Формирование УУД на уроках физики
статья по физике на тему

Захарова Наталья Владимировна

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

• уметь самостоятельно приобретать знания;

• применять их на практике для решения разнообразных проблем;

• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке физики

Актуальность:

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

• уметь самостоятельно приобретать знания;

• применять их на практике для решения разнообразных проблем;

• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Цель:активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях.

Задача: воспитание личности, человека, умеющего анализировать, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.

Решение данной задачи вижув освоении и применении на своих уроках новых технологий и интерактивных средств обучения, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьника, способствующих ученику самому открыть путь к познанию.

Согласно ФГОС метапредметными  результатами обучения физики в основной школе являются Универсальные Учебные Действия, т.е. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. Всё это находит отражение в исследовательской  деятельности ученика.

В курсе основной школы происходит знакомство с физическими явлениями. В старшей - с физическими теориями в рамках учебного предмета «физика». Поэтому основной упор необходимо делать на эмпирический метод изучения явлений и организацию деятельности учащихся на уроке.

Сейчас учащиеся должны владеть не только частными практическими умениями, но и общими представлениями о проведении наблюдений и опытов (от постановки целей до формулировки вывода).

         Возрастает значение фронтального учебного  эксперимента, в том числе и используемого  при изучении нового материала.

Введение некоторых физических величин, характеризующих свойства тел или явлений, непосредственно через ученический эксперимент при  специальной организации деятельности учащихся, позволяет решать ряд задач, таких как:

 - формирование умений проводить наблюдения, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;

  - формирование умений представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  - знакомство с методом научного познания и методами исследования явлений и объектов природы и развитие теоретического мышления (от экспериментальных фактов к моделям и гипотезам, а затем и к выводу законов);

  - формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

 А также при таком подходе   учащиеся становятся в некотором смысле первооткрывателями.  Здесь уместна известная китайская мудрость: «Услышал - и забыл, увидел - и запомнил, сделал - и понял».

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Виды универсальных учебных действий:

1) личностные;

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

  • Личностными результатамиобучения физике являются:
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретений новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Регулятивные универсальныеучебные действия.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей деятельности. К ним относятся:

Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,  что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в планов  и способ действия в случае расхождения эталона.

Оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

         Регулятивные универсальные учебные действия можно формировать при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Общеучебные УУД включают:

  • - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
  • - поиск и выделение необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • - структурирование знаний;
  • - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • - смысловое чтение как осмысление цели чтения и вывод вида чтения в зависимости от цели;
  • - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
  • - действие со знаково- символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Общеучебные УУД на уроках физики предусматривает:

- формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

Универсальные логические действия

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д).

- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации.

- анализ- выделение элементов, расчленение целого на части;

- синтез- составление целого из частей;

- классификация- отношение предмета к группе на основе заданного признака;

- обобщение- генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- доказательство- установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

- установление аналогий.

Коммуникативные универсальные действия

 обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами  коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Важное  значение  имеет фронтальный учебный  эксперимент, в том числе и используемый   при изучении нового материала

При обучении физике деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, решением экспериментальных задач, качественных и количественных задач, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя. Решение экспериментальных задач формирует умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т. е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и осознанно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий. Оценка успешности решения задач может быть основана на следующих критериях:

адекватность преобразования текста задачи в графическую модель с представлением условий задачи;

адекватность оставления знаковой модели, в которой физическая формула должна соответствовать графической схеме;

правильность вычислений;

выполнение проверки результатов.

  Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают  следующие умения:

умение выбирать средства для организации своего поведения;

 умение помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;

 умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу;

умение предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки;

умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент;

 умение тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

 Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению математических и физических понятий. Конкретизируем содержание УУД, которые формируются на уроках физики и математики.

 Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода. Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий. Главное, учитель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель - ученик», «ученик - ученик»), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора.

4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.

5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

 И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация формирования знаний на уроках физики в профтехучилище.

Сегодня каждое уважающее себя общество считает своим долгом уделять особое внимание физической науке и физическому образованию. Объясняется это тем, что именно физика как ведущая дисциплина помогает п...

Формирование УУД на уроках физики

Практико-значимый проект...

Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через формирование УУД на уроках физики

Итоговая работа  по программе "Модернизация региональной системы образования " и "Развитие профессиональных компетенций работников образования"...

Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»

Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....

Формирование УУД на уроках физики

Самостоятельная работа учащихся над печатным текстом развивает их активность  и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания осознанно....

Методы и способы формирования УУД на уроке физики.

Методы и способы реализации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики.План-конспект урока физики в 8 классеТема: Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока ...

«Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроке физики»

В работе рассмотрена система деятельности педагога по формированию УУД на уроках физики. В свете модернизации Российского образования от педегога требуется изменить своё отношение к преподаванию предм...