времени), наблюдение и проведение экспериментов (КУУД);  

практической – работа с приборами и принадлежностями, измерения, решение задач, проведение экспериментов;

организационной – планирование различных видов деятельности (РУУД);

оценочной – оценка значимости и ценности информации, экологического состояния окружающей среды, безопасности технологических процессов, значений физических величин (РУУД).

В результате изучения курса ученик должен:

  • проводить простейшие наблюдения и описывать их(КУУД);
  • планировать проведение простейших опытов и исследований (РУУД);
  • проводить простейшие прямые измерения при помощи измерительных приборов (ПУУД);
  • выявлять закономерности наиболее общих и наиболее распространённых явлений природы (ПУУД);
  • осознанно использовать закономерности явлений в повседневной жизни (ПУУД, РУУД);
  • соблюдать разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозировать последствия неправильного поведения (РУУД и КУУД).

Предметными результатамиобучения физике в основной школе являются:

- формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания и международного научного сотрудничества;

- приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

- овладение научным подходом к решению различных задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

- овладение приемами работы с информацией физического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, табличных данных, фотографий и др.);

- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач;

- понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

- осознание необходимости в применении достижений физики и технологий для рационального природопользования;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, формирование представлений об экологических последствиях выбросов вредных веществ в окружающую среду.

В результате изучения предмета «Физика» обучающийся научится:

  1. Механические явления:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, плавание тел;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда;

• решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, плотность вещества, давление); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни: для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

         • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

•  разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

  1. Тепловые явления:

• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, различные способы теплопередачи;

• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физическую величину -температура;

• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы;

• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении: с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

•  разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях.

  1. Электрические и магнитные явления:

• распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, взаимодействие магнитов;

• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы;

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни  для обеспечения безопасности: при обращении с приборами, и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

•  разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях.

  1. Световые явления. Механизмы. Работа. Энергия. Человек и природа:

• распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: отражения и преломления, затмения солнца илуны, получение изображений с помощью тонкой линзы; работа с рычагом и блоками;  

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания осветовых явлениях и механизмах в повседневной жизни  для обеспечения безопасности при работе с простыми механизмами, при долговременном нахождении на солнце

• приводить примеры практического использования физических знаний о механизмах и использовать на практике простые механизмы

•  определять влажность воздуха и объяснить ее роль для жизнедеятельности человека,

применять полученные знания для решения физических задач на расчет механической работы;

Предметными результатами изучения данного курса«Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия»  в 5-6 классе являются следующие умения:

  1. Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:
  •  различать экспериментальный и  теоретический способ познания природы;
  • характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

  1. Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:
  • оценивать абсолютную погрешность  измерения, применять метод рядов;
  • проводить измерение силы тяжести, силы упругости,  силы трения; наблюдение зависимости давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты  столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение,
  1. Диалектический метод познания природы:
  • обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.
  1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей:
  • разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения  силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон Паскаля, существование выталкивающей силы.
  1. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:
  • определять цену деления  измерительного прибора;
  • измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;
  •  на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел;
  • применять  законы отражения и преломления;
  •  уметь различать электрические и магнитные явления;
  • применение простых механизмов.

5. Содержание тем учебного модуля.

        Содержание учебного предмета соответствует Федеральному  государственному образовательному стандарту основного общего образования.

        В данной части программы определена последовательность изучения учебных тем в соответствии с задачами обучения.  Указан минимальный перечень демонстраций, проводимых  учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых учениками.

5 класс - 34ч (1ч в неделю)

6 класс - 34ч (1ч в неделю)

В программе 5 класса  рассмотрены следующие темы:

Тема №1. Введение (6ч).

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы. Физика  - наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим   химическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка. Единицы измерений величин, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования.

Лабораторные  и демонстрационные работы:

  1. Знакомство с лабораторным оборудованием.
  2. Знакомство с измерительными приборами.
  3. Определение размеров физического тела.
  4. Измерение объема жидкости и емкости сосуда с помощью мензурки.
  5. Измерение объема твердого тела.

В результате изучения темы «Введение» обучающиеся должны знать понятия:

  1. Природа живая и неживая, явления природы;
  2. Тела и вещества;
  3. Приводить примеры физических (механических, тепловых, световых, электромагнитных) явлений;
  4. Знать методы исследования природы (наблюдение, опыт, теория).

Обучающиеся должны уметь:

  1. Вычислять цену деления шкалы измерительного прибора;
  2. Измерять размеры тела (длину, ширину, высоту);
  3. Измерять объём жидкости и тела с помощью мензурки.

Тема №2. Тело и вещество(6ч.)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы. Температура. Термометры.Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойства твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Плотность вещества.

Лабораторные  и демонстрационные работы:

  1. Наблюдения тел и веществ.
  2. Сравнение физических тел по их характеристикам.
  3. Наблюдение воды в различных состояниях.
  4. Измерение массы с помощью рычажных весов.
  5. Определение плотности вещества.
  6. Наблюдение делимости вещества.
  7. Наблюдение явления диффузии.

В результате изучения темы «Тела и вещества» обучающиеся должны знать:

  1. Характеристики тел и веществ (форма, цвет, объём, запах);
  2. Характеристики состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное);
  3. Правила измерения массы тела на рычажных весах;
  4. Понятие массы, температуры тела;
  5. Строение вещества (молекула, атом, ион), строение твёрдых тел, жидкостей и газов, основные свойства веществ;
  6. Строение молекул водорода, кислорода и воды;
  7. Знать определение плотности вещества.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Измерять массу и температуру тела, плотность вещества;
  2. Решать простые задачи на расчёт плотности, объёма и массы вещества;
  3. Описывать основные особенности состояния твёрдых тел, жидкостей и газов (сохраняют ли объём, форму);
  4. Пользоваться таблицей Менделеева для определения заряда ядра атома.

Тема №3. Взаимодействие тел (10ч).

           Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие. Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы. Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюсы магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов. Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление. Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

Лабораторные  и демонстрационные работы:

  1. Измерение силы с помощью динамометра.
  2. Наблюдение зависимости инертности от массы тела.
  3. Наблюдение электризации различных тел и их взаимодействия.
  4. Изучение свойств магнита.
  5. Изучение трения.
  6. Наблюдение различных видов деформации.
  7. Исследование зависимости силы упругости от деформации.
  8. Изучение зависимости давления от площади опоры.
  9. Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.
  10. Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения.
  11. Исследование действия жидкости на погруженное в нее тело.
  12. Выяснение условия плавания тел в жидкости.

В результате изучения темы «Взаимодействие тел» обучающиеся должны знать:

  1. Определения сил тяжести, упругости, трения, силы всемирного тяготения; направление и проявления этих сил, точки приложения;
  2. Определение электрических и магнитных сил;
  3. Деформации в природе и технике;
  4. Условия плавания тел в жидкости;
  5. Формулы для вычисления силы тяжести, давления твёрдого тела на опору;
  6. Единицы силы, давления;
  7. Закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов;
  8. Применение сообщающихся сосудов.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Измерять силы динамометром;
  2. Измерять силу, выталкивающую тело из жидкости;
  3. Изображать силы на чертеже;
  4. Решать простые задачи на расчёт давления и силы тяжести по известным формулам;
  5. Объяснять причины падения тел на Землю и плавания тел в жидкостях.

Тема № 4. Механические явления(6ч).

Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике. Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения. Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание – необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

                  Лабораторные и демонстрационные работы:

  1. Наблюдение относительности механического движения.
  2. Измерение пути и времени движения.
  3. Измерение скорости движения.
  4. Наблюдение источников звука.

          В результате изучения темы «Механические явления» обучающиеся должны знать:

  1. Понятия механического движения, траектории, пройденного пути, скорости, времени движения;
  2. Относительность движения;
  3. Источники звука, явление отражения звука;
  4. Формулы для расчёта скорости, пути и времени движения.

   Обучающиеся должны уметь:

Решать простые задачи на расчёт пройденного пути, скорости и времени равномерного прямолинейного движения по известным формулам.

Тема №5. Тепловые явления (4ч).

          Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике.Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой. Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация. Теплопередача.

          Лабораторные и демонстрационные работы:

    1. Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.

    2.  Наблюдение изменения объема тела при нагревании и охлаждении.

    3. Нагревание стеклянной трубки. Отливка игрушечного солдатика.

    4. Наблюдение испарения и конденсации воды.

    5. Разметка шкалы термометра.

    6. Наблюдение теплопроводности различных веществ.

         В результате изучения темы «Тепловые явления» обучающиеся должны знать:

  1. Понятия теплового  явления,  плавления, отвердевания, испарения, конденсация;
  2. Изменение объёма тел при нагревании (охлаждении);
  3. Виды  и способы теплопередач;
  4. Зависимости скорости диффузии от температуры;
  5. От чего зависит скорость испарения жидкости.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться термометром

Резервное время 2 ч.

В программе 6 класса  рассмотрены следующие темы:

Раздел №1. Физические явления (15 ч).

        Тема №1.  Электромагнитные явления (8 ч).        

Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр. Ампер — единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток. Напряжение. Вольтметр. Вольт — единица измерения напряжения. Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства). Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения. Действия тока. Тепловое действие тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели.

Лабораторные работы и опыты

1.Последовательное соединение.

2.Параллельное соединение.

3.Наблюдение различных действий тока.

4.Сборка простейшего электромагнита.

5.Действие на проводник с током.

В результате изучения темы «Электромагнитные явления» обучающиеся должны знать:

1.Понятия электрического тока, напряжения, электрической силы;

2.Основные виды источников тока;

3.Основные элементы электрической цепи;

4.Законы последовательного и параллельного соединения проводников;

5.Действия электрического тока (тепловое, магнитное, химическое);

Обучающиеся должны уметь:

1.Собирать цепи по схемам;

2.Чертить схемы по предложенным цепям;

3.Изучать последовательное и параллельное соединения проводников.

Тема №2. Световые явления 7(ч).

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др. Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала. Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка. Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал). Глаз и очки. Разложение белого света в спектр. Радуга.

Лабораторные работы и опыты

1.Свет и тень.

2.Отражение света зеркалом.

3.Наблюдение отражения света в зеркале.

4.Получение изображения в плоском зеркале.

5.Наблюдение за преломлением света.

6.Наблюдение изображений в линзе.

7.Наблюдение спектра солнечного света.

8.Наблюдение физических явлений.

В результате изучения тем «Световые явления» обучающиеся должны знать:

1.Явления отражения и преломления света;

2.Зеркала и их применение;

3.Свойство линз, оптические приборы, очки, глаз;

4.Понятия цвета, светового луча, дисперсии;

5. Законы преломления и отражения.

Обучающиеся должны уметь:

1. Наблюдать за преломлением света;

2.Измерять фокусное расстояние линзы;

3.Наблюдать и строить изображения, даваемые  линзой;

4.Изготавливать камеру-обскуру;

5.Строить преломленные и отраженные лучи.

Раздел №2. Человек и природа (15ч).

Тема №3. Земля-планета солнечной системы (3 ч).

Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце. Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Луна — спутник Земли. Фазы Луны. Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астролябия, телескоп. Исследования космического пространства. К. Э. Циолковский, С. П. Королев — основатели советской космонавтики. Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции.

В результате изучения тем «Земля – планета Солнечной системы» обучающиеся должны знать:

1.Строение Солнечной системы;

2.Понятие созвездия;

3.Названия созвездий;

4.Причину солнечных и лунных затмений.

Обучающиеся должны уметь:

Изготавливать астролябию и определять с её помощью высоту звёзд.

Тема №4. Земля- место обитания человека (3 ч).

Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния.

Лабораторные работы и опыты

1.Измерение атмосферного давления барометром.

2.Изготовление гигрометра.

В результате изучения тем «Земля – место обитания человека» обучающиеся должны знать:

1.Строение Земли (литосфера, гидросфера, мантия, ядро);

2.Строение атмосферы, понятие влажности.

Обучающиеся должны уметь:

1.Измерять влажность воздуха;

            2.Пользоваться психрометром.

Тема №5. Человек дополняет природу. Взаимосвязь человека и природы. (9 ч)

Механизмы. Механическая работа. Энергия.  Механизмы — помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.

Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль — единица измерения работы.

Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.

Лабораторные работы и опыты

1.Изучение действия рычага.

2.Изучение действия простых механизмов.

3.Вычисление механической работы.

В результате изучения тем «Человек дополняет природу» обучающиеся должны знать:

1.Понятие простых механизмов и их практическое применение;

2.Понятие света и тени, энергии;

3.Источники энергии;

4.Понятие тепловых двигателей (двигатель внутреннего сгорания).

Обучающиеся должны уметь:

1.Определять  условие равновесия рычага;

2.Работать с неподвижным блоком.

Резервное время 4ч

Формы и средства контроля

  • устный опрос
  • фронтальный опрос
  • диктант
  • самостоятельная работа
  • практическая работа
  • лабораторная работа
  • контрольная работа
  • зачет        
  • тест
  • домашние контрольные работы
  • взаимоконтроль
  • головоломки, ребусы, кроссворды
  • защита творческих работ и проектов

В работе возможны следующие виды деятельности:

  • выполнение лабораторных работ;
  • домашние самостоятельные исследования;
  • составление и решение  задач как расчетного, так и оценочного характера;
  • составление таблиц;
  • устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
  • работа в группах и защита проектов;
  • работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами Internet.

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

                        Рекомендации по оснащению кабинета физики в основной школе для обеспечения учебного процесса.

                Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельного подхода. Деятельный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования по физике для основной школы.

Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы. Система демонстрационных опытов при изучении физики в основной школе предполагает использование, как классических аналоговых измерительных приборов, так и современных цифровых средств измерений.

             В кабинете физики необходимо иметь:

- противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;

- инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

         В зависимости от имеющегося в кабинете типа проекционного оборудования он (кабинет) должен быть оборудован системой полного и частичного затемнения.

          Кабинет физики должен иметь специальную смежную комнату – лабораторию для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.

 Кабинет физики кроме того, должен быть также оснащен:

- комплексом технических средств обучения, компьютером с мультимедийным проектором и интерактивной доской;

- учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);

- картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;

- комплексом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.

УМК  включает:

1.Гуревич, А.Е. «Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия»5-6 классы». Учебник  для  общеобразовательных учреждений./ Авторы А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л. С. Понтак.  М.: Дрофа, 2013г.

      2. Методическое пособие «Физика. Химия».5-6 классы. Авторы А. Е. Гуревич, Д.А.Исаев, Л. С. Понтак.

      3. Рабочая тетрадь «Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия»».5 и 6 класс. Авторы А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л. С. Понтак. М.: Дрофа, 2013г.

Средства обучения

  • Ноутбук
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска;
  • Классная доска;
  • Принтер;
  • Звуковоспроизводящие колонки;
  • Демонстрационное оборудование;
  • Лабораторное оборудование;
  • Наглядные таблицы  по разделам физики;
  • Портреты выдающихся физиков;
  • ЦОР; ЭОР
  • Демонстрационный материал с использованием ИКТ (презентации);
  • Открытая физика (полный интерактивный курс физики – мультимедийный, интерактивные модели);
  • CD-ROM «КИМ школа»;
  • CD-ROM «Электронно-наглядные»…..


Список литературы

Литература для учащихся

  1. Гуревич, А.Е. «Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия»5-6 классы». Учебник  для  общеобразовательных учреждений./ Авторы А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л. С. Понтак.  М.: Дрофа, 2013г.
  2. Рабочая тетрадь «Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия»».5 и 6 класс. Авторы А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л. С. Понтак. М.: Дрофа, 2013г.
  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М. Просвещение, 1973.
  4. Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. – М., Наука, 1985.
  5. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Под ред. В.А.Володина – М., Аванта+, 2002.
  6. Энциклопедический словарь юного физика. Сост. В.А.Чуянов. – М., Педагогика, 1991.

Литература для учителя

  1. Примерная основная образовательная  программа образовательного учреждения. Основная школа. Е. С. Савинов. - М.:Просвещение,2011.(Стандарты второго поколения).
  2. Примерные программы по учебным предметам. Физика7-9 классы. Естествознание. 5 класс.- М.: Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения).  
  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11класс. В. А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа,2010.
  4.  Фундаментальное ядро содержания общего образования. В.В. Козлов, А. М. Кондакова- М.: Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения).
  5. Балашов М.М. О природе. – М., Просвещение, 1991.
  6. Блудов М.И. Беседы по физике. – М., Просвещение, 1964.
  7. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога.– М., Наука, 1986.
  8. Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике. – М., Просвещение, 2000.
  9. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М., Просвещение, 1989.
  10. Елькин В.И.Оригинальные уроки физики и приемы обучения.– М., Школа-Пресс, 2000.
  11. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. – М., Просвещение, 1988.
  12. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. – М., Просвещение, 1977.
  13. Фадеев Г.А. Физика и экология. – Волгоград, 2003.

2014 г.



Предварительный просмотр:

Каминскас З.И. «Физика 5 класс. ФГОС. КТП»

Календарно - тематическое планирование (5 класс «Физика»)

Календарные сроки №-№ недели

№/№

 уроков

Тема

(раздел)

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся/

Формы контроля

Направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Освоение предметных знаний

(базовые понятия)

Универсальные учебные действия

1-6

1-6

Введение

Природа живая и неживая, явления природы. Тела и вещества. Приводить примеры физических (механических, тепловых, световых, электромагнитных) явлений. Методы исследования природы (наблюдение, опыт, теория). Измерительные приборы, лабораторное оборудование Цена деления шкалы измерительного прибора. Правила технической безопасности.

познавательные:

работа с учебными моделями, использование общих схем при  выполнении лабораторной работ, умение проводить обобщение при заполнении схемы,  сравнивать объекты, факты, явления,

регулятивные:

организация  рабочего места для работы, выбор необходимого лабораторного и измерительного оборудования, планировать проведение простейших опытов и исследований

коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение умением общаться, не создавая конфликтов, умение  излагать  своё мнение. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Виды деятельности.

проводить простейшие наблюдения и описывать их.

различать экспериментальный и  теоретический способ познания природы. Составление таблиц

Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ.

Выполнять измерения.

Пояснять правила безопасного труда.

Формы контроля.

устный опрос;

проверочная работа по  рабочей  тетради, лабораторная работа, контрольная работа.

Творческий проект «Описать один из видов физических явлений»

Используемые среды:

 Paint;

PowerPoint.

7-16

7-16

Тело и вещество

Характеристики тел и веществ (форма, цвет, объём, запах). Характеристики состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное). Правила измерения массы тела на рычажных весах. Понятие массы, температуры тела. Строение вещества (молекула, атом, ион), строение твёрдых тел, жидкостей и газов, основные свойства веществ. Строение молекул водорода, кислорода и воды. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Явления смачивания. Понятие испарения. Понятие и определение плотности вещества. Формулы  определения плотности вещества, массы  и объема тел.

познавательные:

обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни: измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей

регулятивные: планировать проведение простейших опытов и исследований, умение сравнивать полученные результаты, формулировать выводы, формирование умения давать определения понятиям, организация  рабочего места для работы, умение планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий; сравнивать полученные результаты; правильно оформлять и вести тетрадь;

коммуникативные: 

соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация лабораторных  работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения, овладение умением общаться, не создавая конфликтов.

Виды деятельности.

Проводить простейшие наблюдения и описывать  их.

различать экспериментальный и  теоретический способ познания природы, составление и решение  задач как расчетного, так и оценочного характера;

Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ.

Выполнять измерения.  Изготовление моделей молекул.

Формы контроля.

устный опрос;

проверочная работа по  рабочей  тетради, лабораторная работа, физический диктант,  самостоятельная и контрольная работа, защита проектов

 Исследования в домашних условиях. Исследовательский проект «Диффузия в живой природе».

Экспериментальный проект «Определение скорости испарения воды».

«Исследование суточных колебаний температуры тела человека». 

Используемые среды:

 Paint;

PowerPoint + Фотовыставка.

17-29

17-29

Взаимодействие тел

 Обозначение и единица определения силы. Определения сил тяжести, упругости, трения, силы всемирного тяготения; направление и проявления этих сил, точки приложения. Определение электрических и магнитных сил. Взаимодействие зарядов.   Виды деформации. Деформации в природе и технике. Условия плавания тел в жидкости. Понятие выталкивающей силы, закон Архимеда. Формулы для вычисления силы тяжести, давления твёрдого тела на опору. Единицы силы, давления. Закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов

познавательные: 

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков, приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез (при ведении понятия выталкивающей силы), Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия (при изучении видов сил). Разрешать учебную проблему при введении понятия плотности вещества, анализе причин возникновения  силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон Паскаля, существование выталкивающей силы. Освоение приемов исследовательской деятельности.

регулятивные: 

соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

коммуникативные:

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, проводить  наблюдения, оформлять результаты, овладение умением общаться, не создавая конфликтов, умение  слушать  собеседника, излагать  своё мнение.

выполнение лабораторных работ;

домашние самостоятельные исследования;

составление и решение  задач как расчетного, так и оценочного характера;

составление таблиц;

устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

Формы контроля

устный опрос;

проверочная работа по  рабочей  тетради, лабораторная работа, физический диктант,  самостоятельная и контрольная работа, защита проектов.

Исследовательский проект « Условия плавления тел ».

«Физические опыты в домашних условиях».

Используемые среды:

 Paint;

PowerPoint + Фотовыставка.

30-34

30-34

Физические явления  

Относительности механического движения. Виды механического движения  Понятия траектории, пройденного пути, скорости, времени движения. Источники звука, явление отражения звука. Формулы для расчёта скорости, пути и времени движения.

познавательный:

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации, Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков. Освоение приемов исследовательской деятельности.

регулятивные:

по  определению  разных видов

движения, составление плана выполнения  организация  рабочего места для работы;

 сравнение приёмов работы эксперимента, выбор необходимого оборудования,  оценивание работы по заданным критериям. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели. Умение составить план ответа, умение доказывать и пользоваться научным языком

коммуникативные:

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Различать в письменной и устной речи мнение (свою точку зрения). Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов,  работа с приборами и принадлежностями, измерения, решение задач, проведение экспериментов; работа с учебником и дополнительной литературой, оценка значимости и ценности информации, экологического состояния окружающей среды, безопасности технологических процессов, значений физических величин

Экспериментальный проект «Определение  скорости движения человека».

Творческий проект «Как уменьшить звуковое загрязнение в школе».

Используемые среды:

 Paint;

PowerPoint + Фотовыставка

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 классы (ФГОС СОО).

Рабочая программа составлена на основе: — требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО), представленных в Федеральном государственном...

Рабочая программа по физике для 7 класса( ФГОС)

Данная программа разработана на основе основных пребований ФГОС по физике в 7 классе...

Рабочая программа по физике 7-9 класс ФГОС

Рабочая программа по физике 7-9 класс ФГОС...

Рабочая программа по физике 7-9 класс. ФГОС

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по физике 7-9 классы ФГОС Перышкин А.В., Филонович Н.В., Гутник Е.М.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физике ООО, ФГОС ООО, рабочей программы по физике 7-9 классы. Авторы Перышкин А.В., Филонович Н.В., Гутник Е.М....

Рабочая программа по физике для 8 класса ФГОС

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и КТП....

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...